Развитие чувства ритма у детей с зпр

Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР
материал по музыке

Мастер — класс музыкального руководителя «Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР»

Скачать:

Вложение Размер
vzaimosvyaz_dvizheniya_muzyki_i_slova_v_korrektsii_rechevyh_i_motornyh_narusheniy_u_doshkolnikov_s_zpr.docx 23.6 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции

речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР

В последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что количество «особых» детей постоянно увеличивается год от года. В компенсирующую группу поступает все больше детей, имеющих более отягощенные формы задержки развития. Все чаще приходят дети, у которых прослеживается наряду с общей соматической ослабленностью, некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движения. Дети испытывают трудности ориентирования в пространстве. Почти у всех детей, поступающих в группу, недостаточная координация пальцев кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Кроме того, все чаще поступают дети с ярко выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, её незрелостью. У таких детей наблюдаются еще и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей с ЗПР является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети с ЗПР не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила её заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Развитие чувства ритма у детей с ЗПР происходит благодаря равномерным, как танцевальным, так и игровым движениям под музыку. Детей можно учить отстукиванию двух и трёхдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Начинать нужно с более простого, двухдольного, размера, затем переходить к отстукиванию трёхдольного. В дальнейшем они уже сами почувствуют эту смену и, соответственно, будут менять способ отстукивания ритма. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений. В работе нужно использовать и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью можно использовать стихи, потешки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определённый ритм речи, развивается речевой слух.

Общая ослабленность и замедленное развитие моторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе у детей с задержкой психического развития (ЗПР), обуславливает некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Таким детям трудно даются многие движения, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. При этом у детей с ЗПР наблюдается речевое недоразвитие помимо недостаточности высших психических функций.

Одним из эффективных методов коррекции недоразвития психических функций и речи является логопедическая ритмика. Она включает в себя занятия, основанные на взаимодействии двигательной деятельности, речевой и музыкальной сфер. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Речь и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что способствует развитию их познавательной деятельности, помогает адаптироваться к условиям внешней среды.

Логоритмика, как средство коррекции, рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или сходным уровнем речевого развития. Однако, следует отметить, что в условиях компенсирующей группы для детей с ЗПР при дошкольных учреждениях комбинированного вида часто обучаются дети с различными диагнозами и уровнем развития речи, что предполагает несколько иной подход к построению логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Поэтому при необходимости перед занятием проводится подготовительная работа: разучиваются упражнения на координацию движений с речью, пальчиковые гимнастики.

Использование музицирования на детских музыкальных инструментах развивает у детей мелкую моторику, формирует чувство ритма, метра, темпа, улучшает память, внимание, а также другие психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения(музыкально-сюжетная игра «Дирижёр и оркестр»).

Музыкально-сюжетная игра «Дирижер и оркестр».

Оборудование: детские стульчики, шумовые и музыкальные инструменты (бубен, треугольник, маракасы и др.).

До начала музыки дети сидят на стульчиках по кругу с шумовыми инструментами в руках. Перед началом упражнения педагог выбирает «дирижера» и выводит его в центр круга, сопровождая словами:

Он назначен дирижером,

Держит весь оркестр в руках.

Без него не начинайте,

Палочкой взмахнет — вступайте!

Звучит музыка в умеренном темпе, ребенок в круге «дирижирует», дети изображают оркестр, отбивая ритм в этом темпе на шумовых инструментах до окончания музыки. После этого они встают и кладут инструменты на стульчики.

Со сменой музыки дети вместе с «дирижером» бегут по внешней стороне круга (за стульчиками). По окончании музыки берут инструменты и садятся на стульчики. Ребенок, не успевший занять место в «оркестре», становится «дирижером».

Развитие чувства музыкального ритма.

Ритмическое упражнение заключается в том, чтобы передать ритм (ритмический рисунок) своего имени. Развиваем координацию между речью и движением, учимся внимательно слушать себя и друг друга.

Дети сидят на стульчиках по кругу и передают ритмический рисунок своего имени различными способами (можно хлопать в ладоши или по щёчкам, цокать, стучать или щёлкать пальцами, стучать по коленям, и т.д.). Постепенно можно усложнять задание: передать ритм (ритмический рисунок) словосочетания и предложения, состоящего из 3-х слов.

Музыкально-ритмическая игра. Развиваем координацию между речью и движением, ориентацию в пространстве, чувство ритма и ансамбля, певческие способности; формируем коммуникативные навыки.

Дети сидят на полу по кругу с деревянной ложкой в правой руке. Поют мелодию и стучат по полу на каждую половинку. На слог «передай», каждый ребёнок перекладывают ложку на пол соседу справа и быстро берёт ту ложку, которая оказалась у него рядом, отстукивая ритм. В следующей части упражнения стучат на каждую четверть.

Музыкально-ритмическое упражнение. Развиваем чувство ритма и ансамбля, певческие способности; формируем коммуникативные навыки.

Дети сидят на стульчиках по кругу, у каждого по две деревянные ложки. Вначале детям предлагается постучать, кто как хочет. После этого, надо друг другу каждому по кругу, «передавать» один стук сначала в правую, а затем в левую сторону. После этого задание усложняется: передать два стука ритмично. Потом можно выполнять упражнение с пением знакомой мелодии.

Музыкальная игра «Оркестр». Развитие координации движения рук, чувство ритма и ансамбля.

Детям раздаётся по два разных инструмента. Дети играют под музыку на инструментах, чередуя их (т.е. разными руками).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается, как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Многообразие средств логопедической ритмики помогает решить следующие задачи: развитие оптико-пространственных, слуховых функций, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекцию эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Источник

Зачем нужна коррекционная ритмика ребенку с задержкой психического развитии
консультация на тему

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к недостаткам развития общей моторики ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
statya_pro_ritmiku.docx 678.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужна коррекционная ритмика

ребенку с задержкой психического развитии

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к недостаткам развития общей моторики ребенка. Если мы приглядимся к детям с задержкой психического развития внимательно, то увидим, что движения ребят резкие, как бы угловатые, плохо координированные. Во время ходьбы перекрестные движения — «левая рука — правая нога» и наоборот — нечеткие и вялые. Дети боятся прыгать со скамейки на землю. При ходьбе по бордюру они плохо удерживают равновесие, падают. Прыгая, как зайцы, им трудно оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно, часто они просто приседают, имитируя подскоки. Изображая аиста, они с трудом удерживают равновесие, стоя на одной ноге. Во время подвижных игр малыши плохо владеют мячом, испытывают трудности при ловле и бросании мяча. Долго не могут научиться ездить на велосипеде, прыгать через скакалку. Преодолеть недостатки физического развития помогает коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика — это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Занятия коррекционной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Постепенно формируются пространственные представления, способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, собранности, самостоятельности и т.д. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Коррекционные игры не только способствуют развитию произвольности движений и поведения, мышления, личностных качеств детей, они вызывают стремление осознать правила игры, дают возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре, тем самым подготавливают ребенка к социализации в обществе.

Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии), направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

1. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. М. Книголюб. 2006.

2. Воронина В.В., Михайлова МЛ. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, Академия развития. 2000.

3. Игнатова Л.В. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. М. Сфера. 2008.

4. Мастюкова Е.М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР. М. Аркти. 2004.

5. Чибрикова-Луговская А Л. Ритмика. М., Дрофа. 1998.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков. Если мы приглядимся к детям с задержкой психического развития внимательно, то увидим, что движения ребят резкие, как бы угловатые, плохо координированные. Во время ходьбы перекрестные движения — «левая рука — правая нога» и наоборот — нечеткие и вялые.

Прыгая, ребенку трудно оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно, приземление происходит жестко, на всю стопу. При подскоках дети не отрывают ног от пола, просто приседают,

имитируя подскоки. Они с

трудом удерживают равновесие, стоя на одной ноге.

Во время подвижных игр малыши часто сталкиваются друг с другом, падают, не могут «вписаться» в поворот. Вместе с взрослыми играя с мячом, они не могут его поймать, каждый раз роняют мяч. Дети с большим трудом учатся прыгать через скакалку, ездить на велосипеде.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к недостаткам развития общей моторики ребенка.

Преодолеть недостатки физического развития помогает коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика — это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям.

Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Занятия коррекционной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Постепенно формируются пространственные представления, способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,

развиваются двигательные качества — ловкость, сила, выносливость, координация движений и др. Происходит воспитание и развитие чувства ритма. Развивается способности к восприятию музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом. Это приводит к развитию творческих способностей детей.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, собранности, самостоятельности и т.д. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Коррекционные игры не только способствуют развитию произвольности движений и

поведения, мышления, личностных качеств детей, они вызывают стремление осознать правила игры, дают возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре, тем самым подготавливают ребенка к социализации в обществе.

Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии), направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н.

Успех психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития зависит от степени заинтересованности родителей. Для этого необходимо первоначально познакомить родителей .

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития.

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с задержкой психического развитияв старшей группе (второй год обучения) компенсирующей направленности (с методическим.

Источник

Читайте также:  Чувствую запах молока при беременности
Оцените статью