Развитие чувства ритма у детей с овз посредством музыкально ритмических движений

Мастер — класс «Индивидуальная работа по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Познакомить педагогов с методами и приемами работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
moy_master-klass.docx 21.88 КБ
prezentatsiya_k_master-klassu.pptx 1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города Аши Челябинской области

«Индивидуальная работа по развитию чувства ритма

Подготовила: Н.А. Булатова

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов по использованию приемов работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ.

Познакомить участников мастер – класса с методами и приемами работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ.

ОВЗ –это дети с особыми возможностями здоровья. Каждый из специалистов ищет наиболее эффективные методы и приемы работы для получения качественного результата. Вот почему лично меня заинтересовала логоритмика! Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Все это возможно на логоритмических занятиях.

Логоритмика близка детской природе (игра, движение, песня, танец) . Она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.

Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.

Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.

При включении логопедической ритмики в занятия, нужно обязательно соблюдать два основных постулата – это …

— последовательность, то есть постепенное усложнение материала;

— повторяемость материала и четкое произношение доступных по возрасту звуков.

Чувство ритма имеет два основных компонента:

  • темп — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
  • ритмический рисунок – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

В ходе работы над формированием чувства ритма мы используем звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

  • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам) ;
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком) ;
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам) .

И сегодня я вам предлагаю окунуться в мир логоритмики, и попробовать некоторые элементы и упражнения, которые принесут ощутимую пользу детям с ОВЗ.

Начинаем от простого к сложному.

На экране предлагаю вашему вниманию упражнение: «Барабан»

Цель этого упражнения : развитие чувства ритма.

Приготовили свои руки и прохлопываем текст на слайде. Сначала хлопаем на сильные доли.

Мне купили барабан – бам, бам, бам!

Я на нем играю сам – бам, бам, бам!

1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладони.

2. Ритмично ударять кулачком о кулачок.

3. Притопывать двумя ногами.

А теперь усложним задания.

Слайд 10 Упражнение: «Колобок»

Цель этого упражнения: формирование чувства ритма через развитие слухового внимания, работа над слоговой структурой.

Выполняем упражнение по инструкции. В этом упражнении мы не просто хлопаем на каждый слог хлопаем, но еще добавляем хлопки по бокам, притопывание ногами.

Колобок, колобок – по 3 хлопка в каждую сторону,

У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,

Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,

Ты от дедушки ушел – топать ногами на каждый слог.

В упражнении «Дворник» применяются несколько видов движений, что позволяет также отработать быструю переключаемость:

Дворник дверь два дня держал. – качать руками вперед-назад .

Деревянный дом дрожал. – топать ногами.

Ветер дергал эту дверь, — стучать по коленям поочередно.

Дворник думал: это зверь. – потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.

Следующее упражнение с музыкальным сопровождением .

Цель этого упражнения: развитие чувства ритма, слухового и зрительного восприятия, развитие двигательных кинестезий.

Соединяем ритм и музыку без речевого сопровождения с использованием ритмических схем.

Слайд 13, 14, 15, 16, 17

На слайде показана схема. Сначала можно использовать круги разного цвета или размера. Один цвет – обозначает длинный ритм, другой – короткий (также с размером).

Под каждую лексическую тему можно придумать свои ритмические символы: (следы, снежинки и т.д.).

И сейчас прохлопаем ритмический рисунок, который изображен на слайде.

Предлагаю вам просмотреть фрагмент логоритмического занятия упражнение по развитию чувства ритма.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую.

Таким образом, я постаралась обратить Ваше внимание на значимость логоритмики, в развитии детей дошкольного возраста. Надеюсь, вам было интересно, и вы будете использовать эту технологию в своей педагогической работе. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования! Спасибо!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Мастер – класс «Индивидуальная работа по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ» Подготовила: Н.А. Булатова учитель-логопед МКДОУ №22 г. Аши Аша, 2020

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов по использованию приемов работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ. Задачи: Познакомить участников мастер – класса с методами и приемами работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ.

Актуальность «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма» Эмиль Жак Далькроз Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмика Пение Движения Речь

Педагогические принципы: последовательность, то есть постепенное усложнение материала; повторяемость материала и четкое произношение доступных по возрасту звуков .

Ритмы нас окружают с рождения

Развитие чувства ритма ребенка Развитие эмоциональной составляющей, психологичес-кого комфорта Активизация мелкой и крупной моторики, речевых центров Развитие коммуникативных навыков, социализация ребенка

Звучащие жесты: • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.); • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам) ; • притопы (всей стопой, пяткой, носком) ; • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам) .

Упражнение «Барабан» Мне купили барабан – бам,бам,бам ! Я на нем играю сам – бам,бам,бам !

Упражнение «Колобок» Колобок, колобок – по 3 хлопка в каждую сторону, У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками, Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах, Ты от дедушки ушел – топать ногами на каждый слог.

Упражнение «Дворник» Дворник дверь два дня держал – качать руками вперед-назад . Деревянный дом дрожал — топать ногами . Ветер дергал эту дверь ,- стучать по коленям поочередно Дворник думал: это зверь . – потирать ладоши и на слово «Зверь» — хлопок.

Упражнение «Храбрый воробей» Чики-рики , чик-чирик! хлопать в ладоши . Воробьишка с ветки – прыг! 3 щелчка пальцами в воздухе и на слово «Прыг» — хлопнуть в ладоши . Воробей, воробей! по 3 хлопка по коленям. Во дворе он всех храбрей! топающий шаг на месте .

Упражнения с музыкальным сопровождением

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Мастер – класс «Индивидуальная работа по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ» Подготовила: Н.А. Булатова учитель-логопед МКДОУ №22 г. Аши Аша, 2020

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю.

Мастер класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма в повседневной жизни детей.

расширение знаний педагогов о нетрадиционных играх для развития мелкой моторики рук.Система работы по развитию мелкой моторики. Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образо.

Мастер-класс для воспитателей.

Мы каждый день взаимодействуем с цветами — выбирая палитру нового интерьера, расцветку платья, тон макияжа или лака для ногтей, мы ищем подходящий к обстановке или атмосфере оттенок. В торговых павиль.

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных задач, является в наше время актуальным.

В данном мастер-классе воспитатели ознакомились как можно использовать упражнения, речевые и музыкальные игры, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Источник

Мастер- класс для педагогов ДОУ: «Развитие чувства темпа и ритма средствами логоритмики у дошкольников с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных задач, является в наше время актуальным.

Скачать:

Вложение Размер
Мастер-класс для педагогов 23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Развитие чувства темпа и ритма средствами логоритмики

у дошкольников с ОВЗ»

(МО коррекционного направления «Особый ребенок»)

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии темпо- ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают от здоровых по показателям ловкости и быстроты. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Эти дети мало эмоциональны и неуверенные в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных задач, является в наше время актуальным.

Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психотерапевтического, психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коммуникативную, регулятивную функции. Такой комплексный подход дает возможность более широко использовать музыкальное искусство в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами. Важно организовывать не только групповую, но и индивидуальную форму работы с проблемными детьми, ставить и решать как коррекционно-развивающие, так и психотерапевтические задачи по созданию новых мотивов, установок, закреплению их в реальной действительности, осуществлять коррекцию эмоциональных, коммуникативно-рефлексивных отклонений в развитии с помощью музыки.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Так что же такое логоритмика?

Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика способствует развитию и коррекции двигательной сферы детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения, что в итоге помогает социальной реабилитации детей.Также логоритмика, доступная, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально — речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Особенности логоритмики: В двигательные задания включается речевой материал. Музыка не просто сопровождает движение, а является руководящим началом, она имеет решающее значение для выработки спокойной и плавной речи. Музыка является могучим средством, корректирующим недостатки темпо-ритмического развития. Этот метод стремится растормозить перенапряжённый мышечный тонус детей. Движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к определенным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденных детей и активизируют заторможенных.

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Доказано, что дифференцированное использование на музыкальных занятиях элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкально – ритмический слух, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи. Услышать музыку, двигаться под неё в такт, да ещё и произносить нужные слова под неё, на первый взгляд сложная для ребёнка задача, реализуется легко. Все упражнения преподносятся детям в игровой форме, значит, у них появляется интерес выполнить задание как можно лучше.

Любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Как же развивать ритм у детей? Сегодня я представлю вашему внимаю игры и упражнения на развитие чувства ритма и темпа у детей.

1. Упражнения с маршировкой

Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма. В начале учебного года ведется работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).

Упражнение «Мы шагаем, мы играем» («Марш» муз. Т. Ломовой)

(На 1-ую часть музыки дети маршируют, на 2-ую часть дети исполняют заданный ритм на палочках).

2. Ритмические таблички. Длинный звук-большой предмет на картинке, короткий звук — маленький. Ритм также можно выкладывать веревочками, бусами, пуговицами, палочками. Декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно. Со звучащими жестами мы уже знакомы, знаете, что они бывают разными, все зависит от фантазии человека.

3. Для того чтобы перейти к следующему упражнению, вспомним что такое ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Стихотворение «Сапожник», написал Борис Заходер . Я прочту его, и мы вместе придумаем жесты и озвучим его.

Мы пойдем сегодня

— Для кого сапожки?

— Для соседской кошки!

Это тот случай, когда стихи нашли свою музыку.

Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса. Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее. Пение с движением позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.

Песня: «Бежали бегемотики»

(Развивает внимание, поскольку надо следить за сменой кулака-ладони).

Бежали и бежали

И дружно повторяли

Ты тоже делай так!

Скакали на опушке

Скакали и скакали

И дружно повторяли

Ты тоже делай так!

А маленькая змейка

В траве ползла шуршала

А маленькая змейка

За всеми повторяла!

Ты тоже делай так!

5. Музыкально-ритмические игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений. Детям очень нравится играть в веселые игры — повторялки: ребенок повторяет ритм за Вами.

Музыкально – ритмическая игра: «Возьми-отдай» .

(В двух руках по одной палочки. Палочку которая в левой руке положить рядом, а палочку, которая в правой руке будем передавать друг другу. На 1 часть музыки-передаем, а когда музыка поменяется, отмечать ритмический рисунок двумя палочками, повторяйте за мной).

6. «Повтори как я» — ритмический рисунок на карточках.

Особое внимание необходимо уделить подбору музыкального материала. Дети с ОВЗ практически не воспринимают очень громкую, быструю музыку. Поэтому музыкальные произведения должны быть выразительными, простыми, с четким ритмом, небольшие по длительности (не более 2 минут). Рекомендуется больше проводить хороводных игр, т.к. они развивают не только ориентацию в пространстве, но и эмоционально уравновешивают детей через простой ритм и умеренный темп, постепенно выравнивают «неритмичность» детей.

7. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики. Предлагаю поиграть в оркестре, озвучить сказку – шумелку: «Чей голос лучше»

Занятия, направленные на развитие чувства ритма с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую.

В заключении хочется отметить, что при выполнении ребенком упражнений, важно оценивать его возможности и внимательнейшим образом следить, чтобы данная задача не была для него чрезмерно сложной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных.

Мастер класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма в повседневной жизни детей.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс.

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Мастер-класс для воспитателей.

Познакомить педагогов с методами и приемами работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ.

В данном мастер-классе воспитатели ознакомились как можно использовать упражнения, речевые и музыкальные игры, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Источник

Читайте также:  Концерт спектакль пробужденная радость
Оцените статью