Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по музыке
Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metodiki_po_razvitiyu_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 575.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Принципы приема работы над ритмом от 3-до10 лет примерно одинаковы, разнятся только в уровне сложности и уровню постепенных переходов к новым формам работы. Из-за неправильного функционала.
в дошкольных учреждениях работа музыкального руководителя сводится исключительно только лишь в подготовке детей к утренникам. Музыкальный руководитель должен отдавать себе отчет в том, что в детском саду он занимается первичным развитием музыкальности. Это наша первоначальная задача.
Выбирая репертуар в том или ином отрезке времени, мы исходим исключительно из двух посылов:
- Полезность и нужность разучивания песни, танца, оркестра и т.д. на данном этапе для данной группы детей.
- Качественность репертуара, это его высокие духовные и художественные качества.
Если репертуар очень интересен и полезен с точки зрения руководителя, но при этом оставляет детей равнодушными и не дает им возможность для игры и веселия, для развития, для воображения и фантазии все это практически будет означать фиаско. Нет ничего хуже работы с детьми, чем скука.
Итак, выбирая репертуар мы обращаем внимание не только на его полезность, но и на возможность игры. Все остальные мотивы в подборе репертуара должны остаться за кадром. Вы имеет право выслушивать советы заведующей, воспитателей и т.д., но решение, как музыкальный руководитель, исключительно принимаете только вы сами.
В выбранном репертуаре все средства выразительности находятся слитно. Там в песенке есть тональность, те или иные интонации, есть ритм, есть гармония и штрихи, динамика и.д.
Одним из выразительных средств является РИТМ. Метроритмические чувства учеными признается, как базовый компонент музыкальности детей. Ритмичный ребенок – это ребенок, внутри которого живет ощущение музыки, это его драйв, это его нерв. Ребенок может на сразу чисто петь, но он может этому быстро научится, но отсутствие базового компонента чувства ритма говорит о том, что ребенку нужно серьезно этим заниматься.
Ритмическое чувство – это часть биологического наследия ребенка. Вся биологическая жизнь человека с раннего его детства проходит в двухтактном размере и ритмически обусловлена – открыл глаза- закрыл, сжал пальцы – разжал, открыл – закрыл, черное — белое. Ощущение двухтактной пульсации оно врожденное. Из научных исследований известно, что ритм имеет телесное происхождение, поскольку это связано с некоторыми биологическими процессами, которые происходят в организме. Это прежде всего происходит за счет пульсации нашего сердца. Любой ребенок может это ощутить, приложив руку к груди. В старшей группе можно попросить детей приложить одну руку к сердцу, другой рукой по коленке (или простучать ногой, носком, прощелкать языком и т.п.) сделать этот пульс видимым. И когда все дети начинают стучать ритм сердца, то можно подыграть им на инструменте любое произведение в этом же темпе и тем самым дать детям понять, что и у музыки тоже есть сердце. Сердце спрятано внутри музыки. Можно дать детям маракас и простучать метр сердца музыки. Перенос телесных ощущений на видимые движения (прохлопать рукой, маракасом и т.п.) хорошо понятен старшим дошкольникам. С младшими дошкольниками можно просто весело хлопать, в ладоши, по коленям, ударять по груди и т.п. Все это пришло к нам из концепции К.Орфа и в нашей отечественной литературе называется – звучащие жесты или телесные инструменты. У нас есть 4 базовых движения:
- Хлопки
- Удары по коленям (шлепки)
- Притопы ногами
- Щелчки
И + один не базовый:
Все это помогает ощутить ритм музыки телесно. Ритм и телесное его проигрывание – это путь, который всегда и всех ведет к успеху. Т.е. телесное ощущение ритма оно быстрее всего ведет ребенка к тому, что эти ритмы станут его внутренним ощущением и потом останется только перенести пульс на звучащий жест или инструмент.
Чувства метра и ритма — это телесно-мышечные ощущения и поэтому лучше всего эти чувства развиваются через движение и конечно через игру по поверхностям своего тела, а тело впоследствии запомнив этот ритм сможет вернуть необычные комбинации.
Чувства метра и ритма в его элементарном виде может быть разбито на две составляющие:
- Есть ощущение метра – это то, что называется пульсом.
- Ритмический рисунок.
Начинать надо с воспроизведения пульсации (метра) с младшей группы детского сада. Играть в ладошки, по плечикам, по щечкам и т.п. Ребенок, который не слышит метра, не способен «слышать» музыку, не сможет ее воспроизвести в оркестре.
Важнейшая часть, это начать со звучащих жестов любыми способами и в дальнейшем постепенный перенос ритмического пульса на инструменты. (маракасы, коробочки из-под киндера, от фломастера пустой стержень, камушки и т.д.)
Из занятия в занятие работая с детьми над стабилизацией метра необходимо варьировать, т.е. менять инструменты.
Разбудить внутри ребенка музыку — это и есть задача музыкального руководителя. Чтобы желание музицировать шло у ребенка изнктри, пробудить стремление ребенка быть музыкантом.
Речевая поддержка ритмом помогает сделать работу интересной и эффективной. Это могут быть:
— фраза в рифму и без;
— слоговая (ТА ТА ТА ти ти ТА или ЧАК ЧАК ЧАК чик чик чик)
На фоне метра учимся выделять сильную долю. Для этого берем более звонкий инструмент (бубен).
— прохлопываем свои имена (Лена, Наташа и т.д.);
— прохлопываем имена в разных формах (Лена – Леночка и т.д.). При этом может полное имя прохлопывать, а уменьшительну его форму простучать по груди.
— пока звенит бубен дети разбегаются, а после собираются по четверкам и простукивают цепочку имен (ЛЕ-НА ла-РИ-са ге-Ор-гий ГДЕБ).
— тоже самое, но уже с овощами. (бак-ла-ЖАН, ТЫК-ва огу-РЕЦ чес-НОК)
Ку-ку-ру-за по-ми-ДОР ЛУК чес-НОК или
ку-ку-ру-ЗА ЛУК по-ми-ДОР чес-НОК
Можно по порядку простучать ритм, а можно и в разнобой с помощью звучащих жестов или инструментов.
— можно спрятать слова (фи-ни ли-мо ба-на кос ки-ви пер-сик аб-ри-кос)
Ту-ти фрути ти-ри ти-ри та….
УгадАй, что звучИт (педагог на бубне отстукивает бУбен, БУ-бен) дети потом повторяют ритм и слово бУбен БУ-бен) и т.д. а в конце цепочка слов рубель-маракас бубен клавесы
Воспитание чувства ритма с помощью речи, а потом снятие этой речи, когда остается чистый ритм это один из приемов, который приведет к успеху очень быстро. Детям будет интерсно и легко, потому что речевую поддержку можно сохранить в памяти. Это исторический путь очищения ритма от власти слов. Музыка много лет обслуживала драму, была служанкой поэзии и тесно связана со словом. Музыка в очищенном виде, когда стала искусством расталась с поэзией. И когда мы используем то как развивалось музыкальное мышление, то как человек начинал осознавать сильные элементы музыки в чистом виде – это есть путь, котрый предлагает система К.Орфа идти с детьми. Поэтому эффективность метода необычайно высока и приводит к успеху.
— четверть – большой предмет, восьмая – маленький,паузы – пуговица.
Та ти ти Та мо Та мо
Под стаканчик можно спрятать пуговицу. Сперва отстукиваем ритм
Источник
Развитие чувства ритма у детей через игры
Наира Григорян
Развитие чувства ритма у детей через игры
В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха
и формирования ритмических способностей.
Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи.
Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка.
Поскольку игра — это основной вид деятельности
в дошкольном возрасте, то целесообразно развивать чувство ритма
у детей в виде творческой игры.
Актуальность работы: развитие музыкально-ритмических способностей, которые способствуют формированию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, с помощью музыкальных игр.
Цель работы: помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей посредством музыкальных игр.
Создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников.
2) Развивать у детей звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма и метроритмические чувства, рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения в процессе музыкальных игр.
3) Провести работу в социуме, с воспитателями и родителями, чтобы повысить эффективность развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников.
Чтобы лучше понять тему, предварительно я изучила опыт известных ученых педагогов. Так мне стало известно, что систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века Э. Ж. Далькроз.
Он создал систему ритмических упражнений, в которых музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. А также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре – прообразе будущей серьезной жизни. Э. Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера, интеллекта человека.
Широко известен австро-немецкий педагог-музыкант и композитор Карл Орф, чья система музыкального воспитания детей основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование, а так же ритмические и мелодические упражнения.
Так же К. Орф считал наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические, духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.
Музыкально-ритмическим воспитанием детей и юношества в нашей стране занимались такие специалисты как А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина и их ученики – А. Н. Зимина, М. Л. Палавандашвилли.
По мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…».
Из современных педагогов-новаторов хочется выделить И. Каплунову и И. Новоскольцеву. Они создали программу «Ладушки», являющуюся оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности. Элементы программы «Ладушки» вошли в основу моего методического обеспечения.
Программа «Ладушки» (И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой) ориентирована на возраст от трех лет и представляет собой план работы по музыкальному воспитанию дошкольников. Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме.
Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.
Сама серия «Ладушки», помимо основной программы,состоит из разных тематик и одна из них: «Этот удивительный ритм» пособие по раз-витию чувства ритма.
Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма и содержит увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми.
Их также могут использовать воспитатели, логопеды на занятиях в качестве физкультурных минуток. К сборнику прилагается дидактический материал — таблицы и картинки.
Для того, чтобы выполнять свою задачу по развитию чувства ритма с помощью игры, мне пришлось начать создание определенных условий. Развивающая среда была призвана предоставить детям возможность обучаться в комфортной творческой обстановке.
Конечно в моем детском саду эта среда ещё только совершенствуется, но я уже успела многое сделать.
У меня имеется атрибутика (игрушки и картинки) для музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма из пособия И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». К тому же часто разрабатываются и изготовляются декорации, постепенно пополняется костюмерная.
Я начала работу с педагогами детского сада, а так же с родителями.
Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах имеются:
-шумовые и музыкальные инструменты;
— воспитатель иногда сам проводит музыкально-дидактические игры;
Одной из важнейших задач по работе с педагогами-воспитателями является согласованность действий.С этой целью проводились следующие мероприятия:
— Беседа о «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
— Консультация «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов».
-Консультация «Музыкальная игрушка» (объяснялось, для чего в каждой группе нужны шумовые и музыкальные инструменты).
— А так же каждому воспитателю давалась информация о содержании раз-личных музыкально-дидактических игр с целью проведения их внутри группы в свободное от других занятий время.
Большое значение для развития музыкальных способностей имеет тесный контакт с семьей. Работа с родителями по вопросам музыкального развития проводилась мною посредством беседы. Им рассказывалось «Как развивать музыкальный слух у детей», о важности «Музыкального воспитания в семье». Так же давались рекомендации о том, как «Учить ребёнка слушать музыку» и почему дошкольникам важно «Петь перед сном…».
Прежде чем начать работу в социуме на предмет дальнейшего развития ритмических способностей у детей из старшей-подготовительной группы, я занималась с ними в музыкальном зале. Давала разнообразные творческие задания-упражнения в игровой форме. Это делалось не только с целью развития ритма, но так же помогало раскрепощению ребят. Постепенно выступая друг перед другом, перед воспитателями и родителями – мои дети из старшей-подготовительной группы смогли дойти до того уровня подготовленности, чтобы выступить со своими номерами в общественной среде.
Девочки танцевали танец в Доме Культуры на День села. Теплая поддержка взрослых во время и после выступления благоприятно повлияла на желание дошкольников и дальше заниматься ритмикой, участвовать в ритмических играх и выступать на сцене.
Так же девочки и мальчики выступили на 9 мая, 70-тилетие Великой Побе-ды, там они пели и танцевали. После чего я отметила так же позитивные эмоции и положительный эффект в плане ритмического развития.
Моя работа велась в течение двух лет с различными группами дошкольного возраста, с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей.
Когда я только пришла в сферу музыкального руководства и увидела проблемы, которые мне нужно решить, я поставила себе некоторые цели для выполнения. Одной из этих целей было «Развитие чувства ритма», потому что многие ребята очень отставали в этом плане.
Тема развития ритма при ближайшем рассмотрении явилась для меня очень интересной и многогранной, что подтолкнуло к более глубокому, тщательному ее изучению.
В дальнейшем, знакомясь с опытом ученых и педагогов, работавших и работающих в сфере ритмической деятельности, я выделила для себя наиболее интересный и эффективный, по моему мнению, способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста. Способ этот заключался в музыкально-ритмических развивающих играх, имеющих настолько большой потенциал, что их можно было использовать практически везде, не ограничиваясь рамками музыкального зала. Дома, в ДОУ, на улице, на праздниках – повсюду уместны и удобны музыкально-ритмические игры. Их существует великое множество, так что на каждый случай, ситуацию или конкретное место можно найти, как минимум пять ритмических игр, полезных ребенку.
Польза музыкально-ритмической игры неоценима и помогает развитию эмоционально-образного восприятия, выразительности движения и многим другим психическим процессам в организме ребенка.
Взяв за методическую основу элементы программы «Ладушки» Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой, я активно применяла музыкально-ритмические игры на своих уроках и подготавливала развивающую среду. Так же проводились беседы с педагогами и родителями о пользе ритмического развития, приводились нехитрые, но эффективные при-меры игр.
С течением этих двух лет моей работы у многих моих воспитанников дет-ского сада я отметила успехи в развитии музыкально-слухового восприятия. У детей появилась уверенность в своих силах, движение под музыку приносит им истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений, стал более развитый звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма. Ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, шлепках, на музыкальных инструментах, но и в передаче метроритмической организации музыки с помощью движений в музыкальной игре.
Таким образом, хочется сказать, что работа по развитию у детей чувства ритма дала свои положительные результаты. Конечно, не все идеально и мне есть куда стремиться, в некоторых группах есть очень сложные случаи и для того, чтобы появился положительный эффект — нужно заниматься более длительный срок. Для проверки моей работы с такими «сложными» детьми, я планирую дальнейшую диагностику эффективности музыкально-ритмических игр. Диагностика представляет из себя разработку заданий и диагностических карт для определения уровня музыкальных способностей детей в каждой возрастной группе ДОУ, основанную на работе О. П. Радыновой. У меня уже есть некоторые начальные данные об уровне ритмического развития таких дошкольников и я собираюсь сделать конечное тестирование, чтобы убедиться в результативности занятий с ними.
На данный момент я могу с уверенностью сказать, что мой интерес к теме моего доклада горит все ярче и я постараюсь раскрыть эту тему ещё глубже в
Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка (интеллектуальное,.
Мастер-класс для педагогов «Воспитание у детей чувства ритма посредством музыкально-ритмических игр» Музыкальная игротека (мастер-класс для педагогов) «Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз) Воспитание.
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» Возникновение.
Конспект открытой НОД «Развитие чувства ритма средствами музыкально-игровой деятельности» (подготовительная группа) Конспект открытого доминантного занятия «Путешествие в королевство Ритма» подготовительная группа Автор Фотимская Татьяна Вячеславовна,.
Методическое рекомендации для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности» Методические рекомендации для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности» Пояснительная.
Программа по самообразованию «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» МБДОУ детский сад №16 «Жемчужинка» 2015г. План по самообразованию музыкальных руководителей Фокиной Г. А., Ретиной А. Е. «Развитие чувства.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры .Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи развития социально- коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые.
Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые.
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей» Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей. Форма проведения: семинар –.
Источник