Развитие чувства равновесия у дошкольников

Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
презентация на тему

1. Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать.

2. Равновесие является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движения.

3. Равновесие важно для любой деятельности ребенка, в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_ravnovesiya_osnovnoy_dok.pptx 1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выполнил: инструктор по физической культуре ГБДОУ № 33 Удодова Елена Анатольевна Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности ГБДОУ детский сад № 33 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Актуальность: 1. Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать. 2. Равновесие является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движения. 3. Равновесие важно для любой деятельности ребенка, в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве.

Равновесие – это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев. Виды равновесия: 1. статическое; 2. динамическое.

Равновесие зависит от: -состояния вестибулярного аппарата; -состояния всех систем организма; -расположения общего центра тяжести . Равновесие обеспечивается сложным сочетанием действия различных анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного.

Начинать развитие равновесия следует со статических упражнений: — стойка на носках; — стойка на одной ноге (на полу, на скамейке, на кубе); — стойка двумя ногами на одной линии.

Для развития статического равновесия используют следующие методические приемы: 1. удлинение времени сохранения позы; 2.исключение зрительного анализатора; 3.уменьшение площади опоры; 4. увеличение высоты опорной поверхности; 4. введение неустойчивой опоры; 5. введение сопутствующих движений; 6.создание противодействия (парные движения)

Для развития динамического равновесия используют следующие методические приемы: 1. упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, покрытие); 2. упражнения для вестибулярного аппарата (инвентарь, качели).

Для развития динамического равновесия активно используют различные виды ходьбы и бега. Ходьба – по кругу, по прямой, змейкой, на носках , с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, выпадами, приставным шагом, скрестным шагом, веревочкой вперед и назад, в полуприседе и в полном приседе. Используют ходьбу с различными движениями руками. Бег – по кругу, челночный, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, с подъемом прямых ног вперед, в разных направлениях, врассыпную.

Для формирования динамического равновесия: так же применяют ходьбу на носках, подскоки, перешагивания и целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат: — пройти (пробежать, проскакать) по скамейке и сойти (спрыгнуть) с нее; — пройти по скамейке, перешагивая через предметы; — пройти по скамейке с предметом в руках; с мешочком на голове; — пройти по снегу след в след; — попасть снежком в цель, стоя на снежном валу.

Сильное воздействие на механизмы регуляции равновесия создают переходы от динамического равновесия к статическому (остановка во время ходьбы, приземление при соскоке с высоты, особенно когда в полете выполняются какие-либо действия: хлопки, повороты, броски и ловля мяча и т. п.)

Упражнения на равновесие усложняют постепенно, придерживаясь принципа от простого к сложному. Так, например, дети сначала учатся выполнять ходьбу между линиями на полу, потом по дерматиновой дорожке, по доске, положенной на пол). Далее дети учатся выполнять перешагивания через предметы, расположенные на дорожках, приседания, повороты, учатся выполнять ходьбу не только вперед, но и боком. И лишь после усвоения этих заданий учатся выполнять задания на гимнастической скамейке.

В младшей группе упражнения на равновесие носят преимущественно игровой характер. В средней группе упражнения усложняются (дорожка становится уже, доска поднимается выше), меняются способы выполнения заданий. В старших группах значительно усложняются упражнения, особенно динамического характера.

У дошкольников общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.

Овладение навыками сохранения равновесия происходит в результате многократных повторений, что для детей дошкольного возраста бывает утомительно и не интересно. Поэтому на занятиях по физической культуре необходимо создавать положительный эмоциональный фон, используя в учебном процессе игровые элементы и игры. Это очень важно, так как приобретенный детьми двигательный опыт будет способствовать их дальнейшей адаптации и в будущем.

Игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, средство повышения двигательной активности. В дошкольной педагогике игру рассматривают как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.

Никакая другая деятельность кроме игры не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития.

Для овладения простыми движениями у дошкольников часто используют имитацию. При обучении детей часто применяют подражание действиям животных, птиц и т. п., дети, войдя в образ с большим удовольствием могут многократно выполнять движения, что способствует приобретению двигательных умений и навыков.

Имитацию используют во всех возрастах у дошкольников и при освоении основных видов движений: ходьбе, беге, прыжках, лазании, равновесии, метании. Это связано с наглядно-образным характером мышления.

Для формирования правильной осанки можно использовать упражнения с мешочком (который дети удерживают на голове, на плече) или с балансиром. Эти упражнения можно также обыграть, например, «Несем на голове кувшин» или « На плече сидит попугай». Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки, потому что ребенок вынужден следить за положением своего тела.

Таким образом, равновесие ( его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп и ритм. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.

Играем и развиваем вестибулярный аппарат: Для самых маленьких: Игра «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Качать детей на собственных ногах, сидя на диване (стуле и т. п.). Плавно поднимать и опускать ноги, сгибая в коленных суставах, придерживая ребенка за руки – своеобразные «качели». Танцы под музыку, кружась с ребенком на руках. Учить ребенка нырять (учится управлять своим телом в пространстве).

5. Выполнять упражнения на фитболе : -катать на мяче лежа на спине и на животе; -выполнять прыжки на фитболе .

Для дошкольников: Игры: «Море волнуется раз» – дети от плавных движений переходят к неподвижной позе, это способствует формированию равновесия. «Классики» – прыжки на одной ноге. «Жмурки» – учатся сохранять равновесие при движении с закрытыми глазами. «Ходьба по болоту». «Тише едешь – дальше будешь» «Бездомный заяц» – постепенно уменьшая размер «домика».

Для дошкольников: Катание на велосипеде, санках, роликах, самокате. Прыжки на фитболе , через скакалку, по кочкам, на батуте. Хождение по веревке, канату, паребрику , след в след. Лазание по веревочной лестнице, канату. Выполнение упражнения «Бревнышко» – из И. П. – лежа на спине, руки вверх, выполнять поворот на 360 градусов в обе стороны, постепенно увеличивая количество выполнений.

6. Выполнение поворотов стоя на двух ногах, руки в стороны. 7. Из И. П. –сидя на стуле встать на две ноги, а потом повторить с закрытыми глазами. 8. Полезно качаться на качелях и кататься на каруселях.

Таким образом, с помощью игровой деятельности можно развивать чувство равновесия у детей, при этом они будут получать положительные эмоции и радость и незаметно для себя приобретать необходимые двигательные умения и навыки.

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство .

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти — семи лет, математические игры «Количество и счет», дидактические игры для детей средней — подготовительной .

В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры.

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи.

В доклад входят игры, развивающие математические способности у детей.

Источник

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений
статья по физкультуре на тему

В статье рассматривается развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_ravnovesiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_posredstvam_fizicheskih_uprazhneniy.docx 22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений

Космынина Елена Анатольевна – инструктор по физкультуре,

МБДОУ Детский сад №72, г. Бийск, Алтайский край, Россия

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

(В. А. Сухомлинский)

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием [5].

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. По утверждению В. В. Гориневского ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития [3].

Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Равновесие — это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [4].

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие [1].

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

  • удлинение времени сохранения позы;
  • исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
  • уменьшение площади опоры;
  • увеличение высоты опорной поверхности;
  • введение неустойчивой опоры;
  • введение сопутствующих движений;
  • создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

  • упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
  • упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

Для развития равновесия в дошкольном учреждении используются упражнения динамического характера , которые представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке ), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе «Кто дольше простоит» (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий)[2].

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

  1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / А.В. Кенеман, Д.В., ХухлаеваМ.: Просвещение, 1985. – 271с .
  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.:ПросвещениеФизкультура и спорт, 1999. – 320с.
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]: http:// pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.
  5. Паженская М.А., Теория и практика физической культуры [Текст], 1937, №1; Валентин Владиславович Горин е вский, М., 1957.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Равновесие — это способность сохранять устойчивое положение своего тела.Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга.Равновесие зависит.

Равновесие-это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата и расположени.

В статье дано описание функции равновесия, особенности развития равновесия у дошкольников.

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу дошкольного образования детей. Работа по разви.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста.

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данн.

Источник

Читайте также:  Арт терапия против эмоционального выгорания
Оцените статью