Развитие чувства равновесия у детей

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

В статье дано описание функции равновесия, особенности развития равновесия у дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
Статья о развития равновесия в дошкольном возрасте 22.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросам равновесия уделяется большое внимание в системе подготовки дошкольников по физической культуре.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функций равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.

Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положения, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направленные на сохранение равновесия. Многократное выполнения таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Итак, формирование равновесия – важная задача физического воспитания дошкольников. От своевременного развития равновесия зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, способствует формированию правильной осанки, а также развитию его двигательной сферы.

Что же такое равновесие?

Равновесие – это способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении. Оно зависит от величины площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы.

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначальные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самостоятельно. Для того, чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяя выравнивающие движения.

Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходьбе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс. (Е.Н.Вавилова, 1983).

Трудности сохранения не только вертикальной, но и любой другой позы при действии постоянно меняющихся внешних сил обусловлены тем, что двигательный аппарат человека представляет собой сложную кинематическую цепь с большим числом механических степеней свободы. Дыхательные движения, перемещение крови по сосудам, постоянные неравномерные мышечные напряжения превращают человеческое тело в подвижную систему. Поэтому, при сохранении определенной позы наиболее сложно превратить эту систему в относительно неподвижное «неизменяемое» тело. Однако всякое равновесие относительно и носит временный характер. Другими словами, равновесие человеческого тела – частная форма движения.

Чрезвычайно сложны вопросы управления равновесием у детей дошкольного возраста, особенно ранних лет. Здесь трудно еще говорить о «хорошо организованной функции» сохранения позы в связи с имеющимися возрастными особенностями развития всех афферентных систем (зрительной, вестибулярной, кожной, двигательной) и интегрирующего их деятельность аппарата – центральной нервной системы. Равновесие постепенно формируется в автоматизированную функциональную систему, действующую в полном соответствии с получаемыми воздействиями внешней среды. С течением времени растет количество и разнообразие поз, которые ребенок научается поддерживать произвольно и в статическом положении, и в движении. (М.Ю.Кистяковская, 1978).

Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярная сенсорная система связана со многими центрами спинного и головного мозга и вызывает ряд вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов. Вестибулярные нервные центры находятся под прямым влиянием ядер мозжечка. (Фомин Н.А., 1992). Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов (противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. (Бадалян Л.О., 2000). Кора больших полушарий обеспечивает наиболее широкое взаимодействие различных сенсорных систем и их участие в организации двигательных действий человека, в том числе в процессе его спортивной деятельности.

Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) – зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния – третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичная) сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и вегетативных реакций.

В возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зрительно-двигательную функциональную систему. Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцевого регулирования. В процессе движения от нервных центров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а от зрительных, мышечных и других рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движения и вносятся сенсорные поправки в моторные программы.

Начиная с 5-6 летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период с 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 4г. наблюдается в 50%, в 6-7 лет – 80%.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Сенситивным периодом развития равновесия является возраст от 7 до 12 лет. К 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величины, свойственной взрослому человеку. (Ашмарин Б.А., 1990).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека, динамическое равновесие – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах.

В своих исследованиях Кистяковская (1978) уделила внимание развитию функции равновесия у детей дошкольников. Автор выявила основные направления развития статического равновесия у детей разных возрастных групп и уровень развития этого качества у наблюдаемых детей. Тенденция нарастания исследуемой способности детей поддерживать устойчивую позу при стоянии заданным способом сохраняется от возраста к возрасту.

Формирование способности удерживать данную позу у девочек происходит более интенсивно. В равновесии у детей 4 – 7 лет наблюдаются большие индивидуальные колебания. Максимальные возможности детей в статическом равновесии улучшаются из года в год. Особенно интенсивно развитие равновесия у детей происходит на шестом году жизни.

У детей дошкольного возраста уменьшение продолжительности равновесия при стоянии зависит не только от наличия или отсутствия зрительного контроля, но и от состояния вестибулярного аппарата, а также всех других систем, принимающих участие в регуляции позы ребенка. У девочек начиная с пятилетнего возраста вся сложная система управления равновесием тела оказывается более сформированной, чем у мальчиков. Это вытекает из меньшей значимости зрительного контроля для продолжительности равновесия при стоянии.

Применение специальных упражнений на равновесие в занятиях по физической культуре приводит к совершенствованию функции равновесия у детей.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ.дефектол.фак.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Ваваилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.
  3. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1978.
  4. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биол.спец.вузов. – М.: Высш.шк., 1990.
  5. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб, 1993.
  6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
  7. Теория и методики физического воспитания: Учебн. Для студентов фак.физкультуры пед.ин-ов по спец.03.03.»Физ.культура» Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградв, З.Н.Вяткина и др. Под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб.пособие для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

Источник

Упражнения и игры для развития равновесия у детей.

Кристина Арыкова
Упражнения и игры для развития равновесия у детей.

Когда маленькие дети впервые становятся на ноги

или делают первые шаги, они учатся самому трудному в своей

жизни — держать равновесие. Мозг, тело и нервная система неразрывно связаны. Так что навыки удержания равновесия необходимы в первую очередь для становления разума homo sapiens. И ошибочным будет предполагать, что этот навык приходит сам собой, это упорный труд для малыша и он, конечно же, нуждается в помощи взрослых.

Упражнения для развития равновесия у самых маленьких детей.

1. Дети очень любят простые мерные покачивания, когда вы удерживаете их за руки или под мышками. При этом говорите что-нибудь ласковое. Эта практика развивает вестибулярный аппарат.

2. Положите ребенка животом на руки и поносите по комнате, имитируя самолетик. Осторожно сделайте несколько виражей.

3. Большой фитбольный мяч – незаменимая вещь в доме, где есть малыш. Ребенка можно покатать на мяче, когда он лежит на животике и на спинке. Это упражнение развивает равновесие.

4. Стоя возьмите ребенка под мышки и поднимите до уровня глаз. Покачайте его как маятник в стороны и вверх-вниз.

5. Сидя, вытяните ноги, крепко удерживая ребенка за бедра или талию, опустите его на свои ноги. Покачайте ногами вниз-вверх. Некоторые дети приходят в восторг от «висения верх ногами».

6. Хождение спиной вперед. Возьмите ребенка за запястья, поставьте его ножки на свои ступни. Походите так по комнате. Когда ребенок освоиться с этим упражнением, он может делать его самостоятельно.

7. Качание на качелях. Прежде, чем приступить к упражнению, научите ребенка никогда не подходить к ним, когда качается кто-то другой и не пытаться спрыгивать с них самостоятельно пока они не остановятся.

Все эти упражнения не требуют большой затраты времени и сил, но при регулярном выполнении помогут ребенку развить чувство равновесия.

Подвижные игры для детей на развитие равновесия.

Спиной вперед

Описание. Игра для небольшой группы детей. Двигаясь спиной вперед, малыш должен найти совершенно новый для себя способ поддержания равновесия: все его движения координируются иначе, не так, как обычно. Голос взрослого помогает ему в ориентировании.

Материалы: спокойная инструментальная музыка.

Возраст участков: с 3 лет.

Инструкции детям. Вы видели как машина движется задним ходом. Когда ваши родители хотят

припарковать свою машину там, где мало места, они едут назад.

А вы знаете, что тоже можете сдавать назад?. Давайте

попробуем такую игру- Вы будете по очереди идти ко мне

спиной вперед, не оглядываясь. Я буду смотреть за вами и ловить

вас. Слушайте внимательно, что я вам говорю: так вы будете

знать, куда надо двигаться.

Стоите все вместе и ждите, пока я вас позову.

Странные птицы

Описание. В этой игре дети также пробуют двигаться спиной вперед, но при этом они еще превращаются в странных птиц, которые пытаются выбраться из своего загона на свободу. В этой игре ребята учатся сохранять равновесие в непривычной ситуации.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкции детям. Представьте, что в одной

далекой стране живут странные птицы, которые все время нагибаются, касаясь своих ног, и ходят спиной вперед. А еще эти птицы не могут видеть. Это очень неудобно для жизни, поэтому они почти все вымерли. Я хочу вам предложить игру, в которой вы превратитесь в таких странных птиц. А теперь я скажу, как мы будем играть. Половина из вас будет изгородью вокруг птиц. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Остальные будут странными птицами. Войдите в круг, нагнитесь и крепко возьмитесь руками за свои лодыжки. Закройте глаза… Представьте, что вы умеете ходить только спиной вперед.

Теперь я коснусь плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку на свободу…

Правильные скамейки. Их использование на физкультурных занятиях с детьми 5–6 лет Хорошая координация, правильная осанка – один из важных показателей успешного физического развития ребенка. В дошкольных учреждениях имеется.

Нетрадиционное спортивное оборудование — «Змейка» «Наша змейка» «Змейка» — так назвали мы спортивное пособие для малышей в нашей группе. Сшить «Змейку» нам помогли наши родители, большое.

Источник

Читайте также:  Слабая или сильная нервная система тип темперамента
Оцените статью