Развитие чувства музыкального ритма у дошкольников

Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»

Светлана Суконько
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»

Развитие чувства ритма у дошкольников

на музыкальных занятиях в ДОУ

Ритм — важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, как совокупность составляющих его компонентов — темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.

Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

В составную часть музыкальных занятий в ДОУ входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба — медленная, быстрая, на пятках, носках, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями.

Для выработки чувства ритма используется также метод усвоения ритмовчерез звучащее слово: воробей, кошечка и т. д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» — рук и ног («звучащие жесты» — хлопки, притопы, шлепки, щелчки). С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам.

Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее.

По мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме.

Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.

Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка.

В работе с детьми необходимо использовать разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.

Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.

Технологическая карта работы с музыкально-речевыми играми.

1. Устанавливается метрическая пульсация самыми простыми способами, используя звуки своего тела — «звучащие жесты»,вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и. т. д.

2. На этом фоне нужно выразительно и ритмично декламировать текст.

3. Затем предложить детям повторять слова по фразам, играя в «Эхо». Помогать им мимикой вступить вовремя после пауз. Либо каждую паузу в тексте отмечать какому-нибудь шумовому инструменту.

4.При повторении речевой игры предложить детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т. д. Каждое повторение — разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.

5. Когда текст будет произноситься легко детьми,можно добавить движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.

Описание игр и упражнений для развития чувства ритма

Игра «Сильные и слабые»

Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Под звучание музыки в размере 2/4 (Полька) один ребенок стучит сильные доли, другой слабые; в размере 3/4 (Вальс) один – сильные, двое слабые, динамически выделяя сильные. Затем дети меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли.

В этом упражнении чередуется произнесение простого ритмического рисунка голосом и любым шумовым музыкальным инструментом.

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

Игра “Определи по ритму”

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т. д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

Читайте также:  Структура личности темперамент характер способности курсовая

У этой игры существуют различные варианты:

1. Ребенок четко произносит свое имя и одновременно отстукивает его ритм при помощи шумового инструмента.

2. Ребенок – ведущий произносит и отстукивает ритм имени только мальчиков (девочек) своей группы.

3. Взрослый отстукивает ритмический рисунок, а дети определяют к чьему имени он может подойти.

Игра «Музыкальные импровизации»

1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение».

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» — диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

Для развития чувства ритма у детей дошкольноговозраста можно использовать следующие приемы:

Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.

Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении;

Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды.

Уделяя внимание развитию чувству ритма нужно стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.

Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Развитие.

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников» Выступление по теме: «Музыкально-ритмические движения, как средство развития чувства ритма у дошкольников» Все, окружающее нас живет по.

Консультация для воспитателей «Развитие речи у дошкольников на музыкальных занятиях» Развитие речи детей у дошкольников на музыкальных занятиях. Речь и музыка. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Развитие чувства ритма у дошкольников «Развитие чувства ритма у дошкольников». Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной.

Развитие дошкольников посредством музыкальных занятий в ДОУ (из опыта работы) РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру,.

Развитие мелкой моторики дошкольников на музыкальных занятиях В любом детском саду имеется большая база детских музыкальных инструментов. В наличии имеются: металлофоны, ксилофоны, колокольчики, флейты,.

Источник

СИСТЕМА РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
материал

Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из основополагающих элементов музыки — развитое чувство ритма.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_raboty.docx 115.27 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«Ритм в музыке – это пульсация,

свидетельствующая о жизни….»

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

посредством музыкальных игр и упражнений»

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, стук дятла в лесу, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.

Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из основополагающих элементов музыки — развитое чувство ритма.

Но что, же такое ритм в музыке?

Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) — чередование различных длительностей звуков и пауз в музыке. Ритм – это равномерное чередование сильных и слабых долей.

Чувство ритма — способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно качественное исполнение никакой музыкальной деятельности, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка и с пособствует развитию всего комплекса музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей, развивает речевую и двигательную активность, воспитывает активность. Практика организации образовательной деятельности в детском саду помогла мне увидеть одну из актуальных проблем музыкального воспитания — слаборазвитое чувство музыкального ритма у детей дошкольного возраста.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по развитию чувства ритма у детей, подтолкнул меня к знакомству с различными методиками и практиками исследователей. Таких как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Т.Тютюнниковой, Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым.

Анализ научной литературы, профессиональных периодических изданий, опыт ведущих педагогов–музыкантов, изучение вопроса повышения качества музыкального образования подсказал, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных упражнений и игр.

Поэтому ведущим направлением моей деятельности стало: развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста.

цель работы – формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Для реализации цели выделила задачи :

  • изучить процесс развития метроритмического восприятия
  • создать условия обеспечивающие развитие музыкально–ритмических способностей ребёнка.
  • научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях.
  • совершенствовать формы и методы работы, развивающие метроритмические навыки, творческую активность в процессе использования музыкальных игр.
  • развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;
  • развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
  • формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;
  • разработать пакет музыкальных игр, способствующих развитию чувства ритма детей и внедрить их в систему музыкальных занятий, индивидуальную и самостоятельную деятельность.
  • побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;
  • воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

В поиске средств решения задач формирования чувства ритма из многообразия программ я выбрала программу «Ладушки» под редакцией И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

Выстраивая систему работы по формированию и развитию музыкально-ритмических способностей ребёнка, используя принципы: психологической комфортности, интегрированного подхода, системности и последовательности, индивидуального подхода к детям и доступности музыкальных образов, наглядности, партнёрства с воспитателями и родителями, вовлечение их в воспитательно–образовательный процесс обозначила этапы своей деятельности:

1 этап – подготовительный.

На данном этапе проведенный предварительный педагогический мониторинг, адаптированный по программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой с учётом возрастных и индивидуальных особенностей показал, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувству ритма.

Высокий уровень — 13%

Дети умеют правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмы рисунка, проигрывать их на музыкальных инструментах, эмоционально принимать участие в играх. Двигаются ритмично, чувствуют смену частей музыки, выражают желание выступать самостоятельно, в игровых композициях проявляют творческую инициативу, умеют считывать ритмические рисунки с паузами с карточек – схем и проигрывать их на музыкальных инструментах.

Дети могут правильно прохлопывать ритмический рисунок, но затрудняются в усложненных вариантах, принимают участие в играх с удовольствием, но не проявляют творческой инициативы, Умеют считывать ритмический рисунок с карточек — схем, но не в сложном варианте, им требуются дополнительные объяснения, показ.

Дети малоактивны, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с ошибками, не способны к творческой самостоятельности, неритмично двигаются под музыку, равнодушны к оценке взрослого и сверстников. С большим трудом работают по карточкам-схемам.

2 этап – внедренческий.

Понимая, что чувство ритма не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне и зависит от грамотно организованной предметно-пространственной среды, создала комфортные условия, обеспечивающие необходимый уровень музыкально-ритмических способностей воспитанников.

На основании полученных результатов мною создана методическая копилка:

  • перспективное планирование по развитию музыкально – ритмических способностей детей;
  • банк музыкальных игр и упражнений на развитие чувства ритма;
  • картотека мультимедийных игр «Ритмические мультяшки»;
  • фонотека аудио — и СД- записей детских песен, песенок из мультфильмов;
  • карты-схемы с ритмическими рисунками, лэпбуки, пособие «Ритмический куб»;
  • собран «Музыкальный сундучок» (музыкальные инструменты).

В целях наиболее полной реализации задач по развитию чувства ритма на этом этапе, используя следующие методы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, практический метод, метод интегрированного подхода работу над ритмическим развитием провожу планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности. Первыми я брала задания, направленные на развитие ощущения пульсации, используя музыку с четким ритмом. Затем постепенно добавляю задания на усвоение ритмических фигур.

Для развития чувства ритма, при слушании музыки начиная с младшего возраста и постепенно усложняя, использую:

  • тактильное уподобление (касание руки ребенка) в младшем возрасте
  • моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.
  • оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.
  • творческие ритмопластические импровизации.

При пении использую следующие упражнения:

  • прохлопывание ритма ладошками, палочками.
  • узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
  • пение по ритмическим картинкам.
  • ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).
  • хлопки по кругу.
  • подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.

Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений способствовали поддержанию у детей интереса к деятельности, и ее успешности.

Моим воспитанникам очень нравится отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») они без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в системе музыкального воспитания: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти». Выполнять ритмические рисунки ребята любят разными способами: хлопками, по коленям, по животику, игрой пальцев на столе и полу, по бубну, по барабану, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.

Начиная с младшей группы, предлагаю ребятам озвучивать картинки с изображением животных, с последующим прохлопываем ритма, прохлопать свое короткое, а потом и уменьшительно-ласкательное имя.

Для знакомства с длинными и короткими звуками детям среднего возраста предлагаю ритмосхемы, это графические рисунки, в которых выстраиваются комбинации длительностей звуков, что способствует развитию логического мышления, зрительной памяти.

Использую игры с картинками, игрушками, игровые ситуации. Учу прохлопывать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, палочках, барабане. При этом учу их согласовывать свои движения с движениями товарищей.

Например, дидактическое упражнение «Уточки»

Наши уточки с утра: кря – кря – кря (дети либо проговаривают и хлопают в ладоши, либо передают ритмический рисунок на инструментах.)

Наши гуси у пруда: га –га – га. (проговаривание слов с ритмической передачей)

Наши курочки в окно: ко – ко – ко. (Повторение предыдущей комбинации)

Продолжая работать с этой игровой попевкой усложняю задачи:

  • я играю на музыкальном инструменте, а дети хлопают в ладоши или выстукивают на ложках, произнося слова.
  • дети вначале прохлопывают ритм, а затем выкладывают их на мольберте божьими коровками или ёлочками.

Совместно с детьми придумываем песенки и выкладываем их нотками, прохлопываем в ладоши или проигрываем на музыкальных инструментах со словами.

Например: БЕ-лоч-ка , БЕ-лоч-ка , ПРЫГ , ПРЫГ .

Добавляем в песенки движения, сочетание звучащих жестов и различных звуков немузыкальных предметов. При этом всегда применяю зрительные образы в виде ритмических карточек, картинок разного размера, палочки, ниточки, полоски, кружочки.

У детей старшего возраста большой популярностью пользуются ритмизированные стихи, которые развивают чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Таким образом, у детей происходит автоматизация навыков ритмического проговаривания.

В старшей группе знакомлю детей с длительностями, объясняю, что в одном долгом звуке «помещаются» 2 коротких и на примере божьих коровок показываю, что в одной большой божьей коровке помещаются 2 маленьких.

РАЗ ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ

В дальнейшем дети выкладывают ритмические формулы самостоятельно.

Знакомя ребят с паузой, рассказываю и показываю на картинках, как она выглядит. Предварительно договариваясь с детьми, выкладываю ритмическую формулу в различных вариантах и предлагаю детям на паузу развести руки в стороны.

Предусматриваю усвоение материала в его усложнении. Например, в играх с палочками, дети выполняют движения не только со своими палочками, но и с палочками соседа, перекладывая их друг другу, дети самостоятельно выкладывают ритмические рисунки, ритмические формулы и ритмические цепочки из картинок.

Использую такой методический приём как: деление воспитанников на две группы, одна группа проговаривает одну ритмическую цепочку, другая – другую, затем дети меняются местами. Стимулирую развитие музыкально-ритмических способностей с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов, а использование словесного и практического метода позволяет усилить возможность воздействия на каждого ребёнка.

Для более совершенного развития у детей ритмического чувства, музыкально-игровые упражнения включаю и в пение.

Например, детям хорошо знакома песня «Тень – тень». Использую следующие задания в игровой форме:

  • песня исполняется вместе с детьми с целью закрепления текста
  • дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок
  • пение по ролям (взрослый — автор, а дети – герои, где каждый ребёнок прохлопывает свою роль)
  • пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Объясняю детям, что голосок «спрятался», а «ладошки поют вместо него».
  • вся песня от начал и до конца поётся ладошками
  • выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа и использование компьютерных технологий

Следующий этап моей деятельности с детьми — это творческая импровизация, самовыражение детей.

На этом этапе широко использую поисковый и вербальный методы. Дети в форме игры закрепляют и совершенствуют навыки по выполнению ритмических рисунков, продолжают осваивать музыкальную грамоту, работают по карточкам-схемам.

Ввела в повседневную практику с дошкольниками и такую форму работы, как «ритмическая минутка». Дети в игре, самостоятельной деятельности, в самых разнообразных режимных моментах могут хлопать, топать, играть на музыкальных инструментах. В этом большую помощь оказывают воспитатели групп

Процесс развития музыкального чувства ритма имеет непрерывное развивающее действие. Работу веду в тесном творческом союзе с воспитателями, нахожу своё отражение не только на музыкальных занятиях, но и в других формах музыкальной деятельности: индивидуальной работе, музыкально-игровых досугах, а также самостоятельной деятельности. Для воспитателей групп я оформила цикл консультаций, бесед, памяток, рекомендаций «Дружно мы играем, чувство ритма развиваем». Провожу мастер-классы, сделала подборку музыкальных игр и упражнений. Организовала творческую студию из воспитателей «Голубки», где мы поем, ставим театрализованный представления, разучиваем танцевальные номера.

Учитывая новые требования к взаимодействию с семьей, провожу работу в нескольких направлениях:

  • повышение компетентности в вопросах как музыкального воспитания детей в целом, так и в развитии чувства ритма в частности ;
  • пропаганда музыкального искусства;
  • вовлечение в музыкально-образовательный процесс;
  • совместная культурно-досуговая деятельность.

Родителям очень интересны такие формы работы как совместные всеобучи, мастер-класс и семинары, где предоставляют много практического материала, мы вместе поём, разучиваем потешки, игры, упражнения, способствующие развитию чувства ритма в домашних условиях.

Они являются активными участниками утренников, праздников и совместных спектаклей. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время.

Для обогащения музыкальной среды семей мной собрана фонотека «Музыкальный киоск», с коллекцией детских песен, музыки для движения и танцев, детских сказок, музыки для релаксации. Дети зачастую просят родителей взять на прослушивание тот или иной диск.

В процессе реализации системы работы по развитию музыкального чувства ритма достигнуты следующие результаты :

  • положительная динамика уровня развития чувства ритма у детей дошкольного возраста: высокий уровень увеличился на 34% (47%), норма понизилась на 1% (53), уровня ниже нормы не стало. (Ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, шлепках, на музыкальных инструментах, но и в передаче метроритмической организации музыки с помощью движений в музыкальной игре).
  • воспитанники активные участники конкурсов детского музыкального творчества разного уровня, творческих концертов, ежегодно по традиции принимают участие в фестивале: «Музыкальный калейдоскоп», участники праздничных программ, посвященных Дню защиты детей, и ко Дню Победы, радуют пожилых людей из дома «Ветеран» и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • сформировались:

-музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;

-дифференцированное восприятие музыки и движений;

-умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;

-умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;

-умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

-способность к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям,

-интерес к музыкально – ритмическим упражнениям и играм.

-музыкально-ритмические способности, выработаны такие исполнительские качества как уверенность в себе, умение свободно держаться на сцене.

Что привело к повышению качества музыкального воспитания в нашем учреждении.

Учу детей любить прекрасное искусство,

Стремясь в сердцах у них посеять благодать.

Источник

Читайте также:  Это чувство во мне как адреналин
Оцените статью