Развитие чувства гражданской идентичности

Развитие чувства гражданской идентичности

Проблемой, в последнее время привлекающей повышенное внимание зарубежных и отечественных исследователей, является феномен кризиса гражданской идентичности.

В работах большинства исследователей кризис гражданской идентичности рассматривается в рамках общей трансформации современного общества. В современном мире не только гражданская, но и любая другая идентичность оказывается проблемной. В сегодняшнем мире идентичность не устанавливается ни традицией, ни местом проживания или рождения, а формируется, выбирается человеком в процессе собственной жизни.

В условиях глобализации идентификационное пространство становится шире, чем пределы отдельного государства. Процессы трансформации идентичности характеризуются:

— пересмотром основ национальной и государственной идентичности;

— появлением новых объектов идентификации;

— появлением новых форм идентичности.

В работах ряда исследователей, опирающихся на зарубежный и отечественный опыт, отмечается, что отказ человека от постоянной самоидентификации – тоже своего рода осознанный выбор. Современный человек в отличие от человека традиционного общества, привязанного к определенной культуре и традиции, не останавливается на месте и избегает любой фиксации. Идентичность современного человека можно определить как «здесь-и-сейчас-идентичность».

Проблемой оказывается не столько растерянность человека, сколько отсутствие прочного каркаса, на который могло бы укрепляться содержание индивидуальных выборов. В силу обстоятельств в современном мире гражданская идентичность зачастую также не является подобным стержнем. Основными факторами формирования гражданской идентичности являются активное отношение человека к миру, политическая активность, связанная со способностью локализовать и защитить институциональными способами свои интересы; способность обозначить собственное отношение к явлениям социальной реальности, готовность принимать самостоятельные решения; перспективная ответственность на основе памяти о своих поступках и осознания возможных их последствий; способность к различным формам совместной деятельности, к солидаризации вокруг общих целей и ценностей. При этом главным условием формирования гражданской идентичности выступает социальное доверие, связанное с соблюдением каждым гражданином рациональных и этически обоснованных правил, с верой в выполнимость и эффективность этих правил, ожиданием от других участников исполнения взаимных обязательств.

В условиях нестабильно развивающегося общества такое качество гражданина как активность сменяется социальной апатией и пассивностью. Сомнение человека в прочности мира, неуверенность в будущем сопряжены с ощущением бессилья, собственной несостоятельности, неспособностью действовать рационально, адекватно отвечая на вызовы времени, и с разочарованием в эффективности совместных действий.

Современного человека, сталкивающегося с колоссальным потоком информации разного качества и направленности, живущего одним днем и решающего проблемы по мере их поступления, мало интересует отдаленная перспектива. Невозможность за сегодняшними действиями увидеть их последствия, прийти к намеченной цели лишает современного человека и возможности контролировать настоящее. В ситуации неустойчивости социальных институтов, отсутствия общности интересов и сети взаимных обязательств социальное доверие как условие планирования и осуществления совместных действий невозможно. В отсутствие твердой почвы, где могло бы укорениться доверие, исчезает и мужество, необходимое для принятия на себя ответственности и долгосрочных обязательств перед «своей» общностью. Ю.А. Семенова, ссылаясь на зарубежных философов и социологов, пишет о том, что типичные общности современного мира, основанного на массовом производстве и потреблении – это квазигруппы телезрителей, покупателей, которые неспособны на проявление активной гражданской позиции, влияют на окружающий мир пассивным образом, просто фактом своей массовости. Поэтому современный человек, пытающийся найти свое место в жизни, строит свою идентичность в одиночку.

Говоря о гражданской идентичности и ее кризисе, необходимо остановить внимание на феномене конформизма – жизненной стратегии «молчаливого большинства». Приспособление как способ существования человека можно сравнить с защитной окраской животных, которые настолько похожи на свое окружение, что практически неотделимы от него. Конформист угадывает то, какие мысли, какие чувства, какие желания ждут от него окружающие. Он мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое Я.

Кризис гражданской идентичности в российском обществе имеет к тому же свои внутренние особые причины.

В советское время на официальном уровне декларировалось существование многонационального советского народа как новой социальной общности, и это во многом соответствовало реальному положению дел. Осознание единства поддерживалось, во-первых, ощущением принадлежности к великой державе, во-вторых – единой государственной идеологией, способной мобилизовать граждан на созидательную деятельность во благо страны. Эта идеология служила основой мощной системы воспитания граждан, охватывающей не только детей, но и взрослых (в частности – через государственный контроль над культурой и СМИ). Правда, надо признать, что к концу 70-х гг. эффективность этой идеологии стала снижаться.

В результате потрясений и перемен 90-х гг. факторы, которые скрепляли многонациональное общество, в большинстве своем перестали действовать. Вместе с прежней системой власти рухнула государственная идеология и основанная на ней система воспитания. Государство практически перестало контролировать СМИ и культуру, а значит, лишилось возможности использовать эти рычаги для консолидации общества. Распад СССР, рост стремления к национальному обособлению во многих республиках закрепили в сознании миллионов людей подспудное представление о непрочности межнационального единства.

Читайте также:  Что делать с людьми которые портят всем настроение

Переосмысление истории акцентировало внимание на трагических и негативных моментах прошлого, подорвало привычное представление о тех значимых исторических событиях, которые для многих поколений были объектом гордости и уважения. Между тем, наличие общей и согласованной в оценке ключевых событий исторической памяти – один из важных факторов формирования национального самосознания (неслучайно в странах Восточной Европы, активно конструирующих свою суверенную государственность в конце 1990-х гг. возникло особое понятие – историческая политика, связанное с формирование нового согласованного представления об их национальной истории).

Страна стала более открытой внешнему миру, и сравнение ситуации в России с ситуацией на Западе во многим отношениях было гнев нашу пользу, что порождало критически-негативное отношение к собственной стране. Все это усугублялось резким ростом социального неравенства и снижением жизненного уровня основной массы россиян.

В этих условиях осознание общенационального единства оказалось подорванным, уступая место другим видам социальной идентичности, прежде всего – этнической. Национальная группа стала восприниматься многими как более стабильная, надежная с точки зрения ощущения поддержки, которую может ожидать от нее индивид.

Во-вторых, общероссийская гражданская идентичность стала окрашиваться в негативные эмоциональные тона. Многие стали ощущать неприязнь или равнодушие к собственной стране.

Обществу, в котором преобладают такие настроения, сложно сохранять социальное благополучие и стабильность, внутреннюю и внешнюю безопасность, быть конкурентоспособным в своем развитии на мировой арене .

Поэтому в настоящее время существование российской гражданской нации может рассматриваться, скорее, как актуальная проблема, нежели очевидная данность.

Принципиальное осознание неприемлемости такого положения стало определяющим образом влиять на государственную политику с 2000-х годов. С определенного времени можно наблюдать попытки политических усилий, направленных на конструирование новой позитивной общероссийской идентичности взамен той, что когда-то объединяла советский народ. Власть старается найти, нащупать те идеологические позиции и ценности, которые могут сплотить граждан России независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности и пробудить желание трудиться не только ради личных, но и ради общественных целей. И такая политика в современном российском обществе в целом, конечно, необходима (Другой вопрос, насколько успешно она осуществляется и каковы ее издержки).

Подводя итоги сказанному, мы можем сделать вывод о том, что гражданская идентичность в современном мировом сообществе, как и в России действительно испытывает кризис

Кризис гражданской идентичности связан с потерей, или, лучше сказать, утратой некоторых элементов этой сложной системы ценностей, чувств, правил и др. Поэтому формирование гражданской идентичности необходимо рассматривать в плоскости ее восстановления, возвращения. Мы должны отдавать себе отчет в том, что это во многом будет новая форма идентичности, не совпадающая с прежней (например, характерной для советского времени).

Процесс утраты идентичности можно сравнить с потерей памяти. Элементами этой памяти выступают:

1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

2) самоназвание гражданской общности;

3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Существует множество причин подобной исторической амнезии.

Практическое задание к разделу 2.

Составьте перечень факторов и условий, которые, на ваш взгляд, препятствуют формированию позитивной гражданской идентичности современных российских школьников и молодежи (К каждой позиции дайте краткий комментарий, раскрывающий ее суть).

Источник

«Формирования российской идентичности и патриотических качеств личности»

Автор: Панкова Елена Юрьевна

«Формирования российской идентичности

и патриотических качеств личности»

«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, — его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа.

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме.

Читайте также:  Стресс механизмы стресса виды стресса

Наше образовательное учреждение уже четвёртый год работает в режиме введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Я обратила внимание на задачи, которые ставит перед учителями государство по формированию российской идентичности и решила рассмотреть их по трём направлениям.

Первое направление. Стандарт направлен на обеспечение:

— формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

— единства образовательного пространства Российской Федерации;

— сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

— доступности получения качественного основного общего образования;

— преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

— духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.

Второе направление. Гражданскую идентичность можно определить с двух разных точек зрения как:

— осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл;

— феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.

Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны личности и со стороны общности.

В первом случае гражданская идентичность выступает в форме осознания личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющим для него значимый смысл.

Структура гражданской идентичности, как и другого вида идентичности, включает четыре основных элемента: (СЛАЙД № 8)

— когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;

— ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;

— эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;

— поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.

Третье направление . Историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

Обществоведение (включая Граждановедение и др .) — обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности; системы социальных представлений о социально-политическом устройстве (представление о государственной организации России, знание государственной символики — герб, флаг, гимн, знание государственных праздников, знание основных прав и обязанностей гражданина), структуре и динамике развития общества и государства, создает основы формирования правового сознания учащихся.

В семье же закладываются основы нравственности личности. Поскольку именно она является своеобразной первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества, именно в ней формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Очень важно, что бы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Сама семья не является пассивным транслятором социальных ролей и типичных для них шаблонов поведения, она преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого поколения, создает свои уникальные внутрисемейные представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Однако сегодня существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. На школу ложится важнейшая задача повышения воспитательного потенциала семьи и развития ее социализирующего ресурса, оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей.

В последние годы одним из важнейших аспектов изучения формирования гражданской идентичности современных подростков и молодежи, является анализ границ и возможностей гармоничного сочетания процессов социализации и индивидуализации. Это связано как с новыми методологическими подходами к проблеме социализации и самоопределения, с расширением границ личностной активности человека, так и с новой социальной ситуацией развития современных подростков и молодежи, у которых появляются более широкие, по сравнению с предыдущими поколениями, возможности для выбора групп социализации и идентификации.

Читайте также:  Радость всему миру или будущие указы антихриста

Сложности, связанные с трансляцией норм, эталонов и объектов идентификации, необходимых для успешной социализации молодежи, обусловлены еще и тем, что в настоящее время можно констатировать, что процесс социализации происходит не только в первые 10-15 лет жизни, но на протяжении всего жизненного пути.

Сложности, связанные с изучением процесса формирования гражданской идентичности вытекают из того несомненного факта, что в России гражданское общество еще мало развито, практически отсутствует, также как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации, без которых невозможно конструирование полноценной гражданской идентичности. В этом случае, гражданская идентичность должна включаться в социокультурную идентичность как значимая часть ее структуры.

Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, являются личностный смысл и ценностный компонент. Ценностный и эмоциональный компоненты могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента.

Разработка и реализация программы формирования гражданской идентичности российской нации с необходимостью требует учета не только современной социально-политической ситуации и характера межэтнических отношений, но и психологических условий и факторов формирования этнической идентичности культурных групп населения России. Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных этнических групп в поликультурном обществе. Позитивная идентичность может быть сформирована лишь на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников.

Особенно актуальной и значимой проблема гражданской идентичности является для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности (как гражданской, социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Если для старшего поколения стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми, связано со стремлением к восстановлению нарушенной картины мира, то для подростков – со стремлением к созданию картины своего мира, одновременно похожего и не похожего на мир взрослых, который подростки одновременно считают и своим, и чужим. В этом плане поиск своей личностной уникальности, ее содержания и структуры непосредственно связан с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения.

В связи с этим возникает настоятельная потребность в изучении процесса присвоения подростками, юношами и девушками своего индивидуального и культурно-исторического прошлого и способности аутентично конструировать свое будущее. При этом огромное значение имеет анализ причин неприятия или пассивного отторжения подростками той культуры, тех нравственных эталонов и оценочных категорий, которые являются значимыми для его социального окружения.

Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые мероприятиями по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включают:

— Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

— Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

— Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

— Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

— Установка на владение универсальными способами познания мира.

Осуществление задачи формирования гражданской идентичности в контексте общего образования как ведущей социальной деятельности общества приведет к следующим личностным и социальным эффектам:

— осознанию учащимися себя гражданами России;

— укреплению российской государственности;

— росту конкурентоспособности российского общества;

— уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам.

Я предлагаю модель для решения задач формирования гражданской идентичности:

1. образовательный и воспитательный потенциал предметного содержания учебной дисциплины с точки зрения психологического содержания гражданской идентичности личности в единстве всех ее структурных компонентов;

2. особенности организации учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа, задающие зону ближайшего развития гражданской идентичности личности;

3. возрастно-психологические особенности учащихся и задачи развития на данной возрастной стадии, обуславливающие их сензитивность к формированию различных аспектов гражданской идентичности личности;

4. систему межпредметных и внутрипредметных связей, открывающих возможность реализации интегративного подхода к построению учебного предмета и методам организации учебной деятельности учащихся;

5. связь предметного содержания учебных дисциплин с жизненным опытом учащегося, возможности организации процессов смыслопорождения и смыслообразования, адекватных задачам формирования гражданской идентичности на каждой из возрастных ступеней.

6. необходимо проведение психолого-педагогической экспертизы гуманитарных и воспитательных программ, учебников и учебных пособий с целью выявления особенностей формирования гражданской идентичности и патриотических чувств у детей, подростков, юношества.

Источник

Оцените статью