Развитие чувства дистанции у боксера

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ДИСТАНЦИИ

Предлагаемые здесь специальные упражнения для развития чувства дистанции у боксёров основаны на принципах развития пространственно-различительной деятельности человека, а. также на результатах описан­ных экспериментов. Для практического применения этих упражнений важно знать основные принципы, которые лежат в основе развития чувства дистанции, а не част­ный методический прием или отдельное упражнение. По­этому здесь описана только часть специальных упражне­ний для развития чувства дистанции у боксеров, Зная, принципы, которые лежат в основе этих упражнений, каждый тренер и спортсмен сам может разработать нуж­ные ему упражнения и применить их на практике.

Все упражнения для развития чувства дистанции у боксеров мы разделили на 2 группы:

1. Упражнения для развития точности определения дистанции.

2. Упражнения для развития точности сохранения дистанция.

Такое деление объясняется тем, что каждая из этих групп упражнений развивает определенные стороны чув­ства дистанции, отличающиеся друг от друга. Каждая из этих сторон требует для своего развития определенных упражнений, сходных между собой. Кроме того, подобная группировка упражнений позволяет систематизировать и подбирать упражнения для- целенаправленного развития чувства дистанции.

Упражнения для развития точности определения дистанции

Упражнение 1

Подойти к стене, снаряду или партнеру на свою удар­ную дистанцию и опробовать ее, нанеся несколько уда­ров с шагом вперед. Как только ударная дистанция бу­дет найдена, нужно остановиться на ней, сохраняя бое­вую стойку, и запомнить ее на глаз. У носка впереди стоящей ноги отмечается мелом черта. Расстояние от нее до цели и будет ударной дистанцией боксера.

Затем боксеру дается задание отойти от цели и вновь приблизиться к ней на свою ударную дистанцию, не глядя на черту. Это задание нужно повторять 5—7 раз. После каждого раза боксер сам оценивает величину своей ошибки, а затем, ориентируясь по черте, определяет точ­ность выполнения своего задания: насколько он не до­шел до черты или перешел через нее. Вслед за этим за­данием он должен выполнить следующее: подойти к цели ближе или дальше ударной, дистанции на целую ступню (выполнить это нужно 5—7 раз, а затем вновь вернуться к первоначальному заданию).

На следующих занятиях дифференцируемое расстоя­ние уменьшается сначала до половины, затем до трети ступни и, наконец, до нуля, т. е. боксер получает задание точно подойти к черте.

Когда упражнение будет усвоено, его усложняют. Боксеру даются те же задания, но только после манев­рирования перед целью с различной скоростью.

Данное упражнение применяется для развития точ­ности определения ударной дистанции в зависимости от того, какой рукой наносится удар, поэтому для лучшей дифференциации этих расстояний нужно давать задания попеременно подходить на дистанцию, с которой нано­сятся удары левой и правой рукой.

Это упражнение удобно применять при построении двумя шеренгами. Делается это следующим образом. На полу мелом проводится линия, возле которой боксеры одной из шеренг становятся так, чтобы носок впереди стоящей ноги находился у линии. Затем они наносят удар с шагом вперед, стараясь достать партнеров, стоящих напротив. Каждый боксер, стоящий у линии, устанавли­вает своего партнера на ударной дистанции, отходит назад за линию, а затем вновь подходит к партнеру на свою ударную дистанцию по вышеописанной методике.

Упражнение 2

Подойти к цели на ударную дистанцию. У носка впе­реди стоящей ноги провести первую линию, затем нанести удар с шагом вперед так, чтобы перчатка коснулась цели. Конечное положение ноги после удара отметить второй линией.

Боксеру дается задание начинать атаку с шагом впе­ред с первой линии с тем условием, чтобы после атаки носок ноги, выполнявшей шаг вперед, был точно у вто­рой линии.

После этого нужно выполнить шаг, переступая через вторую линию или не доходя до нее на ступню, а затем вновь вернуться к первоначальному заданию. Каждое задание выполняется 5—7 раз. Удары наносятся с откры­тыми и закрытыми глазами. После очередной попытки производится самооценка и оценка выполненного действия.

В последующем дифференцируемое расстояние по­степенно уменьшается, так же как в первом упражнении.

Данное упражнение позволяет выработать у занимаю­щихся ощущение величины шага и амплитуды движений при нанесении ударов в зависимости от расстояния до цели. Это очень важное умение, поскольку в бою необ­ходимо не только правильно определять дистанцию, с которой наносится удар, но и точно рассчитывать вели­чину, своего шага, поворот туловища и движение руки. Только в этом случае удар может поразить цель на точ­но рассчитанной дистанции.

По мере овладения этим упражнением его предла­гается делать не с места, а после маневрирования с постепенней увеличением скорости атаки.

Упражнение 3

Данное упражнение вырабатывает точность опреде­ления защитной дистанции. Чтобы овладеть этим уме­нием, нужно научиться определять дистанцию ударов противника. Делается это следующим образом. Боксер становится так, чтобы носок впереди стоящей ноги был у линий. Партнер наносит удары со своей ударной дистан­ции, стараясь выполнить их с одного и того же расстоя­ния. Боксер должен запомнить это расстояние. По­том он отходит назад, а затем приближается к парт­неру на его ударную дистанцию. Если он точна рассчи­тал ее, носок его впереди стоящей ноги окажется точно у линии. Затем ему дается задание переступить .через линию или не дойти до нее на ступню, половину ступни и т. д., как в упражнении 1.

По мере овладения данным упражнением оно услож­няется: боксеру дается задание приблизиться к партнеру на его ударную дистанцию после маневрирования и точно остановиться на ней. Упражнение рекомендуется выпол­нять с партнерами разного роста.

Упражнение 4

Выполняется в парах. Боксер стоит с закрытыми глазами. В это время партнер подходит к, нему на опреде­ленное расстояние. Боксер открывает глаза, мгновенно оценивает расстояние до партнера и наносит удар. В за­висимости от расстояния длина шага при ударе различна или шага вообще нет.

Читайте также:  Легкая адаптация быстрая смена чувств коммуникабельность свойственны

Данное упражнение развивает умение быстро опреде­лять расстояние до партнера и в соответствии с ним точно регулировать амплитуду движений.

Упражнение 5

Выполняется в парах. Боксер подходит к неподвижно стоящему партнеру, измеряя свою ударную дистанцию и стараясь ее запомнить. По сигналу тренера боксеры на­чинают свободно передвигаться друг перед другом. Во время перемещения боксер должен приблизиться к парт­неру на свою ударную дистанцию. Как только боксер по­чувствует, что нашел ее, он немедленно подает команду «Стоп!», по которой он и его партнер останавливаются.

После этого боксер проверяет свою дистанцию до парт­нера, нанося удар с шагом.

Для того чтобы приучить боксера лучше дифферен­цировать расстояние до партнера, ему нужно давать за­дание поочередно останавливаться то на дистанции, с которой наносятся удары левой рукой, то на дистанции, с которой наносятся удары правой рукой, то на средней дистанции и т. д.

Упражнение 6

Выполняется в парах. Предварительно определив и запомнив ударную дистанцию партнера, боксер во время свободного передвижения должен дать команду «Стоп!» на дистанции, с которой партнер может достать его уда­ром с шагом вперед. После этого партнер наносит удар с шагом, и дистанция проверяется. Затем боксеру дается задание остановить партнера на дистанции, с которой тот не достанет его ударом. Дистанция снова проверяется. Вслед за этим боксеру предлагается остановить партнера один раз на своей ударной дистанции, а второй раз — на ударной дистанции партнера. В этом случае ему при­ходится оценивать как ударную, так и защитную дистан­ции. Упражнение рекомендуется проводить с партнерами разного роста.

Для закрепления навыка точного определения удар­ной и Защитной дистанций нужно применять условные бои со следующими заданиями:

а) определить наиболее выгодные ударные дистанции для нанесения ударов левой и правой рукой. Наносить удары только с этих дистанций;

б) атаковать левой рукой с дальней дистанции, а правой — со средней или ближней. Затем наоборот;

в) первую половину раунда атаковать только с даль­ней дистанции, вторую — со средней;

г) каждый последующий удар наносить с другой дистанции. Например, первый — с дальней, второй — со

средней, третий — с ближней и т. д. Затем все повторить сначала;

д) определить свою защитную дистанцию во время боя с партнерами разного роста.

В начале каждого условного боя должны создаваться облегченные условия — партнер только защищается. А затем задания выполняются в двустороннем бою.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1708; Нарушение авторского права страницы

Источник

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ДИСТАНЦИИ У БОКСЕРОВ

Чувство дистанции у боксеров может проявляться по-разному в зависимости от особенностей той или иной дистанции. Так, учитывая существование ударной и за­щитной дистанций, можно говорить о чувстве ударной или защитной дистанции. В основе чувства ударной ди­станции лежит умение боксеров определять расстояние до партнера для нанесения ударов. Чтобы точно опреде­лить ударную дистанцию, боксер должен уметь не толь­ко правильно определять расстояние до партнера, но и контролировать направление, точность и быстроту собст­венных движений. Только умея соразмерять расстояние до партнера с направлением, быстротой и точностью соб­ственных движений, боксер может точно определять ударную дистанцию. Таким образом, в основе воспита­ния чувства ударной дистанции у боксеров лежат вос­приятия, связанные с определением расстояния до партнера, а также с оценкой направления, точности и быстроты собственных движений.

При определении защитной дистанции боксеру необходимо, прежде всего, уметь оценивать ударную дистан­цию партнера, а также направление и быстроту его ударных движений и перемещений. Только в этом случае боксер сможет правильно выбрать свою защитную ди­станцию.

Таким образом, в основе чувства защитной дистан­ции лежат восприятия, связанные главным образом с оценкой направления, скорости и амплитуды движений партнера.

При определении или сохранении дистанции во время поединка боксеру приходится реагировать не просто на изменение партнером расстояния, а на целостный двига­тельный акт, поэтому большое значение для успешного определения и сохранения дистанции имеет реакция на движущийся объект, а также умение прогнозировать перемещения партнера и отдельных частей его тела. На основе определения особенностей манеры передвижения партнера можно со значительной степенью точности предугадывать его перемещения и в соответствии с ними выбирать удобную для себя дистанцию.

Рассматривая психофизиологические механизмы чув­ства дистанции, можно заметить, что в его основе лежат восприятия, образующиеся под влиянием специализиро­ванных условий боксерской деятельности: восприятие расстояния до партнера, а также восприятия точности, быстроты и амплитуды как собственных движений, так и движений партнера. На этой основе образуется ком­плексное восприятие, позволяющее оценивать расстояние до партнера для осуществления боевых приемов. С уче­том вышесказанного чувство дистанции можно охарак­теризовать как специализированное восприятие позво­ляющее боксерам рассчитывать расстояние до партнера для осуществления боевых приемов.

Из приведенного определения чувства дистанции явствует, что оно тесно связано с непосредственным вы­полнением боевых приемов. Действительно, определение расстояния до партнера не является самоцелью, оно не­обходимо прежде всего для точного управления движе­ниями в соответствии с этим расстоянием, например для точного нанесения ударов или для успешного сохране­ния нужной дистанции. Поэтому под развитием чувства дистанции мы понимаем воспитание у занимающихся умения тонко ощущать и оценивать расстояние до парт­нера (до цели) и на этой основе точно управлять своими действиями.

Современная психология и физиология спорта рассматривают чувство дистанции как специализированное комплексное чувство, складывающееся из целого ряда ощущений, возникающих под влиянием специфических занятий тем или иным видом спорта. К таким ощуще­ниям относятся мышечно-суставные, вестибулярные, зри­тельные и другие, которые составляют чувствующую основу восприятия пространства и времени.

Читайте также:  Сознание ощущение эмоции память это

Анализ научных работ по проблемам восприятия пространства и времени дает определенные теоретиче­ские предпосылки для выработки средств и методов раз­вития чувства дистанции у боксеров.

Известно, что умение своевременно и точно опреде­лять расстояние до объектов и управлять своими движе­ниями в пространстве возможно только в том случае, если пространство и время своевременно и точно воспри­нимаются органами чувств.

Какие же органы чувств или, как их называют, ана­лизаторы участвуют в пространственно-временной ориен­тировке человека? Часто некоторые исследователи при­писывали исключительное значение в пространственном восприятии какому-либо одному анализатору (зритель­ному, вестибулярному и т. п.).

Большинство авторов подчеркивают, что вестибуляр­ный анализатор не является ведущим в восприятии про­странства, однако он играет большую роль в поддержа­нии равновесия, в определении положения и ускорения тела в пространстве. Обычно вестибулярные ощущения выступают в неразрывной связи со зрительной и мышечно-суставной ориентировкой человека в пространстве и времени.

Осязание и тактильные ощущения также имеют важ­ное значение в пространственной ориентировке человека. С помощью осязания можно ощущать пространственную протяженность ощупываемых предметов, а также их форму. Эти ощущения передаются на зрительные области мозга, в результате чего у человека возникает целост­ный зрительный образ предмета, которою он не видел, но ощупывал. Следует отметить, что указанные ощуще­ния имеют большое значение в ближнем бою, когда зри­тельная ориентация значительно сужена, а иногда и вовсе отсутствует.

Слуховой аппарат является анализатором простран­ства и времени. Человек ориентируется во внешнем мире не только по местонахождению, форме, величине и другим пространственным признакам и отношениям види­мых предметов, но и по местоположению невидимого предмета, являющегося источником звука. Благодаря замыканию большого количества связей слухового ана­лизатора с двигательным, зрительным и другими разви­вается способность определять направление звука и рас­стояние до звучащего предмета.

Неоценимое значение при восприятии пространства имеет зрительный анализатор. Он информирует человека о пространстве как об одной из основных форм сущест­вования материи и каждого отдельного тела и явления. Способность, к зрительному отражению пространства не является врожденной. Она вырабатывается постепенно в процессе индивидуального развития и носит условно-рефлекторный характер.

Велика роль зрительного анализатора в пространст­венной оценке расстояний до различных объектов и в пространственной оценке спортивных движений. Как по­казали исследования А. Н. Крестовникова и его сотруд­ников, даже частичное выключение зрительных функ­ций, например, при ограничении поля центрального или периферического зрения, существенно влияет на точность и характер выполнения некоторых привычных движений в различных видах спорта, в том числе и в боксе.

Особенно большая, можно сказать исключительная, роль в пространственной оценке движений и расстояний до объектов принадлежит двигательному анализатору. Это объясняется тем, что кинестетические ощущения свя­зываются с другими ощущениями и участвуют во всех движениях человеческого тела.

Таким образом, можно считать, что связь мышечно-суставных ощущений со всеми другими обеспечивает чувственную основу ориентировки человека в простран­стве, поэтому развитие мышечно-суставных ощущений — важнейшее условие повышения точности и скорости лю­бых движений человека, в том числе и спортивных. На основе информации о точности выполнения движения, поступающей в центральную нервную систему от рецепторов двигательного аппарата, происходят многочислен­ные поправки амплитуды, направления и скорости движений. Только основываясь на этой информации, можно точно управлять движениями в пространстве. О большом значении двигательного анализатора в спорте говорят результаты многочисленных исследований, показывающие, что острота и точность мышечно-двигательной чув­ствительности у спортсменов гораздо выше, чем у лю­дей, не занимающихся спортом. Кроме того, она зависит от спортивной квалификации и совершенствуется в про­цессу спортивной тренировки.

В пространственном анализе участвуют зрительный, вестибулярный, двигательный и другие анализаторы, однако роль каждого из них может быть различной в зависимости от структуры двигательной реакции, ее био­логического значения и т. п.

При анализе психофизиологических механизмов чув­ства дистанции было установлено, что оно складывается из целого ряда ощущений. Так, например, с помощью вестибулярных ощущений во взаимосвязи со зрительны­ми и мышечно-суставными ощущениями боксер контро­лирует положение своего тела и отдельных его частей в пространстве, а также быстроту и направление своих движений.

Тактильные ощущения помогают боксеру ориентиро­ваться на ближней дистанции, когда боксеры соприка­саются друг с другом, а возможности зрительного ана­лиза расстояния до партнера значительно снижены или совсем отсутствуют. В такой ситуации, безусловно, ве­дущее значение в ориентировке боксера приобретают тактильные и мышечно-суставные ощущения.

При определении расстояния до партнера на средней и дальней дистанциях ведущее значение имеют зритель­ные ощущения.

Таким образом, ведущая роль названных ощущений может быть различной в зависимости от условий, в ко­торых приходится определять расстояние до партнера. Тем не менее, наибольшее значение в формировании и развитии чувства дистанции у боксеров имеют зритель­ные и мышечно-суставные ощущения.

Чтобы научить человека определять расстояние до объекта, необходимо вырабатывать у. него точные дви­гательные рефлексы на пространственные раздражители, развивая пространственно-различительные функции, его анализаторов. Особенно большое значение при этом имеет установление условнорефлекторных связей между зрительным и двигательным анализаторами. Доказано, что образование такой зрительно-двигательной ассоциа­ции способствует формированию у занимающихся зри­тельно-двигательных образов и представлений, без которых невозможно овладение техникой физических упраж­нений. Поэтому при выполнении какого-либо движения спортсмен должен стремиться к связи своих мышечных ощущений со зрительными.

Все это справедливо и для бокса. Помня, что зритель­ные и мышечно-суставные ощущения являются основным источником чувства дистанции у боксеров, нужно в пер­вую очередь развивать у них пространственно-различи­тельные функции зрительного и двигательного анализа­торов. Объединив зрительное впечатление о расстоянии до цели с измерением расстояния путем движений (нане­сение удара, приближение к цели на определенное рас­стояние и т. д.), боксер может научиться точно оцени­вать расстояние только с помощью зрения.

Читайте также:  Интерны быков снимает стресс с кисегач

Известно, что для выработки тонкого ощущения рас­стояния до объекта необходимо развить умение диффе­ренцировать (различать) расстояния. Опыты И. П. Пав­лова и его сотрудников показали, что начинать нужно с грубой дифференцировки и постепенно подводить ее к тонкой.

Исключительно большую роль в дифференцировке внешних раздражений (в том числе и пространственных) играет слово. В физиологических опытах по изучению процесса дифференцировки раздражителей соответству­ющее слово не только заменяет дифференцируемый раз­дражитель, но: и организует весь процесс дифференци­ровки. Особенно важно, чтобы словесные сигналы вклю­чались в пространственно-различительную деятельность человека в виде срочной информации о результатах вы­полняемых действий. В последнее время профессором В. С. Фарфелем и его учениками были разработаны ме­тодические приемы применения срочной информации, способствующие улучшению качества обучения двига­тельным действиям, требующим точного и своевремен­ного выполнения.

Ю. П. Пьянков, А. С. Ревзон, В. С. Чебураев, К. Ю. Данилов, Р. А. Роман и другие авторы в своих работах доказали, что применение срочной информации о совершаемых действиях улучшает точность простран­ственной и временной оценки движений, способствуя тем самым значительному улучшению спортивной тех­ники. При этом процесс обучения намного сокращается по сравнению с процессом обучения той же технике, но без использования принципов срочной информации.

Так, Ю. П. Пьянков (1960) и А. С. Ревзон (1961), обучая занимающихся точно оценивать длину своих ша­гов и прыжков, давали им задания увеличивать или уменьшать эту длину на несколько сантиметров. В ре­зультате чего занимающиеся очень быстро и точно научились определять длину своих шагов и прыжков.

Наблюдения и эксперименты свидетельствуют о том, что помимо срочной информации о выполняемых движениях получаемой занимающимися в количественных вели­чинах, они сами должны оценивать результаты выполне­ния своих движений, причем самооценка движения долж­на предшествовать объективной его оценке. В этом случае занимающиеся приучаются анализировать свои ощущения во время выполнения движений и сравнивать их с объективной оценкой, что способствует улучшению пространственно-различительных функций анализаторов и тем самым повышению точности восприятия своих дви­жений в пространстве и во времени (А. Ц. Пуни, 1959, и др.).

Основываясь на принципах срочной информации о выполняемых действиях и их самооценки, можно разра­ботать целый ряд методических приемов для развития чувства дистанции. Приводим один из них. Испытуемому предлагается с опущенными руками приблизиться к де­ревянной стойке на расстояние вытянутой руки. После этого, не меняя положения туловища, он должен вытя­нуть руку. Линейкой измеряется величина ошибки (на сколько сантиметров рука не дошла до стойки или пере­шла за нее). После каждой попытки испытуемый должен сам, на глаз, оценить расстояние в сантиметрах, а затем ему сообщается действительная величина ошибки. В ре­зультате таких многократных испытаний глазомера мож­но развить чувство дистанции у боксеров.

Для развития тонких двигательных ощущений и по­вышения кинестетического контроля за точностью дви­жений полезен прием частичного выключения зрительной ориентировки. Исследованиями установлено, что при вре­менном устранении функции зрения двигательные вос­приятия и представления приобретают относительную самостоятельность и отчетливость (А. Н. Крестовников, Н.Р. Богуш, 1956; А. С. Батуев, 1960, и др.). Час­тичное выключение зрения и чередование Выполнения упражнений со зрительным контролем и без него может способствовать даже улучшению различительной работы зрительного анализатора. Дело в том, что связь какого-либо анализатора с деятельностью других изменяет функциональное состояние временно связываемых анали­заторов. Повышать чувствительность одного анализа­тора можно не только прямым путем, упражняя его функции, но и косвенным — воздействуя на него через раздражение других анализаторов (Б. Г. Ананьев, 1961; А. И. Бронштейн, 1941; С. В. Кравков, 1941, и др.).

Нужно только учесть, что упражнения с частичным выключением зрительного контроля при обучении бок­серов можно применять лишь во время нанесения ударов по неподвижной цели, так как точно нанести удар по движущейся цели без зрительного контроля практически невозможно. Например, боксер подходит к дели на дальнюю дистанцию и запоминает ее. Затем он закрывает глаза и наносит удар с шагом вперед. Таким образом, зрительному представлению о расстоянии до цели долж­ны соответствовать определенная длина шага, положение руки и туловища. Для того чтобы лучше прочувствовать и запомнить их, и выключается зрительный контроль. Упражнения со зрительным контролем и без него нужно чередовать, в результате должна повыситься точность двигательной и зрительной оценки расстояния до цели.

До сих пор при рассмотрении чувства дистанции мы учитывали в основном пространственные факторы, по­скольку чувство дистанции есть, прежде всего, часть чув­ства пространства. Однако очень важным фактором, влияющим на чувство дистанции и тесно связанным с ним, является временной фактор. Дело в том, что расчет дистанции и осуществление действий в соответствии с ней происходят в непрерывно изменяющихся временных условиях и требуют своевременности выполнения. Изве­стно, что быстрота реакции на движущийся объект, а также способность оценивать микроинтервалы времени при выполнении движений существенно влияют на точ­ность пространственной ориентировки, а следовательно, и на чувство дистанции. Кроме того, имеются некоторые исследования, которые показывают, что точность оценки на глаз расстояния до какого-либо объекта и пространст­венная точность этих движений, а следовательно, и чув­ство, дистанции значительно ухудшаются при дефиците времени оценки. Поэтому при обучении чувству дистан­ции необходимо обязательно учитывать временной фактор.

Источник

Оцените статью