Развитие чувств времени у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей: Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Понятие времени – одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». От умения ориентироваться во времени во многом зависят школьные успехи ребенка, поэтому приступить к развитию чувства времени у детей важно уже в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Как сложно малышу и взрослому найти общий язык! Разный взгляд на мир, разные интересы и, самое главное, — разный ритм жизни. Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени – одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам. С момента рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим уметь ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности как: организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучение в школе и в повседневной жизни. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени.»Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знания эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. У него еще нет обобщения «чувства времени», оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось. Овладение же мерами времени и применение их, дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях. Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время понимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Восприятие времени – это, прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени. То, что мы называем восприятием времени, есть не что иное, как отражение в сознание человека объективного времени. Первые элементарные понятия о времени дети получают довольно рано. Уже малыш знает, сколько ему лет, употребляет в своей речи слева «вчера», «завтра», «скоро», «медленно», «раньше», «после» и т. д. Однако за этими словами обычно скрываются довольно туманные, расплывчатые представления. Дети дошкольного возраста почти совершенно не умеют регулировать длительность своих игр, занятий. Их начало и окончание зависят больше от настроения, увлеченности, от случайных обстоятельств или от прямого вмешательства взрослого. Вот почему дошкольники не могут самостоятельно соблюдать установленный для них режим и нуждаются здесь в постоянном контроле со стороны родителей и воспитателей. Вместе с тем именно в ходе выполнения режима у детей вырабатываются первые привычки, связывающие определенную деятельность с определенным временем. В этом смысле действенно воспитывает сама строгость соблюдения распорядка дня — как по содержанию, так и по своевременному исполнению каждого требования.

Становясь для ребенка жизненно важной, потребность в точной ориентации во времени, в свою очередь, формирует такие важные качества поведения, как организованность и дисциплинированность, самостоятельность и собранность, в целом ускоряет развитие юной личности. Наряду с названными привычками и качествами важно выработать у дошкольников ясные представления и понятия о времени, учить их определять длительность времени, знакомить с его исчислением в течение суток, формировать умение сознательно рассчитывать время в ходе работы, учить практически пользоваться часами. Уже при выполнении гигиенических процедур или других требований режима обратите внимание малыша на то, что каждое из них требует определенного времени. Фиксируя его по часам, вы сообщаете ребенку, что на умывание он потратил столько минут, на одевание — столько-то, на завтрак — столько-то. Все эти методы будут способствовать развитию чувства времени у детей дошкольного возраста Полезно создавать у дошкольников практическое ощущение длительности разных отрезков времени (одна минута, три-пять минут, полчаса, час и т. д.). Скажем, предложите малышу посидеть молча, без движения одну минуту, чтобы почувствовать, как долго она длится.

Затем в течение той же минуты предложите ему поиграть с мячом, или порисовать, или заняться каким-либо другим делом. Такие задания не только помогут ему реально ощутить длительность минуты. Он почувствует, что сама эта длительность по-разному воспринимается в зависимости от того, чем она заполнена.Связывайте представление детей о времени с их пространственными представлениями, с тем или иным объемом ребячьей деятельности. Скажем, на какое расстояние от данного места можно отойти в течение одной минуты? Научившись считать, ребенок старшего дошкольного возраста выразит это расстояние в шагах. Одновременно он обнаружит, что в минуту шагов может быть больше или меньше, смотря по тому, насколько быстро шагать. Так практически в детском сознании укрепится представление о разных возможностях минуты — в зависимости от темпов и интенсивности деятельности. Такого рода упражнения можно проводить в ходе различных детских занятий и игр, беря также разные временные промежутки. По мере того как чувство времени будет развиваться у ребенка , сами задания полезно усложнять. Скажем, дать ему какое-либо поручение и попросить прикинуть, за какое время он сумеет его выполнить. А потом проверить по часам. Или, наоборот, после выполнения поручения попросить определить, сколько минут он затратил на него. И сверить по часам с действительным расходом времени. Такой навык принесет неоценимую пользу школьнику, когда ему придется планировать свои учебные занятия, общественные дела, домашние обязанности и надо будет наперед более или менее точно рассчитывать свое время. Уже рано, в старшем дошкольном возрасте, ребенок может научиться практически пользоваться часами. В доступной форме покажите и объясните ему функции секундной, минутной и часовой стрелок. Назначение первых двух он непосредственно усвоит, связывая их движение с длительностью своих игр, занятий, с выполнением того или иного поручения и временем, в которое оно укладывается. Назначение часовой стрелки он лучше усвоит, сопоставляя ее движение с общим распорядком дня и переходом от одного вида деятельности к другому. Чувство времени воспитывается не только на основе ориентации в пределах минут, часов, суток. Важно научить детей ориентироваться и в более крупных промежутках времени— неделя, месяц, год. Для этого полезно опираться как на постоянные явления и события (сезонные явления природы, праздничные календарные даты, выходные дни), так и на отдельные памятные события, имевшие место в семье, в школе. Познакомьте ребенка с понятиями года, месяца, недели, с последовательностью месяцев в году и дней в неделе. Ему можно дать поручение: следить за календарем, отрывать листки, помнить, какой ныне год и месяц, какой сегодня день. С первых детских лет развивайте у ребенка ощущение ценности времени. Учите измерять его и разумно распределять в течение дня, воспитывайте отвращение к пустому времяпрепровождению. Уже младший школьник должен обладать хорошо развитым чувством времени : знать, сколько часов он занят в школе, сколько времени требуется для приготовления уроков, как долго он может гулять, точно, без опозданий являться на занятия или возвращаться домой, обладать общей привычкой к четкому соблюдению режима. От умения ориентироваться во времени во многом зависят школьные успехи ребенка, поэтому приступить к развитию чувства времени у детей важно уже в старшем дошкольном возрасте. В результате всех этих усилий у детей уже дошкольного возраста не только разовьется чувство времени , но и прочно закрепится потребность беречь каждый час, сложится стойкое отвращение к пустому, бездеятельному времяпрепровождению. Они приучатся сознательно рассчитывать свое время, разумно распределять и, главное, рационально и экономно его использовать. И это позволит им не только успешно учиться, но и много читать, заниматься спортом, искусством, жить разносторонней жизнью. Знакомство с единицами времени разумнее выстроить в соответствии с принципами целесообразности, то есть в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Это могут быть и времена года, и месяцы, и дни недели, и время суток. Время является регулятором жизни и учебной деятельности ребенка с первого класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различия. Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, ко всем видам деятельности, которые ожидают ребенка в школе, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

Если вы хотите такой жизни для своих детей — научите их ценить время.

Источник

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа) на тему

Варианты игровых упражнений

для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
varianty_igrovyh_uprazhneniy.odt 586.73 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты игровых упражнений

для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:

1. Текучесть (время нельзя остановить)

2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)

3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)

4. Отсутствие наглядности

«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

Дошкольников необходимо научить ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста.

1. Восприятие времени по песочным часам.

Дидактическая задача — учить определять промежутки времени по песочным часам.

Игровая задача 1. Собирать пазл и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, сбор пазла следует самостоятельно сразу же прекратить.

Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают собирать пазл. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда время закончится, дети рассказывают, сколько пазлов они успели собрать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили сбор пазла вовремя.

Игровая задача 2. Приседать и вставать или подпрыгивать на одном месте и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, приседания или подпрыгивания следует самостоятельно сразу же прекратить.

Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают приседать и вставать или подпрыгивать на одном месте. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда время закончится, дети рассказывают, сколько раз они успели присесть или подпрыгнуть. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили задание вовремя.

2. Восприятие времени по часам.

Дидактическая задача – учить определять промежутки времени по часам.

Игровая задача 1. Нарисовать палочки в тетради в клеточку и следить за временем по часам. Когда 1 минута закончится, надо самостоятельно прекратить рисование.

Показываются часы, по сигналу дети начинают рисовать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность и рассказывают, сколько палочек они успели нарисовать за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончил рисовать вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2 и 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть нарисовать больше палочек и почему.

Игровая задача 2. Клеить гирлянду из полосок цветной бумаги и следить за временем по часам. Когда 1 минута закончится, надо самостоятельно прекратить клеить гирлянду.

Показываются часы, по сигналу дети начинают клеить гирлянду. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько «звеньев» они успели склеить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили клеить вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть сделать гирлянду длиннее и почему.

3. Оценка промежутка времени без часов для выполнения работы.

Дидактическая задача – учить определять объём работы на определённый промежуток времени.

Игровая задача 1. Необходимо выбрать тот из предложенных наборов пазлов (9, 16, 24 части), который можно собрать за 3 минуты.

Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности набор пазлов, который можно собрать именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают воссоздавать картинку. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.

Игровая задача 2. Заранее спланировать и сколько вещей можно надеть на куклу за 1 минуту и практически выполнить задание.

Дети выбирают подходящее, по их мнению, количество предметов одежды на куклу, которые можно надеть на нее именно за 1 минуту. По сигналу дети начинают одевать своих кукол. Через 1 минуту воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.

4. Выполнение задания за определённый промежуток времени без часов.

Дидактическая задача – учить оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Игровая задача 1. Воспитатель п росит детей замереть или хранить молчание ровно минуту. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение , как только по его мнению 1 минута закончится.

Воспитатель даёт указание: каждый будет хранить молчание или замрет на месте, но как только 1 минута закончится, все должны начать говорить или шевелиться. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.

Игровая задача 2. Предлагается разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение , как только по его мнению 1 минута закончится.

Воспитатель даёт указание: каждый будет разрезать бумагу на полоски по отмеченным линиям в течение минуты, а когда детям покажется, что минута истекла, прекратить работу и убрать руки со стола.. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать педагогич.

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через зад.

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)3. Непре.

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:1. Текучесть (время нельзя остановить)2. Необратимость.

Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп.

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста.

Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Читайте также:  Вижу слышу чувствую тест
Оцените статью