- Как воспитать в ребенке любовь к прекрасному
- Теория, практика и собственный пример
- Наблюдение за природой
- Музеи и выставки
- Художественные произведения
- Музыка
- Художественная деятельность
- «Воспитание чувства красоты у старших дошкольников»
- Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Как воспитать в ребенке любовь к прекрасному
Способность любоваться шедеврами природы и искусства, видеть мир в ярких красках и находить прекрасное даже в обыденных вещах, несомненно, делает человека духовно богатым. Колоссальное значение в эстетическом развитии ребенка имеет влияние родителей и семьи как первого института социализации. Отчасти ребенок приобщается к искусству, получает первые художественные впечатления и овладевает начальными навыками художественной деятельности в детском саду или сопутствующих творческих кружках, но, как и все остальные процессы в жизни маленького человека, воспитание чувства прекрасного начинается с семьи, поэтому так важно прививать его с самого раннего возраста собственными усилиями.
Теория, практика и собственный пример
Итак, начать воспитывать в ребенке любовь к прекрасному стоит, оттолкнувшись от «трех китов педагогики»: теории, практики и собственного примера.
Обращайте внимание ребенка на красоту и неповторимость обычных вещей, будь то игрушка или предмет одежды малыша. Очень важно, чтобы вещи имели эстетически приятный вид, были ярких, способствующих комфортному зрительному восприятию, оттенков. Предметы, окружающие малыша, познаются посредством тактильного восприятия, поэтому немаловажно использование качественных материалов в их изготовлении.
Наблюдение за природой
Через наблюдение за природой ребенок познает окружающий мир, знакомится с новыми для него предметами, явлениями жизни. Обращайте внимание ребенка на красоту природы. Именно наблюдение за природными явлениями, красивыми цветами, растениями и деревьями развивает в ребенке чувство восхищения, раскрывает разнообразие и богатство красот и форм жизни.
Музеи и выставки
Посещая с родителями музеи и выставки, ребенок знакомится с разными видами изобразительного искусства: живописью, скульптурой, графикой. Совместные походы в театры и на концерты также способствует приобщению к прекрасному, демонстрируют способы выразительного изображения явлений и предметов. Помимо прочего, для эстетического воспитания ребенка важно знакомить его с народным искусством, рассказывать о традициях, показывать продукты национальной культуры и народного ремесла.
В процессе приобщения к изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия. Здесь важно активное участие родителей и воспитание творческого характера на собственном примере.
Художественные произведения
Читая ребенку книгу, уделяйте внимание интонации, которая сможет передать характер героев, описать эмоции рассказчика, обращайте внимание малыша на иллюстрации в книгах. С ребенком постарше родители могут читать рассказы, распределяя текст по ролям. Развитию художественного вкуса способствует проигрывание сказок в домашнем театре. Родители совместно с ребенком могут подготовить спектакль, кукольное представление или театр теней и показать выступление другим членам семьи.
Музыка
Не менее важным фактором в художественном и эстетическом развитии ребенка является музыка. В младенческом возрасте на развитие ребенка благоприятно влияют колыбельные, спетые мамой. Детям постарше будут полезны ежедневные прослушивания музыки: это может быть классическая музыка, специально подобранные композиции для детей, либо песни из любимых мультфильмов и кинофильмов. При выборе музыки для ребенка уделите внимание тексту и ритму песни, важно, чтобы ритм не был раздражающим, а текст был понятен и нес в себе позитивный смысл. Если у вас есть возможность приобрести музыкальные инструменты, поначалу игрушечные, а затем, может быть, и настоящие, профессиональные, это будет только дополнительным ресурсом для развития музыкальности в частности и приобщению к прекрасному, в целом. Ребенок сможет сам попробовать имитировать звуки, которые слышит, развивать свой творческий потенциал и музыкальные способности.
Художественная деятельность
Через изобразительную деятельность у ребенка развивается наблюдательность, воображение, тренируется память. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо знать или представлять какой он формы, размера, цвета, из каких частей состоит и т.д. Поэтому, практикуйтесь дома, занимайтесь разными видами художественной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. К тому же, в процессе рисования, конструирования или лепки сочетается умственная и физическая активность. Для создания предмета изобразительной деятельности необходимо овладеть определенными умениями, осуществить трудовое действие, что, ко всему прочему, благоприятно влияет на развитие ребенка в целом.
Знакомя маленького ребенка с изобразительным творчеством, покажите в игровой форме как правильно работать с краской, кистью или пластилином. Освоив простые формы изобразительного искусства, переходите к более сложным: освойте техники аппликации, коллажирования, создания поделок из подручных материалов. Такая деятельность, помимо развития наглядно-образного мышления, развивает мелкую моторику кистей и пальцев рук.
И, конечно же, воспитывая в ребенке любовь к прекрасному, не забывайте демонстрировать вашу к нему любовь и принятие. Помните, что детское изобразительное творчество имеет и социальную направленность: ребенок делает поделку не только для себя, а для окружающих — мамы, папы, бабушки, братика. Поэтому не забывайте хвалить и поддерживать в его начинаниях.
Источник
«Воспитание чувства красоты у старших дошкольников»
Надежда Кудинова
«Воспитание чувства красоты у старших дошкольников»
Вопрос о сущности красоты всегда волновал людей. Сменяют друг друга эпохи, изменяются понятия о красоте, но радостное ощущение её присутствия остаётся и становится мерилом духовного развития.
Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, идеалами, он всё это приобретает, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. Красота не является объективным свойством какого-либо предмета. Один и тот же предмет может казаться разным людям в определённый момент прекрасным и уродливым. И чем разнороднее будут эти люди по своей индивидуальной организации, по своему развитию и настроению, тем сильнее они «разойдутся» в эстетической оценке. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.
У детей шести лет существует вполне самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать, что дети неравнодушны к красоте, они замечают её проявления и обозначают словом «красивое». Но отношения ребёнка со средой не имеют той тонкости и многообразия, как у взрослых. Его опыт гораздо беднее. Поэтому у ребёнка представления о красоте неадекватны, своеобразны. Опыт показывает, что к ребёнку понимание красоты приходит через вкусовые оценки взрослого. Дошкольник с готовностью заимствует их и присваивает. Интересен тот факт, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект художественного вкуса (сочувствие, сопереживание, «красивые» человеческие качества и свойства души. Психологические исследования учёных показывают, что шестилетки не могут ещё правильно оценивать красоту произведений живописи даже в том случае, если произведение отражает красоту реального мира. Это связано с особенностями воображения дошкольника. Эстетически оценивая детали («красивый цвет», «красивая одежда», «красивый букет», «красивые украшения, причёска, платье», дети не способны пока к оценке общего построения картины, мастерства художника и его замысла.
Методика формирования представлений о красотепосредством живописи включает:
— художественные наблюдения в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в живописи;
— знакомство с живописью через искусствоведческий рассказ педагога, беседы, дидактические игры;
— развитие художественных ассоциаций, способности сопоставлять произведение живописи с аналогичными явлениями из жизни;
— активизацию желания общаться по поводу красоты на вербальном (беседа) и невербальном (рисование) уровнях.
Красота природы.
Например, красота осени –это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др. ; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь, грибная пора; осенние цветы, вобравшие тепло солнечных деньков; «полетели паутинки с паучками в серединке»; (художественные наблюдения,дидактические игры: «Выбери самый красивый осенний цветок и расскажи о нём сказку», «Нарисуй красоту осени», «Кто лучше всех понял красоту осеннего дождика»).
Красота предметов.
Нас окружает мир вещей. Они постоянно необходимы нам. Эти вещи не только полезны, удобны, но и красивы. (Дидактические игры и рисование: «Расскажи, в чём ты видишь красоту вещи», «Кто найдёт красоту в предмете»).
Красота человеческих отношений.
Человек красив своими делами, поведением, поступками, внешностью.
(«Расскажи о красоте близких тебе людей», «Какой бы тебе хотелось совершить красивый поступок» — темы для индивидуального общения педагога с ребёнком. Рисование на темы сказки К. Чуковского «Федорино горе», стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный».)
Красота искусства.
Это красота, созданная руками человека. Искусство – это картины, скульптура… Мы любуемся ими в музеях, на выставках. Художники видят красоту во всём, что нас окружает, и хотят оставить её навсегда, ведь красота недолговечна. («Чем красив закат (восход) солнца?», «В чём красота моря?», «Красота человека» — темы художественных «философских» бесед, созерцаний, придумывание детьми сказок и историй, творческих рисунков).
Обогащение представлений детей о красоте вообще и способах её достижения на примере искусства живописи приводит к развитию образно – эстетической выразительности рисунков. Грамотное воспитание у детей шести лет чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребёнка к окружающему миру, природе, людям.
Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада Русский и советский философ, педагог и психолог П. П. Болонский считал, что задача эстетического воспитания заключается не столько в воспитании.
Воспитание экологической культуры у старших дошкольников Куликова С. М., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск Обобщение опыта работы по теме самообразования «Воспитание экологической.
Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения.
Космическое воспитание старших дошкольников посредством дидактического пособия «Солнечная система» Воспитание ответственности подрастающего поколения, как за судьбу человеческой общности, так и за сохранение окружающего мира приобретает.
Патриотическое воспитание старших дошкольников ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение.
Педагогическая концепция «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» МКДОУ Евстратовский детский сад Россошанского муниципального района Воронежской области Педагогическая концепция Нравственно-патриотическое.
Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников» СЕМИНАР НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ПЛАН СЕМИНАРА: 1. Важность работы по формированию коллектива.
Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников Недавно мне пришлось писать курсовую работу по проблеме влияния художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников.
Воспитание культуры общения у старших дошкольников Наверняка в своей жизни вы сталкивались с невоспитанными взрослыми людьми. А ведь, каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве.
Источник
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Екатерина Репрынцева
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой игрушке и душа его замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, он рассматривает книжки, а за тем сам на листе бумаге пытается что-то создать, изобразить только ему понятную картину. В старшем возрасте, он уже изобретателен в выборе — имеет свое собственное суждение, может удивить, восхитить и поразить умением видеть окружающий мир. Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он вспоминает красивую поляну, любимое дерево, игрушку, то место, где проводил больше времени, молодую маму, добрую бабушку и т. д. Такие воспоминания одухотворяют чувства, в этот момент у человека преображается голос и лицо.
Как важно, что бы восприятие красоты ребенок сохранил на всю жизнь. Ребенок должен видеть прекрасное в окружающем мире: в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в их поступках. Поэтому многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком в этом сложном и многообразном мире.
Каждый ребенок с рождения обладает творческими способностями, которые находятся в скрытом состоянии и часто не всегда полностью реализуются. Поэтому мы должны создать условия, побуждающие ребенка к занятиям художественным творчеством, дать возможность для пробуждения творческих способностей. Не важно, кем будут наши дети, главное, что рисование с использованием нетрадиционных техник способствую развитию воображения, мышления. Поэтому изобразительное искусство должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки различных чувств и эмоций и выражать их в практической работе. Для детей становится важнейшим открытием то, что он сам может показать характер животных и состояния человека, изобразить природу так, как видит ее он доступными ему художественными средствами.
У детей дошкольного возраста не большой опыт в освоении образного языка изобразительного искусства,его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться художественными материалами, выражать свои мысли через изобразительную деятельность. В течение года дети осваивают всевозможные виды художественно–творческой деятельности (конструктивные, изобразительные, декоративные и т. д.) и постепенно приобретают первичные навыки в работе с тушью, гуашью, восковыми и акварельными мелками, ножницами, клеем, цветной бумагой и другими материалами для творческой деятельности. Многообразие форм работы помогает детям искать себя в материале, ведь по природной расположенности кто-то из них — график, кто–то — живописец. Известно стремление маленьких художников повторять действия воспитателя. Обычно воспитатель рисует на доске, дает образцы. Многие исследователи отмечают, что подражание является естественной формой познания, особенно в дошкольном возрасте. Но для развития личности нужны не готовые алгоритмы, а условия для самостоятельного поиска.
Ребенок, наблюдая за природой, выражает свое видение происходящих в ней явлений посредством творчества. Педагог помогает ему, используя основной методический принцип – одухотворение природных явлений, он должен уметь импровизировать (очеловечивать природу). Педагог во время образовательной деятельности создает ситуацию образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности ребенка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Деревья, птицы, звери,насекомые наделяются образами: маленькими, тонкими и толстыми; они разговаривают на своем языке, учатся сопереживать, радоваться и грустить, узнают добро и зло, прекрасное и безобразное, поэтому педагог преподносит каждую тему в сказочно-игровой форме. Так же ребенок учится различать любовь и ненависть, коварство и справедливость.
Способы вовлечения детей в процессы продуктивного творчества и воспитания разнообразны: игровые ситуации, сказочное повествование, погружение ребенка в ситуацию зрителя, собеседника, слушателя. Природа может выступать в качестве прекрасной волшебницы, которая создает видимый человеком мир по законам гармонии и красоты. Добрые сказочные феи Флора и Фауна во всем ей помогают.
Важной составляющей каждой образовательной деятельности является созерцание картин природы. Педагог организует процесс восприятия, сопоставляя и сравнивая образы, которые были запечатлены художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами (фотографии, иллюстрации, слайды). Зрительный ряд будоражит детские умы, вызывает воспоминания. С этой целью проводятся прогулки, экскурсии, походы в лес. Педагог с детьми посещают экологическую зону на территории детского сада, организуются наблюдения за различными природными явлениями; дети делают наброски, зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.
Опыт показывает, что красота природы вызывает восторженный отклик в детской душе. Вот наступила золотая осень. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, смотрят, как они кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю. Педагог может предложить поиграть в игру «Найди такой же по цвету или по форме», составить из собранных листьев изображение, при этом дети фантазируют и каждый придумывает что-то свое. Так же можно предложить детям нарисовать красивые осенние листья с натуры или лес с использованием техники монотипии. Ознакомление детей с изобразительной деятельностью обогащает детское творчество, углубляет их нравственно-эстетические чувства.
Целью изобразительного искусства является формирование эмоционального отклика на красоту природы, обогащение чувственных впечатлений ребенка. Ребенок с помощью взрослых должен научиться видеть, понимать, различать формы природных объектов, явлений, чувствовать цвета, краски, оттенки окружающего мира. Необходимо знакомить детей с уникальными уголками родного края, просматривать видеофильмы, документальные сюжеты, фотографии, если есть возможность, совершать поездки и экскурсии. Необходимо обращать внимание детей на то, что красота окружает нас повсюду, только нужно научиться замечать ее и ценить.
•развивать умение созерцать природу, наслаждаться ее красотой, вглядываться, вслушиваться;
•развивать умение передавать свое состояние души через изобразительную деятельность;
•развивать эмоционально-эстетическое отношение к действительности, чувственные ассоциативные познания на красоту природы;
Чтобы добиться желаемых результатов, педагог пробует экспериментировать, искать что-то инновационное.
Правильно развивать эстетический вкус – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого ребенка с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой. Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать высокие результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание содержания искусства в душе ребенка формируется нравственно-эстетическая позиция, которая необходима нашему обществу. И именно детский сад должен пробудить в детях интерес к искусству, который сохранится на всю жизнь.
Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.
Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.
Источник