Разум как возникает эмоция

Содержание
  1. Эмоции и разум
  2. Читайте также
  3. Разум
  4. Разум
  5. Разум
  6. Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции
  7. 2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ?
  8. 3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ
  9. Разум
  10. В разум
  11. Смерть и разум
  12. Разум
  13. Комбинируйте разум и эмоции
  14. Глава 10 РАЗУМ
  15. РАЗУМ ВОИНА
  16. Абсорбирующий разум
  17. Чувства или разум: что управляет твоей жизнью?
  18. Марина Михно – тренер женских психологических программ – об эмоциях и о том, как с ними совладать.
  19. Как же управлять своими эмоциями, если это необходимо?
  20. Откуда появились эмоции
  21. Читайте также
  22. Откуда мы начали?
  23. Откуда вы знаете.
  24. Откуда «семьебоязнь»?
  25. Откуда талант?
  26. Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции
  27. Часть 2: «ШАМАН» 13. Союзники Как появились первые мужчины
  28. Откуда прилетают НЛО?
  29. Шаг 1. Откуда что берется
  30. Глава 4 Откуда это в нас?
  31. Откуда и куда
  32. Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека
  33. Откуда это у меня?

Эмоции и разум

Как и большинство явлений, изучаемых психологией, эмоции (и чувства, которые мы в обыденной жизни зачастую смешиваем с эмоциями) – это то, с чем прекрасно знаком любой из нас. Все мы постоянно их испытываем, подчиняемся им или, напротив, берем их под контроль, наблюдаем их проявление у других людей. Именно чувства и эмоции окрашивают наш мир в самые разные цвета и оттенки – если изъять их «из обращения», человеческое сообщество превратилось бы в подобие машинного зала: множество бездушных компьютеров, получающих и обрабатывающих информацию, даже обменивающихся ею – и только.

Говорят, что человека отличает от животных и ставит выше всего животного царства наличие сознания, речи, способности к прямохождению, к труду… Но в не меньшей степени людьми нас делает именно наличие у нас чувств и эмоций. (Впрочем, простые эмоциональные реакции имеются и у животных, но они несравнимы с тем богатством оттенков, сочетаний, глубины и сложности эмоций, какими обладает Homo sapiens.)

Так что же это такое – эмоции?

В психологии под эмоциями понимается переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, самому себе и т. д.). Чувства, действительно, очень близки к эмоциям, но представляют собой более устойчивое во времени явление, к тому же более связанное с сознанием: это не только переживание, отношение, но и некоторая логическая оценка предмета, события, человека и т. д.

Одна из важнейших характеристик эмоции состоит в том, что помимо чисто психологического, она имеет и физиологический компонент: каждое эмоциональное переживание сопровождается специфическими физиологическими реакциями организма.

Исследователей всегда интересовал вопрос: каковы «отношения» между эмоциями и разумом?

В более широком смысле эта проблема занимала уже и античных философов, и даже, наверное, более древних мыслителей: что управляет человеком? Его собственная воля, сознательные решения – или же он всего лишь игрушка, подвластная играм страстей, бушующих в нем? Решению этого извечного вопроса так или иначе посвящено все искусство – в живописи, музыке, литературе бесконечно развивается эта тема, и окончательного ответа не найдено, да наверное, его и не существует.

Тем не менее в психологии проводилось и проводится множество исследований этой проблемы, и результаты подчас противоречивы, хотя крайне интересны и в любом случае позволяют нам все лучше постигать собственную психику. Вопрос о главенстве разума и/или эмоций столь важен не только в теоретическом плане: прежде всего отвечать на него так или иначе приходится практическим психологам, психотерапевтам, психиатрам.

Те исследователи, которые отдают ведущую роль сознанию и разуму, а эмоциям отводят подчиненное положение, полагают, что любое нарушение этой субординации – признак душевного неблагополучия. Следовательно, для избавления от этого неблагополучия необходимо восстановить правильный порядок вещей: «выключить» неправильные эмоции, захватившие слишком сильную власть над человеком, развить сознательный контроль, подчинить переживания разуму. Некоторые методы современной психотерапии направлены именно на эти цели: основная их идея – совершенствование навыков самоконтроля, умения осознавать и оценивать свои эмоциональные реакции и сознательно управлять ими.

Противоположной является точка зрения, согласно которой именно эмоции правят бал: они стимулируют все познавательные процессы, порождают и направляют любые движения разума. Соответственно, и практические выводы из этой теории противоположны описанным выше: причину душевных недугов сторонники этого взгляда видят как раз в подавлении эмоций, а средство исцеления – в свободном их выражении.

Самое интересное состоит, пожалуй, в том, что при отсутствии единого теоретического решения этой проблемы на практике людям помогают порой диаметрально противоположные подходы: кому-то – методики и приемы, направленные на достижение эмоциональной разрядки, кому-то – методы развития самоконтроля и «логически ориентированные» направления психотерапии. Так что остается только порадоваться тому, как богаты и разнообразны современные психологические подходы, среди которых каждый может найти то, что подходит именно ему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Разум

Разум Просмотрите рис. 3, 7, 10, а, 21. Предки изображали разум как Вилу, два конца которой разъединены, другие два конца составляют единое целое. Быть единым – это не разум, быть разделённым – это тоже не разум, разум – это когда есть единство и разделение.Представьте себе

Читайте также:  Образно эмоциональный строй что это

Разум

Разум Понимание того, что представляет собой человеческий разум, – вот тот жизненно важный аспект, который поможет вам стать магнитом для денег. Для тех читателей, которые уже владеют такой информацией, пусть эта глава будет напоминанием о том, как в действительности

Разум

Разум Давайте остановимся на минуту, чтобы подобрать ключ к свободе ребенка. Что приведет в движение механизмы образования?У ребенка, свободного в движении, двигающегося все с большим совершенством, есть интеллектуальная цель этих движений. Ребенок, свободно

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ?

2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ? Как формируется разум? Формируется ли он в момент зачатия человека, передается ли от Природы или создается сам по себе, по

3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ

3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ Когда мы говорим о разуме психа (человека, больного какими-либо психическими заболеваниями), то мы должны иметь в виду две исходные позиции. Первая: есть мозг и есть разум. Вторая позиция — та, что разум — это мозг и

Разум

Разум Если в человеке есть разум, его можно запрограммировать, то есть зомбировать? Само понятие разума исключает это. Откуда-то изнутри нам известно, что с разумным человеком ничего невозможно сделать. Человек, обладающий разумом, живёт и действует по сердцу.Разум – это

В разум

В разум Рассмотренные выше пять типов характеров можно представить в виде пятиконечной звезды (см. рис. 16). Все пять типов характеров – это этапы протекания души на землю, в материальную жизнь. Это ясно видно из их строения тел (см. рис. 17).Существует прямой взгляд на мир,

Смерть и разум

Смерть и разум Более всего ум-эго отрицает смерть, половинчатый ум-вила тоже её отрицает, но относится к ней как к данности, и он научился включать её в систему выживания. Чтобы увидеть отношение ума-вилы к смерти, достаточно понаблюдать за поведением животных, когда перед

Разум

Разум Просмотрите рис. 3, 7, 10, а, 21. Предки изображали разум как Вилу, два конца которой разъединены, другие два конца составляют единое целое. Быть единым – это не разум, быть разделённым – это тоже не разум, разум – это когда есть единство и разделение.Представьте себе

Комбинируйте разум и эмоции

Комбинируйте разум и эмоции Авторитет – это искусство гибко комбинировать разум и эмоции.Люди аналитического склада ума, которые на протяжении многих лет занимаются учебой, наукой или другой мыслительной деятельностью, должны научиться управлять эмоциями и страстью,

Глава 10 РАЗУМ

Глава 10 РАЗУМ Когда мы анализируем слово «разум» (reason), это открывает для нас широкое поле мысли. Во первых, каждый творец добра и каждый, совершающий зло, имеет причину для поддержки своего действия. Когда два человека ссорятся, каждый говорит, что он прав, потому что у

РАЗУМ ВОИНА

РАЗУМ ВОИНА Основное оружие Цель боя в победе. Невозможно победить, лишь защищаясь. Меч важнее щита, а умение важнее их обоих. Основное оружие — это разум. Всё остальное — лишь дополнение. Джон Стейнбек[44] В принципе можно было бы ограничиться одним эпиграфом. Стейнбеку

Абсорбирующий разум

Абсорбирующий разум Как это происходит? Мы говорим: «Он запомнил». Но чтобы запоминать, необходима память. А у ребенка ее нет – сначала надо ее построить. Казалось бы, прежде чем отдать себе отчет в том, что сделать фразу понятной может только ее правильная конструкция,

Источник

Чувства или разум: что управляет твоей жизнью?

Марина Михно – тренер женских психологических программ – об эмоциях и о том, как с ними совладать.

Есть притча о двух собаках и зеркальной комнате. Одна собака, войдя в комнату, зарычала и выбежала оттуда разъярённой. Другая собака вошла и через некоторое время выбежала, радостно виляя хвостом. Женщина, наблюдавшая за этим, заинтересовалась, почему комната так по-разному подействовала на собак, вошла туда и увидела, что стенами в этой комнате служат зеркала.

Мир – это наше зеркало. Нахмуритесь – все вокруг будет серым, засмеетесь – увидите, сколько вокруг вас цветных красок. Выбор всегда за нами. Поэтому перед нами встает важнейшая задача – научиться эффективно управлять своими эмоциями.

Головной мозг устроен так, что он всегда отдает приоритет эмоциям. Все, что мы видим, слышим, обоняем и осязаем, становится электрическими сигналами, которые передаются от клетки к клетке до тех пор, пока не достигают нашего мозга. На этом пути импульсы проходят через лимбическую систему – зону, в которой, помимо всего прочего, формируются эмоции. Поэтому перед тем как в действие вступает наше рациональное мышление, мы оцениваем происходящее с эмоциональной точки зрения. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию. Именно связь между эмоциональной и рациональной зонами мозга является источником эмоционального интеллекта (EQ).

Читайте также:  40 лет победы настроение

Эмоциональный интеллект лежит в основе множества важнейших навыков, он влияет почти на все, что мы делаем или говорим каждый день. EQ важен для достижения успеха, от него зависит около 60% результата любой выполняемой работы.

Есть интересный феномен: люди с самым высоким показателем IQ имеют преимущество над людьми со средним IQ лишь в 20% случаев, в то время как люди со средним IQ имеют больше шансов на успех в 70% случаев по сравнению с людьми с высоким IQ. Такое положение дел нанесло значительный удар по представлению о важности коэффициента IQ, который прежде считался основным источником успеха. Если разобраться, то IQ – это способность к обучению, которая остается неизменной, хоть в 10, хоть в 60 лет. Напротив, EQ – это гибкий навык, которому можно научиться. Несмотря на то, что некоторые люди от природы обладают более высоким эмоциональным интеллектом, чем другие, его уровень можно повысить.

Существует четыре навыка эмоционального интеллекта, которые можно разбить на две пары:

  • внутриличностная компетентность (самовосприятие и управление собой);
  • межличностная компетентность (социальная восприимчивость и управление отношениями).

Внутриличностная компетентность – это понимание своих эмоций и управление своим поведением. Если вы обладаете высоким самовосприятием, то вы чаще используете свои сильные черты для решения рабочих вопросов и не позволяете эмоциям удерживать вас.

Межличностная компетентность – это способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит.

Как же управлять своими эмоциями, если это необходимо?

Самый главный рецепт настолько прост, что многие с трудом верят в его эффективность: чтобы снять ненужную эмоцию, необходимо убрать «неправильное лицо», поправить глаза и губы. Главное – сделать это сразу, пока эмоция еще не «раскрутилась». Если вы это умеете делать – накал эмоции сразу спадет. Если для вас это трудно – тренируйте навык спокойного присутствия.

Спокойное присутствие – умение быть в реальности, это прекращение всех эмоций, страхов в критической ситуации. В состоянии спокойного присутствия человек наблюдает (отчётливо видит, слышит и ощущает) всё, что происходит здесь и сейчас. Происходящее не цепляет наблюдателя душевно, а воспринимается им как последовательность фактов, которые можно просто констатировать.

Еще одна очень эффективная техника управления эмоциями, которая практически мгновенно изменяет эмоциональное состояние – это дыхание. Если вам нужно успокоиться, начните делать спокойные вдохи и выдохи.

О других техниках управления своими эмоциями, а их немало, вы можете узнать на тренинге «Я и мои эмоции: подавлять или проживать?».

Важно помнить одно ценное правило: человек сам выбирает, быть ему рабом своих эмоций или их повелителем.

Подписывайся на наш YouTube-канал и не пропускай самые полезные видео-материалы от Beauty HUB!

Источник

Откуда появились эмоции

Откуда появились эмоции

Если несколько страниц назад мы вспомнили Дарвина, то забыть про эволюцию просто не имеем права. В плане эволюции истоком эмоций можно считать первичные формы раздражимости. Но истинные эмоции связаны с развитием особых структур мозга, прежде всего – лимбических образований (о которых мы тоже поговорим в специальном разделе). Именно благодаря этим образованиям произошел переход активного характера поведения на качественно новый уровень. Мозг приобрел способность использовать субъективные переживания (то есть эмоции) собственного состояния как побудительную и движущую силу поведения.

Первая физиологическая теория возникновения эмоций – это так называемая периферическая теория. Предложили ее У. Джеймс и К. Ланге в 80-х годах позапрошлого века. По их мнению, эмоции – это следствие изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, а вызываются эти изменения соответствующими стимулами.

Эта теория имеет право на существование, но применяют ее в основном для объяснения эмоций, которые вызваны физическим состоянием организма (например, человек болен и, как следствие, переживает, испытывая самые разные отрицательные эмоции). Но для объяснения эмоций высшего уровня эта теория не подходит, потому что невозможно объяснить социальные или эстетические эмоции изменениями во внутренних органах. Если и можно, то лишь с большой натяжкой, вроде структурных изменениях в головном мозге, которые ведут к психопатологиям и, соответственно, неким социальным (или антисоциальным) ощущениям. Но это на самом деле и натяжка, и патология.

В первой трети ХХ века была выдвинута так называемая центральная (или таламическая) теория У. Кеннона и Ф. Барда. Теория эта основывается на том, что в определенной структуре мозга – таламусе – формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются реакции на периферии мозга, характерные для той или иной эмоции. Вслед за этим Дж. У. Пейпс выдвинул свою теорию (теорию Пейпса), которая главную роль в формировании эмоций отводит лимбическим структурам мозга. Так как мы ранее уже упомянули про лимбическую систему и пообещали посвятить ей особый раздел, то вы догадываетесь, что именно этот ученый подошел к разгадке вплотную. По его теории, эмоциональные возбуждения возникают к гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину. Так получается круг Пейпса (рис. 1) – поле эмоциональных переживаний. По мнению Пейпса, распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий и создает эмоциональную окраску психических процессов.

Читайте также:  После установки временной пломбы чувствую лекарство

Рис. 1. Круг Пейпса

Мы говорили о том, что эмоции необходимы нам, чтобы жить и адаптироваться в обществе. Эту идею активно развивал в середине ХХ века физиолог Петр Кузьмич Анохин. Он разработал биологическую теорию, которая основана на том, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Эмоция оказалась полезной для выживаемости и позволила живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в том числе повреждающих, факторов. Они производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Эмоции, по сути, отслеживают меняющуюся обстановку и таким образом помогают организму выработать ответную реакцию. Часто такая реакция вырабатывается молниеносно.

Нам интересна еще одна теория, авторство которой также принадлежит нашему соотечественнику, Павлу Васильевич Симонову. Его информационная теория предполагает, что эмоциональное состояние организма обуславливается двумя факторами: с одной стороны, отрицательными эмоциями, которые сопровождают исходные потребности организма, и с другой стороны – вероятным прогнозированием положительных эмоций при удовлетворении этих потребностей. Оценка мозгом двух важнейших факторов – потребности и вероятности ее удовлетворения – может быть необходимым и достаточным условием для появления спектра эмоций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Откуда мы начали?

Откуда мы начали? Данная книга – это исследование того, как можно разумным образом жить в городах. Её материал опирался на открытия в различных сферах искусства, гуманитарных, естественных и технических наук с целью понять город как живую систему. Её принципы и

Откуда вы знаете.

Откуда вы знаете. Собственно говоря, здесь можно говорить не только об интуиции, а и более широко — вообще о всяком интеллектуальном акте. Интеллектуальный акт ведь всегда решение, более или менее удачное, той или иной задачи. И оказывается, что в поисках и нахождении

Откуда «семьебоязнь»?

Откуда «семьебоязнь»? В 30-е годы Зощенко писал о бедах семьи: «То, знаете ли, обман наблюдается, то ссора и завируха, то муж вашей любовницы круглый дурак, то жена у вас попадается такая, что, как говорится, унеси ты мое горе…» Завидуем, говорил он, тем будущим, вполне

Откуда талант?

Откуда талант? Многие полагают, что среднестатистический мошенник — это мужчина за тридцать, который вырос в семье алкоголиков. Как бы не так! Во-первых, мошенничеством занимаются не только мужчины, но, и женщины — возьмем это себе на заметку. Конечно, иногда жестокое

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

Часть 2: «ШАМАН» 13. Союзники Как появились первые мужчины

Часть 2: «ШАМАН» 13. Союзники Как появились первые мужчины Когда-то, давным-давно, не было ни мужчин, ни женщин, потому что все люди были одинаковы. В сущности, все они были женщинами. Жили они тогда очень бедно, в диких дремучих лесах. Никто из животных тогда еще не хотел

Откуда прилетают НЛО?

Откуда прилетают НЛО? Согласно самому распространенному мнению, НЛО — это аппараты, созданные на других планетах и управляемые инопланетянами. Но накапливается все больше фактов, убеждающих, что НЛО — это гораздо более сложный феномен, не поддающийся однозначному

Шаг 1. Откуда что берется

Шаг 1. Откуда что берется Давайте для начала разберемся с вопросом: Почему и как я оказался в такой ситуации? Что это такое? Кризис среднего возраста?! Я всегда думал, что он обойдет меня стороной! Как так получилось, что я сижу и размышляю над этим вопросом?! Не размышляйте –

Глава 4 Откуда это в нас?

Глава 4 Откуда это в нас? Когда-то давно мы все думали, что жизнь прекрасна, что мы – совершенны, что все возможно и всего в этом мире – достаточно. Мы верили в себя, в свои возможности. Мы чувствовали себя хозяевами этого мира. Мы были любимы всеми. Мы сами любили всех – и

Откуда и куда

Откуда и куда Рассмотрим пример. Вы называете меня беспечным водителем. Это общие слова, ярлык. Откуда он идет, на каком основании вы делаете такое заявление? На основании нашей последней совместной поездки либо моего признания, что я разговариваю за рулем по телефону, или

Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека

Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека Наш мир – это мир женщины – Великой Матери. Женщина – женское начало – троится на Мудрость, Жертву и Любовь.Когда христиане-аскеты отвергли женщину и землю, запретили женщине быть женщиной, она перевернулась, вместе с

Откуда это у меня?

Откуда это у меня? Николай никогда не чувствовал себя ревнивцем, пока не женился на Светлане. И было бы к кому ревновать? Носик, как перепелиное яичко, все в мелких веснушках, рыженькая, худенькая. Но этот влюбленный взгляд миндалевидных с просинью глаз, но этот вкус

Источник

Оцените статью