Разум или чувства онегина

Разум и чувства в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Разум и чувства – те силы, которые редко тянут человека в одном направлении. Их борьба вызывает самые сильные жизненные конфликты, которые часто изображаются в художественных произведениях.

«Евгений Онегин» Пушкина – это роман не только о нравах 19 столетия и интересных характерах, но и вечном сражении страстей и рассудка.

Если бы Разум и Чувства были героями этого произведения, то сначала преимущество было бы как раз у Чувств. Их проявления мы видим уже в первой строфе: «Но Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь…», «Какое низкое коварство…»

Онегин действует так, как велит долг – едет к дяде, но при этом вовсю предается чувствам. Так же он продолжает жить в деревне – скучая, изредка нанося визиты, полностью потакая своим желаниям. Такова была его жизнь и ранее, в столице.

Татьяна подчиняется страстям еще больше – она изначально полностью в их власти. Романтическая натура, ждущая любви, она не имеет шансов устоять против столичного лоска и нового лица в ее унылом окружении.

У нее не хватает силы воли сдержать порыв, и вот рождаются на свет пылкие строчки «Я к вам пишу – чего же боле?»

Конечно, это красивые слова, трогательные и возвышенные, но, по большому счету, совсем неразумные. Что они принесли Татьяне? Лишь суровую отповедь и душевную боль.

Дуэль с Ленским – одно из последних в этом романе проявлений не рассуждающих чувств. Включись хоть на несколько минут разум у любого ее участника, молодой поэт остался бы в живых.

Дальше порывы страстей утихают, все более уступая место холодному разуму.

Евгений покидает деревню, где так безрассудно себя вел. Татьяна читает его книги, взрослея и понимая понемногу его душу, затем соглашается ехать с матерью в Москву, на «ярмарку невест». Это было чисто рассудочное решение.

И далее всю свою жизнь она начинает строить исключительно по велению рассудка.

Победа Разума в романе настолько сильна, что она отвергает Евгения, несмотря на то, что «…я вас люблю – к чему лукавить?». А чувства Онегина, напоследок полыхнувшие яркой искрой, уже не смогут растопить этот лед. И, возможно, к лучшему.

Как было бы замечательно, если бы разум и чувства были всегда в гармонии между собой! Но тогда не было бы борьбы, конфликтов, духовного роста, а еще – интересных и захватывающих произведений искусства, таких, как роман Пушкина «Евгений Онегин».

Источник

Что сильнее в человеке: чувства или разум? По произведению «Евгений Онегин» (Пушкин А. С.)

Разум и чувства — две неотъемлемые составляющие каждого человека. Можно ли жить только с одной из них? Думаю, что нет. Ведь если человек будет следовать только своим чувствам, ему будет очень тяжело принимать логичные, последовательные решения. Напротив, если мы будем жить, руководствуясь исключительно разумом, то станем «черствыми», безэмоциональными и «сухими».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но тогда возникает вопрос: «Что сильнее в человеке: чувства или разум? И что выходит на первый план, когда нам приходится совершать какой-то поступок, когда возникают проблемы и трудности?» Возможно, именно для того, чтобы ответить на данные вопросы, многие писатели в своих произведениях противопоставляют их. Не является исключением и известный роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Главный герой романа является одним из самых ярких персонажей литературы 19 века. Евгений Онегин — дворянин, воспитанный в лучших традициях… А каким же он был? Сложно однозначно ответить на этот вопрос, ведь по мере развития сюжета, наш герой постоянно менялся. В начале романа перед нами предстает молодой повеса, обольститель женского пола, но в то же время любознательный и впечатлительный юноша. Он постоянно тянулся ко всему новому, он все хотел попробовать. Но долгое нахождение в светских кругах не могло не оставить своего следа.

«Нет: рано чувства в нем остыли…» — пишет Александр Сергеевич Пушкин. И это действительно так. В высшем свете было неприятно показывать свои чувства, и Онегин привык к этому, он стал замкнут, необщителен, а все его эмоции и чувства, раньше живые и яркие, затаились глубоко в душе. Считая себя взрослым и совершенно самостоятельным, он уезжает в деревню. Этот переезд, влияние русской природы, золотые луга и нивы дали возможность чувствам Онегина вновь проснуться. Но этого хватило лишь на три дня, а дальше вновь скука, и все окружающее его стало наводить тоску и сон. Наш герой начал заниматься расчетами, решил учредить новый порядок, нашел тетрадь расхода. И разум вновь превознесся над чувствами, он снова заглушил их. На фоне всех, происходящих с Евгением в тот момент изменений, ему встречается человек. Пылающий, чувственный, эмоциональный, полный жизни. Владимир Ленский — русский помещик, вернувшийся из Германии, поэт, поклонник Канта, красавец в полном цвете лет. Он так же, как и Онегин не глуп, образован, молод и хорош собой. Ленский живет чувствами, они преобладают в нем. И Евгений Онегин ощущает свое превосходство, он поучает своего нового знакомого, так как сам живет больше умом, чем сердцем. И это осознание превосходства Онегина, желание показать это Ленскому доводит до дуэли. И даже в тот момент, когда жизнь Евгения Онегина висит на волоске, а смерть уже стоит за спиной, он продолжает руководствоваться исключительно разумом. Когда он получает приглашение на дуэль, он не задумывается о том, что может произойти, в голове его всплывает лишь одна мысль: «А что подумают обо мне окружающие, если я откажусь?» И опять только холодный расчет и никаких эмоций. В тот вечер на балу у Лариных, в его голове была четкая схема поведения, некогда привезенная им из Петербурга: заигрывание с дамами, выставление напоказ своего искусственного интереса к противоположному полу — а в такой схеме чувствам и переживаниям нет места. В Ленском же, совсем наоборот, сыграли чувства, он возомнил себя защитником Ольги, желал восстановить её честь и наказать обидчика. Ослепленный эмоциями и волнением, он вызывает Онегина на дуэль, которая, увы, закончится плачевно.

Читайте также:  Девушка говорит что у нее остыли чувства

В этой ситуации произошло столкновение разума и чувств. Но только вот принадлежали они разным людям. Онегину не хватило мягкости, которая могла бы добавить ему чувствительности. А в Ленском чувства перекрыли рассудок. Они будто поглотили все его существо, и даже письмо Ольги не смогло его вразумить… А вот если бы в каждом из них было гармоничное сочетание двух этих составляющих, может быть, всё сложилось бы совсем иначе…

История Ленского и Онегина — это испытание дружбой. Но самое главное испытание в жизни каждого человека — это любовь. Каким мы видим в нем Онегина? Судьба подарила ему встречу с девушкой, которая по-настоящему полюбила его. Это дало возможность чувствам Евгения вновь ожить, вновь пробудиться от долгого сна. Но Онегин всеми силами пытался заглушить их своим разумом, он не желал выпускать их на волю. Но когда он получил письмо от Татьяны, что-то надломилось в нем в тот момент, чувства будто проделали дыру в его душе и попытались вырваться наружу, а герою уже не хватало сил сдерживать их внутри себя. Далее объяснение с девушкой. Онегин наставляет её, даёт уроки, таким образом продолжая показывать, что разум для него превыше всего, но уже в тот момент он начинает терять контроль над собой. Таким предстает перед нами Евгений Онегин в начале истории с Татьяной. В конце же романа они словно меняются местами. Татьяна уже замужняя дама, воспитанная светом. В её душе всегда были живы и продолжают жить чувства к Евгению Онегину, но она научилась скрывать и таить их ото всех, ведь в высших кругах им нет места, их не принято выставлять напоказ. Онегин же, напротив, наконец смог выпустить все свои эмоции, он решается открыть их Татьяне. Но теперь их совместное будущее невозможно, ведь у Татьяны есть муж, бросить которого ей не позволяет чувство долга.

«А счастье было так возможно,

Чувства есть у каждого человека, и на примере Онегина мы можем в том убедиться. Но не каждому удается прийти к гармонии между чувствами и разумам, а это самое главное. Поэтому Пушкин не показал нам по-настоящему счастливых героев. Ленский, поддавшись своим чувствам, был убит. Татьяна, следуя зову сердца и эмоциям, своим порывом напугала Евгения. А Онегин, руководствуясь исключительно разумом, сам отверг свою любовь. В ком-то преобладало одно, а в ком-то — другое.

Что же в таком случае важнее: чувства или разум? Ответ: их сочетание. Только обладая одновременно и чувствами и разумом, человек может принять правильное решение и обрести свое счастье.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id64733

Источник

Сочинение: Разум и чувства в произведении Пушкина «Евгений Онегин»

—>Просмотров : 2147 | —>Добавил : AlaEva (13.03.2019) (Изменено: 13.03.2019)

Обсуждение вопроса:

«Есть чувства, затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

От природы человек наделен великим даром — разу­мом. И в то же время природа дала человеку огромней­ший спектр разнообразных чувств. Человек должен нау­читься жить, осознавая все свои действия и поступки, и при этом оставаться чутким, не поддаваться злости, вра­жде, зависти. Разум и чувство часто противопоставлены друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувством и на­оборот? На этот вопрос каждый человек отвечает сам. Он должен сделать выбор, от которого может зависеть его будущая жизнь.

Размышления по данной теме позволяют вспомнить героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Тать­яну Ларину. Сильные и глубокие чувства испытывает де­вушка, когда впервые видит в своем доме Евгения Оне­гина. Чистая и откровенная, скромная и незаметная, она становится смелой и принимает решение написать пись­мо Онегину, в котором признается ему в любви. По тем временам признание девушки первой в любви — шаг не­обдуманный и безнравственный. Отказ Онегина, его от­поведь («к беде неопытность ведет») не погасили в Татья­не глубоких и искренних чувств. Да, она затаилась, научилась сдерживать свои чувства, но ничто не мешало ей по-прежнему любить Онегина. И только ей одной было известно, что происходило в ее душе, какая борьба меж­ду разумом и чувством бушевала в ней. Именно разум по­зволил Татьяне стать выдержанной, степенной дамой, женой честного и порядочного генерала. Не судьба быть Татьяне с Онегиным. Они встретились после долгой раз­луки, и Онегин полюбил ее. Теперь он испытывает пла­менные чувства к Татьяне. Но поздно. Да, любовь все еще живет в сердце Татьяны: («Я вас люблю, к чему лука­вить?»). Татьяна усвоила урок Онегина, она научилась «властвовать собой», научилась сдерживать порывы чувств. Но в душе она все та же Таня, сохранившая в себе самое высокое чувство — любовь.

Как порою бывают сложны взаимоотношения между людьми, особенно если это касается такого сильного чув­ства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств или голосу разума? Героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вряд ли рассуждала об этом. Всю свою жизнь до встречи с мастером Маргарита не была счастливой. В романе автор восклицает: «О боги! Что нужно было этой женщине?» Да, все было у Маргариты: любящий и обеспеченный муж, прекрасный богатый дом. Не было у нее главного — любви, тепла — того, ради чего стоило жить. И вот размеренную, спокойную жизнь она меняет на жизнь с мастером, жизнь, полную тревог и волнений. Чувства помогли ей обрести счастье. В ее жиз­ни появляется смысл. Вся энергия ее души направлена на мастера и его труд. Когда-то не знавшая бытовых про­блем Маргарита становится заботливой и хозяйственной. Когда мастер исчезает, Маргарита ради хоть какой- нибудь информации о нем соглашается отдать душу дья­волу. Разум спит в ее сердце, а чувства торжествуют и окрыляют ее. Маргарита не думает ни о каких последст­виях, она думает только о возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испыта­ния. Маргарита достигла своей цели: потеряв внешнее благополучие, она обрела вечную любовь и чувство успо­коения.

Таким образом, сделаем вывод: очень сложно челове­ку сделать выбор, как жить. Подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Героини рассмотренных произведений не отказались от своих чувств, ведя себя по-разному в разных ситуациях, потому что мир чувств прекрасен, ярок, разнообразен, он дает много человеку для понимания мира, для осознания себя.

Тема противостояния разума и чувств – одна из древнейших нравственных проблем, раскрывающихся в литературе и искусстве. Еще философы и драматурги античной эпохи задавались вопросом о том, что превыше всего – зов долга или веление сердца. На протяжении столетий эта тема оставалась актуальной, переосмысливалась и обсуждалась в произведениях искусства. Роман «Евгений Онегин» — не исключение, в нем эта тема является доминирующей.

Конфликт разума и чувств в романе «Евгений Онегин» проявляется в двух сюжетных линиях – отношениях Онегина с Ленским и с Татьяной. Дружба и любовь – самое ценное, что есть в жизни человека, и многие сложные ситуации в этих отношениях сложно разрешить рационально, отрешенно от эмоций. Владимир Ленский является Онегину полной противоположностью, однако именно это и становится основой их дружбы:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

Онегин – личность скучающая; в свои 26 лет он считает, что видел и испытал в жизни все – это делает его циничным, равнодушным и практически безэмоциональным. Онегин руководствуется исключительно разумом и рациональностью. Ленский же, напротив, открыт для жизни и для людей. Он – поэт, а потому его мировосприятие главным образом эмоциональное, чувственное. Любви к Ольге Лариной он отдается всецело, и не обращает внимания на насмешливость Евгения по этому поводу. К сожалению, в конечном счете обоих подвели их жизненные убеждения – их упрямство привело к смерти Ленского на дуэли. Онегин, хотя в душе понимал, что эта дуэль бессмысленна и осознавал, что зря обидел друга, все же не попросил прощения: дружеская симпатия не смогла побороть гордость. Ленский же, упрямый в своей горячности и ревности, не обратил внимания на попытки Онегина отложить или сорвать дуэль, и тоже не предпринял попытки примирения – и был убит.

На протяжении романа его герои переживают изменения в жизни, меняются и развиваются. Так, Татьяна и Онегин в начале произведения и Татьяна и Онегин в последних главах – диаметрально противоположные личности. Татьяна проходит этап взросления: несчастная любовь, случившаяся в девичестве, закаляет ее волю и делает ее сильнее. Простая, нежная и ранимая девочка превращается в сдержанную, неприступную и прекрасно владеющую собой женщину. Онегин поражен при виде такой перемены, и больше всего его смущает холодность, с которой она говорит с ним при встречах:

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна…
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.

От такого неожиданного обращения Онегин смущается – в ее присутствии он не может произнести слова. Главный герой теряет голову – как мальчишка, он влюбляется в новую Татьяну, и вся его желчь, скептицизм, непоколебимость вдруг исчезают, и остается только любовь. Но его чувство к ней теперь так же безнадежно, как когда-то было и ее чувство к нему. Татьяна, несмотря на сохранившееся чувство к Евгению, поступает по велению разума.

Герои романа «Евгений Онегин» показываются нам в своем развитии – в них борются чувства и разум, и именно в этой борьбе раскрывается глубокая и сложная драма каждого персонажа.

Разум и чувство – две важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. Одни люди склонны идти на поводу у эмоций, другие – руководствоваться холодным рассудком, логикой; в третьих оба компонента мирно сосуществуют, дополняя друг друга. Но существует и еще один тип людей, разум и чувства которых постоянно пребывают в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Бывает и так, что определенная ситуация в жизни человека полностью изменяет его внутренний мир, и это приводит к отказу от сильнейших чувств в пользу разума или, наоборот, отказу от велений холодного рассудка в пользу теплых человеческих эмоций. Вопрос о том, что может стать причиной такого переворота, волновал писателей самых разных культур и эпох и неоднократно рассматривался на страницах произведений мировой классики.

Теме спора разума и чувства посвящает свой рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовский. Главные героини рассказа – Катерина Петровна и Настя, ее дочь и единственный родной человек. Разделенный километрами дорог, они не виделись уже три года: Настя к матери не приезжает. Катерина Петровна понимает, что любимой дочери теперь не до нее, и пишет Насте очень редко, хотя и думает о ней целыми днями.

Настя в ответ лишь посылает пожилой матери деньги раз в два-три месяца, не сопровождая их душевными письмами. Она объясняет это своей занятостью: девушка работает секретарем в Союзе художников и очень ответственно относится к своей работе. Последнее письмо Катерины Петровны, в котором она, чувствуя скорую смерть, просит «ненаглядную» дочь приехать, приходит в неподходящий момент. Настя в это время занимается организацией выставки молодого скульптора. Прочитав письмо, девушка решает остаться в городе. Она прислушивается исключительно к голосу разума, который говорит, что успешная организация выставки – это возможность показать себя, шанс получить повышение в должности, а поездка в Заборье – переполненные поезда, слезы матери и сельская скука. Чувства просыпаются в девушке лишь тогда, когда она получает телеграмму от сторожа, который пишет, что Катерина Ивановна при смерти. Настя не сразу осознает, что вот так незаметно, в суете, она потеряла самое дорогое. Все эти выставки и внимание чужих людей ничего не стоят, ведь по-настоящему ее любила только одинокая старушка –мать. В Заборье девушка приезжает слишком поздно. Катерина Петровна ее так и не дождалась, и теперь Настю всю оставшуюся жизнь будет преследовать тяжелейшее чувство вины.

Противоборство двух важнейших компонентов внутреннего мира человека мы видим и в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Его главная героиня, Татьяна Ларина, в начале произведения предстает перед читателями эмоциональной, мечтательной девушкой, увлекающейся французскими романами и представляющей себя их героиней. Неслучайно влюбляется она в Евгения Онегина, такого своеобразного, такого непохожего на других, разглядев в нем тот идеал, представление о котором составила по прочитанным книгам. Ведомая чувствами, Татьяна пишет ему письмо с признанием в любви, несмотря на то, что для девушек того времени это было дурным тоном. Ответом на признание становятся нравоучения, урок по контролю над эмоциями, который Татьяна идеально усваивает. Поддавшись уговорам матери, она выходит замуж за богатого мужчину, которого не любит, и в конце романа предстает перед Онегиным уже холодной, уверенной в себе светской дамой. Евгений влюбляется в преобразившуюся Татьяну и признается ей в любви, однако девушка его отвергает. Татьяна все еще любит Онегина, но руководит ею уже разум, а не чувства, и она ни за что не пожертвует своей честью и честью своего мужа.

Итак, разум и чувство не всегда мирно сосуществуют в человеке, зачастую эти противоречивые компоненты вступают в противоборство, выливающееся во внутриличностный конфликт. В такой ситуации человеку очень важно принять правильное решение, сделать правильный выбор, о котором потом не придется жалеть.

Источник

Читайте также:  Подбери существительные состояние настроения чувства человека
Оцените статью

Всего ответов: 3