- Сочинение на тему «Разум и чувства» – «Отцы и дети»
- Любовь в жизни Базарова. Разум или чувство по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)
- Проблема разума и чувств и её решение в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». (Тургенев И. С.)
- любовь в жизни базарова это разум или чувства
- Разум и чувство. «отцы и дети» И.С. Тургенев (ЕГЭ по русскому)
Сочинение на тему «Разум и чувства» – «Отцы и дети»
Главным героем знаменитого романа Тургенева «Отцы и дети» является убеждённый нигилист Евгений Базаров. Он отрицает буквально всё и в целом всей его жизнью руководит один единственный принцип – отрицание принципов. К любви он также относится несерьёзно, считает её некой бесполезной забавой.
Однако встречая Анну Сергеевну Одинцову, красивую, богатую и умную женщину, этот человек кардинально меняется. Буквально с первого взгляда она сильно заинтересовала Базарова, но он пытался тщательно скрывать это, продолжая высказываться о любви как о чём-то абсолютно ненужном и несерьёзном.
Но всё же чувства в жизни Евгения сыграли не последнюю роль и вскоре они стали преобладать над разумом. Базаров уже не мог контролировать свои эмоции, он понемногу становился рабом своего сердца. В результате, так и не сумев победить в себе чувство, Базаров принял любовь, поселившуюся в его душе, и всё-таки признался Анне в своих чувствах.
Но Анна Сергеевна не ответила взаимностью Евгению, её чувства по отношению к Базарову были намного слабее. Отвергнутый Базаров покинул поместье и решил полностью посвятить себя работе. Он больше не виделся с Одинцовой. И лишь, умирая, Базаров решил напомнить Анне Сергеевне о своей любви. Она его поцеловала, хоть и не без усилий. Последние мгновения своей жизни главный герой произведения проводит с той, которая смогла изменить его внутренний мир. После этого Базаров умирает.
В данном произведении Тургенева мы видим как человек, у которого уже имеется сформировавшееся мировоззрение, меняется благодаря великому чувству, которое может как спасти, так и погубить человека.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Разум и чувства» – «Отцы и дети» читают:
Источник
Любовь в жизни Базарова. Разум или чувство по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)
Главным героем романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева является Евгений Базаров — молодой мужчина, лет тридцати. Базаров не дворянин, но его это не смущает, напротив, он гордится своим простым происхождением и собирается быть врачом, как его отец. С начала знакомства с героем мы замечаем в поведении Базарова что-то не то, излишняя раскрепощенность, прямота ко всему и т.
д. Позже, мы узнаем, что Базаров по своим убеждениям нигилист. Он — умный, ироничный, насмешливый человек. Базаров отрицает все, что создано для воодушевления: искусство, культуру, отрицает романтизм и не верит в любовь и брак. Тем не менее, любит природу, проводить свободное время на прогулке.
Однако все меняется после знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой, молодой красивой и достаточно умной женщиной. Буквально с первого взгляда Базарова привлекает Одинцова, но он всячески пытается это скрыть, продолжая говорить о любви как о чем-то ненужном и, ни к чему не приводящему. Но чувства Базарова не утихают, а наоборот, только крепчают. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе чувство любви к женщине. Так и не поборов его внутри себя, Базаров решает признаться Анне Сергеевне. Но Одинцова не готова была отвечать Евгению взаимностью. Получив отказ, Базаров решает посвятить себя работе, дабы потушить в себе чувства. Он берет на себя практику отца и выезжает на вызовы. Он старается забыть Одинцову, и у него это неплохо получается. Разум снова берет верх, и Евгений вспоминает о том, кем он себя представляет.
Вскоре, после очередного вызова Базаров заражается тифом, он понимает, что скоро умрёт. Базаров начинает размышлять, действительно ли отрицание всего делало его счастливым или всё-таки это глупое самовнушение, не оправдавшее надежд? Оставив все мысли, Базаров сообщает Одинцовой о приближающейся смерти. Она приезжает, Базаров снова не может сдержать чувств и признается ей во второй раз. Вскоре Евгений умирает. На основе этого мы можем утверждать, что такое сильное чувства как любовь является всепоглощающим и побеждающим иные мировоззрения. Сколько бы Базаров не пытался изменить себя, всё равно «это человеческое» не могло угаснуть и не пройти просто так. Возможно, из-за этого судьба распорядилась с жизнью Базарова именно так.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Проблема разума и чувств и её решение в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». (Тургенев И. С.)
Разум и чувства два важных составляющих внутреннего мира человека. Они могут существовать в гармоническом единстве, а так же в сложном противоборстве. Тема разума и чувств интересна для писателей разных эпох. Герои многих литературных произведений нередко оказываются перед выбором разума и чувств. Именно перед этим выбором встал Базаров Евгений Васильевич.
Базаров называл себя нигилистом, он отрицает установленный общественный уклад и отвергает любые принципы.
Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами.
Как известно все герои романов Ивана Сергеевича Тургенева были ограниченны во времени и в пространстве. Кольцевая композиция романа «Отцы и дети», даёт нам понять, что главный герой обречен на смерть. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой заметно меняет отношения Базарова к жизни и притупляет в нем понятие «нигилизма». Начало любви к Одинцовой Анне Сергеевне, это начало раскола внутреннего мира Евгения Васильевича Базарова на две половины. Теперь в нём живут два совершенно разный человека, один это противник всех романтический чувств и любви в целом, опирающийся только на разум, а второй страстно одухотворённый и любящий человек. Базаров Евгений Васильевич по-настоящему столкнулся с таинством этого великого чувства, хотя ранее он утверждал, что любовь это чувство напускное. Все главные герои романов Ивана Сергеевича Тургенева проходили испытание любовью, ну и Базарова это стороной не обошло. Чем выше и прекраснее любовь, тем трагичнее развязка. Именно проверка любовью показывает, насколько главный герой романа жизнеспособен. Базаров оказывается отвергнутым, своим отношениям с Одинцовой Анной Сергеевной он подводит итог, что лучше «камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё вздор».
В Евгении Базарове происходит борьба, он уезжает обратно к своим родителям, и решает полностью погрузиться в работу. Но Евгений Васильевич настолько по-детски влюблён в Анну Сергеевну Одинцову, что при операции на тифозном больном, ранит себе палиц и соответственно заражается. Конечно, мы понимаем, что Базаров совсем не глуп, он учится на доктора, и такую нелепую ошибку просто так совершить не мог. Вероятно, во время операции его мысли были об Одинцовой Анне Сергеевне, и только поэтому он был так не осторожен. Перед смертью он решает вспомнить ту былую любовь, которая всё еще жила в его сердце. Последние мгновения своей жизни Базаров Евгений Васильевич проводит с той, которой удалось изменить его внутренний мир.
В заключении мне хотелось бы сказать, что на примере Базарова, Тургенев Иван Сергеевич показывает нам, что человек, который руководствуется только разумом, или опирается только на чувства, очень уязвим. Без гармонии разума и чувств, человек не сможет нормально существовать и адекватно воспринимать мир.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
любовь в жизни базарова это разум или чувства
Попытаемся сейчас выяснить, что означает любовь в жизни Базарова, ведь юный нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин и женской красы, но любовь в смысле идеальном, либо, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительною дурью. ” Фенечка завлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых — юностью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров испытывает страсть к Одинцовой. Выходит, что Базаров не любит Фенечку, он испытывает к ней чисто инстинктивное желание. Другое дело дела с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость её мыслей, её несомненное размещение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро сообразил, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Конкретно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”, — говорит он об Одинцовой. А меж тем Аркадий замечает в собственном друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова — это не лишь физическая страсть, это любовь, “. Он просто сладил бы с собственной кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем постоянно трунил, что возмущало всю его гордость”.
Борьба Базарова со своим чувством вначале обречена на неудачу. Своим романом писатель утверждает вечные ценности любви, красы, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг чувствует потрясающую красоту и загадочность летней ночи, “. Через изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось её таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение обхватывало её понемногу.. . Оно сообщилось Базарову. Он вдруг ощутил себя наедине с молодою, прекрасною дамой. ” “Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко хохотал, входят в его душу. Евгений замечательно видит, что Одинцова очень уж себя “заморозила”, что она совсем высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжкий след. Прощаясь перед гибелью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о собственном высоком предназначении, о катастрофическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие произносят лишь перед священником либо самым близким человеком.. . Погибель Базарова свидетельствует о его незаурядности. “Умереть так, как погиб Базаров, — все равно что сделать великий подвиг. ” (Писарев) .
таковым образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играется трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными очами: не об одном вечном спокойствии молвят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они молвят также о вечном примирении и о жизни нескончаемой. ” Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Основной результат жизни Базарова в том и заключается, что герой смог, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть либо нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни нескончаемой. ”
Источник
Разум и чувство. «отцы и дети» И.С. Тургенев (ЕГЭ по русскому)
Разум и чувство.
Испокон веков человек развивал свой интеллект, старался научиться способности логически мыслить, а значит, подчинить разуму эмоциональную сферу, научиться справляться со своими чувствами. В литературе эта тема разума и чувства рассматривалась с разных сторон. Так, эпоха Возрождения, провозгласившая гуманизм как главный принцип, основными ценностями человека считала его гармонически развитый внутренний мир и богатство эмоциональной жизни; в эпоху классицизма писателей интересовали рассудочность и разумность героев, сдержанность чувств;
писатели-романтики проявляли интерес к чувствам, движениям человеческой души, страстям; писатели-сентименталисты уделяли еще больший интерес к внутреннему миру естественного и чувствительного человека.
Таким образом, тема разума и чувства интересовала писателей на протяжении многих веков и, как правило, отражала противоборство этих двух понятий.
Так что же вернее: подчиниться голосу разума или следовать зову сердца и давать волю чувствам? Что точно не подведёт и укажет верный путь? А может быть, нужно стремиться к гармонии разума и сердца?
Одним из представителей галереи героев, которые верят исключительно в человеческий разум, является главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. По складу ума он – учёный, начинающий доктор, которого занимают лягушки, инфузории, а в целом, – химия и окружающая природа; по своему мировоззрению — практичный материалист, относящийся ко всему критично, и даже нигилист, не признающий авторитетов. Базаров — это самоуверенный человек, отстаивающий свои взгляды на жизнь и умеющий мыслить здраво; он отрицает чувства во всех проявлениях, а любовь в «романтическом» смысле называет «белибердой, непростительною дурью», считает «рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».
Но как сильно изменяются взгляды Базарова, да и он сам, когда однажды встречает на балу молодую красавицу — Анну Сергеевну Одинцову. Этой женщине свойственна трезвая оценка, практичность и душевное спокойствие, которое завораживает Базарова: она «поразила его достоинством своей осанки», умным и спокойным взглядом светлых глаз, едва заметной улыбкой и «какою-то ласковой и мягкой силой», веющей от ее лица. Его заинтересовали свобода и независимость ее мыслей, расположение к нему и умение поддержать разговор. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней», и через некоторое время Базаров, оставшись наедине с самим собой, с негодованием сознает в себе романтика.
Базаров борется до последнего, отрицает свою любовь, бежит от неё, ведь он не может допустить победу чувств над разумом, но все равно теряет то душевное равновесие, которым обладал ранее. Душа героя просит любви и ответного чувства, но не получает его: Анна Одинцова оказывается человеком, не способным дать волю сердцу, и предпочитает сохранить спокойный и размеренный уклад жизни.
После отказа Базаров преодолевает душевные муки, убеждает себя, что все произошедшее — «вздор»; его самооценка задета, а жизнь разделена этой любовью на «до» и «после». Этот несчастный человек, не выдержав испытание любовью, в конце концов признаётся себе, что есть вещи, которые сильнее разума, что есть чувства, которым нужно уступать, дабы быть счастливым, и перед самой смертью он говорит Одинцовой: «Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая…»
Сложно всегда контролировать свои чувства, но, быть может, человек при чрезмерном контроле теряет счастье? Такова Одинцова, отдавшая предпочтение «разуму», в то время как Базаров (!) прислушивается к зову сердца. Так кто же счастливее из героев? Что дают человеку чувства? Я считаю, что человек не должен бояться чувств. Они делают жизнь ярче, богаче и разнообразнее, и отрицать их невозможно, хотя управлять своими чувствами человек должен уметь. Разум в гармонии с сердцем – возможно, это и есть формула счастья?
Источник