Разум чувства способности младенца

Содержание
  1. Текст книги «Первый год жизни решает все! 365 секретов правильного развития. Этот удивительный младенец»
  2. Автор книги: Надежда Андреева
  3. Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья
  4. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей Чистович, Кожевникова
  5. Описание
  6. Отзывы
  7. Текст книги «Первый год жизни решает все! 365 секретов правильного развития. Этот удивительный младенец»
  8. Автор книги: Надежда Андреева
  9. Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья
  10. Введение. Разум новорожденных
  11. Читайте также
  12. Смерть и разум
  13. Разум
  14. Разум
  15. Разум
  16. 2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ?
  17. 3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ
  18. Что такое разум
  19. Разум
  20. В разум
  21. Разум
  22. Неуправляемый разум
  23. Застрявший разум
  24. РАЗУМ ВОИНА
  25. Проблемы новорожденных

Текст книги «Первый год жизни решает все! 365 секретов правильного развития. Этот удивительный младенец»

Автор книги: Надежда Андреева

Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья

Текущая страница: 28 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

На заметку матери
(Дневник наблюдений)

Проведение систематических наблюдений за развитием ребенка особенно важно на ранних этапах развития, когда закладываются основы его физического и психического здоровья. Наблюдения требуют особого такта, достаточно профессиональных знаний закономерностей этого развития (которые, мы надеемся, вы почерпнули из нашей книги), умения своевременно подмечать возникающие изменения в поведении и психике ребенка, а иногда намеренно вызвать те или иные его реакции ребенка, чтобы зафиксировать их и осмыслить.

Предлагаемый ниже образец для заполнения «дневника наблюдений» – лишь один из вариантов записи плодов вашей исследовательской деятельности. При желании вы легко дополните его в соответствии с вашими интересами. Вы можете вести и «классический» дневник ежедневных наблюдений за развитием малыша. В приводимом образце дневника разделение различных способностей ребенка на блоки лишь условно и дано для приблизительной ориентации. В реальности все эти уровни тесно взаимосвязаны. Однако подобное деление поможет вам более точно определить, какие детали в поведении малыша оказываются наиболее выраженными в тот или иной период времени. Ведя дневник, записывайте переломные моменты, все то, что, по вашему мнению, появляется впервые. Так, заполняя раздел «Моторное развитие», вы обязательно отметите тот момент, когда ребенок в первый раз самостоятельно встал на ноги. А когда он сможет сесть? Ведь это не менее важно. Или: выронить, не удержав, игрушку – дело обычное, а когда малыш начнет ронять ее намеренно?

В первый месяц умения новорожденного (а отсюда и ваши впечатления) будут меняться как никогда стремительно, буквально «день ото дня». Поэтому в начальный период развития следует фиксировать свои наблюдения, по крайней мере, по неделям. Позднее – можно ограничиться помесячными «сводками». Для первых двух месяцев советуем посчитать, сколько спит, сколько бодрствует ваш малыш в течение суток. Это позволит вам избежать лишних волнений по поводу порой кажущихся недосыпаний младенца, и вы ознакомитесь с индивидуальностью вашего ребенка.

Отмечайте в дневнике ваши общие впечатления о малыше, забавные случаи из его жизни; активно привлекайте к этой работе членов вашей семьи, близких знакомых. Ребенок не только сплотит вас, но иная «точка зрения» натолкнет вас на новые размышления. При желании можно снабдить дневник своеобразным приложением. Что войдет туда, лучше всего подскажет ваша любовь и фантазия.

Например: возьмите за правило покупать (и сохранять!) газеты, вышедшие в день рождения ребенка, – спустя годы и ему и вам будет интересно вспомнить, современником каких событий он является.

Начните вести систематическую запись плодов «словотворчества» вашего малыша – впоследствии чтение этого забавного словаря доставит вам много радости и удовольствия, а кроме того, у вас будет свой (оригинальнейший!) вариант «От двух до пяти». Оставьте и сохраните на память «вещественные доказательства» детства: обведенные вами когда-то на бумаге ножка и ручка малыша, его любимые игрушки, первые книжки, каракули, фломастер, которым он выводил свой первый в жизни «автограф» и т. п.

Постоянно вносите в дневник данные о физическом развитии ребенка, используя приведенную таблицу:

Отмечайте последовательность появления у ребенка зубов (рис. 17).

Рис. 17. Появление у ребенка зубов (для заполнения матерью)

Запишите основные показатели ребенка при рождении (взяв их из медицинской карты, выданной в роддоме). Опишите, как прошло ваше «первое знакомство» с ним. Далее отмечайте в дневнике все новые достижения вашего малыша, используя данную таблицу.

Возраст ребенка ________________________месяц

Развитие способностей ребенка первого года жизни[65] 65
В таблице приведены лишь средние сроки появления у ребенка тех или иных реакций, действий и навыков. Напомним вам, что процесс развития вашего малыша очень индивидуален и сроки проявления у него определенных способностей и умений могут несколько отличаться от приведенных нами.

Источник

Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей
Чистович, Кожевникова

Описание

Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары

Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов

Издательство: Смысл
Страниц: 244
ISBN: 978-5-73-120397-5
Формат: 84х108/32
Код: 2860881
Авторы: Кожевникова, Чистович
Тематика: Другие издания
Тираж: 300

Отзывы

    15 бонусов за отзывы мы начисляем только при следующих условиях:
  • отзыв написан к товару, который вы покупали в нашем интернет-магазине;
  • отзыв длиной более 300 букв;
  • отзыв был утвержден модератором.

Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.

Нецензурная брань запрещена.

Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.

Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.

Ссылки, почтовые адреса и личные данные публиковать в отзывах нельзя.

Мы не одобряем спойлеры.

Если Вы обнаружили ошибку в описании товара «Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей» Чистович, Кожевникова, выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter . Спасибо!

Источник

Текст книги «Первый год жизни решает все! 365 секретов правильного развития. Этот удивительный младенец»

Автор книги: Надежда Андреева

Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья

Текущая страница: 28 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

На заметку матери
(Дневник наблюдений)

Проведение систематических наблюдений за развитием ребенка особенно важно на ранних этапах развития, когда закладываются основы его физического и психического здоровья. Наблюдения требуют особого такта, достаточно профессиональных знаний закономерностей этого развития (которые, мы надеемся, вы почерпнули из нашей книги), умения своевременно подмечать возникающие изменения в поведении и психике ребенка, а иногда намеренно вызвать те или иные его реакции ребенка, чтобы зафиксировать их и осмыслить.

Предлагаемый ниже образец для заполнения «дневника наблюдений» – лишь один из вариантов записи плодов вашей исследовательской деятельности. При желании вы легко дополните его в соответствии с вашими интересами. Вы можете вести и «классический» дневник ежедневных наблюдений за развитием малыша. В приводимом образце дневника разделение различных способностей ребенка на блоки лишь условно и дано для приблизительной ориентации. В реальности все эти уровни тесно взаимосвязаны. Однако подобное деление поможет вам более точно определить, какие детали в поведении малыша оказываются наиболее выраженными в тот или иной период времени. Ведя дневник, записывайте переломные моменты, все то, что, по вашему мнению, появляется впервые. Так, заполняя раздел «Моторное развитие», вы обязательно отметите тот момент, когда ребенок в первый раз самостоятельно встал на ноги. А когда он сможет сесть? Ведь это не менее важно. Или: выронить, не удержав, игрушку – дело обычное, а когда малыш начнет ронять ее намеренно?

В первый месяц умения новорожденного (а отсюда и ваши впечатления) будут меняться как никогда стремительно, буквально «день ото дня». Поэтому в начальный период развития следует фиксировать свои наблюдения, по крайней мере, по неделям. Позднее – можно ограничиться помесячными «сводками». Для первых двух месяцев советуем посчитать, сколько спит, сколько бодрствует ваш малыш в течение суток. Это позволит вам избежать лишних волнений по поводу порой кажущихся недосыпаний младенца, и вы ознакомитесь с индивидуальностью вашего ребенка.

Отмечайте в дневнике ваши общие впечатления о малыше, забавные случаи из его жизни; активно привлекайте к этой работе членов вашей семьи, близких знакомых. Ребенок не только сплотит вас, но иная «точка зрения» натолкнет вас на новые размышления. При желании можно снабдить дневник своеобразным приложением. Что войдет туда, лучше всего подскажет ваша любовь и фантазия.

Например: возьмите за правило покупать (и сохранять!) газеты, вышедшие в день рождения ребенка, – спустя годы и ему и вам будет интересно вспомнить, современником каких событий он является.

Начните вести систематическую запись плодов «словотворчества» вашего малыша – впоследствии чтение этого забавного словаря доставит вам много радости и удовольствия, а кроме того, у вас будет свой (оригинальнейший!) вариант «От двух до пяти». Оставьте и сохраните на память «вещественные доказательства» детства: обведенные вами когда-то на бумаге ножка и ручка малыша, его любимые игрушки, первые книжки, каракули, фломастер, которым он выводил свой первый в жизни «автограф» и т. п.

Постоянно вносите в дневник данные о физическом развитии ребенка, используя приведенную таблицу:

Отмечайте последовательность появления у ребенка зубов (рис. 17).

Рис. 17. Появление у ребенка зубов (для заполнения матерью)

Запишите основные показатели ребенка при рождении (взяв их из медицинской карты, выданной в роддоме). Опишите, как прошло ваше «первое знакомство» с ним. Далее отмечайте в дневнике все новые достижения вашего малыша, используя данную таблицу.

Возраст ребенка ________________________месяц

Развитие способностей ребенка первого года жизни[65] 65
В таблице приведены лишь средние сроки появления у ребенка тех или иных реакций, действий и навыков. Напомним вам, что процесс развития вашего малыша очень индивидуален и сроки проявления у него определенных способностей и умений могут несколько отличаться от приведенных нами.

Источник

Введение. Разум новорожденных

Введение. Разум новорожденных

История человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, является более интересной и содержит события большей важности, чем все три по двадцать и десять лет в последующем.

Сэмюзль Тейлор Колридж, 1840

Что вы видите, когда рассматриваете новорожденного младенца, ясноглазого, пристально глядящего прямо на вас? Действительно ли это личность? Действительно ли этот младенец, тихо хмурящийся или свекольно-красный от гнева, может думать и чувствовать? Говорит ли создаваемый им мощный, подчиняющий шум о чем-то актуальном для него?

До недавнего времени существовало много различных представлений о новорожденных, но слишком мало было известных ныне фактов. В течение нескольких столетий младенцы были отделены от взрослых стеной незнания. Эта закрытость не позволяла нам обнаружить, насколько они удивительны. Наше отношение к ним основывалось на очевидных фактах, свидетельствующих об их малых размерах, массе и незначительной мощности их мышц.

Читайте также:  Как вы чувствовали кто родится

Следовательно, младенцы описывались и трактовались иногда как восхитительные, но беспомощные, субчеловеческие, глупые и бесчувственные существа, и отношение к ним было соответствующим. Наука двадцатого столетия полагала, что крики младенцев — это всего лишь «случайные» звуки, их улыбки — только «артефакты», а их выражения боли — просто рефлексы. Дезинформация о новорожденных делала родительство трудным, а взгляд на младенцев грудного возраста — примитивным.

Заря занялась над младенцами. В последние двадцать пять лет начались интенсивные исследования новорожденных. Беспрецедентное сочетание интереса к младенцам, инвестиции больших сумм общественных и частных денег, новые методы исследования способствовали получению новой информации, из которой многие факты вызывали удивление. Расширяющиеся знания о младенцах приходят из различных областей науки — от эмбриологии до психологии.

Поскольку значительная часть этой информации была опубликована в специальных изданиях, написанных на языке профессионалов, и находилась в основном в академических библиотеках, доступ к ней имели лишь немногие родители, у которых было время и возможность интегрально рассмотреть отдельные результаты исследований как целое. Эта книга содержит наиболее важные факты из обширной литературы и предназначена для широкой аудитории, особенно для молодых или предполагаемых родителей. В то же время ученые, заинтересованные в получении информации по данной проблеме, найдут ссылки на литературные источники и данные, соответствующие каждой главе, в разделе «Источники и материалы для чтения».

Ведущие исследователи теперь поют дифирамбы младенцам. Бэрри Бра-зилтон (Berry Brazelton) из Гарварда называет их талантливыми; Ганс Па-пусек (Hanus Papousek), пионер в исследовании младенцев в Германии, называет их «преждевременными»; знаменитый педиатр Маршалл Клаус (Marshall Klaus) называет их удивительными. Профессор Бауэр (T.G.R. Bower), один из наиболее прогрессивных и плодовитых исследователей младенцев, указывает, что новорожденные «чрезвычайно компетентны» в восприятии, обучении и коммуникации. Младенцы достигли совершеннолетия в нашем столетии. Поскольку столь многое было обнаружено и предполагается еще обнаружить, я думаю, можно говорить о начале эпохи новорожденных — времени, когда мы, наконец, начали получать полные и фактические знания о том, кем они являются на самом деле.

В начале XX столетия в мировой литературе встречались лишь единичные научные исследования, посвященные этой проблеме. В середине столетия уже можно было цитировать около пяти сотен таких работ. В 1960-х и 1970-х годах серьезные обзоры литературы, как это ни удивительно, уже содержали до двух тысяч книг и документов. Этот информационный всплеск продолжается и в настоящее время. Младенцы исследовались внутри матки и вне ее, были отсняты с помощью фото- и видеокамер, что позволило проводить анализ вплоть до миллисекунд, наблюдения за ними велись в течение многих часов, они были тестированы в процессе остроумных экспериментов. Результаты показывают, что они собирают информацию постоянно и одновременно обучаются на своем опыте, точно так же, как это делаем мы.

Один из волнующих аспектов этого нового знания — оценка способностей новорожденных на ранних и очень ранних возрастных этапах. Последовательность появления тех или иных способностей, определенных качеств неоднократно пересматривалась, перемещаясь все ближе к моменту их рождения. Многие способности, являясь врожденными и подобными таковым у взрослых, удивляли исследователей и разрушали привычные теоретические построения. Фундаментальное положение развивающейся психологии о том, что весь комплекс поведения должен формироваться постепенно от простого к сложному, оказался устаревшим. Это удивительно, но многие поведенческие реакции начинаются как сложные.

Истина состоит в том, что многие представления о новорожденных, которым мы традиционно верили, являются ложными. Мы неверно истолковывали и недооценивали их способности. Они — не простые существа, а сложные изначально — маленькие создания с неожиданно мощным интеллектом.

Новорожденные знают больше, чем предполагалось. После своего рождения младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать ее из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одеты и их как-то перемещают, тогда как взрослые этого сделать не могут. Они любознательны и стремятся к обучению. Посмотрите, как четко координированы органы чувств при рождении: глаза вместе с головой поворачиваются в направлении звука; руки поднимаются, чтобы защитить глаза от яркого света; с первого кормления новорожденные сосут грудь и дышат совершенно синхронно; они кричат и одновременно сучат ножками.

Период жизни до рождения также оказался хорошо описанным. С помощью магии электронного микроскопа, волоконной оптики и специальных линз, ультразвукового изображения, других приборов и лабораторных методов мы теперь имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения. Эти открытия расширили наше понимание младенца, многих его талантов.

Неврологи описали последовательность развития центральной нервной системы. Например, исследования показали, что чувство вкуса начинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух — приблизительно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательная чувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобное развитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов.

Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали родители и родители родителей: новорожденные действительно личности. Родительский восторг относительно способностей новорожденных рассматривался как проявление тщеславия, пристрастности или галлюцинаций и не принимался во внимание. Современные научные открытия подтвердили, что младенцы — социальные существа, которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно, отдавать предпочтения и изначально начинать свое воздействие на окружающих. Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшой подсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде и окружающую среду — к себе.

Мифы о новорожденных

Младенцы нечувствительны. Некоторые врачи и медицинские сестры все еще продолжают говорить родителям, что младенцы не обладают чувствительностью — что они не будут страдать во время медицинских процедур или отсутствия матерей, если их почему-либо не пропускают в детскую палату. Обезболивание не считалось необходимым для младенцев, подвергающихся хирургическим вмешательствам. Родильные комнаты, акушерские инструменты и режим родильного дома были разработаны в то время, когда не предполагалось, что младенцы обладают чувствительностью и, следовательно, не учитывали их комфорта. При рождении их встречают прохладный воздух, ослепляющий свет, шум, твердая и плоская поверхность стола, слишком жесткое обращение, что расстраивает новорожденных. В результате они оказываются травмированы.

Из поколения в поколение несчастное большинство американских мальчиков подвергалось обрезанию по сомнительным медицинским, религиозным, культурным и косметическим причинам. Я могу это принять, только при условии: родители находились в заблуждении, что их ребенок не будет чувствовать боли. Он будет чувствовать.

И то, что они не способны чувствовать, является, мягко говоря, обманом; их не считают личностями, и их права ограничены. Ранее высокая смертность сформировала эти представления и обеспечила оправдание убийству новорожденных (обычно девочек), широко практиковавшемуся в истории человечества. В настоящее время оскорбление ребенка, тайное насилие родителей осуждается общественным мнением. Младенцы, может быть, последний большой класс людей, который неправильно воспринимается, ограничен в правах и подвергается оскорблению.

В 1975 году французский акушер Фредерик Лебойе (Frederick Leboyer) предложил новые подходы к родоразрешению без насилия. Его коллеги отвергали необходимость каких-либо перемен и публично отстаивали миф о том, что младенцы действительно не чувствуют и не тревожатся. Недавно обнаруженная истина состоит в том, что новорожденные младенцы обладают всеми видами чувствительности и используют их точно так же, как и остальная часть человечества. Их крики от боли подлинны. Младенцы не бесчувственны; это мы оказались бесчувственными.

Очень слабые умственные способности. Возможно, самыми позорными мифами о новорожденных являются мифы об их умственных способностях. Ссылаясь на данные анатомии мозга при рождении, ученые заключили, что он «примитивный» и слабо развит. И поскольку мозг занимает приблизительно одну четверть веса и объема всего тела ребенка, он не способен к выполнению «высших» функций мышления, узнавания, памяти.

В течение сотен лет это предположение доминировало и в медицине, и в психологии, поощряя оскорбления в акушерстве и педиатрии, которые принимались при рождении как норма. Без мышления дети не могут обладать никаким опытом, накапливать знания, не способны к самопознанию, фактически они не могут существовать в настоящем. Этот миф искусственно задержал начало активного родительства и препятствовал массовому признанию новорожденных как личностей. Рассуждали так: нет мышления — нет личности; нет личности — нет необходимости родительствования.

В прошлом исследователи мозга допустили одну из классических научных ошибок, разделив мозг и исследуя его по частям, чтобы выяснить, как он работает. Проблема состоит в том, что мозг работает должным образом, только если он представляет собой единое целое. Отдельные части — не система. Наиболее серьезной ошибкой было отделение мозга от двух других систем — эндокринной и иммунной. Медицина официально разделила их на три разные области: неврология, эндокринология и иммунология. Современные исследования показывают, что все три тесно связаны в одну центральную гуморальную информационную систему.

Дискуссия по поводу миелинизации нервных волокон, приводящей к их изоляции, длится несколько десятилетий и подтверждает, что мозг в целом больше, чем его части. Когда я начинал излагать воспоминания рождения, о которых говорили мои пациенты, я сам сталкивался со стеной непонимания моих коллег. Они немедленно заявляли, что такие воспоминания невозможны, так как миелинизация нервных путей к моменту рождения является неполной и, следовательно, сигналы не могли должным образом проходить через нервную систему. Но правда состоит в том, что миелинизация начинается в некоторых местах уже через несколько недель после зачатия, но не завершается до зрелого возраста. Следователь но, это не может служить аргументом в определении возможностей функционирования мозга.

Мозговой конвейер. Другим основным непониманием функции мозга младенца являлось то, что его мозг ассоциировался с двигателем на сборочном конвейере, то есть предполагалось, что он не работает до того момента, пока не будет установлена его последняя часть. Эту ошибку поддерживало и предубеждение, что части мозга, которые сформировались первоначально, были «примитивными» и менее значимыми, в то время как те, которые развивались позднее, были намного более сложными и важными. В лучшем случае это лишь половина правды, такая теория не «подпускала» ученых и родителей к пониманию мышления до рождения и оправдывала негуманные действия при рождении. Они полагали, что поскольку «сложные», «продвинутые» части мозга еще не были развиты, младенец не мог накапливать значимый опыт. О памяти и обучении не могло быть и речи.

Кора мозга, симметричные левое и правое его полушария, находящиеся в верхней части черепа, формируются в последнюю очередь и имеют особенности строения в виде поздних эволюционных извилин, которые и отличают людей от других живых существ. Однако было сделано ложное заключение, что кора не работает, пока не закончено ее формирование, а остальная часть мозга не может участвовать в сложной деятельности. Задолго до завершения формирования коры головного мозга интегральные системы регуляции дыхания, сна, пробуждения, пространственной ориентации и движения уже функционируют. Чувства вкуса, осязания, обоняния и слуха полностью сформированы и скоординированы. Даже зрение развито при рождении, хотя визуальная часть коры еще окончательно не развита.

Читайте также:  Дневник эмоций для детей валентины паевской

Младенцы не могут думать. До недавнего времени эксперты по изучению мозга сходились во мнении, что, подобно всеми любимому персонажу известной детской книги о Винни Пухе, новорожденный весьма недалекого ума. В недавно вышедшей книге одного известного психолога из Гарварда о природе ребенка говорится, что кора головного мозга малыша очень напоминает кору мозга взрослой крысы.

Как может новорожденный думать, располагая таким скудным потенциалом? Академические психологи используют впечатляющие заумные слова, отрицающие умственную деятельность у младенца: досимволичная, дорепрезентативная, дорефлекторная. Иначе говоря, дети не владеют словами и не могут думать. Это связано с другим мифом: чтобы думать, вы должны владеть языком. Недавние исследования показали, что дети много размышляют, с помощью языка или без него. Вы видите доказательства такого мышления, когда ваш новорожденный целенаправленно вытягивается, смотрит с любознательностью, хмурится или кричит в знак протеста, гулит от удовлетворения или задыхается от волнения. Новорожденные также внимательно слушают своих матерей, читающих истории, и предпочитают вновь услышать те из них, которые они уже слышали за несколько недель до своего рождения. И заметьте: они слушают внимательно до тех пор, пока мать читает вперед, но перестают слушать, как только она начинает читать в обратную сторону (бессмыслицу), что является еще одним показателем хорошего мышления.

Более того, исследования мозговых волн убедительно показывают, что младенцы — большие мечтатели. Они мечтают намного больше нас с вами. Педантичные наблюдения ученых за движениями тела младенца и выражением его лица во время сна показывают, что они действуют и выглядят точно так же, как взрослые во сне. Как же они могут мечтать без того, чтобы не думать?

Отсутствие самоощущения. Другой миф: без физических чувств и полностью сформированного мозга не может быть ощущения самого себя и других. Психоаналитики объявили, что младенцы «аутичны», погружены в себя и нечувствительны к социальным сигналам, они не готовы к отношениям и уж конечно не готовы к общению.

«Солипсичны» — таким словом швейцарский психолог Жан Пиаже (Jean Piaget) описал новорожденных, имея в виду, что они не взаимодействовали с окружающим их внешним миром и были полностью погружены в себя. Эта теория больше не выдерживает критики. Хотя Пиаже является автором теории психологии развития, он не владел современными знаниями о новорожденных. Он учил, что новорожденному потребуется до 18 месяцев на то, чтобы выйти из состояния «эгоцентричность» и осознать себя одним из объектов среди других.

Ученики Пиаже продолжают настаивать на этой точке зрения. Психолог Бартон Уайт (Burton White) из Бостона пишет, что новорожденные беспомощны, не могут думать, использовать язык, общаться с другим человеком или даже осознанно двигаться. Он утверждает, что в течение первых недель жизни младенец не заинтересован ни в одном из аспектов окружающего его мира.

Если вы примете эту точку зрения, вы сами откажетесь от доверительного, интимного диалога с вашим малышом и будете лишены множества сюрпризов, которые ваш ребенок готов вам преподнести. Вы и ваш ребе нок связаны друг с другом, вы не чужие друг другу. Ваше общение — дуэт, а не соло. Младенцы внимательно наблюдают за вашей мимикой и могут мгновенно подражать выражениям печали, счастья и удивления. Младенцы с невероятным вниманием слушают речь взрослых. Видеозаписи показывают, что они ведут себя так, словно отвечают на реплики взрослых в диалоге.

Если бы дети затерялись в своем собственном мире, они не смогли бы так хорошо анализировать звуки и реагировать на них. Они прекращают принимать пищу, даже если очень голодны, чтобы послушать что-то интересное. Если они слышат плач других детей, то обычно присоединяются к их плачу. Если они услышат запись своего плача, они могут неожиданно прекратить плакать — свидетельство того, что они узнают себя.

Полагали, что самосознание появляется после двух-трехлетнего возраста, однако психологи выявили зачатки самосознания у ребенка значительно раньше. Один авторитетный психолог пишет, что дети обнаруживают разум уже в возрасте 9 месяцев. Детский психолог Келвин Тревартен (Colwyn Trevarthen) из университета Эдинбурга полагает, что взаимодействие между людьми — врожденное человеческое качество и его можно установить у новорожденных.

Дети не нуждаются в матерях. Этот миф оправдывает содержание младенцев в детских отделениях родильных домов вдали от их матерей — практика, обосновывающая этот порядок необходимостью обеспечить здоровье младенцев. Но верно и обратное. От своей матери ребенок получает антитела для отражения инфекций, а также индивидуальное внимание, недоступное в детской. Нахождение рядом с матерью помогает ребенку регулировать температуру его собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений. Разделение матерей и младенцев — это физическое лишение и эмоциональное испытание.

Матери всегда прекрасно знали то, что ученые еще только открывают — что отношения матерей и детей сердечны, взаимны, даже волшебны. Крик младенца вызывает выделение молока у матери, единственного совершенного молока для детей на земле. Кормление грудью сразу же после рождения ребенка ускоряет изгнание плаценты и защищает мать от кровотечения. Добавим еще, что во взгляде младенца и его прикосновении присутствует жизненная сила, необходимая для включения чувств и навыков, обеспечивающих успешное материнство. Детям необходимо слышать голос матери, изучать циклы ее сна, узнавать запахи ее тела и выражения лица. Детям необходимо знать, что с их матерями все хорошо.

Миф о возрасте. Возраст — категория, которая работает против младенцев. Не осознавая этого, мы склонны выделять возрастные группы, отличные от нашей собственной: эмбрион, плод, новорожденный, ребенок, взрослый или пожилой. Так или иначе, эти «другие» кажутся нам жалкими, ущербными и несравнимыми с нами.

Обычно более молодой означает более низкий социальный статус. Мы думаем, что младенец недостаточно реален, чтобы слушать, обучаться или защищаться от негуманного обращения. Ребенок станет личностью позднее — возможно, когда он сможет ходить, говорить или пойдет в школу.

Отбросим мифы: похоже, дети действуют как личности задолго до рождения, будучи занятыми спонтанной деятельностью для своего удобства, оказывая предпочтение определенным звукам, движениям и вкусам и реагируя на опасность в матке. После рождения они с первого дня участвуют во многих сложных действиях, объединяющих слух и зрение, регулируют свое бодрствование и отдых и демонстрируют добросовестное ученичество. Используя свои коммуникационные навыки, они вовлекают вас в диалог, устанавливают близкие отношения и без вашего согласия начинают обучать вас роли родителей.

Эмоции, язык всех возрастов, отражаются на лицах детей. Мы опоздали в признании этого. Наблюдайте за вашим ребенком и его выражениями счастья, удивления, печали, страха, гнева, отвращения, интереса или перенапряжения.

Память рождения: новая граница

Вероятно, последняя значительная преграда к полному признанию младенцев как личностей падет с признанием возможности сложной личной памяти рождения. Скептически настроенные родители иногда приходят к признанию памяти рождения, когда они слышат, как об этом говорят их двухлетние дети. Поскольку мы знаем, что новорожденные преуспевают в обучении, а обучение и память идут рука об руку, становится легче признать и память рождения. Некоторым людям не нужны никакие дополнительные доказательства, потому что они тем или иным способом открыли свою собственную память рождения. Другие открыли эти блоки памяти под гипнозом либо в результате психологического прорыва в психотерапии.

Память способствует самоосознанию; эти два понятия взаимосвязаны так же, как связаны между собой обучение и память. Без памяти опыт бесполезен, а проявление индивидуальности невозможно.

Мозг младенца нигде не обнаруживает себя более удивительным образом, как в способности запоминать рождение и возвращаться к этой памяти при определенных обстоятельствах в зрелом возрасте. Эти блоки памяти рождения — капсулы времени, содержащие поразительные доказательства индивидуальности и мысли.

В процессе моей работы психологом я обнаружил память рождения, исследуя суть проблемы с помощью гипноза. Мои пациенты сохранили память рождения, о возможности которой я в то время не знал. Воспоминания, которыми они тогда со мной делились, побудили меня начать работу, превратившуюся в 13-летнее приключение, связанное с изучением и исследованиями, результатом чего явились научные работы с огромным количеством ссылок — и эта книга. Я вынужден был изучать самих новорожденных, процесс рождения и сложности памяти и сознания. В этой книге я делюсь с вами самыми интересными своими открытиями.

Мои пациенты продолжали сообщать в деталях, что случилось с ними в момент рождения, включая и мысли, которые у них появлялись в раннем детстве. Я обнаружил неожиданную зрелость их «детских» мыслей. Каждый из них говорил очень значимые и идентичные вещи. Они знали и любили своих родителей. Характер их мыслей оказался не связанным с возрастом или развитием каких-либо чувств, они были там с самого начала.

Тронутый этими рассказами, я начал (с разрешения пациентов) фиксировать их; в конечном счете, таких рассказов было зафиксировано, обработано и исследовано сотни. К 1980 году я разработал метод, показывающий, что при сопоставлении в паре «мать — ребенок» под гипнозом эти воспоминания вполне надежны.

Некоторые люди под гипнозом вспоминают необычайно живые и завершенные детали. Эта способность, называемая гипермнезией, подвергается изучению, вызывает восхищение и сомнения экспертов не одно десятилетие. Недавний критический обзор экспериментов в этой области подтвердил, что гипнотизируемые субъекты действительно демонстрируют существенно более полные воспоминания как вербального, так и невербального материала, очень значимого и получаемого методом так называемого свободного воспоминания. Исследования показывают, что легче запоминаются необычные и значимые события, содержащие яркие образы и сильные эмоции. Однако эти воспоминания могут быть опорочены, если интервьюирующий задает наводящие вопросы, предлагает ответы или использует технику интервью, которая торопит, сбивает и запутывает пациента.

Подробные пошаговые воспоминания рождения встречаются редко, хотя многие люди способны их воспроизвести. Преимуществом этих порази тельных историй является то, что они рассказаны языком взрослого человека, так как эти дети уже выросли. Они обнаруживают ясные мысли и глубокие чувства, испытанные во время рождения.

С тех пор, как в 1975 году со мной впервые поделились памятью рождения, я прослушал как вдохновляющие, так и грустные истории. Возможно, поскольку я психолог, людей приводят ко мне их страдания, я постоянно сталкиваюсь со скрытыми ранами, нанесенными и оставленными враждебными словами, взрывами эмоций или тревожными вопросами, возникшими при рождении. Такие психологические «метки рождения» могут и должны быть предупреждены. Творческой психотерапии необходимо заниматься этими проблемами рождения.

Спешу заверить вас, что не все дети рождаются с психологическими проблемами. Дети, желанные при зачатии, во время беременности и мягко рожденные в любящие руки, начинают жизнь позитивно. Они смотрят на мир с безмерным интересом и любопытством, действуют так, словно чувствуют себя в безопасности и устанавливают крепкую связь со своими родителями.

Читайте также:  Гложило чувство вины или глодало

Возможно, тысячи взрослых натыкаются на свои воспоминания рождения и внутриутробной жизни с помощью специалистов, осуществляющих ребефинг, своего психотерапевта или дианетического одитора. Меньшее число людей наталкиваются на блоки памяти рождения, находясь в измененном состоянии сознания — «психоделическом» состоянии, во сне, при фантазировании или медитации. Еще меньше взрослых утверждают, что они всегда помнили, хотя и обрывочно, процесс своего рождения, но не решались рассказать об этом, опасаясь насмешек. Но поскольку атмосфера принятия памяти рождения становится более благоприятной, все больше взрослых людей решаются об этом рассказать. Если вы один из них, я бы хотел, чтобы вы записали ваши воспоминания и отослали их мне.

До настоящего времени непрерывные, последовательные, подробные рассказы о рождении могут быть получены под гипнозом, которым владеет лишь весьма ограниченный круг профессионалов. Эти рассказы впервые представлены здесь широкой публике, с великодушного разрешения мужчин, женщин и детей, их рассказавших. Дословные рассказы были отредактированы с точки зрения грамматики, несколько сокращены повторы, а для более легкого чтения мои собственные слова в ходе сеансов были опущены.

В своих воспоминаниях рождения «младенцы», а теперь уже взрослые описывают то, что они испытывали во время рождения, как с ними обращались во время родов врачи и медсестры и что говорили и делали их родители.

Подобные воспоминания беспокоят родителей, вносят смятение в среду ученых и не всегда имеют объяснения в рамках современных знаний.

То, что мы находим в памяти рождения, согласуется с тем, что обнаруживают современные исследования: мозг новорожденного, нервная система, физические чувства активны и скоординированы. Имеется в наличии и проявляется набор обычных человеческих эмоций. И в то же время мозг новорожденного настороже, впитывает, исследует и занят накоплением нового опыта.

Пока детей считали бесчувственными и глупыми, по логике, памяти у них не могло быть, и доказательства ее наличия были отложены. Этот скептицизм присутствует до настоящего времени. Профессиональные издательства, специализирующиеся на литературе по психологии и гипнозу, упорно отказывались печатать статьи о памяти рождения. В результате американские ученые, работающие в этой области, часто были вынуждены публиковать свои работы за границей из-за более благосклонного к ним отношения.

В Вене в 1971 году европейские психиатры основали профессиональную ассоциацию, теперь называющуюся Международным обществом пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM), и журнал (в Германии), специально посвященный пренатальной психологии. В 1983 году из-за отказов профессиональных обществ, основанных ранее, рассматривать предлагаемые работы и проводить симпозиумы, исследователи и врачи в Канаде и США организовали общество, называемое сейчас Ассоциацией пренатальной и перинатальной психологии и здоровья (АРРРАН). Я был одним из них. На первой же встрече этой новой группы 500 участников заслушали 55 докладчиков из 9 стран. С тех пор подобные конгрессы проводятся каждые 2 года.

Благодаря убедительным доказательствам способностей детей и впечатляющим прорывам в понимании мозга, мышления и сознания мы сейчас можем более благосклонно оценить воспоминания рождения. Эти блоки памяти заслуживают пристального внимания. Те уроки, которые мы извлекаем из этого, могут изменить нашу настоящую жизнь, наше понимание родительства, зачатия, беременности, родов и нашего взаимного обучения. Некоторые воспоминания рождения разрушают общепринятые научные утверждения и ожидания родителей. Внимательному слушателю они многое говорят о различиях между мозгом и мышлением, пагубных последствиях родовых травм и, что важнее всего, о новых измерениях человеческого сознания.

Рассказы о рождении — это мини-документы, частные истории, которые имеют общественную значимость. Прослушав много таких историй, я понимаю, как святые моменты могут быть испорчены, что ведет к фрустрации и чувству унижения. Плохое рождение, словно заноза в пятке, поддерживает воспаление и причиняет боль. Эти истории также отражают качество жизни, привнесенное матерями и отцами и добросовестными профессиональными помощниками. Эти рассказы напоминают нам, что безопасное, осмысленное рождение является не случайным, а «благословенным» событием, вдохновляющим всех его участников.

В течение XX века место рождения резко переместилось из дома в родильные дома. То, что всегда было семейным событием, превратилось в событие медицинское. Пострадало психологическое качество рождения. Дети драматизируют это в своих воспоминаниях. Принимая во внимание эти свидетельства, мы опоздали с признанием воздействия негативных эффектов рождения на тело и мозг. Мы должны осознать необходимость хорошего рождения.

Вы можете оказаться неподготовленными к мудрости и зрелости этих рассказов. Мысли, возникающие в мозге ребенка, по глубине и качеству выходят далеко за пределы того, что предполагает их хронологический возраст или физический статус их мозга. Вот почему в некоторые истории многие просто отказываются поверить, но факты говорят сами за себя. Старые мифы, которые в течение длительного времени обрекали младенцев на низший статус, оспариваются в этой книге.

Когда вы будете читать ее, в вашем сознании может медленно зарождаться мысль, что это новое поле информации о новорожденных — не только о них. В определенном смысле это жизненная информация о нас — окно, через которое мы можем взглянуть на то, что делает нас личностями. Что-то на этих страницах может заставить вас задуматься о том, как ваше собственное рождение повлияло на вас. И хотя эта книга о младенцах, а не о терапии, читатель найдет намеки о связи между рождением и дальнейшей жизнью в различных разделах книги и некоторых сносках в разделе «Источники и материалы для чтения».

Когда вы будете читать о зрелости новорожденного и развитии жизни до рождения, вы неизбежно задумаетесь о том, какое отношение все это может иметь к проблеме аборта. Для читателей, желающих знать мои личные убеждения и симпатии, я написал краткие комментарии в приложении 1.

Я знаю, как беспокойные родители могут волноваться и обвинять себя за вред, нанесенный ребенку своими действиями во время беременности и рождения. Я посвящаю им слова утешения и предостережения в приложении 2.

До этого вы найдете рассказы о счастливых и несчастных днях рождения. Вы внезапно обнаружите мудрость, «исходящую из уст младенцев», и факты, которые, как вам покажется, не имеют отношения к возрасту. Возможно, эта информация удивит вас, возбудит любопытство к вам самим, подтвердит тайны ваших детей, о которых вы интуитивно догадывались, и добавит вам почтительности к жизни.

Читайте также

Смерть и разум

Смерть и разум Более всего ум-эго отрицает смерть, половинчатый ум-вила тоже её отрицает, но относится к ней как к данности, и он научился включать её в систему выживания. Чтобы увидеть отношение ума-вилы к смерти, достаточно понаблюдать за поведением животных, когда перед

Разум

Разум Просмотрите рис. 3, 7, 10, а, 21. Предки изображали разум как Вилу, два конца которой разъединены, другие два конца составляют единое целое. Быть единым – это не разум, быть разделённым – это тоже не разум, разум – это когда есть единство и разделение.Представьте себе

Разум

Разум Понимание того, что представляет собой человеческий разум, – вот тот жизненно важный аспект, который поможет вам стать магнитом для денег. Для тех читателей, которые уже владеют такой информацией, пусть эта глава будет напоминанием о том, как в действительности

Разум

Разум Давайте остановимся на минуту, чтобы подобрать ключ к свободе ребенка. Что приведет в движение механизмы образования?У ребенка, свободного в движении, двигающегося все с большим совершенством, есть интеллектуальная цель этих движений. Ребенок, свободно

2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ?

2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ? Как формируется разум? Формируется ли он в момент зачатия человека, передается ли от Природы или создается сам по себе, по

3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ

3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ Когда мы говорим о разуме психа (человека, больного какими-либо психическими заболеваниями), то мы должны иметь в виду две исходные позиции. Первая: есть мозг и есть разум. Вторая позиция — та, что разум — это мозг и

Что такое разум

Что такое разум Разум – это ТРЕТИЙ ГЛАЗ, который получается, когда человек видит двойственное строение мира и противоположности как пару (см. рис. 3а). Свет, падая на землю, рождает свет и тень, свет и тень, складываясь в единое целое, рождают Свет. Так и противоположности

Разум

Разум Если в человеке есть разум, его можно запрограммировать, то есть зомбировать? Само понятие разума исключает это. Откуда-то изнутри нам известно, что с разумным человеком ничего невозможно сделать. Человек, обладающий разумом, живёт и действует по сердцу.Разум – это

В разум

В разум Рассмотренные выше пять типов характеров можно представить в виде пятиконечной звезды (см. рис. 16). Все пять типов характеров – это этапы протекания души на землю, в материальную жизнь. Это ясно видно из их строения тел (см. рис. 17).Существует прямой взгляд на мир,

Разум

Разум Просмотрите рис. 3, 7, 10, а, 21. Предки изображали разум как Вилу, два конца которой разъединены, другие два конца составляют единое целое. Быть единым – это не разум, быть разделённым – это тоже не разум, разум – это когда есть единство и разделение.Представьте себе

Неуправляемый разум

Неуправляемый разум Его выгнали из дурдома… За глупость Это определение легко повернуть и в другую сторону, и определить, что такое «неразумность».Неразумность – это надежда на то, что ваши желания реализует за вас некоторая высшая сила.Конечно, очень приятно жить и

Застрявший разум

Застрявший разум В их обществе я бы умер со скуки, не будь там меня. Александр Дюма Интеллект требует применения. Если им долго не пользоваться, то творческая энергия постепенно иссякает, и наступает скука.Скука – это отсутствие мыслительной деятельности. Она возникает в

РАЗУМ ВОИНА

РАЗУМ ВОИНА Основное оружие Цель боя в победе. Невозможно победить, лишь защищаясь. Меч важнее щита, а умение важнее их обоих. Основное оружие — это разум. Всё остальное — лишь дополнение. Джон Стейнбек[44] В принципе можно было бы ограничиться одним эпиграфом. Стейнбеку

Проблемы новорожденных

Проблемы новорожденных Как бы ни чудесно было вернуться домой с нашим малышом, как бы благодарны мы за него ни были, но первые недели не обошлись без проблем. Временами нам приходилось очень тяжело. Я хочу быть предельно откровенной, чтобы вы были ко всему готовы,

Источник

Оцените статью