Разум без чувств это

Разум без чувств это

Михаил Михайлович Филиппов

Иммануил Кант. Его жизнь и философская деятельность

Биографический очерк M. M. Филиппова

С портретом Канта, гравированным в Лейпциге Геданом

В начале XVIII столетия город Кенигсберг стал быстро развиваться в промышленном и в интеллектуальном отношениях. Польское владычество с его постоянными неурядицами, с преобладанием землевладельческих интересов и отсутствием сколько-нибудь значительных промышленных центров мало способствовало развитию среднего сословия. С тех пор, однако, как великий курфюрст утвердил господство Бранденбурга над южным берегом Балтийского моря, торговое значение Кенигсберга быстро возросло. Кенигсберг стал главным пунктом сношений между земледельческой Польшей и торговыми странами Запада – Голландией и Англией. Вместе с торговлей развились и ремесла, занесенные сюда, главным образом, выходцами из Германии. Город стал принимать все более и более немецкое обличье, улицы получили немецкие названия, протестантские кирки заняли место костелов. Кроме выходцев из Германии, в Кенигсберге было много иностранцев разных национальностей – шведов, англичан, шотландцев, голландцев. К числу таких иностранцев принадлежал и дед Канта. В конце XVII века политические и религиозные притеснения вызвали усиленную эмиграцию из Шотландии. Неизвестно, какие причины побудили деда великого философа поселиться в Тильзите. Еще отец Канта, Иоганн-Георг, считал себя шотландцем и писал свою фамилию по-шотландски (Cant вместо Kant). Так подписывался первоначально и сам философ, но, заметив, что некоторые немцы произносят его фамилию неправильно (Цанг вместо Кант), усвоил немецкую орфографию.

Шотландское происхождение представляет некоторый интерес в том отношении, что сближает Канта по крови с философом, наиболее родственным ему по духу – Юмом. Не следует, однако, забывать, что по матери Кант был чисто немецкого происхождения – мать его в девичестве носила фамилию Рейтер. Среда, в которой воспитывался Кант, состояла почти исключительно из мелких немецких бюргеров, купцов и ремесленников. С английскими купцами, принадлежавшими к составу лучшего кенигсбергского общества, Кант сблизился уже в зрелых летах. Отец Канта был по ремеслу седельным мастером и жил в так называемом Седельном переулке, возле Зеленого моста, центра речной торговли Кенигсберга. В скромном домике, на котором красовалась вывеска его отца, 22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант. Из одиннадцати братьев и сестер он был четвертым; у него было три брата и семь сестер. Шестеро из одиннадцати умерли в раннем детстве. Единственный оставшийся в живых брат Канта был на одиннадцать лет моложе философа, отличался хорошими, но далеко не гениальными способностями, изучал богословие, историю и филологию, к философии питал мало склонности и никогда не мог понять умозрений своего брата. Этот Иоганн-Гейнрих Кант жил почти постоянно в Митаве, где был священником. Было время, и это время совпадает с расцветом философской деятельности Иммануила Канта, когда братья совсем прекратили переписку, возобновившуюся лишь в 1790 году. Брат Канта умер несколько раньше философа (в 1800 году). Единственная черта сходства между братьями – энергия характера: в этом они оба походили на мать.

О родителях Канта известно немногое, и притом, главным образом, лишь со слов самого Канта. В начале XVIII века в Кенигсберге, как и во многих городах северной Пруссии, был значительно распространен пиетизм, созерцательное религиозное настроение, представлявшее резкий контраст с проникнутым канцелярскими началами правоверным протестантизмом. При умеренно мистическом направлении пиетизм имел по преимуществу моральный характер и господствовал, главным образом, среди ремесленников и низшего духовенства. Как и во всяком религиозном сектантстве, в пиетистическом направлении был немалый элемент ханжества. Но той скромной среде, в которой вращался Кант, это ханжество было совершенно чуждо.

Влияние пиетизма прежде всего отразилось на чисто внешних сторонах его домашней обстановки. По словам самого Канта, он никогда не слышал от своих родителей ничего неприличного и не видел ничего недостойного. Любопытны следующие слова Канта, сказанные им Ринку:

«Хотя религиозные представления того времени и понятия о том, что такое добродетель и набожность, были весьма неясны, но соответствовавшие им вещи были найдены. Пусть говорят, что угодно, о пиетизме, но люди, относившиеся к нему серьезно, были люди почтенные. Они обладали наивысшим возможным для человека спокойствием, веселостью, внутренним миром, не смущались никакими страстями, не боялись никакой нужды, никаких преследований. Никакой вызов, никакое задирателъство не смущало их внутреннего мира и не побуждало их к гневу и вражде. Словом, всякий наблюдатель невольно должен был уважать их. Я помню еще теперь, как однажды начался спор о правах между двумя цехами – шорниками (выделывавшими ремни) и седельниками. Мой отец сильно пострадал в этом деле; но даже при домашнем обсуждении этой ссоры в словах моих родных было столько пощады и любви к противникам, что, хотя я был маленьким мальчиком, мысль об этом никогда меня не оставит».

Эти слова характеризуют всю ту нравственную атмосферу, в которой вращался Кант. По общему свидетельству его первых биографов, мать Канта оказала на сына более значительное влияние, нежели отец.

Кант походил на мать характером и телосложением: от нее он унаследовал впалую слабую грудь. С раннего детства Кант отличался слабым здоровьем. Мать нежно любила хилого ребенка, холила его и много занималась его воспитанием. Мальчик обнаружил острую наблюдательность и пытливость. Говорят, что мать, несмотря на свое ограниченное образование, значительно развивала его пытливость. Гуляя с ним, она постоянно обращала внимание сына на окружающую природу, поясняя свои слова цитатами из псалмов и других мест Библии, в которых восхваляется благость и премудрость Творца. Таким образом, то доказательство бытия Божия, которое известно под названием физико-теологического и которое Кант ценил даже после того, как отверг его, было ему известно в наивной и простодушной форме еще в младенческие годы. С ним связывались для Канта лучшие воспоминания детства, оно вызывало в его памяти первые уроки матери. Все это чрезвычайно важно в психологическом отношении. Любопытно, что и нравственное учение Канта имеет несомненную психологическую связь с первыми впечатлениями его детства. Связь эту открыто признавал сам философ. На семьдесят четвертом году жизни он писал епископу Линдблому, что может, относительно своего генеалогического дерева, похвастать лишь одним, а именно: что и отец, и мать его были ремесленники, отличавшиеся честностью, нравственной пристойностью и образцовой порядочностью, не имея состояния, но зато и долгов, «и дали воспитание, которое, с моральной точки зрения, не могло быть лучшим». По словам Канта, каждый раз, когда он вспоминал о том, чем обязан родителям с нравственной стороны, он чувствовал себя преисполненным трогательной благодарностью.

Существуют и более определенные указания на характер нравственного воспитания, полученного Кантом. По словам одного из ранних биографов, отец Канта требовал от детей «труда и честности, в особенности, избегать всякой лжи; мать требовала еще большего, а именно: святости. По всей вероятности, это и способствовало той непреклонной строгости, которую впоследствии обнаружил Кант в своем нравственном ученье». Сам Кант говорил, что унаследовал от матери черты лица и характера.

Источник

Разум без чувств

в фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк»

Премьера кино

«Дюнкерк» построен на массовых сценах, в которых выживание одного героя ничуть не важнее выживания другого

Фильм посвящен эпизоду Второй мировой войны, когда в мае 1940 года части британских экспедиционных сил (примерно 400 тыс. человек), а также французские и бельгийские соединения оказались заблокированными гитлеровскими войсками в районе французского города Дюнкерка. Британское правительство приняло решение эвакуировать свой экспедиционный корпус и обратилось с призывом к владельцам частных рыболовецких кораблей, катеров и яхт принять участие в этой операции. За десять дней — с 26 мая по 4 июня 1940 года,— пока под непрерывным огнем немецкой артиллерии и бомбежками с воздуха проходила эвакуация, было спасено 338 226 союзных военнослужащих, а эта история вошла в коллективную память британцев как «Чудо при Дюнкерке».

Режиссер Кристофер Нолан сделал себе имя на изобретательных блокбастерах вроде трилогии о Бэтмене, «Престижа», «Начала» и «Интерстеллара», изо всех сил пытающихся не только развлекать зрителя, но и нагружать его важными (в основном именно от осознания собственной важности) идеями. А также на подходе к любому жанру — от комикса до научной фантастики — в духе more dark, more realistic. В «Дюнкерке», для которого Нолан сам написал сценарий, материал наконец совершенно конгениален своему автору — о чем же еще говорить со всей серьезностью, как не об ужасах войны.

Читайте также:  Послеродовая депрессия длится уже год

Нолан известен своим пристрастием к нелинейному повествованию. В «Дюнкерке» он прибегает к этому приему, перемешивая три временные линии — события на берегу, длящиеся неделю, на маленьком гражданском катере, отправленном со спасательной миссией, где проходит один день, и в кабине истребителя, где время действия сжимается до одного часа. Ближе к финалу все линии сходятся в одной точке. Правда, не совсем ясно, какой цели служит этот композиционный кунштюк, кроме как всячески усложнить понимание происходящего.

Сам режиссер называет «Дюнкерк» не военным кино, а фильмом о выживании. Только вопреки законам этого жанра здесь нет предварительного знакомства с выживающими, помогающего зрителю проникнуться к ним симпатией (или наоборот). Без всяких предисловий фильм сразу погружает в хаос отступления: пустые городские улицы, сыплющиеся с неба немецкие листовки «Вы окружены, сдавайтесь!», внезапные выстрелы, длинные цепочки солдат на пляже в ожидании спасения. Один из немногих героев, у которого есть имя, но, как и у всех остальных, нет биографии, британский солдат Томми (Финн Уайтхед) мечется среди всего этого с единственной целью: спастись любой ценой. Поначалу Томми вроде как даже становится центром внимания, но потом он сливается с толпами таких же абсолютно одинаковых лиц и фигур в шинелях, и выживание одного становится нисколько не важнее выживания кого-то другого.

Проблеск человечности появляется только в сюжетных линиях, связанных с катером и истребителями. В первом случае — благодаря тонкой игре Марка Райлэнса, умеющего произносить даже самые штампованные фразы так, что они наполняются живым смыслом. Во втором — благодаря тому, что и в реальной войне пилот — герой-одиночка и его подвиг, как подвиг персонажа Тома Харди в фильме,— это всегда только его подвиг.

Однако в целом «Дюнкерк» построен на массовых сценах, призванных бить по всем нервным окончаниям зрителя одновременно. Вот бомбардировщик пролетает на бреющем полете прямо над беспомощными людьми, лица искажены страхом; вот вода заливает трюм, а сверху трещат пулеметные очереди, выхода нет; вот пылающая нефть растекается по морской поверхности — остается либо тонуть, либо сгореть заживо. То, как поставлены эти сцены, работа оператора и особенно звукорежиссера вызывают чисто физиологическую, инстинктивную реакцию, как у любого живого существа, которому показывают массовую гибель ему подобных, к тому же на огромном экране (фильм снят в формате IMAX) и в сопровождении невыносимого, давящего саундтрека, который не замолкает ни на секунду.

Конечно, человека, воспитанного на советской истории, отдельно поражает, что родина не бросила 400 тыс. своих сыновей погибать в окружении, а постаралась их вытащить, да еще и встретила как героев, хотя все, что они сделали,— просто выжили. Но это осознание приходит совершенно независимо от стараний режиссера и съемочной группы. Сам же «Дюнкерк» — очередное блестящее, технически безупречное, очень профессиональное упражнение в стиле, напрочь лишенное человеческих эмоций. Его режиссер Кристофер Нолан, как настоящий полководец новейшего времени, оперирует сотнями и тысячами душ, не обращая внимания на единицы.

Источник

Человек без чувств и эмоций.

Алекситимия человек без чувств. Не слышащий собственные чувства, эмоции, ощущения. И уж тем более неумеющий распознавать их у других людей. Он сам не понимает, с какими чувствами он сталкивается. Это не значит что у него их нет. Он их просто не идентифицирует.

Алекситимия не считается как отдельное заболевания. Это набор особых качеств человека. Без чувствие свойственно за частую психопатом. Ему тяжело почувствовать эмоцию других людей, как и свои переживания. Человеку тяжело фантазировать, сложность представить, произвести, какую либо ситуацию.

Человек без чувств легко переносить боль. Например может сделать татуировки на всё тело включая лицо. И не почувствовать боль от пронзания иглы в его кожу. Им дается это легко, потому что они не чувствуют себя, и свои процессы происходящие в теле. Также они с легкостью лечат зубы без анестезии. Для них это терпимо.

У человека может быть хорошее чувства юмора. Но при этом, он не будут смеяться вместе с вами. Он будет удерживать свои эмоции.

Такое расстройство можно наблюдать у аутистов. Когда им тяжело распознавать чувства, эмоции других людей, при этом не чувствуя свои ощущения. Они имеют трудности с этим.

Также люди нарциссы тоже могут быть с каменными лицами без ощущения эмоций. Туда же можно отнести программистов и математиков. До таких людей как правило тяжело достучаться. «Разговор как со стеной». Абсолютно равнодушные, непробиваемые люди.

Причины возникновения такого поведения.

Тут нет одной причины, это совокупность факторов. Наследуется реакция на стимул. Учитывается тип нервной деятельности, которая была заложена генетически. Внутриутробное пребывания ребенка тоже может сыграть в этом роль. Как мать относилась к нерожденному еще малышу, важный момент для жизни ребенка. Важно разговаривать с ребенком, поглаживая себя по животу. Само рождение ребенка, тоже может сказаться на его ощущениях в будущем.

Не игнорируйте своего ребенка. Не ждите, что он поплачет и успокоиться. Иначе он может просто выключить свои чувства. Часто это можно заметить с детьми находящимися в детский домах, домах малюток. Ребенок может перестать слышать позывы своего тела, если хочет в туалет или есть.

Это плохо тем, что у человека может срабатывать психосоматические проблемы. У него все болит, а он даже не чувствует этого. Тело страдает и терпит до последнего, пока не появляется заболевания. Конфликты с близкими, которые приводят к непониманию. Родственники понять не могут, почему человек такой холодный и безразличный. Зачастую человек без чувств, может остаться просто в одиночестве.

Источник

Русский язык и литература

Материал к направлению «РАЗУМ И ЧУВСТВА»

Нет чувств без разума, и разума без чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» — срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на стенку.

Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…

Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь — болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.

Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.

Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!

Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»

Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?

Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный .
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

Толкование понятий по словарю Ожегова

Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

1.Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Толкование понятий по словарю Ушакова

Разум — способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания.»

Чувства — способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни» Можно попроще: «Чувства — это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства.

Можно выделить два направления, по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

· Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.

Читайте также:  Без горечи расставания не бывает радости встречи

· Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

· Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.

· Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.

· Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.

· Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.

· Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека — найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету исключительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его — это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассм атриваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям. По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки. Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других.

Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.

С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное — это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.

В роман Достоевского «Преступление и наказание» мы видим духовное возрождение Раскольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни.

«Слово о полку Игореве»

Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны.

Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!

Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами — врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя — произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен.

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом

Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения.

Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

А.С.Пушкин « Евгений Онегин»

Героиня Татьяна Ларина испытывает сильные, глубокие чувства к Евгению Онегину. Она полюбила его сразу, как только увидела в своём имении.

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.

Однако Евгений понял , как прекрасна Татьяна, что она достойна любви и он полюбил её- намного позже. За годы произошло многое, а главное- Татьяна была уже замужнем.

А счастье было так возможно,
Так близко. Но судьба моя
Уж решена.( Слова Татьяны Онегину)

Встреча после долгой разлуки на балу показала, как сильны чувства Татьяны. Однако это высоконравственная женщина. Она уважает мужа, понимает, что должна быть ему верна .

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..

В борьбе чувств и разума победи разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Как прекрасен образ Наташи Ростовой в романе! Как героиня непосредственна, открыта, как она жаждет настоящей любви.

(«Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете — остальное все вздор»- слова автора)

Она искренне полюбила Андрея Болконского, ждёт, когда же пройдёт год, через который должна состояться их свадьба.

Однако судьба приготовила серьёзное испытание для Наташи — встречу с красавцем Анатолем Курагиным. Он просто очаровал её, чувства нахлынули на героиню, и она забыла обо всём. Она готова бежать в неизвестность, лишь бы быть рядом с Анатолем. Как Наташа обвиняла Соню, которая рассказала домашним о предстоящем побеге! Чувства оказались сильнее Наташи. Разум просто замолчал. Да, героиня позже раскается, нам жаль её, мы понимаем её желание любить.( Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…)

Однако как жестоко Наташа наказала сама себя: Андрей освободил её от всех обязательств. ( И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её.)

Читая данные страницы романа, о многом задумываешься. Легко говорить, что хорошо, а что плохо. Порой чувства так сильны, что человек просто не замечает, как катится в пропасть, поддавшись им. Но всё же очень важно учиться чувства подчинять разуму, да не подчинять, а просто согласовывать, жить так, чтобы они были в гармонии. Тогда многих ошибок в жизни можно будет избежать.

Читайте также:  Как чувствует себя новорожденный после бцж

25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И.Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание — испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное — непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, жила сначала почти в нищете, а затем, когда Гагин взял её на воспитание- в роскоши. Испытывая определённые чувств к Гагину, Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, понимание того, что она многим обязана Гагину, но в то же время невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н.

К сожалению, герой оказался не столь решительным , как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость — именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам.

« У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. — И то не день. А мгновение. »

Героиня пьесы — Лариса Огудалова. Она — бесприданница, то есть при замужестве её мать не в состоянии подготовить приданое, которое было принято иметь невесте. Семья Ларисы — среднего достатка, поэтому надеяться на хорошую партию ей не приходится. Вот и согласилась она выйти за Карандышева — единственного, кто ей предложил выйти замуж. Никакой любви к своему будущему мужу она не испытывает. Но ведь молодой девушке как хочется любить! А в её сердце уже зародилось это чувство — любовь к Паратову, который когда-то очаровал её, а потом просто уехал. Ларисе придётся испытать сильнейшую внутреннюю борьбу — между чувством и разумом, долгом перед человеком, за которого она выходит замуж. Паратов словно околдовал её, она восхищена им, поддаётся чувству любви, желанию быть вместе с любимым.Она наивна, верит словам, думает, что и Паратов её так же сильно любит. Но какое горькое разочарование ей пришлось испытать. Она в руках Паратова — просто «вещь».Разум всё же одерживает победу, прозрение приходит. Правда, позднее. « Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Наконец слово для меня найдено, вы нашли его… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
И жить уже не хочется, жить в мире лжи и обмана, жить, не будучи по-настоящему любимой ( как стыдно, что её выбирают- орёл или решка). Смерть для героини — облегчение. Как трагично звучат её слова: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.»

Как порой бывают сложны взаимоотношения между людьми. Особенно, если это касается такого сильнейшего чувства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств, охвативших человека, или прислушаться к голосу разума, который подсказывает, что избранница из другого круга, что она не пара, значит, и любви быть не может. Так и герой новеллы И.Бунина «Тёмные аллеи» Николай в юности испытал огромное чувство любви к Надежде, которая была совсем из другой среды, простой крестьянкой. Не смог связать свою жизнь герой с любимой : слишком довлели над ним законы общества, к которому он принадлежал. Да и сколько ещё в жизни будет, этих Надежд!( … всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча…)

В итоге — жизнь с нелюбимой женщиной. Серые будни. И лишь много лет спустя, снова увидев Надежду, Николай понял, что такая любовь была ему дана судьбой, а он прошёл мимо неё, мимо своего счастья. А Надежда смогла пронести через всю жизнь это огромное чувство — любовь .( Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.)

Так что порой от выбора между разумом и чувством зависит судьба, вся жизнь человека.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Любовь. Это удивительное чувство. Оно делает человека счастливым, жизнь приобретает новые оттенки. Ради любви, настоящей , всеохватывающей, человек жертвует всем. Так и героиня романа М.Булгакова Маргарита ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках. (Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! )

Но не было главного — любви.. было одно одиночество (И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!- слова Мастера).( С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.)

И когда любовь пришла, Маргарита ушла к любимому .(Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!- скажет мастер ) Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он — её Мастер. Она помогает ему дописать роман. Она даже готова стать королевой на балу у Воланда- всё это ради любви. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. (За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!)

Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком — это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор , избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен, Наполеон)

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам Онегина. Онегин — холодный, рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой чувствительной душой. Эта душевная дисгармония и стала причиной драмы несостоявшейся любви.

4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви к Родине бедного Мцыри)

5. И.С.Тургенев «Отцы и дети» Разум и чувства Евгения Базарова.

6. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (всё в Принце — и разум, и чувства);

7. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе» «Я хотел понять, — вздохнул Бог, — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека.» (Фазиль Искандер «Сон о боге и дьяволе»)

8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый Максим Максимыч)

Источник

Оцените статью