Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение»
Анастасия Уточкина
Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение»
Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников
Тема «Хорошее настроение»
Цель: Систематизация знаний о настроениях
1. Формировать у детей умения справляться с эмоциями;
2. Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
3. Формировать у детей умение слушать и слышать других.
Оборудование: пастель, заготовки- шаблоны «Зеркало», музыкальное сопровождение,презентация, стенд с обозначением настроений, зеркала, мячик, доска, магниты.
1. Организационный момент
Педагог- психолог включает веселую классическую музыку и просит детей отметить свое настроение на стенде.
— Этот мячик, он волшебный,
Выслушает он неприменно,
И подарит радость нам,
Всем ребятам и друзьям.
Педагог- психолог здоровается с ребенком слева, называя его имя, и передает ему мячик.
2. Основная часть
Педагог- психолог раздает зеркала детям.
— Ребята, я вас приглашаю сегодня в страну «Зазеркалье».
— Поднимите руки те, кто хотел бы очутиться там? (Дети поднимают руки)
— Как вы думаете, как мы с вами туда попадем? (Ответы детей)
Но просто так туда не попадешь, нам нужно с вами выполнить магический ритуал с зеркалами. Слушаем и выполняем.
— Зеркало в руки мы возьмем
И через магию в страну попадем.
Изобразим мы сначала веселье,
А также грустное настроение.
Чтобы двери в страну нам открыть,
Нужно в зеркале себя отразить.
Педагог приглашает детей к столу, где нужно нарисовать на шаблонах «Зеркало» себя и отразить настроение.
— Ребята, покажите мне зеркала те, кто изобразил себя радостным? Кто грустным? Почему? (Дети поднимают зеркала и объясняют свое настроение)
— Я надеюсь, что наше путешествие поднимит вам настроение и зарядит положительными эмоциями на весь день.
Звучит волшебная музыка.
— Ооо, ребята, вот мы с вами и в стране Зазеркалье. Это чудесная, волшебная страна, где живут самые необычные жители- маленькие лилипуты.
И сейчас мы с вами пойдем по волшебной дорожке.
Дети выстраиваются в колонну за педагогом. На фоне играет волшебная музыка. Дети повторяют движения за педегогом.
— Ребята, посмотрите, на пути мы с вами встретились с девочкой по имени Лина, но она почему- то грустная. Как вы думаете, почему? И что мы будем делать?
— Сейчас она расскажет, вам одну историю, от которой ей стало грустно. («Сказка про настроение»)
— Какие настроения были в этой сказке? (В этой сказке было хорошее, веселое настроение и грустное)
— Почему плохое настроение спряталось на чердаке? (Плохое настроение спряталось потому, что оно обиделось)
— У вас бывает такое настроение? Почему? (Ответы детей)
— Что вы делаете для того, чтобы поднять настроение? (Танцуем, смешим, успокаиваем и т. д.)
— Ребята, чтобы появилось хорошее настроение у Лины, что нам надо сделать? (Успокоить, рассмешить, обнять, поговорить, потанцевать)
— Мы с вами сейчас потанцуем.
Включаются разная музыка (грозная, веселая, грустная, волшебная, смешная). Дети придумывают движения и передают настроение музыки.
— Молодцы! Какие настроения передавала музыка? (Музыка передавала разные настроения)
— От какой музыки стало хорошее настроение? (Хорошее настроение появилось от веселой, смешной и радостной музыки)
— Умницы! Мы с вами подняли девочке настроение. Какие мы молодцы!
— Лина нас благодарит. Ну а мы идем дальше по волшебной тропинке. И видим мы с вами веселых человечков, просят нас сыграть с ними в игру.
Телесно- ориентированная игра «Веселые человечки».
— Как детишки настроение?
Все довольны приключением?
Вижу, дети, я улыбки,
Они, как будто бы с картинки.
— Нам возвращаться, ребята, пора.
В детский сад зовут нас, друзья!
Чтобы нам вернуться обратно,
Нужно вскружиться нам плавно.
3. Заключительный этап
Педагог- психолог приглашает всех занять места.
— Наш мячик заждался нас, и хочет, чтобы мы поделились своими впечатлениями от путешествия и своим настроением. (Ответы детей)
— Надеюсь, что вы зарядились радостью и счастьем. Спасибо вам, ребята, за такое увлекательное путешествие! Обязательно расскажите своим родителям об этом приключении в страну Зазеркалье.
Педагог- психолог предлагает детям оформить выставку из своих отражений в Зеркале.
«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.
Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,.
Дидактическая игра по эмоциональному развитию старших дошкольников «Настроение бывает разным» Дидактическая игра по эмоциональному развитию старших дошкольников «Настроение бывает разным» Выполнила воспитатель 1 кв. категории Садыкова.
Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные.
Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «В мире доброты» Цель. — Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; -Совершенствовать коммуникативные навыки.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Мне не страшно, мне смешно» дети 6-го года жизни Цель занятия – снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми.
Методическая разработка «Бодрящая гимнастика как совершенствование двигательной сферы ребенка» Е. О. Гомзякова ГБДОУ детский сад №46комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга В наше время становится актуальной задача.
Методическая разработка по правилам дорожного движения для старших дошкольников Название проекта «Советы инспектора Пешеходова» Тип проекта Информационно – практико — ориентированный. Возрастная группа подготовительная.
Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.
Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.
Источник
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Оксана Давыдова
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Проект
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Описание проекта:
Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т. д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)
Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека», анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи», наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.
Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.
Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.
В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С. В.Крюковой:
1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!».
Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.
В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.
В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.
Ниже приводится одно из занятий.
Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников
«Закрепление знаний о чувствах»
— закрепление умения различать чувства;
— закрепление мимических навыков;
— повышение у детей уверенности в себе;
— формировать навыки саморегуляции.
— игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)
1. Давайте поздороваемся друг с другом.
Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения).
А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).
2. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».
Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).
3. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.
Упражнение «Зеркало».Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т. п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала»играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)
4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)
Воспитатель: «Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».
5. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).
Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. (дети выполняют упражнение)Отлично! Молодцы!
6. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».
Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
Воспитатель: «А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).
Хорошо. Садитесь на стульчики.
И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п. т.)
Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.
Для развития эмоциональной сферы в свободной деятельности детейи в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др.,а также игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения, терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр; работу в уголке настроения.
И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитиии воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.
Формы работы с семьёй:
— анкетирование «Какие мы родители?»,
— индивидуальные беседы по текущим проблемам,
— консультации «в мире детских эмоций»
— проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»
— дни открытых дверей,
— оформление групповых фотовыставок.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%, с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.
Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.
1. Программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»
2. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко.— М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г.
Источник