Разработка тренинга установление эмоционального контакта

Тренинг положительного эмоционального контакта
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему

Этот материал поможет психологу в проведении занятия на ознакомление с эмоциональным общением обучающихся старших классов.

Скачать:

Вложение Размер
тренинг эмоционального общения 17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Бирюсинска

Тренинг положительного эмоционального контакта

Подготовила и провела:

педагог- психолог МКОУ СОШ №10

Миронова Татьяна Александровна

Категория обучающихся: 9-11 классы.

Цели. Ознакомить обучающихся с классификацией эмоционального общения и сформировать навыки узнавания и осуществления положительного эмоционального контакта в различных ситуациях общения. Совершенствование коммуникативных умений. Развитие чувственного восприятия.

Магнитофон, кассеты со спокойной музыкой.

Формулирование темы, основных целей занятия

Основная задача при работе с данной темой- воспитание навыков эмоционального общения.

Познакомить обучающихся с понятием тренинг и правилами проведения.

Тренинг- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Цель упражнения: введение в темпоритм, настроение и тему занятия.

Психолог. Назовите слова, которые обозначают различные виды эмоциональных проявлений.(удивление, страх, ненависть, усталость, любовь и т.д.).

-Назовите ту эмоцию, которая сейчас для вас является основной.

Обучающиеся называют эмоцию своего настроения в данный момент.

-Назовите все слова, относящие к общению: монолог, разговор, спор, беседа, язык, выступление и т.д.

-Давайте выясним, какими способами мы общаемся: словами, звуками, мимикой, позой, глазами, интонацией, жестами.

Чему чаще доверяем?

Психолог: Подводя итог предшествующего упражнения, мы можем сказать, что общение происходит как при помощи слов ( вербальное общение), так и без них (невербальное общение). Общение чаще всего бывает эмоционально окрашено. Почти в любом акте взаимодействия присутствует эмоция.

— А вот примеры неэмоционального общения:

А) информирование- такой вид общения, при котором осуществляется передача какого- либо сообщения от одного лица к другому.

Б) побуждение- вид общения, которое осуществляется для побуждения одного лица другим к какому- либо отношению, действию, поступку.

Эмоциональное общение — это общение, в котором присутствует эмоциональная информация, эмоциональный обмен. Классификацию эмоционального общения можно представить так: два уровня( эмоциональной рефлексии, на уровне духовных отношений).

Мы остановимся на первом уровне эмоциональной рефлексии.

Рефлексия- это процесс самопознания субъектом своих состояний, ощущений, понимание того, как к нему относятся окружающие. Анализ собственного психического состояния.

Общение на уровне эмоциональной рефлексии осуществляется без включения глубинных сторон души человека, на уровне только внешних проявлений эмоций, по принципу «стимул»-«реакция». Ты меня « погладил»- я тебя « погладил», ты меня « уколол»- я тебя «уколол». В теме сегодняшнего урока было заявлено «Тренинг положительного эмоционального контакта», то есть мы сегодня говорим о « поглаживаниях».

«Поглаживание»- это различные способы эмоциональной поддержки собеседника.

  1. Вид « поглаживания»- комплимент.

— активный запуск группового процесса;

— снятие зажатости, скованности;

— тренировка умения увидеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке;

— тренировка умения находить нужные слова для приятного, продуктивного общения.

— В этом упражнении каждый из участников говорит другому какой-либо комплимент.

  1. Вид «поглаживания»- поддакивание. Как оно может звучать? Примеры: да, да; да, ты прав; угу; а как же иначе; конечно и т.д.
  2. Вид « поглаживания» -дружеские жесты и мимика.

— Ребята, какими жестами вы поддерживаете своих друзей?

Учащиеся приводят примеры таких жестов: объятия, похлопывание по плечу, рукопожатие, подмигивание.

  1. Вид « поглаживания» — эмоциональное заступничество.

— Приведите пример фраз, которые выражают заступничество за другого человека.

Учащиеся называют фразы, отражающие данный вид« поглаживаний». Что вы к человеку пристали! Он не мог поступит иначе. Он всё делает правильно! Это не его вина, а его беда.

  1. Вид « поглаживания »- похвала.

Примеры : молодец! Умница!

  1. Вид « поглаживания» — проявление нежности . Примеры: а х, ты мой родной! Умница моя! Дорогая..
  2. Вид « поглаживания »- сочувствие.

-Что мы говорим, когда жалеем кого- нибудь, сочувствуем? Ты мой бедненький! Горе ты моё луковое! Ты моя маленькая…

  1. Вид « поглаживания »- успокаивание .

-Какими словами можно успокоить человека?

Обучающиеся приводят примеры: не волнуйся, дорогой. Успокойся, всё будет хорошо. Жизнь, как зебра, и за чёрной полоской обязательно будет белая. Не стоит беспокоиться…

  1. Вид « поглаживания »-проявление дружелюбия.

Примеры поддержки: ничего, справимся! Не переживай, преодолеем! Не волнуйся, мы с тобой. Не грусти, ты не одинок.

Какие ещё варианты поглаживания вы можете предложить?

Проходит под музыкальное сопровождение.

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Прочувствуйте своё тело и расслабьтесь. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, рук тёплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Заканчивается упражнение словами: « Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным, стабильным! Я всё делать буду хорошо!»

Цель упражнения: вернуться в состояние активности, бодрости.

Передать по кругу: пушинку, « снежок», печёную картошку ( горячую), живую мышку.

Упражнение « Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

— Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

-Что тебе понравилось?

— Что не понравилось?

— Какое сейчас у вас настроение ? Никто не загрустил? Всё в порядке?

Источник

Упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником и развития у детей эмпатии

Оксана Шешко
Упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником и развития у детей эмпатии

Цели: развитие умения успокаивать, поддерживать друг друга. Слушать и понимать собеседника.

Ход игры:

Один ребенок изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок.

Задача другого – пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить его доверие, чтобы он развернулся.

Детям дается следующая инструкция:

Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? Ежик, свернись калачиком…

Затем ежиком становятся другие участники группы.

Цели: развитие умения успокаивать, поддерживать друг друга. Слушать и понимать собеседника.

Ход игры:

Один ребенок изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок.

Задача другого – пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить его доверие, чтобы он развернулся.

Детям дается следующая инструкция:

Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? Ежик, свернись калачиком…

Затем ежиком становятся другие участники группы.

«Разговор по телефону»

Количество участников игры – от 1 до 4 детей.

Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, пространственного мышления.

Материалы: игровое поле изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк; Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь.

Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Краткое описание содержания игры:

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

В упражнении принимают участи 2 ребенка.

Один ребенок качается на качелях. Качели ему очень нравятся, и уходить с них не хочется, так как качаться на них приходит слишком редко. Появляется второй ребенок – тоже любитель покачаться на этих качелях. Задача второго ребёнка вежливо и убедительно попросить первого ребенка дать ему покачаться.Идеальный исход: дети должны договориться качаться по очереди.

«Забота о животном»

Цели: В этой игре у детей есть возможность ознакомиться с существующим или воображаемым домашним животным, о котором они должны заботиться. Такое вхождение в жизнь другого существа развивает у детей способность к сочувствию.

Нам понадобятся игрушки животных: собаки, кошки и иные.

Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, чем питаются эти животные, как часто их нужно кормить, знают ли они, как плохо животному, если ему не уделять внимание. Каждому ребенку выдается по игрушке, которой ребенок сам дает имя, следит за ней в течение дня. Вечером воспитатель и дети обсуждают, как они ухаживали за своим питомцем, что он кушал, пил, во что играл.

Цели: Можно сказать, что сочувствие – другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином «благодарственном письме».

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Пожалуйста, подумай о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего для тебя, кто понимает тебя. Подумай обо всех этих взрослых и детях и сделай маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Теперь нарисуй каждому из них по картинке, в которой ты их благодаришь.

Цели: В дружбе впервые возникает эмпатия, которая может потом распространиться и на других людей.

Инструкция: почему человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга? Что твой хороший друг (подруга) делает для тебя? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги?

Посмотри внимательно на каждого из своих друзей в отдельности и подумай, почему он или она так важны для тебя. Теперь взгляни на всех своих друзей. Может быть, кто-то из них тебе особенно дорог? Если это так, тогда скажи ему (ей, как тебе нравится, когда вы вместе играете, и как тебе важна дружба с ним (ней).

Теперь послушай, что скажет тебе твой лучший друг (подруга) о том, почему он (она) тоже дорожит дружбой с тобой.

«Мне в тебе нравится.»

Вариант 1. Все встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из участников,говоря при этом: «Мне в тебе нравится.» и называя понравившееся качество (или несколько качеств). Ребенок, получивший мяч, бросает его другому ребенку и называет понравившиеся ему в нем качества. Мяч должен побывать у всех.

Вариант 2. Это упражнение можно сделать в парах.

Цели: Развитие позитивного мышления и контроля над эмоциями.

Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья.

А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Нарисуем это.

Полученные рисунки можно разместить на шкафчиках детей или на стене в группе.

Цель: работа над поведением, изучение желаний, действий окружающих.

Ход: Все встают в круг, и кто-то начинает, спрашивая у своего соседа «Что ты делаешь?»Сосед отвечает: «Я (прыгаю, кричу)» и тот, кто спрашивал, должен выполнить это действие. Затем тот, кто отвечал, спрашивает у своего другого соседа, что он делает и выполняет это действие.

Так по кругу до конца.

Цель: развитие воображения, пространственного мышления, эмпатии.

Ход упражнения:

дети сравнивают себя с какими — то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: изучение и закрепление вежливости, правил хорошего тона, слов благодарности, умение устанавливать контакт с собеседником.

Ход: дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье. «).Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Цель: развитие умения начать и поддержать разговор.

Ход:Дети начинают ходить по комнате.Ведущемунеобходимопоздороваться с кем-либо из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?»

Задача того, с кем поздоровались ответить и задать встречный вопрос. (Например «Хорошо, что ты здесь делаешь!») Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений.

После того, как все поздоровались со всеми, игру можно повторить с другой фразой.

Цель:развитие воображения.

Ход: Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо детьми. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять детей смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.

Цель:усвоение «волшебных слов», добрых и ласковых. Развитие эмпатии.

Ход упражнения:

Дети встают в круг и начинают бросать друг другу мяч. Перебрасываясь мячиком, дети произносят добрые слова, которые поднимают людям настроение. (милый, солнечный, хороший).

Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель может попросить остальных детей подсказать ему – оказать поддержку.

Цель: развитие воображения, усидчивости, мелкой моторики.

Ход: Выдаём детям набор из фигурок бабочек разного цвета. Предложим детям собрать из бабочек картинку.

Это может быть радуга, полянка с цветами, дом и дерево с яблокам.

Затем можно перейти к более сложному –животным: лев, жираф, бегемот.

Заключением наших творческих усилий может стать — картинка по желанию ребёнка.

Дети могут объяснить, что они выложили и почему именно это.

Цель: развитие умения чувствовать настроение и эмоции другого человека.

Ход: Занятия можно проводить как в группе (парах, тройках, так и индивидуально. Для работы необходим набор фотокарточек с изображением людей (взрослых или детей,находящихся в различных эмоциональных состояниях.

Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком, позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного нафотографии (карточке-рисунке).

Цель: развитие умения коллективно работать и оказывать взаимопомощь.

Ход: Воспитатель предлагает детям устроить «чаепитие» (понарошку).Делят роли: кто-то накрывает на стол, кто-то кипятит чайник, раскладывает печенье и т. д.

Задача – распределить роли так, чтобы дети могли помогать друг другу, совместно организуя посиделки.

За чаепитием воспитатель обсуждает с детьми их любимые сладости и т. д.

Цель:упражнение направлено на развитие наблюдательности и внимания.

Ход упражнения:

Воспитатель дает задание: «Встаньте все те, кто.

— радуется хорошей погоде,

— имеет младшую сестру,

— любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Игры и упражнения для развития речи дошкольников «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи — речевое дыхание. Речевое дыхание — это дыхание в процессе.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор — Серова Ольга Дмитриевна, соавтор — Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Источник

Читайте также:  Эмоциональное выгорание родителей подростков
Оцените статью