Разные чувства человека для детей

Консультация «Знакомим детей с эмоциями. Годы чудес»

Шувалова Валентина Борисовна
Консультация «Знакомим детей с эмоциями. Годы чудес»

«Годы чудес» — так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. В это время закладывается эмоциональное отношение к жизни, к людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию — и это оставляет неизгладимый отпечаток на дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться понять его. Очень важно прививать и развивать у ребёнка хорошие привычки, манеры, культуру общения. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, осознавать свои чувства и действия в моменты общения с другими. И всему этому надо учиться.

Появившись на свет, малыш начинает свой долгий и не всегда лёгкий путь в нашем мире. Чтобы определиться в нём, найти своё место, ребёнок должен познать этот мир, научиться ориентироваться в нём. Одновременно с познанием окружающей действительности происходит и эмоциональное освоение мира. А эмоциональные реакции строятся на основе эмоционального опыта. Поэтому,необходимо: накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия ребёнком объектов и явлений окружающей действительности; развивать познавательное отношение к окружающей действительности; воспитывать в детях уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативу, самостоятельность.

Почему работа в области развития эмоциональной сферы является существенной и актуальной?

1) Эмоции ребёнка, их воспитание — это материал для развития его чувств и свойств личности,а именно: происходит формирование эстетических и социальных чувств личности, личностных свойств, оптимизма, доброты, уверенности в себе, уважения к другим, милосердия, честности,

справедливости, доверия к людям.

2) Различные эмоциональные переживания ребёнка – это естественная составляющая его каждодневной жизни.

3) Так как каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, значит работа с эмоциями – это работа по укреплению психологического и соматического здоровья ребёнка.

Поэтому работа над эмоциями важна для всех детей, но особенно для детей у кого есть нарушения развития и здоровья.

Развивать у детей понимание эмоций, развивать эмоциональную сферу можно в интересных совместных со взрослыми играх, упражнениях, этюдах, чтении сказок, потешек, стихов, прослушивании музыкальных произведений, рисовании и лепке, аппликации и т. д. Знакомим детей с «основными эмоциями» : радость, грусть, удивление, страх, интерес, стыд, отвращение. Учим распознавать эмоциональные проявления по различным признакам: по мимике, пантомимике, по интонации, жесту и т. д. Помогаем детям понять, что эмоции делятся на положительные и отрицательные. И, конечно же, обогащаем словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

Предлагаем упражнения, игры, этюды …. по развитию у детей эмоций и формированию эмоциональной сферы:

Упражнение «Смешное лицо» — развитие зрительной и эмоциональной памяти.

Выполнение: Взрослый показывает 2-3 разных выражений на лице. Ребёнок должен запомнить их и сказать, что выражало лицо (радость, грусть, гнев и т. д.). Затем ребёнок

показывает, а взрослый угадывает и повторяет.

Игра – имитация «Мартышки» — игра учит воспроизводить выразительные позы и движения.

Выполнение: Взрослый показывает любую позу, фигуру, движение (животного, человека, любого

предмета). Ребёнок запоминает и повторяет. Затем меняются местами. Взрослый оценивает ребёнка

только положительно, помогает ему, подсказывает.

Игра – имитация «Мойдодыр» — игра учит выразительности жестов и мимики.

Выполнение: Взрослый показывает имитацию навыков гигиены (умывание, причесывание, купание

в ванной и т. д.) Ребёнок угадывает и рассказывает, что изобразил взрослый. Затем меняются

Этюды на выразительность движений:

Выполнение: Взрослый задаёт любые вопросы ребёнку, ребёнок молчит, разводит руками,

показывая «Я не знаю», «Ничего не видел». Ребёнок поднимает брови, опускает уголки губ,

поднимает плечи, разводит руки.

2 – «Удивлённые глаза»

Выполнение: Взрослый придумывает разные истории на эмоцию «удивление».Например:

«Коля открывает холодильник, а там на полке сидит кот». Спросить у ребёнка, что бы он почувствовал, если бы увидел кота в холодильнике? (Удивление).Выразительность движений: ребёнок стоит, руки сложены на груди.Мимика лица: брови подняты, глаза расширены, уголки губ опущены, можно сделать круглые, удивлённые глаза из пальцев

большого и указательного.

Выполнение: Взрослый придумывает историю,например: мальчик собирает поделку из конструктора, а как делать дальше не знает «призадумался».Выразительность движений:

Одна рука поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.Мимика лица:

Брови сдвинуты, потираем лоб ладонью, почёсываем затылок.

Рассказать, что у людей бывают разные настроения, можно показать картинки с изображением настроений,назвать их: настроение радостное, грустное, удивлённое, злое.

Можно прочитать стихотворение:

«Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомненья,

На всех нас настроение.

Читайте также:  Диагностика эмоциональное выгорание педагогов доу

Кто веселится, кто грустит,

Кто испугался, кто сердит.

Рассеют все сомнения

Знания о настроении.

Выполнение: ребёнок показывает мимикой, пантомимикой, жестом настроения, которые

описываются в тексте. Поговорить, как можно исправить плохое настроение.

Игры на выражение различных эмоциональных состояний.

1 – «Петя испугался»

История: «Петя шёл из школы и увидел маму. Но перед ним огромная лужа, которую не обойти, а у Пети на ногах лёгкие ботиночки.Выразительные движения: представить, что перед вами лужа, поставить ногу на носок, затем быстро вернуть ногу на место. Повторить

это движение несколько раз. Имитировать стряхивание с ног воображаемых капелек воды.

Спросить какие чувства испытывает ребёнок в этой ситуации (страх, обида, неловкость).

2 – «Поссорились – помирились»

Выразительные движения: «поссорились» — взрослый и ребёнок стоят друг к другу спиной,

лица нахмурены, руки за спиной, притопывают одной ногой; «помирились» — поворачиваются лицом друг к другу, улыбаются, обнимаются.

Стишок: Капризуля мальчик Марк, не унять его никак.

Улыбнётся он на миг – засияет солнца лик.

Выполнение: Взрослый и ребёнок по очереди показывают эмоциональные состояния мальчика.Выразительные движения: каприз – брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице, поочерёдное движение плечами вперёд и назад. Радость – брови приподняты, на губах улыбка, голова слегка отодвинута назад, плечи раздвинуты. Поговорить, какие чувства испытывает ребёнок к капризуле, капризы это хорошо или плохо?

Игра — драматизация. На примере стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Игра формирует у детей представление о хороших и плохих поступках, умению правильно оценивать себя и других, учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

Взрослый читает произведение 2 – 3 раза. Затем, совместно, обыгрывают каждую ситуацию. Ребёнок сам оценивает и объясняет поступки «что хорошо, что плохо, почему он так думает».

Можно нарисовать круги и, в процессе чтения, закрашивать их,например: хорошие поступки-

розовым карандашом, а плохие – фиолетовым (о цвете карандаша договариваются). Вместе

делать выводы, как лучше поступать и почему?

Вспомните вместе с ребёнком любимые сказки. Предложите вспомнить героев этих сказок.

Спросите, какие герои сказок нравятся или не нравятся, какие чувства испытывает ребёнок к

тому или иному персонажу, какие настроения у героев, какие поступки совершают хорошие или плохие, как можно помучь одному из персонажей и т. д. Предложите ребёнку нарисовать

большое дерево, а на стволе большие дупла. Предложить заселить в эти дупла персонажей сказки. Внизу – того кто меньше всего нравится, чем выше, тем симпатичнее герой для ребёнка. Обязательно помогайте ребёнку, хвалите его.

Надеемся, что предложенные игры и упражнения окажут взрослым небольшую помощь в работе по развитию эмоций и формированию эмоциональной сферы детей.

«Мы вспомним те годы, блокадные годы». Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда Мы вспомним те годы, блокадные годы» Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда для воспитанников старших и подготовительных групп.

Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация «Как научить ребенка.

Консультация для родителей «Знакомим детей с произведениями Пришвина» Михаил Михайлович Пришвин. (1873 — 1954). Птицы и звери, деревья и травы. Есть у них свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди.

Консультация для родителей «Знакомим детей со счётом» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ СО СЧЁТОМ» ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ.

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с ножницами» Уважаемые родители! Обучение детей вырезанию ножницами в детском саду начинается со средней группы, а значит настало время поговорить о.

Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом» Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом» Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету.

Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ).

Сценарий выпускного вечера «Школьные годы» для детей с ОВЗ Зал празднично украшен. По углам шары с бумажными голубями. Звучат фанфары Привет вам шлёт страна чудес! Вот-вот откроются ворота, Под.

Консультация «Знакомим детей с трудом взрослых» Исчезающая профессия? С детьми дошкольного возраста я работаю больше 30 лет. Моим первым выпускникам сейчас уже больше 35 лет. Я наблюдаю.

Консультация «Знакомим ребенка с понятием «вес» Знакомим ребенка с понятием «вес» Дошколята обожают всяческие взвешивания и замеры. Именно через деятельность и может состояться знакомство.

Источник

Открытое занятие «Мы испытываем разные чувства»

Алана Агаева
Открытое занятие «Мы испытываем разные чувства»

Тема: «Мы испытываем разные чувства»(в рамках общеобразовательной программы «Хочу все знать!»)

Читайте также:  Там где живут чувства

• Пробуждение интереса у детей на занятиях;

• Желание заниматься в творческом объединении;

• Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

• Формирование у детей устойчивой самооценки;

• Формирование адекватных форм поведения;

• Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом.

1. Вступительная часть (5 минут)

2. Основная часть (30 минут)

3. Заключение (5 минут)

Ход занятия:

«Здравствуйте! Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Алана и я работаю в Центре «Доверие». Сегодня у нас будет урок, который не совсем похож на обычный. Если вы спросите, какую пользу принесет вам наша встреча.

1.Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.

2. Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.

3.Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.

4. Наконец, мы просто хорошо проведем время!

Во все времена и у всех народов мира считается правилом хорошего тона, когда люди приветствуют друг друга. И сегодня наша встреча тоже начнется с такого правила.

1. Разминка-приветствие «Мячик».

Дети, стоя в кругу, бросают друг другу мячик со словами «Спасибо тебе за то, что (добавляют свои умения)»

Основное содержание занятия.

2. «Сочини рассказ».

На доске размещаются картинки с изображением трех чувств- грусть, волнение, радость. Детям нужно сочинить рассказ, герой которого в начале, в середине и в конце истории последовательно испытывал бы те чувства, которые представлены на доске.

Ведущий просит одного из детей вспомнить, как он просыпался сегодня утром, кто его будил. Остальные пытаются догадаться, какое чувство он при этом испытывал. Ребенок рассказывает, что он чувствовал в действительности. Следующего ребенка ведущий спрашивает о том, как он завтракал и что ел на завтрак. Остальные также угадывают его чувства. Переходя от ребенка к ребенку, ведущий последовательно обсуждает чувства, испытываемые детьми в момент выхода из дома, по дороге в школу, на уроках. Можно вспомнить все действия до момента отхода ко сну.

Дети делят лист бумаги на 4 части. В первой части они пишут заголовок «Утро», во второй – «Школа», в третьей – «Время после школы», в четвертой – «Вечер» и рисуют те чувства, которые обычно в это время дня испытывают (вариант – испытывали вчера). Если группа сильная, школьная время можно поделить на отдельные уроки.

5. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Сказка о мальчике, который боялся темноты (М. Маслова).

Жил-был на свете мальчик, который очень боялся темноты. Как только наступало время ложиться спать и в доме выключали свет, мальчику становилось очень страшно. Он лежал в своей кроватке и прислушивался к каждому шороху. Ему казалось, что сейчас откроется дверца шкафа, оттуда выбежит страшное чудовище и набросится на него. И от этого ему становилось еще страшнее. Ему казалось, что с наступлением темноты комната наполняется страшными и злыми чудовищами, которые пришли его напугать. От страха он начинал плакать и звать маму. Когда мама приходила, он просил ее включить лампу, стоявшую рядом с его кроватью, и посидеть с ним, так как ему было очень страшно. Он начинал рассказывать маме о чудовищах, которые живут в его комнате, но она его успокаивала и говорила, что никаких чудовищ нет и ему нечего бояться. Но мамины слова не могли успокоить мальчика, и как только наступал вечер, ему опять становилось страшно.

Однажды мальчику приснился сон. Ему снилось, что он оказался в волшебной стране. Это была очень большая и красивая страна. Там ему встретилась добрая фея. «Здравствуй мальчик», — сказала она. «Здравствуй», — ответил мальчик. «Знаешь ли ты, как называется моя волшебная страна?», — спросила фея. «Нет», — ответил мальчик. «Она называется «Не боюсь», и ты попал сюда не случайно. Я узнала, что ты очень боишься темноты и страшных чудовищ, которые живут в твоей комнате, и решила тебе помочь».Мальчик удивленно посмотрел на фею и спросил: «Но как ты можешь мне помочь?».Фея улыбнулась: «В моей стране все страшные чудовища волшебным образом превращаются в смешных и добрых, а потом и вовсе исчезают». «Но как это у тебя получается?» — изумленно спросил мальчик. «Я обязательно все расскажу, но если ты хочешь избавиться от страхов, ты должен выполнить все мои задания», — сказала фея. «Хорошо», — ответил мальчик.

«Для начала надо испугать меня, чтобы я поняла, как тебе бывает страшно», — сказала фея. Мальчик очень удивился такой просьбе, но решил ее выполнить.Он состроил страшную гримасу на лице и закричал страшным голосом: «У-у-у!». Он так старался, что фея действительно испугалась. «Молодец, мне было очень страшно, — сказала фея. – Но это только первая часть нашего превращения. А теперь возьми карандаши и попробуй нарисовать своих страшных чудовищ. Только рисуй их так, чтобы они действительно были очень страшными».Мальчик снова удивился: «Мне кажется, ты хочешь еще больше запугать меня». «Нет», — ответила фея. – Я хочу тебе помочь, но если ты не выполнишь все мои задания, то у нас ничего не получится». «Ну хорошо», — согласился мальчик, взял у феи волшебные карандаши и начал рисовать. Он долго и старательно рисовал своих чудовищ, фея осталась очень довольна его рисунком. «Замечательно, — сказала она. – Ты выполнил мои задания, и можно начинать превращать этих чудовищ в добрых и смешных. Давай возьмем волшебные карандаши – именно они помогут нам осуществить превращение». Она взяла свою волшебную шкатулку и достала оттуда много ярких и красивых карандашей. «Будем делать наше чудовище добрым», — сказала фея и нарисовала красным карандашом улыбку на его лице. «Здорово!» — воскликнул мальчик и подрисовал чудовищу смешные ушки с кисточками. А потом они вместе раскрасили чудовище яркими карандашами и нарисовали в его лапах красивый цветочек. А вместо темноты у них получилось небо с множеством ярких звездочек, а одну звезду они сделали самой крупной и красивой. Когда рисунок был готов,фея спросила у мальчика: «Ну как, теперь тебе не страшно?». «Нет, — ответил мальчик. – Теперь это вовсе не чудовище, а очень доброе и красивое волшебное животное. И я больше его не боюсь». «Ну что же, я очень рада, что смогла тебе помочь и ты наконец-то избавился от своих страхов», — сказала фея. «А теперь посмотри внимательно на стены моего волшебного царства», — попросила фея. Мальчик поднял голову и увидел на стенах множество ярких и смешных рисунков. «Что это?» — удивился мальчик. «Это рисунки таких же детей, как и ты, которые тоже когда-то боялись темноты», — ответила фея. «Неужели их так много?» — удивился мальчик. «Конечно, очень многие дети, как и ты, боялись темноты, но мне удалось им помочь», — ответила фея. «Здорово! – воскликнул мальчик – Ты очень добрая, большое тебе спасибо!» «Пожалуйста, — ответила фея. – Я надеюсь, что тебе никогда больше не будет страшно. Но если ты все же испугаешься, вспомни свой рисунок и все то, что мы с тобой делали, и страх сразу же пройдет». «Я уверен, что больше никогда ничего не буду бояться», — ответил мальчик.

Читайте также:  От чего мы чувствуем перепады температуры

«Да, чуть не забыла, оставь мне, пожалуйста, свой рисунок, он будет мне напоминать о тебе, ну а ты будешь вспоминать меня, вглядываясь в небо. Там ты увидишь такую же красивую и большую звезду, как та, которую ты нарисовал на этом рисунке. Эта звездочка специально будет светить в твое окошко, и в комнате уже не будет так темно», — сказала фея. «Еще раз большое тебе спасибо. Я никогда тебя не забуду», — ответил мальчик. «Я очень рада, но нам пора прощаться». «До свидания!» — прокричал мальчик, покидая волшебную страну. «До свидания», — ответила фея.

Мальчик открыл глаза и сел в своей кроватке. «Какой чудесный сон мне приснился», — подумал он. Его комната была залита ярким светом. Он подбежал к окну и увидел множество звезд на ночном небе. И тут он заметил одну особенно яркую звездочку, которая светила прямо в его окошко, и комната уже не казалась такой темной. «Неужели это был не сон? – подумал мальчик. – Хотя какая разница, самое главное то, что я больше не боюсь темноты». И мальчик побежал к своей кроватке. Он укутался в теплое одеяло и уснул уже совершенно без всякого страха. А звездочка продолжала светить, заливая комнату мальчика ярким светом.

Вопросы для обсуждения

— Чего боялся мальчик?

— Как фея помогла ему избавиться от своего страха?

— Какие еще способы преодоления страха вы знаете?

Рефлексия занятия:

1. Смогли ли вы лучше узнать друг друга?

2. Хорошо ли вы провели время?

3. Что больше всего запомнилось на занятии?

4. Что самое главное вы возьмете из нашей встречи?

5. Хотели бы вы еще раз побывать на нашем занятии?

В начале занятия мы все вместе приветствовали друг друга, а сейчас я попрошу всех взяться за руки и сказать друг другу спасибо

Источник

Оцените статью