Но применительно к собственно детской и юношеской литературе неверным было бы резко отграничивать предмет отражения сатиры и предмет отражения юмора. Осмеяние в детской литературе построено не на безоговорочном и прямом отрицании объекта осмеяния, а на понимании незавершенности объекта (детский характер не сложился, находится в стадии формирования) и надежде на его совершенствовании.
Юмористический пафос носит не отрицающий, а утверждающий характер. Он примиряет нас с тем, на что мы могли бы рассердиться, или вызывает сострадание к объекту изображения. Юмор в своей глубине является выражением оптимизма, душевного здоровья, приятия жизни. Именно поэтому в детской литературе широко представлены юмористические произведения.
Детство как период человеческой жизни не содержит в себе противоречий, требующих гневного осмеяния. Противоречия детства – это противоречия роста, формирования характера, способов познания мира и т. д. Авторы юмористических рассказов симпатизируют своим героям.
М. Горький считал нужным формировать характер ребенка живыми и действенными средствами юмора. В статье «Литературу – детям» он писал: «Нам нужна веселая, забавная книжка, развивающая в ребенке чувство юмора» (Горький о литературе. М., 1958. С. 34). Л. Пантелеев в статье «Юмор и героика в детской литературе» (1937 г.) требовал больших мыслей в произведениях для детей, настоящих человеческих чувств, сочетания юмора, героики и лирики.
Многие детские писатели сходятся в одном: юмор воспитывает, гуманизирует, углубляет понимание жизни, т. е., развивает мировоззрение. Такой многоплановый юмор характерен, в частности, для тетралогии В. Катаева «Волны Черного моря», которая начинается повестью «Белеет парус одинокий».
Детская литература с помощью юмора способна решать проблемы, связанные с формированием нравственности детей и подростков. Герой рассказа Ю. Сотника «Гадюка» Боря наловил летом змей и лягушек, чтобы пополнить зоологический уголок школы. В поезде, по дороге домой, он по неосторожности выпускает из банки гадюку. Конфликт между Борей и проводницей, Борей и пассажирами – юмористический, так как герой – отнюдь не отрицательный персонаж. Он совершил проступок нечаянно, больше всех огорчен исчезновением змеи из банки и лезет под лавку, чтобы ее поймать. Автор подчеркивает, что Боре страшно. Он вызывает симпатию готовностью столкнуться с опасностью, которую сам вызвал.
Детские писатели 50-х — 60-х годов разработали юмористические формы изображения персонажей. Юмор часто выступает как сюжетно-композиционное средство, чтобы подчеркнуть сущность характера.
Назовём некоторые приёмы, способствующие возникновению юмористического эффекта.
а) Ситуативный комизм (юмор ситуации). Часто для создания юмористических ситуаций писателями используется одно из главных противоречий детского характера – желание казаться более взрослым, более умным, обстоятельным, превосходящим в каких-либо отношениях окружающих. Герой рассказа Н. Носова «Мишкина каша» уверен, что сварить кашу – проще простого. Он хочет казаться в глазах друга Коли мастером. Дениска (рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным») полагает, что сумеет перехитрить маму.
В рассказе «…Бы» тот же Дениска представляет ситуацию, при которой «дети были во всех делах главными и взрослые должны были бы их во всем слушаться». Вовка Грушин, герой рассказа Ю. Сотника «Архимед Вовки Грушина», строит подводную лодку, не представляя себе, кто такой Архимед и в чём заключается суть открытого им закона. Естественны последствия испытаний лодки горе-изобретателя. В сказке К. Драгунской «Лекарство от послушности», «ужасно примерные дети» «сидели на скамейке, сложив руки на коленях, и шепотом рассказывали друг другу таблицу умножения».
б) Юмористические конфликты. Главным конфликтом в юмористических рассказах для детей и о детях является несоответствие между происходящим и тем, как его воспринимает и объясняет ребенок. Герой рассказа А. Аверченко «Грабитель» Илюша принял за грабителя жениха сестры. Он полагает, что грабитель явился только для того, чтобы ограбить домик, построенный мальчиком, и «утащить оттуда все, что было скоплено таким трудом и лишениями». А это «скопленное трудом и лишениями» богатство заключается в живой черепахе в коробочке, ручке от зонтика в виде собачьей головы, баночки с вареньем, камышовой палке и бумажном складном фонарике.
Еще одно противоречие возникает в том случае, когда на одно и то же событие или явление герои разного возраста смотрят по-разному (рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»).
в) Прием юмористической неожиданности («Исследователи» Ю. Сотника).
г) Выявление черт автоматизма, животности: «Петухи» Ю. Сотника и др.
д) Алогизм действительности (Ю. Владимиров «Евсей», Д. Хармс «Врун»).
е) Комический антропоморфизм. В повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» дядя Федор пишет письмо родителям. Начинает писать сам, а дописывает сначала кот, а потом пес Шарик. Пишут они как бы от имени мальчика, но каждый вносит в текст «специфику своей жизни». Из-за этой разноголосицы письмо и получается смешным. Комический антропоморфизм часто присутствует в произведениях Ю. Коваля.
ж) Юмор бытовых подробностей. Таково, например, описание «красоты» Аглаи в рассказе Ю. Сотника «Как я был самостоятельным»:
«На ней было платье из марли, раскрашенное голубой, розовой и желтой краской; на шее блестело ожерелье из разноцветных стеклянных бус, какими украшают ёлки; два крупных шарика от этих бус болтались на ниточках под ушами, надо лбом в темных волосах блестела мохнатая елочная звезда, а две звезды, но поменьше, украшали стоптанные тапочки. Заглядевшись на эту красоту, я даже палец сунул в рот от восхищения»;
з) Словесный юмор представлен многочисленными вариантами:
— пародирование газетного стиля, ирония, синонимическое сближение эпитетов, сравнение по случайному или отдаленному признаку;
— юмористический внутренний монолог персонажей (см. Ю. Сотник. «Как я был самостоятельным», «Песок», «Исследователи», «Маска»);
— парадокс – суждение, расходящееся с общепринятым, традиционным мнением. В повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» Витю, который не в ладах с математикой, младшая сестра просит решить задачу. За помощью Витя обращается к Косте Шишкину:
— Слушай, — говорю, — Костя, мальчик и девочка рвали в лесу орехи, нарвали 120 штук, мальчик взял себе вдвое больше, чем девочка, что делать, по-твоему?
— Надавать, — говорит, — ему по шее, чтоб не обижал девочек.
Каждый из героев ориентируется на свою логику рассуждений, неожиданно сближаются различные основания вопроса и ответа.
Одно из стихотворений Ильи Плохих так и называется – «Парадокс»:
Как загадочно для взора
Всё, что видно в щель забора!
Но воспользуешься лазом
И прильнёшь к забору глазом:
Как загадочно для взора
Всё, что видно в щель забора!
В рамках одного произведения могут сочетаться различные виды пафоса. Так, герои рассказов Ю. Сотника часто показаны в соединении ярко выраженного юмористического плана с внутренне звучащим героическим. Таков рассказ «Белая крыса», сюжет которого основан на военной игре двух пионерских лагерей, на проверке готовности ребят к подвигу. Звеньевая Таня Закатова отличается бойцовским характером. Но она панически боится крыс, чем и воспользовались «противники»:
«Крыса часто останавливалась, сворачивала в сторону, но все же приближалась к ней. Вот она вошла в бочку, обнюхала дрожащий кулак и , неожиданно вскочив на танину руку, стала карабкаться на плечо. Не разжимая глаз, Таня широко открыла рот, и Леня понял, что сейчас раздастся тот истошный, пронзительный визг, который раздался вчера вечером на линейке «трикотажей». Но визга он не услышал. Таня сжала зубы и больше не делала ни одного движения».
Юмор в произведениях современных детских писателей проявляется в зависимости от индивидуальных качеств каждого автора. Но в целом он гуманистичен, соприкасается с серьезными жизненными вопросами и развивает активное мировосприятие.
Вся юмористическая проза о детях и для детей тесно связана с детской психологией. Автор должен учитывать особенности возраста, мышления, речи, восприятия действительности ребенком.
Отметим, что восприятие юмора детьми зависит от их возраста. Детям младшего возраста ближе ситуативный юмор, а из речевого – юмор перевертышей. Менее понятен им юмор, основанный на нарушении логики или связанный с бытовыми подробностями.
Итак, пафос – это эмоциональная тональность, объективно переданная писателем в тексте художественного произведения. Он ярко выражен в словесной ткани произведения и непременно воспринимается думающим читателем.
Выявляя пафос литературно-художественного произведения, следует помнить, что:
в каждом конкретном произведении обычно передаются самые разнообразные оттенки той или иной разновидности пафоса;
тот или иной вид пафоса может пронизывать произведение от начала до конца, или же в одном художественном произведении возможны сочетания различных видов пафоса.
Умение вдумываться в смысл художественных произведений, глубоко воспринимать их эмоциональный строй приходит не сразу: оно требует большого внимания и постоянной тренировки мысли и чувства. Для этого необходимо владеть и богатством словаря, и гибким синтаксисом, и логикой развития мысли.
Итак, в процессе анализа содержания литературно-художественного произведения следует:
1. определить основной предмет изображения и жизненный материал, положенный в основу изображения (тематику произведения);
2. определить круг поставленных вопросов (проблематику произведения);
3. осознать и сформулировать авторскую позицию по отношению к изображенному, систему оценок, общую эмоциональную окрашенность произведения (идейно-эмоциональное содержание);
4. представить тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание как определенную модель личности (охарактеризовать образ автора).
Анализируя содержание, следует опираться на анализ художественной формы.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Содержание произведения – это:
— его эмоционально-смысловая сущность;
2. Форма художественного произведения – это:
— система приемов, с помощью которых воплощается содержание.
3. В структуру художественной формы входят:
— язык и композиция;
— композиция, изображенный мир, художественная речь;
— тема, проблема, идея.
4. Какие терминологические сложности связаны с понятием темы произведения? Тема произведения – это:
— конкретная описанная ситуация.
5. В чем различие между конкретно-историческими и вечными темами? Могут ли они сочетаться в одном произведении?
6. Как соотносятся тема и тематика?
7. Определите, какая формулировка темы является правильной в следующих произведениях:
а) Эзоп. «Ворона и кувшин»:
— попытки вороны добыть воду из кувшина.
— разумный подход к выполнению каждого дела.
б) К. Паустовский. «Заячьи лапы»:
— человеческая благодарность и гуманное отношение ко всему живому.
— история спасения зайца.
в) Н. Носов. «Огородники»:
— борьба ребят за звание лучшего огородника.
— упорство в достижении поставленной цели.
— стремление рассказчика и его друга Мишки добиться успеха любой ценой.
8. Определите, какие аспекты тематики – конкретно-исторические или вечные – важны для анализа следующих произведений:
а) И. С. Тургенев. «Муму»,
б) Н. А. Некрасов. «Железная дорога»,
в) С. Козлов. «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды».
9. Проанализируйте тематику рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», ответив на следующие вопросы:
а) Целесообразно ли анализировать тематику?
б) Какова основная тема рассказа? Обоснуйте свое мнение.
в) Назовите более частные темы.
г) Определите характер тематики. Конкретно-исторические или вечные темы являются преобладающими?
д) В процессе раскрытия темы исследуются характеры, ситуации или и то, и другое?
10. Определите главную тему стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова.
11. Одинаковы ли по теме стихотворения, содержащие картину весны («Еще земли печален вид…» Ф. И. Тютчева и «Еще весны душистой нега…» А. А. Фета)?
12. Что такое художественная проблематика? Это:
— круг вопросов, затронутых в произведении;
— главная тема произведения;
— понимание и осмысление писателем отраженной действительности.
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1738; Нарушение авторского права страницы
Источник