- По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
- 20.Эмоциональный и рациональный конфликт
- 21.Первичные и Вторичные группы. Основные критерии различий
- Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте
- Типичное поведение в конфликтной ситуации. Характеристика стилей поведения: конфронтации, приспособления, компромисса, сотрудничества, критерии их эффективности. Восприятие человеческого фактора. Эмоциональная и рациональная составляющая конфликта.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Эмоциональные же конфликты являются следствием личностного восприятия происходящего в группе, коллективе или же деформации во внутригрупповом взаимодействии и отношениях; психологической несовместимости, очень часто подобные конфликты обусловлены не принципиальными, а лишь чувственными столкновениями с большой дозой иррациональной, а то и неосознанной мотивации, такие как : каприз, личные проблемы, плохое настроение, поэтому любые психологические возмущения на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера в большей или меньшей степени влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, обидам, стрессам, конфликтам.
- Подобные документы
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины — это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели — улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется препятствие, конфликт разрешается.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным.С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.
Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.
В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:
а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;
б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;
в) по форме: внутренние и внешние;
г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;
е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;
ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;
з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.
Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:
¦ конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными
субъектами конфликта возникших противоречий;
¦ эскалация (нарастание) конфликта;
¦ исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;
¦ постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост
рении отношений может стать началом нового конфликта.
По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде
3) выхода из конфликта,
Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать конфликтное состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.
Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов.
1.Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации.
2.Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.
3.Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.
Рекомендации, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;
В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.
Источник
20.Эмоциональный и рациональный конфликт
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.
21.Первичные и Вторичные группы. Основные критерии различий
Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи — это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Благодаря связи с другими людьми, представляющими для нас какое-то значение, мы достигаем ощущения надежности, любви, признания, товарищества и личной значимости. Инструментальные связи — это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели. Иногда эти связи могут предполагать сотрудничество с врагами. Чаще мы просто сотрудничаем с другими людьми для достижения некой цели, не придавая этим взаимосвязям дополнительного значения.
В соответствии с этими критериями выделяют два типа групп: первичные и вторичные. Первичная группа — это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. В первичных группах превалируют экспрессивные связи; мы рассматриваем своих друзей, членов семьи, возлюбленных как самоцель, любя их такими, какие они есть. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связей; здесь индивиды рассматриваются как средства достижения цели, а не как самоцель взаимного общения. В качестве примера можно привести наши взаимоотношения с продавцом в магазине или с кассиром на станции обслуживания. Иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной группы. Такие случаи нередки. Между сослуживцами часто возникают близкие взаимоотношения, потому что их объединяют общие проблемы, успехи, шутки, сплетни.
Ряд условий способен повысить вероятность образования первичных групп. Во-первых, значение имеет размер группы. Нам трудно завязать личное знакомство с каждым человеком в большой группе, а в маленьких группах шансы завязать личные контакты и установить доверительные отношения возрастают. Во-вторых, близкие контакты позволяют оценить людей по достоинству. Если люди ежедневно видят друг друга и общаются один на один, между ними могут возникнуть утонченные близкие отношения, делающие возможным доверительный обмен идеями и чувствами. В-третьих, вероятность налаживания отношений, характерных для первичной группы, возрастает, если имеют место частые и регулярные контакты. Часто наши связи с людьми углубляются с течением времени, и подобное постоянное общение постепенно приводит к появлению общих привычек и интересов.
Термин «первичный» используется для обозначения проблем или вопросов, которые считаются важными и насущно необходимыми. Несомненно, это определение подходит для первичных групп, поскольку они составляют основу взаимоотношений между людьми в обществе. Во-первых, первичные группы играют решающую роль в процессе социализации индивида. В рамках таких первичных групп младенцы и маленькие дети постигают основы общества, в котором они родились и живут. Такие группы — своего рода учебные площадки, на которых мы приобретаем нормы и принципы, необходимые в дальнейшей общественной жизни. Социологи рассматривают первичные группы как мосты, соединяющие отдельных индивидов с обществом в целом, поскольку первичные группы передают и интерпретируют культурные модели общества и способствуют развитию в индивиде чувства общности, столь необходимого для социальной солидарности.
Во-вторых, первичные группы имеют фундаментальное значение, потому что обеспечивают ту среду, в которой удовлетворяется большая часть наших личных потребностей. В рамках этих групп мы испытываем такие чувства, как взаимопонимание, любовь, безопасность и ощущение благополучия в целом.
Источник
Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте
Типичное поведение в конфликтной ситуации. Характеристика стилей поведения: конфронтации, приспособления, компромисса, сотрудничества, критерии их эффективности. Восприятие человеческого фактора. Эмоциональная и рациональная составляющая конфликта.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.09.2016 |
Размер файла | 12,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте
конфликт поведение эмоциональный рациональный
Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив.
Прежде, чем раскрыть тему, рассмотрим, что такое человеческий фактор. человеческий фактор — это понятие, обозначающее функцию человека в обществе. по определению человек является социальным существом, имеющим самосознание, обладающим способностями к производительному труду, творчеству, которое может изменить окружающий мир соответственно сложившимся представлениям. поэтому анализ и описание разнообразных конфликтов, возможность применения специфических методов их разрешения непосредственным образом связаны с пониманием природы человека, определяющей природу общества.)
Человек ? существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира.)
Люди, рождаясь свободными и равными в своём человеческом достоинстве и правах, тем не менее, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится всё более своеобразным и самобытным.
Неадекватные оценки и восприятия — значительную роль в возникновении и развитии конфликтов играют неадекватные представленные оценки и самооценки. Особенно часто они служат причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания. Так же причиной конфликта может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и неадекватная самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. поэтому как завышенная, так и заниженная самооценка, связанная с неправильным представлением о своих возможностях и месте в группе, будет вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицательную реакцию других людей.)
Негативные последствия неадекватной самооценки на взаимодействие с другими в организации усугубляются тем, что, как показали исследования, люди, пользующиеся наибольшим престижем в производственных бригадах, склонны занижать свою оценку, и наоборот. отсюда и возможность межличностного конфликта. человек может давать советы другим, в худшем случае даже поучать своих коллег, полагая, что имеет на это право. тогда как в действительности его неформальный статус может быть несовместим с ролью «советника».
(Манеры поведения — различия в манерах поведения могут также стать причиной конфликта, ибо уменьшают степень взаимопонимания между людьми и затрудняют их сотрудничество, особо это относится к людям, которые принадлежат к категории трудных в общении. Например, такой тип трудных в общении людей, как «паровой каток». Можно предположить, что этот грубый и бесцеремонный человек, думающий, что все вокруг должны уступать ему дорогу, и не считающийся с другими мнениями, будет постоянно вступать в конфликт с окружающими.)
2. Восприятия человеческого фактора
В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения партнеров по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть разнообразными, если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие будет бесконфликтным.
Конфликтная ситуация — это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту может привести неподготовленность человека к эффективным действиям в подобной ситуации, он может и не знать, что существует множество способов выйти из предконфликтной ситуации без конфликта., кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательным воздействиям на психику стрессовых факторов социального взаимодействия, поэтому важнейшим направлением разрешения конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к различным действиям, помогающим избежать конфликта. Причиной конфликта также может служить плохая способность к эмпатии, т. е. к пониманию эмоционального состояния людей. недостаточность эмпатийных личных качеств ведет к тому, что человек неадекватно ориентируется в ситуации, поступает не так, как от него ожидают.
Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характеров они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетании у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатией.
Завышенный либо заниженный уровень притязаний тоже способствует возникновению конфликтов. Уровень притязаний характеризует уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий.
Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их реализации. завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны общественности. заниженная самооценка имеет следствием повышенную неуверенность в себе, тревожность, тенденцию избегать ответственности.
3. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте
К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины — это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели — улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.
Эмоциональные же конфликты являются следствием личностного восприятия происходящего в группе, коллективе или же деформации во внутригрупповом взаимодействии и отношениях; психологической несовместимости, очень часто подобные конфликты обусловлены не принципиальными, а лишь чувственными столкновениями с большой дозой иррациональной, а то и неосознанной мотивации, такие как : каприз, личные проблемы, плохое настроение, поэтому любые психологические возмущения на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера в большей или меньшей степени влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, обидам, стрессам, конфликтам.
Итак, различные конфликты становятся нормой общественных отношений. Для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Конфликты в нашей жизни стали неизбежны. В данной работе рассмотрены понятие конфликта, эмоциональные и рациональные факторы в конфликтах. В целом можно сделать вывод, когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, враждебностью. Современная точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт может помочь выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив, проблем и т.д Что бы ни лежало на поверхности конфликта — интриги, обиды, месть или неосознанная неприязнь, все это лишь фон. Реальной фигурой конфликта остается просто человек. Человек — это и есть проблема. А общение с ним — путь решения конфликта.
Список используемой литературы
1. «Конфликтология» Кибанов А.Я. Захаров Д.К. Ворожейкин И.Е. (москва 2003г) ;
2. «Психология конфликта» (2-е изд.). Гришина Н.В
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.
курсовая работа [928,2 K], добавлен 26.06.2015
Психологические теории темперамента. Современное состояние изучения психологии конфликта. Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.
курсовая работа [985,3 K], добавлен 21.04.2015
Выявление влияния темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская, выбор адекватного способа обращения.
курсовая работа [192,0 K], добавлен 11.01.2015
Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе. Структура конфликта. Исследование стратегий поведения в студенческой группе. Анализ тактик поведения в конфликте.
курсовая работа [58,6 K], добавлен 12.11.2008
Виды, условия и причины возникновения конфликтов как столкновения интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Психологические особенности поведения личности в конфликте. Методика предотвращения и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
курсовая работа [87,4 K], добавлен 11.06.2014
Источник