Рациональный эмоциональный интеллект это

Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови

Чтобы стать умнее, нужно развивать все типы интеллекта, имеющиеся в распоряжении. Но большинство из нас на протяжении жизни занимается развитием исключительно своего IQ, и этот процесс включает в себя чтение, обучение, профессиональный рост, хобби.

Очень немногие целенаправленно развивают эмоциональный интеллект, учатся наблюдать за людьми и воспринимать эмоции окружающих, брать под контроль свои собственные эмоции. И совсем мало тех, кто слышал, что есть еще два типа интеллекта, а значит, и дополнительные возможности стать умнее.

Известный американский коуч Стивен Кови выделяет 4 типа интеллекта:

  1. Физический интеллект (PQ).
  2. Ментальный интеллект (IQ).
  3. Эмоциональный интеллект (EQ).
  4. Духовный интеллект (SQ).

Стивен Кови в свое время получил степень МВА в Гарварде и степень доктора философии в Мормонском университете Бригама Янга, а его работа в реальном секторе экономики отмечена званием «Предприниматель года». Имя Стивена Кови включено в список 25 самых влиятельных людей Америки по версии журнала Time. А наибольшую известность ему принесла его книга «7 навыков высокоэффективных людей», переведенная на многие языки мира.

Помимо собственно набора навыков, необходимых для того, чтобы стать эффективным, Стивен Кови обращает внимание, что у каждого из нас для этого гораздо больше возможностей, чем мы думаем. Эти дополнительные возможности как раз и заключаются в наличии нескольких типов интеллекта. У каждого человека эти типы интеллекта развиты в разной степени и каждый может развить любой тип своего интеллекта дополнительно.

А чтобы было понятнее, о чем конкретно идет речь, рассмотрим по порядку все типы интеллекта, которые выделяет Стивен Кови.

Физический интеллект (PQ)

Physical Quotient – это интеллект человека, связанный с физическим телом, физическим мироощущением, стремлением к здоровью и красоте, материальному достатку и комфорту. И это интеллект физического тела, который приводит в действие системы органов человека, чтобы обеспечить выживание, исцеление, развитие физического тела, необходимое для достижения желаемого уровня благосостояния и комфорта.

У человека есть возможность развивать и применять физический тип интеллекта наравне с любым другим. Склонность человека пользоваться физическим интеллектом для решения повседневных задач можно определить по его заинтересованности в занятиях спортом, танцами, играми, рукоделием – в общем, всем, где требуется физическая сноровка. Иногда физический интеллект называют практическим, что вполне вписывается и в суть определения, и в аббревиатуру PQ – Practical Quotient.

Физический интеллект – важная базовая составляющая жизни человека, без которой было бы невозможно его выживание и развитие. Однако если по какой-либо причине развивается только физический интеллект, для гармонического развития личности этого совсем недостаточно. Человека от животного отличает интеллект ментальный, и тут тоже нужны кое-какие пояснения.

Ментальный интеллект (IQ)

Intelligence Quotient – это и есть тот самый интеллект, который человек в норме развивает всю жизнь: учится, совершенствуется в профессии, читает книги. Когда мы говорим об интеллекте как таковом, мы имеем в виду как раз именно ментальный интеллект. Так, ментальный интеллект – это наша способность думать, анализировать, выражать свои мысли устно и письменно, создавать абстрактные образы и прочие мыслительные конструкции.

Важность ментального интеллекта настолько велика, что люди постоянно пытаются измерить интеллект в целом и его составляющие в каких-то исчисляемых единицах. Классический пример – тест на IQ, более свежие примеры – тесты ВНО по различным предметам, призванные определить уровень знаний по отдельным дисциплинам и, как результат, уровень развития интеллекта, достигнутый за время обучения в среднем учебном заведении.

Правда, многие эксперты все более склоняются к мнению, что какие бы то ни было тесты нельзя считать истиной в последней инстанции, а их результаты – показателем уровня знаний и уж тем более интеллекта в целом. Любые тесты имеют свою определенную закономерность, и часто успешное прохождение теста свидетельствует лишь о том, что человек научился проходить тесты. Причем это касается как тестов ВНО, так и теста на IQ.

В качестве аргумента против 100-процентной объективности тестов указывается тот факт, что творческие личности – художники, писатели, музыканты – зачастую сильны лишь в своей области, а их аналитические способности и познания в точных науках могут быть заметно ниже среднестатистических. Но это никак не умаляет их заслуг в творчестве и не позволяет считать их интеллект недоразвитым.

Тем не менее работать над дальнейшим развитием интеллекта нужно всем. И даже представители сугубо творческих профессий, обладающие хорошо развитым кругозором, имеют больше шансов на успех, чем их коллеги, обладающие исключительно узкоспециальными знаниями. Однако есть и другие не менее важные составляющие успеха. И это, как вы уже поняли, другие типы интеллекта, которые мы еще не рассмотрели.

Читайте также:  Как научится чувствовать запахи

Эмоциональный интеллект (EQ)

Emotional Quotient – это способность человека распознавать и правильно трактовать эмоции других людей, понимать их намерения и мотивы действий, а также понимать свои собственные эмоции и желания, уметь ими управлять. На основе эмоционального интеллекта развиваются такие компетенции как навыки межличностного общения, работа в команде, лидерство и многие другие.

Эмоциональный интеллект давно занял прочное место в перечне так называемых soft skills, подлежащих обязательному развитию для всех, кто намерен добиться успеха в жизни. Более того, все громче звучат голоса экспертов из разных сфер, считающих, что нельзя недооценивать эмоциональный интеллект, и что именно составляющие его параметры более важны для успеха, чем собственно уровень IQ, на который было принято ориентироваться ранее.

Как и прочие виды интеллекта, EQ можно и нужно развивать. Как минимум, нужно научиться брать под контроль собственные эмоции, стараться не разрешать негативным мыслям захватить свое сознание, учиться слушать и слышать окружающих.

К слову, привести свои мысли и эмоции в порядок помогает матрица управления временем Стивена Кови: он предлагает разделить все свои дела и обязанности на четыре категории и планировать время под каждую из них. Тогда у вас останется меньше объективных причин для стресса и негатива и освободится больше времени для позитива в повседневной жизни. Однако максимального спокойствия и осознанности достигают лишь те, кто способен развить все типы своего интеллекта, в том числе и духовный.

Духовный интеллект (SQ)

Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие». Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни.

Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

Источник

Виды интеллектов

IQ gets you hired, but EQ gets you promoted
(Благодаря IQ вы получаете работу,
но карьеру делаете благодаря EQ)

Распространенное суждение среди американских топ-менеджеров

Поговорим об Эмоциональном и Рациональном интеллектах. Кроме этих, ставших уже привычными, понятий придумано несколько «других» интеллектов, например [http://lifecoder.ru/archives/154]:

Читайте также:  Сколько длятся чувства мужчины

«Ум — это наш рациональный интеллект, сердце — эмоциональный, тело — физический. Психологи даже придумали для них специальные сокращения — IQ, EQ и PQ соответственно. Так же современные психологи выделяют ещё один важный тип мышления — социальный интеллект.

В последнее время получило распространения Культурного Интеллекта (CQ) http://12manage.com/forum.asp?TB=earley_cultural_intelligence&S=28

Для нас очевидно, что SQ и CQ является проявлением EQ, его коммуникативной компонентs [Саловей, Майер, Карузо, Гоулман], а PQ одна из форм проявления IQ (никакие животные, кроме человека, не занимаются культуризмом и здравоохранением — это осознанная деятельность. Осознание — главная функция IQ). Следовательно, нет необходимости изобретать новые «интеллекты». Хотя в просветительском плане такие градации могут обладать своей культурной ценностью.

Если говорить о коммуникативной компоненте EQ, надо помнить, что ее проявления двойственны. Реакция «походя», опирается исключительно на багаж инстинкта, рефлексов и эвристик. Но встреча с неожиданностью (чаще всего вследствие несовпадения вывода, диктуемого эвристикой) «вызывает» IQ и ИКМ, в части эвристики, корректируется.

Как узнать, работает EQ или IQ? Предположу, что по скорости реакции и еще по тому обстоятельству, что человек сразу затрудняется объяснить свои спонтанные действия. Потом он конечно подберет нужные слова. Но это потом.

Кроме двухкомпонентного (четырехчастного) представления EQ по Гоулману (Galeman) [Эмоциональный интеллект 2.0], существует пяти компонентное представление по Бар-Ону — пять сфер, подразделяемых на 15 шкал или умений [Bar-On, Reuven; Parker, James DA (2000). The Handbook of Emotional Intelligence: Theory, Development, Assessment, and Application at Home, School, and in the Workplace. San Francisco, California: Jossey-Bass. ISBN 0-7879-4984-1]:

«Внутриличностная сфера касается нашей способности понимать себя и управлять собой. Она охватывает Самоанализ — способность распознавать, что вы чувствуете и почему вы это чувствуете, и осознавать действие, которое ваше поведение производит на окружающих;

Ассертивность (самоутверждение) — способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения; Независимость — способность направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;

Самоуважение — способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости; и Самореализация — способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни. Межличностная сфера касается ваших «общественных навыков» — вашей способности взаимодействовать и ладить с другими. Она состоит из трех градаций. Эмпатия — это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать. Социальная Ответственность — это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы. Межличностные Отношения — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.

Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя вашу способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения. Ее три шкалы: Понимание (Адекватная оценка) Действительности — способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь; Гибкость — способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями; и Умение Решать Проблемы — способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения.

Сфера Умения Справиться со Стрессом касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы. Его две градации — Переносимость Стресса — способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь; и Контроль над Импульсами — способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

Сфера Общего Настроения тоже имеет две градации. Оптимизм — это способность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно при неблагоприятных обстоятельствах; Счастье (Happiness) — способность быть довольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом и радостью предаваться ряду увлечений. (Английские слова happy, happiness не слишком соответствуют русским понятиям счастье, счастливое состояние, как видно хотя бы из только что приведенного определения.)»

Различие в подходах Бар-Она и группы Майера (Гемпширский университет) и Саловея (Йельский университет) состоит в том, что Бар-Он опирается на самооценку, а группа Саловея предлагает оценивать EQ через навыки и умения. Анкету Бар-Она нужно заполнить самому. Анкета Майера-Саловея предполагает выбор из различных альтернатив, описывающих некую ситуацию.

В работе [Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success] приводятся резуьтаты анкетирования, проведенного среди более чем 32 000 респондентов. И в частности показана очередность качеств, ведущих к успеху:

Читайте также:  Индуцированное чувство вины что это

Общий успех в работе (4,888 анкет)

1. Самореализация
2. Счастье
3. Оптимизм
4. Самоуважение
5. Ассертивность

Однако для разных профессий и сфер деятельности порядок качеств разный. Детально можно посмотреть в [Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success Издание 2000 года. Издательство: Stoddart Publishing Co. Limited].

Практические приложения, использующие понятие Эмоционального Интеллекта, появляются все чаще. Работают многочисленные фирмы, помогающие строить карьеру и налаживать конструктивное взаимодействие в коллективах. Возможностей и сфер приложения усилий много. Тем более важно разобраться с механизмами взаимодействия эмоционального и рационального интеллектов.

Биологически обусловленное появление IQ перевело эволюционный процесс человека из формата биологического выживания в выживание социальное. Исторический процесс по сути описывает стадии социальной эволюции человека. На ранних этапах, когда роль IQ была не велика и главным движителем жизни был EI, повседневное поведение определялось по большей части рефлекторно и стериотипно. Но постепенно, с появлением свободного времени [Фрезер. Золотая ветвь] и под влиянием Рационального интеллекта, стал накапливаться багаж эвристик. Эвристика — это подсознательный прием для упрощения процесса анализа сложных ситуаций и вероятностей. Современная трактовка понятия эвристика принадлежит Даниелю Канеману и Амосу Тверски (Tversky, Kahneman). Принята такая типизация подсознательного поведения на основе эвристик:

1. Эвристика подобия (representativeness heuristic)

Эта эвристика ответственна за склонность людей на основании ограниченного опыта судить о более сложных событиях.

2. Эвристика наличия (availability heuristic)

Эта эвристика более очевидная, чем первая. Эвристика наличия проявляется в том, что люди оценивают вероятность наступления некоего события на основе сохранившейся в памяти яркой и/или недавней информации. Первоначальная реакция на острую ситуацию, когда все другое отступает на задний план, становится неважным, как раз и является проявлением эвристики наличия — наличия острого впечатления, затуманивающего мышление.

3. Эвристика якоря (anchoring heuristic).

Жизненный опыт дает нам базу для сравнения, на основании которой мы оцениваем последующие события и под которую подстраиваем будущее понимание мира. Опыт, как якорь, приковывает нас к привычной сетке координат. Эвристика якоря проявляется в том, что люди исходят из неких первоначальных оценок и подходов, которые становятся базой для оценки новых ситуаций.

Хотя сам термин «эвристика» совсем новый, проявление поведения людей на основе «эвристик» известно самого начала истории. Эвристика применяется, когда вывод делается на основе неполной информации в условиях частичной неопределенности. Но важнейшими условиями является повторяемость и отсутствие катастрофических или неприемлемых последствий. Тогда возникает психологический условный рефлекс, именуемый эвристикой. Все суеверия, религиозные обряды, т.н. правила приличия — суть проявление эвристик.

Необходимо подчеркнуть что поведение на основе эвристик бывает вполне эффективным, а иногда очень продуктивным. Интересные наблюдения по этому поводу описал Нассим Талеб [Черный лебедь].

Можно предположить, что Эмоциональный интеллект современного (исторического) человека в значительной части опирается на эвристики. Проявлений эвристик очень много, хотя все они могут быть сведены к описанным выше категориям — репрезентативности, доступности и якоря. Наряду с рефлексами и инстинктами — это три кита эмоционального интеллекта. По жизни нас ведет Эмоциональный Интеллект, а Рациональный Интеллект не более (но и не менее!) чем инструмента для его настройки. Те, кто умеет пользоваться своим инструментарием, — более успешны, чем те, кто изо всех инструментов пользуется только молотком. Синдром человека с молотком описал партнер Уорена Баффита — Мунтер: «Если человек возьмет в руки молоток, то он будет ходить по дому и искать, чего бы прибить». Обладателю высокого IQ не слудует уподобляться человеку с молотком.

Не надо отчаиваться тем, кого природа якобы обделила, и его IQ ниже, чем у других. Основа успеха — высокий EQ, а его можно и нужно улучшать. Высокий IQ помогает находить решения в нестандартных ситуациях. Высокий EQ хотя и дольше настраивается при не таком высоком IQ, но потом находит практически мгновенные решения в пределах своей компетенции. Не важно, что вы потратите больше времени на овладения навыками, чем ваш более сообразительный коллега. Зато потом вы дадите ему сто очков форы за счет тщательности и компетентности. Наверное поэтому гении так трудно адаптируются к повседневной жизни — они слишком мало времени тратили на развитие своего эмоционального интеллекта. Возможности обладателей высокого IQ, имеющих еще и высокий EQ, практически неограничены.

Попробуем в следующих статьях разобраться, как логическое суждение, производимое «силами рационального интеллекта» переходит в интеллект эмоциональный.

Источник

Оцените статью