Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
Формы чувственного познания:
1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:
Умозаключение может быть:
Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.
Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
Источник
Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.
Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.
3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.
1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.
Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:
• нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.
• Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию
• Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен
• В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.
• Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.
• Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.
Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:
• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.
• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.
• Чувства нас нередко обманывают.
• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.
• Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.
• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.
Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.
Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют — интуицией.
Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция — функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.
Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.
Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, «застревают» отдельные звенья логической цепи.
Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие «подсказки». Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.
Источник
чувственное познание. Познание, основное содержание которого получено с опорой на деятельность органов чувств, называется чувственным познанием. Органы чувств человека, с одной стороны, результат эволюции органического мира, а с другой, — результат социального развития, предшествующей человеческой истории, т.е. имеют биосоциальную природу. Музыкальное ухо, воспринимающий красоту глаз – это очеловеченные чувства, которые рождаются в процессе практики, гуманизации природы и общества. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств человека. В соответствии с пятью органами чувств выделяют пять видов ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные.
Восприятие – это целостный образ предмета в единстве его различных чувственно воспринимаемых свойств.
Представление – это целостный образ предмета, который воспринимался нами в прошлом, но который не действует в данный момент на наши органы чувств, а воспроизводится по памяти. Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и работа памяти приводит к некоторой обобщенности и усредненности образа-представления, в нем элиминируются единичные, уникальные черты объекта. К представлениям относят образы воображения, фантазии, образы-модели, образы-цели, образы-планы, наглядные образы в науке.
Остановимся на важнейших чертах чувственного образа в целом и рассмотрим его роль в познании.
1. Предметность чувственного образа – означает, что в содержании чувственного образа отображаются не физиологические особенности органов чувств, нервной системы, мозга (на основе деятельности которых возникает образ), а свойства внешних предметов. Воспринимая березу, мы видим не процессы, происходящие на сетчатке глаза, не физиологическое состояние мозга, а яркую белизну ствола, зелень листвы.
2. Проекция (проективность) чувственного образа – означает, что содержание образа, который формируется во внутреннем мире человека, вынесено вовне, как бы наложено на те предметы, с которыми взаимодействует человек. Чувственный образ обеспечивает человеку выход за пределы внутреннего мира в мир внешний, дает возможность человеку осуществлять предметную, практическую деятельность. В этом великая миссия чувственности. Органы чувств человека – это единственный канал непосредственной связи человека с миром.
3. Избирательность чувственного образа – связана с тем, что каждый из пяти органов чувств выборочно реагирует на внешние воздействия: глаз реагирует на свет, ухо – на звук и т.д. Кроме того, каждый орган чувств человека воспринимает внешнее воздействие в определенном диапазоне (так, человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовые лучи). Можно сказать, что такого рода избирательность является практически целесообразной. Как считал Ф.Энгельс, «глаз, который видел бы все лучи, именно поэтому не видел бы ровно ничего». Исследования последних десятилетий говорят о больших возможностях человеческих органов чувств, например, о кожно-оптической чувствительности у некоторых людей. Помимо исторически сложившегося избирательного отражения, можно выделить тип избирательности, определяемый способом жизнедеятельности человека, направленностью его профессиональной деятельности, социальными условиями существования. Так, художник воспримет большее число цветовых оттенков, чем обычный человек, деятельность которого не связана с необходимостью тонкой дифференциации цветов. Есть основание утверждать, что чем многообразней, тоньше будут чувственные впечатления (ощущения, восприятия) у человека, тем богаче будет его духовная жизнь.
4. Объективность (адекватность) чувственного образа.
Данная черта чувственного отражения может быть раскрыта применительно к ощущению, поскольку оно является первичной формой чувственности и фокусирует в себе специфику чувственного познания.
Объективны ли по своему содержанию ощущения? Какие свойства, качества объектов отражаются в ощущениях? Является ли соленый вкус свойством соли, красный цвет – качеством лепестков розы и т.д.? Если вкус, цвет, звук и т.д. – это свойства объективного мира и существуют они вне субъекта с его органами чувств, то тогда свойства и ощущения оказываются тождественными. Но почему один человек, пробуя яблоко, говорит «сладкое», а другой – «кислое»? Если бы ощущения-свойства находились в яблоке, то яблоко не могло бы в одно и то же время быть и сладким, и кислым. Если вкус, цвет, звук и т.д. – это ощущения, свойственные субъекту, определяемые строением его органов чувств, их «специфической энергией», как считал немецкий физиолог XIX в. И.Мюллер, то тогда в чем их информационная ценность? Являются ли они образами каких-либо свойств, качеств объекта или, как считал другой немецкий физик и физиолог Г.Гельмгольц, они лишь знаки, иероглифы, не имеющие никакого сходства с объектом?
Проблема объективности ощущений была в Новое время поднята Дж.Локком в его учении о «первичных» и «вторичных» качествах. Современная трактовка природы ощущений опирается на три положения: 1) объективности всех свойств, качеств вещей: и первичных, и вторичных; 2) недопустимости полного тождества, совпадения ощущений и свойств внешних предметов; 3) недопустимости только знаковой, субъективистской трактовки чувственного отражения. Чувственное отражение имеет и знаковую, субъективную, и образную, объективную стороны (элементы). Знаковая, субъективная сторона связана с тем, что ощущения зависят от состояния рецепторов, нервных проводящих путей, мозга, где информация об объекте преломляется, трансформируется, перекодируется. Эта опосредованная связь между предметом и ощущением придает ощущениям характер естественных знаков. Но в своем содержании ощущения несут и объективную информацию об объективном мире: вкусовые ощущения – о химическом составе вещества, цветовые, звуковые – о длине электромагнитных волн, частоте колебаний, энергии электромагнитных волн. В.И.Ленин назвал ощущение «субъективным образом объективного мира». Данная характеристика применима и к другим формам чувственного познания. Раскрыть адекватность чувственного образа можно, выяснив диалектику объективного и субъективного в образе.
Ощущение содержит в себе в «смеси» как сведения об объективном мире, так и сведения о состоянии воспринимающего организма, его органов чувств. Субъективное и объективное в чувственном образе слиты, не расчленены и в этом его специфика. Но подобного рода не расчлененность субъективного и объективного в чувственном образе носит относительный характер и преодолевается в процессе интеллектуализации чувственности, опосредованности ее теоретическим мышлением. Современный физик, вооруженный измерительными приборами, знающий, как измеряется частота колебаний и энергия электромагнитных волн, в состоянии экспериментально изучить состав света, отражаемого как поверхностью цветка, так и листьев розы, т.е. установить объективную основу зеленого и красного. Аналогичную процедуру может проделать и химик, выяснить объективную основу соленого, сладкого и т.д. Такого рода знание будет объективно по содержанию, оно не зависит от состояния органов чувств. Процесс его формирования опосредован развитием теоретического мышления, понятийным аппаратом науки.
Таким образом, роль органов чувств, чувственного отражения в обеспечении всего человеческого познания значительна. Без органов чувств человек вообще не способен к познанию, мышлению.
В заключение данного раздела одно замечание относительно самого термина «чувственность». Он означает не только способность к чувственному отражению внешнего мира на базе органов чувств, но и способность к эмоциональному переживанию мира. Чувства-эмоции (радость, скука, восхищение, недоумение и т.д.) сопровождают человеческое познание. Без эмоций не может быть человеческого искания истины.
Рациональное познание. Чувственная картина мира, которую дают нам органы чувств, необходима, но не достаточна для глубокого познания предметов, их связей, взаимозависимостей, причин и законов развития. Для этого необходимо мышление – еще одна познавательная способность человека, с помощью которой он проникает в суть объектов. Отражение с помощью мышления носит опосредованный характер и тесно связано с языком. В основе появления мышления лежит практическая деятельность людей. Познание, основное содержание которого получено на основе деятельности мышления, называется рациональным познанием.
В современной литературе выделяют несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Первых два выступают как процесс оперирования конкретно-чувственными образами и могут быть свойственны высокоорганизованным животным, проявляться у детей уже на ранних стадиях их развития. Абстрактное мышление – наиболее зрелый вид мышления, связанный с оперированием понятиями (абстракциями). Рациональное познание связано, в первую очередь, со способностью человека к абстрактно-мысленному отражению действительности.
Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные связи и отношения предметов и явлений действительности. Все понятия образуются путем операций абстрагирования (отвлечения) от чувственно-наглядных (единичных, внешних, несущественных) признаков и обобщения на основе выделения общих, внутренних, существенных признаков. Понятия могут быть разной степени общности: менее общие, более общие и всеобщие (например, соответственно: растение, природа, материя). В обыденном познании понятия могут включать множество общих признаков, как существенных, так и несущественных. В научном познании в понятие включаются общие существенные признаки (сравните обыденное и научное понятие человека). Есть понятия, раскрывающие смысл, значение объекта, понятия-проекты (образы будущего) и другие. Грамматической формой выражения понятия является слово или словосочетание.
Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается что-либо о чем-либо. Понятия и суждения взаимосвязаны. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а понятие – это свернутое суждение. Грамматической формой выражения суждения является предложение. На базе понятий и суждений формируется умозаключение.
Умозаключение – это процесс мысли, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится на основании правил логики новое суждение, называемое заключением. В умозаключении проявляется опосредованный характер мышления: без обращения к чувственному опыту, на основе рассуждения мы приходим к открытию нового знания. В этой способности мышления выйти за пределы чувственно-данного заключается творческая природа мышления.
Формы мышления, а также правила, законы мышления изучает наука логика. Основные законы и формы логического мышления были сформулированы еще Аристотелем.
К формам рационального познания, если иметь в виду научное познание, относят гипотезу – вероятностное, предположительное знание об объекте, нуждающееся в доказательстве, и теорию – систему объективно-верных, проверенных практикой знаний об объекте, о законах действительности, составляющих основу научного предвидения.
Современная наука характеризуется высокой степенью абстрактности своих понятий, законов, теорий. Наука все больше удаляется от непосредственного чувственного созерцания объектов, все дальше мышление отстоит от действительности. В этом заключается и слабость, и сила мышления. С одной стороны, в абстрактном мышлении теряется «многоцветность» мира, неповторимые свойства и качества предметов, мир в абстракциях схематизируется, упрощается. С другой стороны, «отлет» абстракций от действительности означает в то же самое время и углубление познания – от исследования сущности первого порядка познание идет к сущности второго порядка и далее, открывая все новые законы бытия.
В реальном человеческом познании чувственное и рациональное не обособлены, а представлены в единстве. Чувственное пронизано рациональным: ощущения, восприятия становятся знанием, когда облекаются в рациональную форму – форму суждений. Рациональное познание опирается на чувственное: мышление оперирует образами-моделями, наглядными образами для достижения и выражения результатов.
При рассмотрении мышления в литературе можно встретить деление его на рассудочное мышление (рассудок) и разумное (разум). Большое внимание этому вопросу уделяли И.Кант, Г.В.Ф.Гегель. Рассудок характеризуется следующими особенностями:
— оперирует готовыми понятиями в пределах имеющегося знания;
— пользуется жесткими, однозначными определениями;
— строго разграничивает и классифицирует явления;
— опирается в рассуждениях на формулу «или – или»;
— ему свойственна тенденция к упрощению, схематизации действительности;
— он эффективен при решении утилитарных задач, помогает ориентироваться и адаптироваться в привычных ситуациях (полезен в «домашнем обиходе»).
Разум отличается следующими чертами:
— обладает способностью схватывать в действительности противоречия, единство противоположностей, взаимопереходы сторон, т.е. разумное мышление – это диалектическое мышление;
— работа его строится на базе формулы «и – и»;
— может выходить за пределы наличного знания и рождать новое знание, т.е. носит творчески-конструктивный характер;
— он способен раскрывать смыслы явлений, ориентирован на понимание, оценку, выявление места и значения предметов в системе мира.
Сенсуализм и рационализм. В истории философии существовало две крайности в понимании соотношения чувственного и рационального в познании – сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм представлен двумя разновидностями: материалистический (Эпикур, Локк, Гоббс и др.) и идеалистический (Беркли и др.). Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания и не доверяют абстрактному мышлению. Они считают все знание и по источнику, и по содержанию – из ощущений. Как писал Дж.Локк: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах». Роль мышления в познании сенсуалистами низводится до простого суммирования, обобщения чувственных данных. С их точки зрения, мышление, отрываясь от чувственности, приводит к заблуждениям, ошибкам. Творческая активность мышления сенсуализмом недооценивалась, а зачастую и просто не рассматривалась. Близкой к сенсуализму является позиция эмпиризма, сторонники которого считают, что теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта.
Рационализм во взглядах на познание был свойственен Р.Декарту, Б.Спинозе, Г.-В.Лейбнице, Ф.В.Шеллингу. Все заслуги познания рационалисты приписывают мышлению, а чувственность считают источником несовершенного, вероятностного знания, причиной многих ошибок и заблуждений. Результаты абстрактного мышления имеют всеобщий, необходимый и истинный характер, тогда как результаты чувственного отражения не дают истинного знания и могут быть основой лишь мнений. Роль чувственности в познавательной деятельности ограничивали функцией побуждения, толчка к мышлению. Рационалисты отрывали мышление от чувственного познания и превращали его в самостоятельную, независимую от опыта познавательную способность. При объяснении творческой функции мышления вынуждены были прибегать к теории врожденных идей.
Источник