- Рационально-эмотивная терапия Эллиса
- РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
- Теоретические представления РЭПТ
- Модель ABC
- Рациональные и иррациональные верования
- Какие верования не трогаем
- Конструктивные и неконструктивные эмоции
- Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:
- Дополнительный инструментарий
- Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ
- Глубина работы
- Размышление о границах и перспективах
Рационально-эмотивная терапия Эллиса
Опубликовано чт, 30/10/2014 — 08:07
Рационально-эмотивная терапия представляет собой вариант когнитивного реконструирования (Ellis A.,1962; 1973). Согласно автору предложенной терапии эмоциональное поведение можно представить в виде мнемоники «АВС» («модель АСП», «концептуальная схема АСП»), объясняющей и иллюстрирующей роль процессов мышления в эмоциональных расстройствах:
- А — активирующее событие, активирующий опыт или активация событий и ситуаций, т.е. обычно неприятные или нежелательные внешние события;
- В (С) — рациональные и иррациональные суждения, мнения, верования и убеждения, принадлежащие данной личности и используемые ею для интерпретации А;
- С (П) — эмоциональные и поведенческие последствия, вытекающие из личностных интерпретаций А, т.е. неприятные аффективные реакции на события, которые побуждают пациента искать помощи психотерапевта.
Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:
- убеждение клиента в состоятельности рационально-эмотивной терапии (изложение теоретических основ и рассмотрение примеров);
- получение согласия пациента рассмотреть его собственные иррациональные суждения (к последовательности АВС добавляется D — обнаружение иррациональных суждений клиента);
- обсуждение и оспаривание иррациональных суждений пациента, стимуляция последнего к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений и заменил их более подходящими оценками активирующих событий (стадия эффекта).
В рационально-эмотивной терапии используются такие упражнения, как «упражнения по борьбе с чувством стыда», «диалог с самим собой», различные варианты «оспаривания». Оспаривание (обсуждение, опровержение) является основной техникой рационально-эмотивной терапии. Различают «когнитивное оспаривание» — обсуждение и опровержение с помощью специально разработанных вопросов, которые ставят под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым; «эмотивное оспаривание», использующее для опровержения «рационально-эмотивные образы» (представление самого плохого варианта развития событий с последующей заменой неадекватного чувства подавленности на адекватное чувство сожаления) (Maultsby M., Ellis A., 1974) и «поведенческое оспаривание», представляющее собой совершение тех действий, которых пациент избегает, с одновременным убеждением самого себя в том, что его неудачная попытка будет выглядеть не так уж и ужасно. Поскольку рационально-эмотивная терапия особое внимание уделяет суждениям пациента, следует более подробно остановиться на ее определении понятия «иррациональное суждение».
В данном случае под иррациональными суждениями понимаются жесткие эмоционально -когнитивные связи, имеющие характер предписания, требования, обязательного приказа, не допускающего возражения и исключений; нарушения в когнитивной сфере, приводящие к эмоциональным расстройствам, ряду психопатологических синдромов. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняет деятельность пациента и мешает достижению его целей.
Выделяются следующие группы иррациональных суждений:
- суждения долженствования, отражающие мнение, что существуют несколько универсальных ситуаций, когда какой-либо человек или весь мир «должны» пациенту;
- «ужасающие», катастрофические суждения, согласно которым существуют катастрофические, невыносимые ситуации;
- суждения обязательной реализации своих потребностей — «надлежит» и «следует», в соответствии с которыми человек должен иметь что-либо для того, чтобы жить или быть счастливым; порицающие, рейтинговые или оценочные суждения.
Помимо этих четырех категорий Эллис составил перечень 12 основных иррациональных идей (отдельные авторы увеличивают число иррациональных суждений до 27 и более).
Двенадцать основных иррациональных идей включают в себя следующие суждения:
- «для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих»;
- «есть поступки порочные и скверные и повинных в них следует строго наказывать, когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания, они плохие или омерзительные личности»;
- «это катастрофа, это ужасно когда все идет не так, как хотелось бы»;
- «все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами»;
- «если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку»;
- «легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать»;
- «каждый нуждается в чем-то, более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе»;
- «нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным, успешным, нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха»;
- «то, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее»;
- «на наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы люди изменялись в желаемом для нас направлении»;
- «плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью»;
- «мы не властны над своими эмоциями и не можем их не испытывать».
Следует иметь ввиду, что необходимо отграничение двенадцати исходных иррациональных убеждений и атрибуций от глубинных догм, обычно являющихся их источником (Ellis A.,1987). Основные иррациональные суждения отражают определенные опасения человека: страх быть отвергнутым («любовная сентиментальность»): «меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, если этого не происходит, то это ужасно, меня никто не любит» или ожидание какой-либо другой опасности — «следует быть настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий».
Как правило, в рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального оспаривания. Эллис (Ellis A., 1952) также выделяет дескриптивные когниции, содержащие в себе чистую информацию о реальности, или когниции, включающие в себя информацию о том, что именно данный человек воспринял в окружающем его мире.
Эллис пользуется психоаналитическим термином кларификация, вкладывая в него свой смысл, понимая под этим прояснение, с помощью которого пациент учится распознавать свои иррациональные установки. Задачей кларификации в данном случае является разделение описаний и оценок, пожеланий и предписаний, прояснение тех логических связей, которые формирую причинно-следственные отношения. Суждения в то же время могут являться формами оценки действительности. Если, что-то действительно происходит, то появляются оценочные суждения, представляющие собой оценку события, отражающие отношения к реальности, выраженной в ее обобщенной оценке, как правило, оценочные суждения оказываются тесно связанными с дескриптивными когнициями. Рациональные суждения отличаются от иррациональных, например, рациональное суждение: «Как неудачно»; иррациональное суждение: «Как ужасно! Это просто катастрофа». Люди могут одновременно иметь два вида суждений. Задача психотерапевта помочь пациенту различать рациональные и иррациональные суждения, так как, в конце концов, психотерапевт предложит обсудить и опровергнуть собственные иррациональные суждения и заменить их более разумными оценками.
Выделяют следующие критерии рационального суждения:
- рациональное суждение истинно, оно соответствует действительности и качественно и количественно; в его поддержку можно представить доказательства; истинность его можно проверить практически, оно логично, последовательно и согласуется с реальностью;
- рациональное суждение не является абсолютистским, оно условно или относительно, обычно высказывается в виде пожелания, устремления, предпочтения, но не требования;
- рациональное суждение ведет к умеренным эмоциям, возможно возникновение и сильных эмоций, но последние не оказывают дезадаптивного влияния на поведение человека;
- умеренное эмоциональное возбуждение позволяет целенаправленно решать проблему (попытки изменить ситуацию или «активирующее событие»), в то время как недостаточное или выраженное возбуждение мешают ее решению;
- рациональное суждение повышают степень удовлетворенности жизнью, способствуют самореализации.
В свою очередь, критерии иррациональных суждений выглядят следующим образом:
- иррациональное суждение неверно;
- иррациональное суждение является приказом;
- иррациональное суждение ведет к эмоциональным нарушениям;
- иррациональное суждение не помогает достижению целей.
С целью выявления иррациональных суждений следует обращать внимание пациентов на частоту употребления таких слов, как «следует» и «должен», особенно если они сопровождаются оттенком требования.
Эллис пытается объяснить тот факт, почему люди мыслят иррационально. Он приходит к выводам о том, что иррациональные суждения возникают вследствие:
- наличия привычных культуральных стереотипов, закрепленных в языке, сказаниях и песнях;
- возможности появления внутреннего, возбуждающего азарта, с целью привлечения внимания и получения сочувствия;
- иррациональность это такое свойство человека, которое предназначено для того, чтобы человек снял с себя чувство вины, обвиняя себя в излишней иррациональности.
В рационально-эмотивной терапии большое внимание уделяется домашней работе пациента, которая обычно включает в себя: предписание чтения, слушания (прослушивание сеанса на магнитофоне пациента), письменные задания (листы самопомощи: Что случилось? Что я чувствовал? О чем я думал? письменные очерки и дневники), задания с использованием воображения, предписание наблюдения за мыслями, предписание релаксации, предписание действий — задания, связанные с необходимостью рисковать и упражнения на преодоление стыда. Последовательность работы психотерапевта в случае рационально-эмотивной терапии может соответствовать следующей модели:
- рельефное, подробное описание активирующих ситуаций и событий, при которых было возможно и максимально выражено происходило обострение симптомов заболевания (по нашему наблюдению наиболее эффективно описание 15-20 подобных ситуаций, причем основную часть этой работы целесообразно отнести к домашней работе пациента).
- Описание эмоциональных и поведенческих реакций.
- Анализ иррациональных суждений
- Построение иерархии иррациональных суждений
- Бальная оценка нарушений мышления, поведения и настроения
- Альтернативные формы, адаптивные формы мышления (когнитивное оспаривание) и поведения, адаптивные эмоциональные реакции.
Источник
РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
Альберт Эллис — ужасно умный, но его клиентке Глории от этого не легче. Хорошую теорию нужно дополнять лучшим контактом.
скачать видео
Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).
Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ — не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.
«РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением» (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→
Традиционное название «психотерапевт» в данном случае более уместно заменять на «тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков». Или: социо-тренер, социо-консультант.
Теоретические представления РЭПТ
РЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45).
Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.
«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)
Три базовых принципа работы с верованиями:
- Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.
- Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).
- Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа. (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml)».
Модель ABC
Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») — ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.
- «А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.
- «В» (англ. beliefs) — верования.
- «С» — следствия (англ. consequences).
В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).
«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.
Рациональные и иррациональные верования
Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:
- драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
- осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.
Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:
- Я должен все делать хорошо.
- Все должны обращаться со мной хорошо.
- Мир должен быть легким для меня». См.→
В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» — «должнонанизм», философия абсолютного долженствования) — на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.
Какие верования не трогаем
Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.
На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.
Конструктивные и неконструктивные эмоции
В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.
Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:
- Аналитическое диагностирование верований.
- Раскачивание и размягчение верований клиента
Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).
Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.
- Замена их более гибкими и рациональными
- Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных
Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.
- Обучение клиента делать все эту работу с собой — самостоятельно.
Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66).
Дополнительный инструментарий
В РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио- (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио- (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта (См.: МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001).
«РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)».
Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ
А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:
- техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
- техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через «розовые очки»);
- техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, которые побуждают клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»);
- методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (например, некоторые эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере — это некоторые методы и основные техники гештальттерапии; опасность здесь заключается в том, что подобные методы могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев);
- техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Эти методы могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием, для того чтобы дать дорогу некоторым сдвигам в философии;
- методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация);
- техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм);
- техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Верования («В») (например, некоторые техники семейной терапии);
- техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)).
Глубина работы
РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.
Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.
Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы.
Размышление о границах и перспективах
Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.
Заметим — а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.
Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом — например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.
Источник