Рационально эмоционально поведенческая терапия показания

Рационально-эмотивная терапия Эллиса

Опубликовано чт, 30/10/2014 — 08:07

Рационально-эмотивная терапия представляет собой вариант когнитивного реконструирования (Ellis A.,1962; 1973). Согласно автору предложенной терапии эмоциональное поведение можно представить в виде мнемоники «АВС» («модель АСП», «концептуальная схема АСП»), объясняющей и иллюстрирующей роль процессов мышления в эмоциональных расстройствах:

  • А — активирующее событие, активирующий опыт или активация событий и ситуаций, т.е. обычно неприятные или нежелательные внешние события;
  • В (С) — рациональные и иррациональные суждения, мнения, верования и убеждения, принадлежащие данной личности и используемые ею для интерпретации А;
  • С (П) — эмоциональные и поведенческие последствия, вытекающие из личностных интерпретаций А, т.е. неприятные аффективные реакции на события, которые побуждают пациента искать помощи психотерапевта.

Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:

  • убеждение клиента в состоятельности рационально-эмотивной терапии (изложение теоретических основ и рассмотрение примеров);
  • получение согласия пациента рассмотреть его собственные иррациональные суждения (к последовательности АВС добавляется D — обнаружение иррациональных суждений клиента);
  • обсуждение и оспаривание иррациональных суждений пациента, стимуляция последнего к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений и заменил их более подходящими оценками активирующих событий (стадия эффекта).

В рационально-эмотивной терапии используются такие упражнения, как «упражнения по борьбе с чувством стыда», «диалог с самим собой», различные варианты «оспаривания». Оспаривание (обсуждение, опровержение) является основной техникой рационально-эмотивной терапии. Различают «когнитивное оспаривание» — обсуждение и опровержение с помощью специально разработанных вопросов, которые ставят под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым; «эмотивное оспаривание», использующее для опровержения «рационально-эмотивные образы» (представление самого плохого варианта развития событий с последующей заменой неадекватного чувства подавленности на адекватное чувство сожаления) (Maultsby M., Ellis A., 1974) и «поведенческое оспаривание», представляющее собой совершение тех действий, которых пациент избегает, с одновременным убеждением самого себя в том, что его неудачная попытка будет выглядеть не так уж и ужасно. Поскольку рационально-эмотивная терапия особое внимание уделяет суждениям пациента, следует более подробно остановиться на ее определении понятия «иррациональное суждение».

В данном случае под иррациональными суждениями понимаются жесткие эмоционально -когнитивные связи, имеющие характер предписания, требования, обязательного приказа, не допускающего возражения и исключений; нарушения в когнитивной сфере, приводящие к эмоциональным расстройствам, ряду психопатологических синдромов. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняет деятельность пациента и мешает достижению его целей.

Выделяются следующие группы иррациональных суждений:

  • суждения долженствования, отражающие мнение, что существуют несколько универсальных ситуаций, когда какой-либо человек или весь мир «должны» пациенту;
  • «ужасающие», катастрофические суждения, согласно которым существуют катастрофические, невыносимые ситуации;
  • суждения обязательной реализации своих потребностей — «надлежит» и «следует», в соответствии с которыми человек должен иметь что-либо для того, чтобы жить или быть счастливым; порицающие, рейтинговые или оценочные суждения.

Помимо этих четырех категорий Эллис составил перечень 12 основных иррациональных идей (отдельные авторы увеличивают число иррациональных суждений до 27 и более).

Двенадцать основных иррациональных идей включают в себя следующие суждения:

  1. «для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих»;
  2. «есть поступки порочные и скверные и повинных в них следует строго наказывать, когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания, они плохие или омерзительные личности»;
  3. «это катастрофа, это ужасно когда все идет не так, как хотелось бы»;
  4. «все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами»;
  5. «если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку»;
  6. «легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать»;
  7. «каждый нуждается в чем-то, более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе»;
  8. «нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным, успешным, нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха»;
  9. «то, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее»;
  10. «на наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы люди изменялись в желаемом для нас направлении»;
  11. «плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью»;
  12. «мы не властны над своими эмоциями и не можем их не испытывать».

Следует иметь ввиду, что необходимо отграничение двенадцати исходных иррациональных убеждений и атрибуций от глубинных догм, обычно являющихся их источником (Ellis A.,1987). Основные иррациональные суждения отражают определенные опасения человека: страх быть отвергнутым («любовная сентиментальность»): «меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, если этого не происходит, то это ужасно, меня никто не любит» или ожидание какой-либо другой опасности — «следует быть настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий».

Читайте также:  Эмоционально чувственная составляющая это

Как правило, в рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального оспаривания. Эллис (Ellis A., 1952) также выделяет дескриптивные когниции, содержащие в себе чистую информацию о реальности, или когниции, включающие в себя информацию о том, что именно данный человек воспринял в окружающем его мире.

Эллис пользуется психоаналитическим термином кларификация, вкладывая в него свой смысл, понимая под этим прояснение, с помощью которого пациент учится распознавать свои иррациональные установки. Задачей кларификации в данном случае является разделение описаний и оценок, пожеланий и предписаний, прояснение тех логических связей, которые формирую причинно-следственные отношения. Суждения в то же время могут являться формами оценки действительности. Если, что-то действительно происходит, то появляются оценочные суждения, представляющие собой оценку события, отражающие отношения к реальности, выраженной в ее обобщенной оценке, как правило, оценочные суждения оказываются тесно связанными с дескриптивными когнициями. Рациональные суждения отличаются от иррациональных, например, рациональное суждение: «Как неудачно»; иррациональное суждение: «Как ужасно! Это просто катастрофа». Люди могут одновременно иметь два вида суждений. Задача психотерапевта помочь пациенту различать рациональные и иррациональные суждения, так как, в конце концов, психотерапевт предложит обсудить и опровергнуть собственные иррациональные суждения и заменить их более разумными оценками.

Выделяют следующие критерии рационального суждения:

  • рациональное суждение истинно, оно соответствует действительности и качественно и количественно; в его поддержку можно представить доказательства; истинность его можно проверить практически, оно логично, последовательно и согласуется с реальностью;
  • рациональное суждение не является абсолютистским, оно условно или относительно, обычно высказывается в виде пожелания, устремления, предпочтения, но не требования;
  • рациональное суждение ведет к умеренным эмоциям, возможно возникновение и сильных эмоций, но последние не оказывают дезадаптивного влияния на поведение человека;
  • умеренное эмоциональное возбуждение позволяет целенаправленно решать проблему (попытки изменить ситуацию или «активирующее событие»), в то время как недостаточное или выраженное возбуждение мешают ее решению;
  • рациональное суждение повышают степень удовлетворенности жизнью, способствуют самореализации.

В свою очередь, критерии иррациональных суждений выглядят следующим образом:

  • иррациональное суждение неверно;
  • иррациональное суждение является приказом;
  • иррациональное суждение ведет к эмоциональным нарушениям;
  • иррациональное суждение не помогает достижению целей.

С целью выявления иррациональных суждений следует обращать внимание пациентов на частоту употребления таких слов, как «следует» и «должен», особенно если они сопровождаются оттенком требования.

Эллис пытается объяснить тот факт, почему люди мыслят иррационально. Он приходит к выводам о том, что иррациональные суждения возникают вследствие:

  • наличия привычных культуральных стереотипов, закрепленных в языке, сказаниях и песнях;
  • возможности появления внутреннего, возбуждающего азарта, с целью привлечения внимания и получения сочувствия;
  • иррациональность это такое свойство человека, которое предназначено для того, чтобы человек снял с себя чувство вины, обвиняя себя в излишней иррациональности.

В рационально-эмотивной терапии большое внимание уделяется домашней работе пациента, которая обычно включает в себя: предписание чтения, слушания (прослушивание сеанса на магнитофоне пациента), письменные задания (листы самопомощи: Что случилось? Что я чувствовал? О чем я думал? письменные очерки и дневники), задания с использованием воображения, предписание наблюдения за мыслями, предписание релаксации, предписание действий — задания, связанные с необходимостью рисковать и упражнения на преодоление стыда. Последовательность работы психотерапевта в случае рационально-эмотивной терапии может соответствовать следующей модели:

  1. рельефное, подробное описание активирующих ситуаций и событий, при которых было возможно и максимально выражено происходило обострение симптомов заболевания (по нашему наблюдению наиболее эффективно описание 15-20 подобных ситуаций, причем основную часть этой работы целесообразно отнести к домашней работе пациента).
  2. Описание эмоциональных и поведенческих реакций.
  3. Анализ иррациональных суждений
  4. Построение иерархии иррациональных суждений
  5. Бальная оценка нарушений мышления, поведения и настроения
  6. Альтернативные формы, адаптивные формы мышления (когнитивное оспаривание) и поведения, адаптивные эмоциональные реакции.

Источник

РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса

Альберт Эллис — ужасно умный, но его клиентке Глории от этого не легче. Хорошую теорию нужно дополнять лучшим контактом.
скачать видео

Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).

Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ — не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.

«РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением» (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→

Традиционное название «психотерапевт» в данном случае более уместно заменять на «тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков». Или: социо-тренер, социо-консультант.

Теоретические представления РЭПТ

РЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45).

Читайте также:  Колена что он чувствует ко мне сейчас

Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.

«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)

Три базовых принципа работы с верованиями:

  1. Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.
  2. Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).
  3. Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа. (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml)».

Модель ABC

Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») — ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.

  • «А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.
  • «В» (англ. beliefs) — верования.
  • «С» — следствия (англ. consequences).

В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:

  • драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.

Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:

  • Я должен все делать хорошо.
  • Все должны обращаться со мной хорошо.
  • Мир должен быть легким для меня». См.→

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» — «должнонанизм», философия абсолютного долженствования) — на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Какие верования не трогаем

Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.

На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.

Конструктивные и неконструктивные эмоции

В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:

  • Аналитическое диагностирование верований.
  • Раскачивание и размягчение верований клиента

Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).

Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.

  • Замена их более гибкими и рациональными
  • Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных
Читайте также:  Настроение не портится у кого

Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.

  • Обучение клиента делать все эту работу с собой — самостоятельно.

Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66).

Дополнительный инструментарий

В РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио- (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио- (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта (См.: МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001).

«РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)».

Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ

А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:

  • техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
  • техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через «розовые очки»);
  • техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, которые побуждают клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»);
  • методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (например, некоторые эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере — это некоторые методы и основные техники гештальттерапии; опасность здесь заключается в том, что подобные методы могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев);
  • техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Эти методы могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием, для того чтобы дать дорогу некоторым сдвигам в философии;
  • методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация);
  • техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм);
  • техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Верования («В») (например, некоторые техники семейной терапии);
  • техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)).

Глубина работы

РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.

Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.

Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы.

Размышление о границах и перспективах

Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.

Заметим — а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.

Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом — например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.

Источник

Оцените статью