Расторможенные дети с повышенной эмоциональной возбудимостью

Родителям на заметку: о невнимательных, двигательно расторможенных и импульсивных детях

Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению ребенка и его адаптации должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор мед. наук Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и приходит на помощь психолог, который, работая в тесном контакте с родителями, может научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания:

  • Непоследователен, трудно удерживать внимание.
  • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных заданий.
  • Часто бывает забывчив.
  • Постоянно ерзает.

Двигательная расторможенность:

  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
  • Спит намного меньше, чем другие дети.

Импульсивность:

  • Не способен дождаться своей очереди.
  • Плохо концентрирует внимание.
  • Не может контролировать и регулировать поведение.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Часто взрослые считают, что если ребенок много двигается, непоседлив, значит, он гиперактивен. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности не учитываются.

Читайте также:  Глаза светились от радости

Как помочь гиперактивному ребенку?

Появление гиперактивного ребенка с первых минут осложняет жизнь любого коллектива. Он мешает, вскакивает с места. Безусловно, даже очень терпеливого родителя такое поведение может вывести из себя.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Обратите внимание! Ребенок, работая один на один со взрослым, как правило, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми

Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы.
  • Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

  • «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
  • «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
  • «Час тишины и час можно».
  • «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.
  • «Ловим комаров».

Источник

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение четвертое)

Синдром расторможенности влечений

Данные, представленные в настоящей статье, являются результатом клинико-психологического изучения основных типов подростковых кризов.

Читайте также:  Средства для преодоления стресса

В предыдущие годы (1980-1982) была описана структура нарушении поведения по типу психической неустойчивости и повышенной эффективной возбудимости, разграничены их патологические и непатологические варианты, выявлена связь с особенностями протекания периода полового созревания, неврологическими и нейрофизиологическими показателями, а также с особенностями отрицательных средовых влияний.

Было показано, что при психической неустойчивости трудности поведения определяются главным образом наличием признаков эмоционально-волевой незрелости. При повышенной аффективной возбудимости ведущим является гипертрофия свойственной подростковому возрасту взрывчатости, склонность к агрессии у мальчиков, истериоформным проявлениям у девочек.

В настоящей работе рассматривается третья, наиболее тяжелая по своим клиническим проявлениям группа подростков, в нарушениях поведения у которых доминировало расторможение влечений.

Расторможение инстинктов и влечений, как известно, наиболее выраженное в переходные возрастные периоды, особенно подростковый, даже у здоровых детей нередко в определенной мере влияет на поведение.

Л.С. Выготский [1, с. 196], давая структурный анализ подросткового возраста, подчеркивал, что «развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания», что «ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов» и, далее, что «интерес появляется на основе развития влечений, а вместе с появлением интереса изменяется и весь характер отношения к среде».

Эти закономерности отчетливо выступают в структуре так называемых подростковых кризов, характеризующихся либо заострением отдельных черт характера, свойственных подростку и ранее, либо появлением специфической дисгармонии характера и поведения. (*Дефектология, 1984, № 4, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова, Институт дефектологии АПН СССР)

Проявления ряда влечений, относящихся к психосексуальным, в современной подростковой психиатрии [8, 9] также рассматриваются в рамках возрастной нормы и не расцениваются как патология. Например, начало сексуальной жизни до юридического совершеннолетия (т.е. до 18 лет), при наступлении достаточной физической зрелости (регулярные месячные, остановка роста), считается нежелательным с социальной точки зрения, но не патологическим явлением. А.М. Свядощ [12, с. 99] отмечает, что «умеренная мастурбация (онанизм) в юношеском возрасте обычно имеет характер саморегуляции половой функции». Причиной онанизма могут быть индивидуальные конституциональные различия, определяющие возраст и силу пробуждения полового влечения: подростки, рано созревающие физически, раньше начинают половую жизнь.

В то же время неправильное отношение взрослых к этим вопросам нередко вызывает у подростков тяжелые невротические реакции. И. С. Кон [5, с. 137] справедливо утверждает, что, задача состоит не в том, чтобы «уберечь. от сексуальности, — это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить управлять этой важной стороной общественной и личной жизни». Поэтому осведомленность относительно современных представлений о психосексуальном развитии детей и подростков чрезвычайно важна для родителей, воспитателей, педагогов, школьных врачей.

Таким образом, определенная дисгармония в созревании сферы влечений свойственна и здоровому подростку. На фоне же различных акцентуаций характера, психопатических черт личности, остаточных явлений органического поражения ЦНС, интенсификации и ранних сроков начала полового метаморфоза, а также ряда отрицательных социальных влияний расторможенность влечений нередко приобретает патологический характер и определяет поведение подростка.

Авторы, изучавшие патологические расстройства влечений в детском возрасте (Г.Е. Сухарева, 1937, 1974; М. С. Певзнер, 1941; К. С. Лебединская, 1958, 1959; Г. П. Пантелеева, 1971; В. В. Ковалев, 1979 и др.), значительную часть из них связывают с различными нарушениями инстинктивной сферы, однако подчеркивают и большую роль в их реализации неблагоприятных средовых условий.

Читайте также:  Радости счастья добра вдохновенья

Психопатоподобные формы поведения с расторможением влечений Г. Е. Сухарева [13] относит к числу наиболее частых патологических состояний пубертатного возраста. При более тяжелых проявлениях этой патологии помимо таких влечений, как повышенные сексуальность, прожорливость, агрессивность, характеризующихся большой степенью выраженности, нередко наблюдаются и влечения, отличающиеся перверзностыо (извращенностью). К ним относятся садистичность в виде немотивированной агрессии с жестокостью, удовольствием от причинения боли окружающим, чаще — детям или животным; отсутствие брезгливости с нередким отказом от мытья; проявления пиромании в виде особого стремления к играм с огнем; склонность к бродяжничеству, а также патологическое тяготение к наблюдению и обсуждению различных событий и происшествий отрицательного, чаще жестокого характера (ссоры, драки, дорожные катастрофы, пожары, убийства и т. д.).

Г.Е. Сухарева указывает на постепенность становления неодолимости ряда влечений. Нередко они возникают реактивно, под влиянием неблагоприятной ситуации, как реакции протеста (побеги), имитации (воровство, сексуальные эксцессы и др.) и лишь в дальнейшем закрепляются как привычные акты. В. В. Ковалев [4] подчеркивает, что более сложные, «социализированные» формы нарушений влечений (привычное воровство, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков) присоединяются к расстройствам элементарных влечений и инстинктов позже, с возрастом. Возникновению асоциального поведения наряду с патологией влечений в этих случаях способствуют также снижение нравственных установок, утрата интересов к познавательной деятельности, отказ от учебы и работы. А. Е. Личко [8], выделяя понятие делинквентного поведения, под которым подразумевается склонность к проступкам и негрубым правонарушениям (систематические прогулы, уклонение от учебы и работы, мелкое воровство, хулиганство, драки и т. д.), указывает на его связь как с недостатками воспитания, так и с определенными типами аномалий характера, обусловливающими склонность к расторможению влечений. Л.Мишо (1964) обнаруживает «изначальные нарушения характера» у 70 % делинквентных подростков. Наиболее часто делинквентное поведение встречается у неустойчивых личностей (по данным А.Е.Личко — в 75 % наблюдений). При этом типичны два возрастных «пика»: первый — при переходе из IV в V класс, что совпадает с началом пубертатного периода и усложнением школьной программы, и второй — после окончания 8-летнего образования, с переходом к профессиональному обучению.

Одной из частых форм нарушений поведения в возрасте 12-14 лет А.Е. Личко считает употребление опьяняющих доз алкоголя. Н. И. Фелинская [14] среди подростков, состоящих на учете в милиции, диагностирует склонность к алкоголю в 13%, В. Я. Гиндикин [3] — в 25 %. 40 % подростков, состоящих на учете в милиции, начинают употреблять алкоголь в возрасте 11-13 лет, еще 40 % — в 14-15 и лишь 20 % — в 16-17 лет [10]. Среди «трудных» подростков массовых школ алкоголь употребляют 14% [8], хотя сформировавшийся алкоголизм в этом возрасте встречается редко.

Социально-психологические, юридические исследования, направленные на анализ причин алкоголизации подростков, так же как и клинические исследования деликвентного поведения, подтверждая предрасполагающее значение аномалий характера, указывают на ведущую роль неблагоприятных микросоциально-средовых факторов. Среди подростков, госпитализированных в психиатрическую больницу по поводу психопатии и декомпенсации акцентуации характера, злоупотребляли алкоголем 23%, а у 6% уже был диагностирован хронический алкоголизм. При этом предпочтительность к злоупотреблению алкоголем, не достигающему степени алкоголизма, обнаружена у подростков с чертами неустойчивости (45%) и у подростков эпилептоидного склада (35%) [8].

Источник

Оцените статью