Растения тоже чувствуют боль вегетарианцы
Испытывают ли растения боль? Над этим вопросом мало кто серьезно задумывается. Удивительно, но довод, что растения также испытываю боль, часто используется против вегетарианцев, чтобы оправдать убийство животных для употребления в пищу.
Поскольку ни один человек не может выжить без еды, он, к сожалению, не может обойтись без того, чтобы не уничтожить растение или животное, чтобы выжить самому. Таким образом, возникает вопрос: какая диета является оптимальной и наносит меньше всего вреда живым существам? Рассмотрим несколько точек зрения, касающихся вопроса употребления в пищу растений.
1. Растения — прекрасная альтернатива животной пище
При сравнении человека и животного – особенно при рассмотрении их нервной системы – необходимо сделать вывод, что животные (прежде всего, млекопитающие) страдают также как и люди. У растений также можно обнаружить определенные «чувства». Однако за неимением сложной нервной системы их «чувства» и способности чувствовать боль не так ярко выражены, как у животных и людей. Таким образом, если делать выбор: убить животное или растение, чтобы выжить самому, тогда стоит выбирать растения.
2. Растения также как и животные испытывают боль и употреблять их в пищу негуманно
Сторонниками этой точки зрения предполагается, что убийство растений — это также плохо, как и убийство животных. Если продолжать эту мысль бесконечно, то можно оправдать и каннибализм. Так что совершенно нелогично приравнивать убийство животных к употреблению в пищу растений.
Еще один момент, который не учитывается сторонниками данного заявления: каждый мыслящий человек, рассуждающий с моральной точки зрения, задумывается о том, как избежать ненужных страданий. Растения не имеют столь высокоорганизованной нервной системы как животные. Поэтому употребление их в пищу не приносит столько вреда, как убийство животных. Интересен тот факт, что все известные нам животные, которых употребляют в пищу, сами являются преимущественно травоядными!
Люди, которые считают, что употреблять в пищу растения нельзя, потому что они одушевленные и чувствуют боль, непоследовательны, если они заявляют, что люди имеют право употреблять в пищу мясо животных.
3. Питание без убийства растений и животных
В такой дискуссии часто упускается из виду следующий факт: вполне можно питаться, не убивая ни животных, ни растений. В мире существует немало обществ, которые взяли на себя задачу распространять эту точку зрения. Сторонники данной теории считают, что стоит употреблять в пищу только те продукты, которые не могут причинить вреда растениям, а именно их плоды, ягоды, орехи. То есть, это вегетарианская диета, состоящая преимущественно из фруктов, надземных овощей, ягод, семечек и орехов. Причем некоторые сторонники такой системы питания позволяют употреблять в пищу также различные крупы (если зерно во время сбора урожая отделяется от целого растения) и грибы (при условии сохранения грибницы).
4. Праноедение
Это тема отдельного разговора. К сожалению, в массе своей люди еще не способны являться праноедами и не могут обойтись без привычных им продуктов питания.
Источник
Они страдают: доказанно, что растения тоже чувствуют боль и страх 1
Смена статуса вегетарианцев
Вегетарианцы потеряли один из самых значимых аргументов своего образа жизни – бережное отношение к живым существам. Это сродни проигранной войне против мясоедов. Что-то похожее на моральную дуэль уже происходит – об этом свидетельствует избитая фраза, что вегетарианцы «больше любят» животных, поэтому и не едят их. Но и мясоеды не остаются в долгу, придумав афоризм: если вегетарианцы не едят тех, кого любят, значит, они ненавидят растения! Поедатели растений называют мясоедов убийцами, на что мясоеды напоминают, что величайший убийца на земле – Адольф Гитлер – был вегетарианцем… и неизвестно, сколько бы еще продолжалась эта «битва», если бы ученые не открыли, что в пищевой цепочке нет «плохих» и «хороших», нет невиновных – все причиняют боль друг другу (как овечка, жующая травку, так и волк, поедающий овечку). Хотя вегетарианцы оппонируют с помощью фактов, что растения не могут реагировать на боль, потому что у них нет центральной нервной системы и рецепторов бензодиазепина (окончаний нервных волокон, которые реагируют на обезболивающие средства). Но это упрямство уже не имеет значения, потому что после данного открытия трава уже никогда не будет просто травой.
О боли растений известно давно
Что мы знаем о боли? О боли у людей и млекопитающих – много. А вот о чувстве дискомфорта у других форм жизни – мало. Это странно, потому что первое научное обоснование того, что растения чувствуют боль, появилось еще лет сто назад – его предоставил в то время еще не известный, а позже знаменитый бенгальский физик, биолог и физиолог растений Джагадиш Чандра Бозе. Он открыл, что у растения, если принять ему боль (например, отрывая лист), по всему «телу» распространяются электрические импульсы, которые создают изменения в клетках и тканях. Чем основательнее травма растения, тем сильнее и быстрее импульсы, потому что тем больше они образуют химические изменения в клетках, на которые растение реагирует даже физически (например, сжимая лепестки). Эта цепная реакция доказывает, что растения чувствуют нечто похожее на боль и что их тело – чувствительно.
Открытие Бозе для того времени было преждевременным и в научных кругах его проигнорировали, но в наши дни оно нашло много соратников.
Растения зовут и спешат на помощь
Представьте запах только что скошенной травы. Он такой свежий и приятный! На самом деле это цепочка из молекул, которые трава в страхе «смерти» передает окружающим растениям как сигнал об «убийце» (газонокосилке). Похожие пары выделяются при сигнале о насекомых, грызущих листья, или травоядных. Это одновременно и сигнал SOS для «своих», чтобы те пришли на помощь, и предупреждение, чтобы другие защищались.
Как могут защищаться растения? От газонокосилки – никак, а от насекомых – теми же испарениями (газом). Ученые Государственного университета Миссури выяснили, что в момент, когда гусеница начинает грызть лист, то от растения начинает исходить странный запах, который «портит аппетит» гусенице. Но как растения могут помогать друг другу? Тоже запахом! Например, цветы отвлекают внимание насекомых от «жертвы», усиливая свой аромат и таким образом переманивая насекомое к себе. И тогда включают защитный механизм – отпугивающий газ.
Несмотря на то что у представителей мира растений нет мозга, многие ученые почти уверены, что они обладают своеобразным сознанием, к тому же – коллективным. Связь со «своими» происходит как по воздуху (через ароматы), так и под землей – посредством корней. В одном эксперименте в ствол дерева ввели радиоактивный изотоп водорода и уже через несколько дней констатировали его под землей в диаметре 30 метров – дерево передало его деревьям через корни. С помощью корней они способны передавать и питательные вещества, особенно молодым и слабым саженцам. Еще растения могут оценить окружающую среду и, если она неблагоприятна, менять траекторию корней в более благоприятную сторону. Из этого можно сделать вывод, что у растений есть не только разум, но и эмпатия…
Растения кричат и плачут
Говоря о боли, по мнению ученых Университета физики в Бонне, у растений существует не только эквивалент человеческих слез – этиленовый газ, который выделяется, когда, например, растение ломают, и возникает похожая на человеческую «вокальная» реакция. Недавно с помощью лазерных микрофонов исследователи уловили звуковые волны в моменты, когда растение портили или срезали. Колебания звуковых волн возникали при выделении газа из тканей растений. Конечно, человеческому уху они не слышны, но аппаратура показала, что из огурца, срываемого с грядки, исходит звук, похожий на крик человека, а цветы, у которых отламывали листья, «взвизгивали». Чем большему стрессу подвергались растения, тем больше они «плакали» и «кричали». Значит ли это, что растения еще и слышат?
Ученые из института Колумбийского университета почти уверены, что у растений есть слух, причем очень чувствительный, потому что в экспериментах они реагировали на такие сверхтихие звуки, как ползание гусеницы.
И в отчетах исследований Бозе упомянуто, что растения реагируют на шум, а также чувствуют флюиды человека. В более поздних экспериментах выяснено, что растения могут даже помнить людей! Химическая структура растений меняется в зависимости от того, приближается к ним доброжелательный человек, который за ними будет ухаживать, или тот, который когда-нибудь сорвет, срежет или сломает.
Возвращаясь к боли, несколько лет назад в тканях растений обнаружен гормон, похожий на простагландин – вещество, отвечающее за болевые рефлексы у человека и животных. И многие растения, когда заболевают или их травмируют, начинают усиленно выделять салициловую кислоту, в составе которой есть аспирин (как известно, он утоляет боль, или химически нейтрализует простагландин). Этот факт почти стопроцентно доказывает, что организм растений не только чувствует боль, но и борется с ней.
Но поменяет ли это открытие что-то в жизни людей? Вряд ли. У нас деформированное понимание того, что мы едим: образ розового поросенка в момент поедания карбонада не посещает нас по пути к тарелке. Мы едим то, что видим. Это же относится и к растениям – редко кто, поедая салат, думает о том, что огурчик кричал…
Источник
Ученые VS веганы. Растения чувствуют, когда их едят?
Растения чувствуют, когда их едят, и пытаются этому противостоять, пришли к выводу ученые из Университета Миссури.
Исследователи уже не раз заявляли о том, что овощи и травы обладают сознанием и даже чувствуют боль, не имея нервной системы. Результаты нового эксперимента доказали, что, когда люди или животные едят растения, последние запускают защитный механизм в надежде остановить процесс поедания.
Ученые провели новое исследование на растении семейства капустных под названием Резуховидка Таля. Резуховидка или Arabidopsis имеет короткий цикл развития и ее часто используют как модельный организм в исследованиях. Резуховидку предложили обычной зеленой гусенице, сделав аудиозапись вибрации, которые издает личинка, поедая капустные листья. У ученых были также записи других «безопасных вибраций», например, шума ветра, которые, по их мнению, должно было распознать растение.
Каков же был результат исследований? Согласно научной статье, опубликованной в журнале «Современный фермер», резуховидка начала вырабатывать ядовитое горчичное масло, пока ее ела гусеница, желая таким образом отпугнуть «хищницу». То же самое растение делало, когда ученые включали запись «опасных вибраций» гусеницы, издаваемых ею во время еды. При этом, слыша вибрации шума ветра, капуста защитный механизм не запускала.
Получается, что растения чувствуют, что их едят, и главное, им это не нравится. Такие выводы могут стать сенсацией для веганов и вегетарианцев. Приверженцы «живой пищи» утверждают, что поедание растений не несет им никаких страданий, в отличие от животных, которых нужно непременно убить перед едой.
Источник
«А как насчет растений?» Ответ с позиции веганства
О дин из самых часто задаваемых вопросов любому вегану: «А что насчет растений?» В самом деле, я не знаю ни одного вегана, который не слышал бы этого вопроса хотя бы один раз, а большинство из нас слышит его регулярно.
Разумеется, никто из вопрошающих на самом деле не думает, что нет разницы, скажем, между цыплёнком и салатом. То есть, если на следующем званом ужине вы разрежете салат перед своими гостями, вы получите иную реакцию, чем если разделаете живого цыплёнка. Если, гуляя в вашем саду, я намеренно наступлю на цветок, то вы, возможно, вполне заслуженно будете раздражены мной, но если я намеренно ударю вашу собаку, вы будете сердиться на меня совсем иным образом. Никто на самом деле не думает об этих поступках как об идентичных. Каждый признает существование важной разницы между растением и собакой, которая делает избиение собаки более серьезным действием, чем топтание цветка.
Разница между животным и растением заключается в способности чувствовать. То есть животные — по крайней мере те, которых мы рутинно эксплуатируем — несомненно способны к чувственному восприятию. У чувствующих существ есть разум; у них есть предпочтения, желания или стремления. Это не означает, что разум животных такой же, как и у людей. Например, разум людей, которые используют язык символов, чтобы ориентироваться в своём мире, может очень отличаться от разума летучих мышей, использующих для этой цели эхолокацию. Сложно узнать, как устроен их разум и чем он отличается от человеческого. Но это и не важно. Как люди, так и летучие мыши способны чувствовать. И те и другие обладают интересами, у тех и других есть предпочтения, желания или стремления. Человек и летучая мышь могут по-разному думать об этих интересах, но не может быть серьёзных сомнений в том, что они этими интересами обладают, включая интерес избегать боль и страдания и интерес в продолжении существования.
Растения качественно отличаются от людей и других чувствующих животных тем, что растения определённо живые, но не чувствительные. У растений нет интересов. Нет ничего, что растение хочет, желает или предпочитает, потому что у него нет разума, который участвовал бы в такой когнитивной активности. Когда мы говорим, что растение “нуждается” или “хочет” воды, мы не опираемся на ментальный статус растения в большей степени, чем когда говорим, что автомобиль “нуждается” или “хочет” масла. Залить в автомобиль масло может быть в моих интересах. Но не в интересах моего автомобиля — у него нет интересов.
Растение может реагировать на солнечный свет и другие стимулы, но это не значит, что растение чувствует. Если я запущу электрический ток по проводу, подключенному к звонку, звонок зазвонит. Но это не значит, что звонок чувствующий. У растений нет нервной системы, бензодиазепиновых рецепторов или каких-либо других признаков, которые мы связываем со способностью чувствовать. И это всё научно обосновано. Зачем растениям эволюционно развивать способность чувствовать, если они не могут ничего сделать в ответ на действие, которое вредит им? Если вы поднесёте огонь к растению, оно не сможет убежать: оно будет стоять, где стоит, и гореть. Если вы поднесёте огонь к собаке, собака сделает точно то, что и вы бы сделали — заплачет от боли и попытается убежать от огня. Способность чувствовать развилась у определённых существ эволюционно, чтобы позволить им выжить, избегая вредного раздражителя. Способность чувствовать никак не поможет растению; растение не может убежать.
Я не утверждаю, что мы не можем иметь моральных обязательств, касающихся растений, но я говорю, что мы не можем иметь моральных обязательств перед растениями. Мы можем иметь моральное обязательство не срубать дерево, но это не обязательство перед самим деревом. Дерево не та сущность, перед которой мы можем иметь моральные обязательства. Мы можем иметь обязательства перед всеми чувствующими существами, которые живут на этом дереве или выживание которых зависит от этого дерева. Мы можем иметь моральные обязательства перед другими людьми и прочими животными, населяющими планету, не уничтожать деревья безцельно. Но мы не можем иметь каких-либо моральных обязательств перед деревом; мы можем иметь моральные обязательства только перед чувствующими существами, а дерево не чувствующее и не имеет интересов. Нет ничего, что дерево хочет, предпочитает или жаждет. Дерево не та сущность, которая безпокоится о том, что мы с ним делаем. Белки и птицы, живущие на дереве, определённо имеют интерес в том, чтобы мы не срубали это дерево, но само дерево его не имеет. Возможно, безцельно срубить дерево будет морально неправильным, но это качественно отличающееся от убийства оленя действие.
Говорить о “правах” деревьев, как это делают некоторые — значит уравнивать деревья и отличных от человека животных, и это может работать только в ущерб животным. В самом деле, привычно слышать от экологистов разговоры о нашей ответственности в управлении природными ресурсами, включая животных как “ресурс”, которым надо управлять. В этом заключается проблема для тех из нас, кто не считает животных “ресурсами” для использования. Деревья и другие растения являются ресурсами, которые мы можем использовать. У нас есть обязательство использовать эти ресурсы с умом, но это обязательство только перед другими личностями, как людьми, так и другими животными.
Наконец, вариант вопроса про растения: «Что насчет насекомых — они способны чувствовать?»
Насколько мне известно, никто в действительности не знает этого наверняка. Безусловно, есть доля сомнения по поводу насекомых. Я не убиваю насекомых дома и стараюсь никогда не наступать на них во время прогулок. В случае с насекомыми провести линию может быть сложно, но это не значит, что она не может быть проведена — и проведена ясно — в большинстве случаев. Мы ежегодно убиваем и съедаем по крайней мере 10 миллиардов наземных животных в одних только США. Эта цифра не включает в себя морских животных, которых мы убиваем и едим. Возможно, есть сомнения в способности чувствовать у двустворчатых или мидий, но нет никаких сомнений, что коровы, свиньи, цыплята, индейки, рыбы и другие животные способны чувствовать. Отличные от людей животные, у которых мы забираем молоко и яйца, без сомнения, способны чувствовать.
Тот факт, что мы можем не знать, способны ли насекомые чувствовать, не означает, что у нас есть какие-либо сомнения насчет других животных: у нас их нет. И говорить, что мы не можем оценить этичность поедания плоти или использования продуктов из животных, в чувствительности которых не сомневаемся, или разведения одомашненных животных для использования их в качестве ресурсов, потому что не знаем, способны ли насекомые чувствовать — это, разумеется, абсурдно.
Перевод: Денис Шаманов, Татьяна Романова
Комментарий от переводчиков: даже если, в противовес всему, что мы знаем, растения были бы способны к ощущениям, мы по прежнему убиваем больше растений, когда едим животных, чем когда потребляем эти растения напрямую. Для производства однофунтового стейка необходимо около 16 фунтов растительного белка. Поэтому, если мы действительно беспокоимся о якобы “чувствительных растениях” — нам стоит есть их напрямую.
Мнение редакции сайта может частично не совпадать с мнением автора статьи. Если рассматривать данный вопрос с позиции йоги, кармы, реинкарнации и Писаний, то есть шире посмотреть на реальность, можно сделать вывод, что растения — чувствующие живые существа. Отличие в степени чувствительности
Источник