Эмоциональные расстройства: причины возникновения, симптомы и лечение
Есть люди, чье поведение злит или удивляет окружающих. Зачастую причиной такого явления считается не отсутствие хороших манер, а эмоциональные проблемы. Расстройства у взрослых людей требуют корректной диагностики и лечения. Чем раньше будет оказана помощь человеку, тем быстрее удастся избавиться от эмоциональных расстройств.
Что это такое?
Эмоциональные проблемы – это комплекс симптомов, к которым относят повышенную возбудимость, резкие смены настроения, отсутствие самоконтроля, раздражительность и беспричинную агрессию по отношению к окружающим. К эмоциональным проблемам также относят девиантное поведение, проявляющееся стремлением к аморальному образу жизни (проституция, воровство, злоупотребление алкоголем, наркотиками и прочее). Если человек не получает своевременную профессиональную помощь, личностные расстройства приводят к плачевным последствиям, объясняемым потерей самообладания.
Причины и провоцирующие факторы
Главной причиной эмоциональных проблем считается органическое поражение структур головного мозга.
А также:
- наследственность – если кто-то из близких кровных родственников человека страдал от поведенческих расстройств, риск возникновения аналогичных проблем повышается на 50%;
- инфекционное поражение головного мозга в анамнезе (энцефалит, менингит);
- перенесенные травмы головы;
- вредные привычки;
- эндокринные заболевания, к примеру, сахарный диабет;
- сложное детство, причиной которого стали психотравмирующие ситуации, спровоцированные родственниками;
- затяжной стресс;
- пережитое насилие.
Если есть влияние нескольких факторов одновременно, это значительно повышает вероятность развития эмоциональных проблем.
Характеристика
У эмоциональных проблем есть несколько ключевых характеристик. Каждый человек, имеющий подобные нарушения психики, испытывает негативные эмоции, проявляющиеся апатией, депрессией, беспричинной нервной возбудимостью и даже суицидальными мыслями. Враждебное отношение к окружающим людям – еще одна основная характеристика эмоциональных проблем. Человек неадекватно оценивает риски, и это объясняется его импульсивностью и неспособностью объективно оценивать окружающий мир. При затяжном расстройстве возникают суицидальные мысли и аутоагрессия – нанесение увечий самому себе.
К признакам относят:
- развитие во взрослом возрасте;
- человек не может контролировать свое поведение ни наедине с собой, ни в обществе;
- неадекватное поведение приводит к серьезным проблемам в отношениях с родственниками, коллегами, начальством и другими людьми из окружения.
Что относят к эмоциональным нарушениям
Эмоциональные проблемы с точки зрения психиатрии – это неадекватное восприятие человеком окружающих и ситуаций, происходящих в его жизни. Больной не может контролировать интенсивность выражения эмоций, из-за чего поведение оценивается окружающими как неадекватное и странное.
Нарушения эмоционального фона условно делят на 2 группы:
- Расстройства эмоций.
- Проблемы с адекватностью возникающих эмоций.
К расстройствам эмоционального восприятия относят:
- аффект – неконтролируемые эмоции, мешающие трезво оценивать окружающую обстановку;
- гипертимия – беспричинная радость, сопровождающаяся слишком выраженной мимикой;
- эйфория – возникает на фоне употребления алкоголя, наркотических веществ и проявляется нервной возбужденностью;
- гипотомия – проявляется упадком сил, депрессией, негативной оценкой окружающей обстановки;
- апатия – отсутствие интереса к чему-либо, игнорирование проблем;
- гнев – нервное возбуждение, перерастающее в неконтролируемую агрессию;
- отсутствие эмоций – эмоциональная холодность и отчужденность, провоцирующая сильным стрессом;
- фобии – навязчивый страх перед чем-либо;
- навязчивая идея – стремление любой ценой совершить какой-либо поступок;
- амбивалентность – одновременное переживание противоположных состояний (апатия+навязчивая идея, гипертимия+гипотомия).
- Нарушения адекватности эмоций проявляются следующими расстройствами:
- дисфория – сильный гнев, возникающий в ответ на незначительный раздражитель;
- амимия – отсутствие мимики («каменное» лицо);
- парамимия – мимика, несоответствующая переживаемым чувствами;
- гипермимия – быстро меняющаяся мимика.
Симптомы
Эмоциональные проблемы разнообразны. Но есть типичные для них симптомы, которые создают клиническую картину, необходимую для постановки пациенту диагноза. Так, поведением человека управляют только эмоции, на фоне чего теряется способность объективно оценивать жизненные ситуации. Все действия предпринимаются под влиянием сиюминутных желаний. Переменчивое настроение делает невозможным построение планов и выполнение обещаний, данных окружающим. Минимального раздражителя достаточно для того, чтобы спровоцировать у пациента бесконтрольную агрессию, нервное возбуждение и другие поведенческие расстройства. Человека часто посещают суицидальные и депрессивные мысли, что свидетельствует о затяжных эмоциональных проблемах.
На фоне симптоматики эмоциональных расстройств портится качество жизни. Это проявляется конфликтами с окружающими, невозможностью добросовестное выполнять служебные обязанности.
Диагностика
Диагностикой эмоциональных проблем занимается психиатр. Для постановки диагноза берется во внимание перечень типичных проявлений патологии:
- Неадекватность эмоций.
- Отсутствие самоконтроля.
- Поведенческие расстройства влияют на все сферы жизни.
- Возникли проблемы с социальной адаптацией.
- У пациента ранее были диагностированы органические поражения головного мозга.
- Человек пережил психологическую травму.
Если расстройства соответствуют минимум трем пунктам приведенного выше списка, психиатр диагностирует эмоциональные расстройства и разрабатывает индивидуальную схему терапии.
Лечение
Лечение эмоциональных расстройств включает:
- Прием медикаментов – назначается только врачом при органических поражениях мозга и выраженных психоэмоциональных отклонениях. Выбор медикаментов зависит от специфики расстройств. При апатии, депрессии и суицидальных наклонностях прописываются антидепрессанты. Прием транквилизаторов целесообразный при панических атаках, приступах неконтролируемой агрессии, навязчивых идеях. При повышенной возбудимости назначаются нейролептики.
- Психотерапия – базовый метод лечения. Программа коррекции психоэмоциональных проблем разрабатывается индивидуально с учетом причин поведенческих отклонений, состояния и анамнеза пациента.
Возможна госпитализация больного в стационар. К причинам такого решения относят заявление родственников пациента о необходимости его госпитализации в психиатрическую клинику. Подобная мера предусмотрена, если поведение больного угрожает здоровью и жизни окружающих.
Источник
Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.
Источник