Расстройства эмоционального статуса при афазии

Расстройства эмоционального статуса при афазии

В клинике афазии наблюдаются, помимо распада речи как системы, симптомы амузии, расстройства ритма, мелодии, темпа, логических ударений, «телеграфный стиль», скандированность, однотонность речи.

Нарушения двигательной сферы проявляются в форме оральной апраксии, в неспособности перехода от одной артикуляционной позы к другой. Артикуляционные расстройства могут быть паретического, дистонического и диспраксического типов. А.Р. Лурия связывает нарушения артикуляции при афферентной моторной афазии с расстройством орального праксиса, а нарушения при эфферентной моторной афазии — с расстройством кинетической мелодии речедвигательного акта. Помимо этого, стойкие двигательные расстройства наблюдаются в общей моторике больных с афазией, обусловленные локализацией патологического процесса.

Исследования сенсорной сферы показали, что у больных с афазией имеются нарушения неречевого слуха, более выраженные на левое ухо, чем на правое; может быть двусторонний слуховой дефицит для частот 25—1000 Гц или двусторонняя частичная глухота в той части тоновой шкалы, которая связана с частотой разговорной речи. В целом нарушения элементарного слуха не постоянны и зависят от общего поражения мозга.

В эмоционально-волевой сфере у одних больных наблюдается угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смена настроения, негативизм; у других — повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими; у третьих — безразличие к своим близким, апатия, безволие, они не выражают желания поправиться, вернуться к активной деятельности.

Источник

Расстройства эмоционального статуса при афазии

У больных с расстройствами мышления при нормальном функционировании речевого аппарата появляется причудливое произношение, сходное, на первый взгляд, с речью при афазии Вернике или проводниковой афазии. Следует учитывать возрастные аспекты заболевания. Так, шизофрения с психотическими расстройствами речи чаще всего дебютирует на втором и третьем десятилетии жизни, в то время как афазии, не сопровождающиеся нарушением беглости речи, наблюдаются в более старших возрастных группах, отягощенных сосудистыми факторами риска.

Несколько характерных особенностей произношения также позволяют отличить речь больного с расстройством мышления от речи больного с афазией, не сопровождающейся нарушением беглости речи.

Парафазии характерны для афазии, но редко встречаются при шизофрении.
Неологизмы при афазии часты и изменчивы, в то время как при шизофрении они редки, но пациент использует одни и те же неологизмы.

У больных с афазией отмечается тенденция отвечать на вопросы открытого типа более кратко, чем у больных шизофренией.
Причудливые и вымышленные темы во время беседы появляются только у больных шизофренией.

Течение афазии у больного

После повреждения головного мозга наблюдается спонтанное восстановление речевых функций в различной степени.

Начальный период быстрого восстановления функций имеет место в течение нескольких первых дней или недель после инсульта и обусловлен регрессом отека, уменьшением зоны ишемической «полутени» и устранением других патогенетических факторов на отдалении от места повреждения.

Вторая, медленная фаза восстановления, отражает включение коллатерального кровообращения, переобучение и структурную невральную пластичность. Основное восстановление функции имеет место в первые 3 месяца после повреждения и в некоторых случаях может продолжаться до 1 года, реже дольше. Среди всех афатических синдромов максимальное восстановление наблюдается при афазии Брока и кондуктивной афазии. Аномическая афазия является общей конечной стадией регресса для всех разновидностей афазий.

Благоприятными факторами как для спонтанного улучшения, так и для положительной реакции на лечение расстройств речи являются молодой возраст больных, леворукость или амбидекстрия, более высокий уровень образования, небольшие размеры очага поражения, отсутствие или небольшая степень выраженности не связанных с речью когнитивных расстройств, отсутствие эмоциональных нарушений, таких как депрессия и апатия, а также хорошая поддержка со стороны членов семьи. У больных с травматической афазией отмечается тенденция к более полному восстановлению по сравнению с больными, перенесшими ишемический инсульт.

Читайте также:  Бойтесь людей которые пытаются внушить вам чувство вины ибо

Консультации специалистов при афазии у больного

Невролог. Большинство больных с афазией должны быть осмотрены неврологом. Невролог подтверждает наличие афазии, устанавливает ее тип, оказывает помощь в установлении этиологического диагноза и оценивает прогноз.

В отдельных случаях невролог может принять решение о фармакотерапии афазии. Небольшие серии наблюдений позволили сделать предположение, что агонисты норадренергических и холинергических рецепторов могут повышать нейропластичность и ускорять восстановление при афазии, если лечение начато в течение 1 месяца после начала заболевания. Для улучшения продукции речи у больных с транскортикальной моторной афазией использовали агонисты дофамина, в частности, бромокриптин. Эффективность лекарственных средств этой группы требует проверки в клинических испытаниях.

Логопед. Всем больным с афазией должна быть назначена консультация логопеда.

Логопед проводит обследование речевых функций с помощью стандартизированных тестов, таких как Бостонское диагностическое исследование афазии, Западный набор тестов для исследования афазии, индекс Porch коммуникативных способностей и др. Логопед использует полученные результаты для назначения индивидуальных программ лечения афазии.

Несмотря на противоречивые мнения относительно эффективности лечения афазии, практический опыт свидетельствует о том, что систематическое проведение реабилитационных программ по восстановлению речи улучшает исход заболевания. Лечение проводится индивидуально с учетом имеющихся у больного речевых и когнитивных проблем, с активизацией сохранных мозговых функций для восстановления или компенсации утраченных речевых способностей. Для дополнительной общей стимуляции речевых функций существует ряд методик. При нарушении беглости речи лечебные мероприятия включают: (1) ритмико-мелодическую терапию, (2) тренировку общения с помощью знаков и жестикуляции, (3) коллективное общение. Развитие синтаксиса уменьшает аграмматизм. Специфическая терапия по восстановлению произношения слов показана при аномической афазии, а тренировка понимания — при нарушении понимания речи на слух. 3. Программы по восстановлению речи рассчитаны на два или три месяца в виде занятий по 30—60 минут от двух до пяти раз в неделю. Самостоятельные занятия пациента или вместе с членами семьи стимулируют процесс восстановления. Занятия по восстановлению речи с помощью компьютера расширяют кругозор и мышление пациента.

Психоневролог. Больные с не вполне ясным диагнозом, у которых имеются значительные невербальные когнитивные расстройства в дополнение к афазии, подлежат нейро-психологическому тестированию. Рутинное нейропсихологическое обследование с помощью тестов, требующих минимального речевого ответа, позволяет определить состояние памяти, зрительно-пространственного восприятия, исполнительских функций, праксиса и оценить процесс формирования понятий. Полученные данные могут быть полезны в уточнении топического диагноза, а также помогут логопеду в выборе стратегии восстановительной терапии речевых расстройств с использованием невербальных функций пациента.

Группы поддержки пациентов. Национальная ассоциация афазии (Р. О. Box 1887, Murray Hill Station, New York, NY 10156, 1-800—922-4622) является оптимальным источником поддержки больных с афазией и их родственников. Американская ассоциация сердца/инсульта и Национальная ассоциация инсульта также предоставляют необходимую информацию и программы по реабилитации.

Источник

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.

Особенности афазии

Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Читайте также:  Чувствую что свет это навсегда

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Причины афазии

Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.

Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:

  1. Речевая зона Брока. Это моторный центр, который отвечает за формирование устной речи и моторную функцию.
  2. Речевой центр Вернике. Этот центр участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:

  • Черепно-мозговая травма. Травма может быть закрытой или открытой. В этом случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие центры, в зависимости от силы удара и куда он был нанесен.
  • Инфаркт мозга и геморрагический инсульт. В результате инфаркта мозга происходит ишемическое повреждение мозга. При остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) возникает нетравматическое внутримозговое кровоизлияние. К возможным факторам, которые могут привести к сосудистым и ишемическим поражениям, относится гипертония, атеросклероз и т.д. При этом у пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, чаще всего диагностируется тональный или смешанный афазический синдром; у больных с ишемическими нарушениями – моторная, тональная и сенсорная афазия.
  • Онкология. В данном случае патология развивается при повреждении речевого центра опухолью.
  • Операции, проведенные на головном мозге.
  • Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезни Пика, очаговые варианты болезни Альцгеймера).
  • Энцефалит, менингит и другие инфекционно-воспалительные заболевания. Эти причины чаще всего приводят к появлению афазии у детей.

Основная симптоматика

В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.

К основным симптомам афазии относятся:

  • Пропуск отдельных слов, фраз, замена букв.
  • У человека замедляется речь, появляются достаточно длинные паузы между предложениями. В других случаях речь может быть, напротив, очень быстрой и сбивчивой.
  • Грамматические и синтаксические ошибки в речи.
  • Человек может не помнить название объекта или предмета, при этом он будет знать его внешний вид и функцию. В большинстве случаев он может вспомнить название в случае подсказки (если назвать первый слог, то человек вспомнит его окончание).
  • Невозможность распознавания языковой речи.
  • Составление неполных предложений, неправильное произношение, интонация и ударение в словах.

Классификация афазии

В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.

Динамическая афазия

Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.

Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.

Акустико-гностическая афазия

Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.

При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.

Читайте также:  Чувство собственности ко всему

Акустико-мнестическая афазия

Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.

Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.

Амнестико-семантическая афазия

Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:

  • Забывание названий предметов.
  • Проблемы с пониманием сложных речевых оборотов, которые отражают временные, пространственные и причинно-следственные взаимоотношения.
  • Проблемы с пониманием причастных и деепричастных оборотов.
  • Непонимание крылатых фраз, метафор, пословиц и т.д.
  • Характерной чертой этого нарушения является невозможность работать с тремя предметами. Пациент может взять чашку и справа от нее положить ложку, но если дать ему еще и вилку, то это вызовет у него затруднение.

Эфферентная моторная афазия

Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.

Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.

Афферентная моторная афазия

Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).

При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.

Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

  • Спонтанная речь: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.
  • Называние: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).
  • Повторение: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и, или но»).
  • Понимание: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».
  • Чтение и письмо: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.

Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).

Нейропсихолог также проводит диагностику:

  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.

В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.

Источник

Оцените статью