Расстройства чувственного познания систематика
Общая психопатология
В данной главе рассматриваются только нарушения чувствительности, связанные с психическими расстройствами и не обусловленные патологией органов чувств или поражением первичных корковых анализаторов.
Не всякий раздражитель вызывает ощущение. Минимальная величина (сила) раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется порогом ощущения (точнее нижним абсолютным порогом ощущения), или порогом чувствительности. В норме ощущение обычных раздражителей располагается в зоне физиологического и психологического комфорта, подпороговые раздражители не вызывают никаких ощущений, но в то же время человек обладает достаточной чувствительностью, чтобы воспринимать более сильные раздражители, которые позволяют ему получать информацию о внешнем и внутреннем мире.
Гиперестезия — повышенная чувствительность к раздражителям (снижен порог ощущений).
Ощущения обычной силы приобретают неестественно резкий характер, например свет становится нестерпимо ярким, звуки — оглушительными громкими, запахи — невыносимо резкими. Кроме того, внимание больных начинают привлекать чрезвычайно слабые раздражители, которые прежде не воспринимались (были подпороговыми). К примеру, при безуспешных попытках заснуть человека начинает беспокоить звук работающего холодильника, шум капающей воды, ходьба соседей сверху, неудобная одежда, постельное белье. В некоторых случаях в большей степени беспокоят течение собственных физиологических процессов: стук собственного сердца, перистальтика кишечника и пр. Люди с гиперестезией тяготятся такими усиленными ощущениями, иногда реагируют на них с раздражением.
Гиперестезии могут быть общими и частичными (обнаруживающимися в одном или нескольких органах чувств). Гипералгезия — усиление болевой чувствительности.
Гиперестезия наиболее часто наблюдается:
- при астеническом синдроме (см. далее)
- при тревожных состояниях (гиперестезия здесь отражает опасения надвигающейся угрозы, желание как можно раньше выявить эту угрозу и попытаться избежать, поэтому все чувства человека в этих состояниях бывают обострены)
- при различных состояниях, сопровождаемых ипохондрическими переживаниями, в этих случаях может наблюдаться усиление интероцептивных (от внутренних органов) ощущений — висцеральная гиперестезия, т.е. пациент «прислушивается» ко всему, что происходит в его организме, обращает внимание на малейшие ощущения, которые прежде оставлял без внимания
- при маскированных (соматизированных) депрессиях (висцеральная гиперестезия)
- при делириозном помрачении сознания (может быть заметна уже на инициальных этапах)
- гиперестезия к запахам часто описывается у беременных
Непереносимость каких-либо неудобств, являющаяся следствием гиперестезии, часто отмечается у многих людей с различными соматическими заболеваниями (гиперестезия формируется в рамках астенического синдрома, возникающего из-за истощения сил при соматической болезни). Такие пациенты высказывают много жалоб, в том числе на условия пребывания в медицинском учреждении, соседей по палате, «грубых», невнимательных врачей, медсестер и пр. При неправильном понимании этих состояний у медперсонала формируется негативная реакция на подобные жалобы («капризы») пациентов, которая еще больше травмирует пациентов и вызывает недовольство качеством лечения.
Во время проведения врачебных манипуляций необходимо учитывать, что уровень чувствительности у людей может в достаточной степени варьировать, и то, что один пациент «выдержит не моргнув глазом», у другого пациента, или у того же пациента в другое время и в другом состоянии, может вызвать достаточно сильные болевые ощущения. Повышает чувствительность к раздражителям тревожное ожидание неприятных манипуляций, а снижает — успокаивающая беседа с врачом, в которой пациенту будут разъяснены все этапы предстоящего лечения и сняты лишние опасения (т.к. в подобных ситуациях тревогу пациента в наибольшей степени вызывает недостаток информации, подобно тому, как нам может быть боязно идти ночью по незнакомому темному парку: мы прислушиваемся к шороху листьев, рассматриваем каждую тень (не притаился ли там преступник?); тогда как при дневном освещении прогулка по тому же самому парку, скорее всего, доставила бы нам совсем другие эмоциональные переживания).
Болевые ощущения, обусловленные какой-либо соматической патологией, переживаются пациентами с разной интенсивностью еще и в зависимости от внешних условий. Так, часто в течение дня пациент, например с начинающимся аппендицитом или пульпитом, выполняет свои повседневные дела, общается с окружающими его людьми, все это отвлекает его от болевых ощущений, но вечером или ночью, оставшись один на один со своей болью, он наконец «замечает» ее выраженность. Кроме того, зачастую присоединяется тревога за свое состояние, которая дополнительно усиливает переживание боли. Все это приводит к тому, что значимая часть пациентов обращаются за медицинской помощью именно в вечерние и ночные часы, когда в лечебных учреждениях есть только дежурная смена, а не в дневное время, когда присутствует полный штат врачей.
Гипестезия — пониженная чувствительность к раздражителям (порог ощущений повышен).
Обычные раздражители ощущаются менее яркими (горячее ощущается теплым, яркий свет — тусклым, громкий звук — тихим, пища — безвкусной и т.д.), слабые раздражители вообще не воспринимаются, в определенных случаях только раздражители большой силы могут проникать в сознание.
Анестезия — отсутствие чувствительности к раздражителям. Анальгезия — нечувствительность к боли.
Психопатологические состояния, при которых может наблюдаться гипестезия или анестезия:
- д епрессии (характерны жалобы пациентов: краски мира «блеклые, серые», пища — «безвкусная, пресная» и пр. Здесь отражается изменение эмоционального компонента процесса восприятия)
- состояния выключения сознания
- кататонический синдром
- состояние сильного аффекта (т.е. сильного эмоционального переживания, например, у солдат во время боя)
- глубокие стадии гипноза
- диссоциативные (истерические) расстройства
Источник
Расстройства чувственного познания систематика
Общая психопатология
Психосенсорные расстройства (расстройства сенсорного синтеза) — расстройства, для которых характерно искаженное восприятие реально существующих предметов окружающего мира, пространства или своего тела.
Иногда, особенно на английском, эту группу расстройств образно называют «синдромом Алисы в Стране чудес» (Alice in Wonderland syndrome).
Выделяют множество видов психосенсорных расстройств по искажению того или иного аспекта восприятия:
- Формы:метаморфопсия — восприятие предметов в искаженной форме (деформированными, изломанными, наклонившимися).
- Размеров:макропсия — окружающие предметы кажутся увеличенными; микропсия — окружающие предметы кажутся уменьшенными.
- Пространства: например, чувство, что находящиеся рядом предметы располагаются на расстоянии десятков метров или они развернуты на 180 о (правое — слева, левое — справа).
- Цвета: например, все окружающие предметы кажутся красными или голубыми.
- Времени: например, больные в маниакальном состоянии воспринимают время более быстрым, чем в реальности, в депрессивном — замедленным.
- Своего тела:«расстройства схемы тела» ( аутометаморфопсия ) — искаженное восприятие размера, массы тела, формы собственного тела. Например, больные могут заявлять, что они настолько выросли, что не умещаются в своей постели, голову из-за утяжеления невозможно оторвать от подушки, «раздуло» ноги до невероятных размеров и т.д.
NB! При психосенсорных расстройствах реально существующий (в отличие от галлюцинаций) воспринимаемый объект узнается правильно (в отличие от иллюзий), но в измененной, искаженной форме.
Психосенсорные расстройства обычно наблюдаются при различных органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии (например, в виде психосенсорных припадков), интоксикациях (в том числе наркотических), при мигрени (во время приступа болей искаженным воспринимается не только окружающий мир, но и тело больного, в соответствии с локализацией боли увеличенной обычно воспринимается половина головы и глаз. См. ниже рисунки людей, страдающих мигренью, на которых они изображают свои переживания во время приступа. Больше изображений можно найти в сети Интернет по поисковому запросу migraine art. Кроме психосенсорных расстройств больные во время мигренозного приступа могут испытывать элементарные галлюцинации и выраженную гиперестезию ).
Источник
Расстройства чувственного познания систематика
Общая психопатология
Ощущение, восприятие, представление
Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.
Ощущения условно можно разделить на:
- экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
- проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
- интероцептивные (сигналы от внутренних органов)
Свойства ощущений (та информация, которую они дают):
- модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.)
- интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
- длительность
- пространственная локализация
Синестезия («совместное чувство») — особенность чувственного познания, когда наряду со специфической для того или иного стимула модальностью ощущения возникают ощущения и других модальностей. Самый известный пример: цветной слух, т.е. способность вместе со звуками воспринимать определенные цвета. Сам по себе феномен синестезии не является патологией, считается, что он имеет важное значение для развития тонко дифференцированных процессов восприятия, особенно у музыкантов, художников, дегустаторов и пр.
Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.
Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).
Восприятие является сложным процессом, в котором задействованы многие сферы психической деятельности человека: внимание (необходимо для отделения объекта от фона), память (узнавание основано на хранящейся в памяти информации), мышление (например, выделение и сопоставление наиболее важных признаков), моторная сфера (например, «ощупывающие» движения глаз при рассматривании предметов и пр.), эмоции (как будет видно далее, значительная часть симптомов нарушения чувственного познания связаны с определенными эмоциональными состояниями) и даже особенности личности [так, в некоторых направлениях психологии получили развитие теории о связи познания и особенностей темперамента, познавательных (когнитивных) «стилях» личности и т.д.].
Способность к восприятию не является врожденной, процессы восприятия проходят последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни. Он постепенно учится рассматривать и различать окружающие его объекты, вслушиваться в звуки, запоминает образы и их обозначения и т.д. При этом «обучение» сложным аспектам восприятия может происходить не только у детей, но и у взрослых на протяжении всей жизни (например, становление дифференцированного восприятия оттенков вкуса у вин, звучания тонов сердца при аускультации и пр.). Как мы увидим далее, таким же постепенным, как и становление процессов восприятия, может быть и их распад при патологии соответствующих центров коры (см. агнозии).
Можно выделить восприятие:
- предметов и явлений (предметное восприятие)
- пространства
- движения
- времени
Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т.е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).
Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.
Каждый из нас может представить перед своим «мысленным взором» образ практически любого предмета или явления, с которым ему прежде приходилось часто встречаться, или пережить хотя бы однократную, но достаточно яркую и запоминающуюся встречу. Например, мы можем представить себе образ президента своей страны, машины любимой марки, самолета, представить звучание голоса известного актера и пр. В других случаях, задавшись соответствующей целью, мы можем вообразить себе какой-либо нереалистичный образ (например, человека со 100 руками), т.е. то, чего мы в жизни никогда не видели, однако комбинировать этот образ мы будем из того, с чем прежде встречались в жизни.
На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.
Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).
Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.
Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).
Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т.е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.
Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:
- ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
- восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
- представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
- понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)
Первичная, субкортикальная обработка информации, поступающей от всех органов чувств (за исключением обоняния), происходит в таламусе (зрительном бугре). Дальнейшая обработка происходит в корковых центрах анализаторов — первичных (проекционных, проводящих оценку отдельных параметров объектов), вторичных (проводящих более сложный, комплексный анализ воспринимаемой информации) и третичных (ассоциативных, объединяющих информацию от разных анализаторов). Более того, обработка поступающей информации может проводиться на разных «уровнях» и в различных «направлениях».
Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).
Дорсальный поток информации (канал «где?») необходим для оценки пространства, локализации в нем объекта, оценки его движения; эта информация определяет движения глаз, необходимые для целостного восприятия объекта.
Вентральный поток информации (канал «что?») связан с узнаванием объекта, предметным восприятием. При этом по мере «движения» информации от первичной зрительной коры (затылка) по вентральному потоку (к направлению полюса височной зоны) происходит все более дифференцированное восприятие предметов. В височной коре «хранятся» образы представлений всех предметов, на их основе и происходит узнавание. Локализация этого «хранения» семантически организована (по смысловым категориям, т.е. предметы, относящиеся к одной категории, хранятся рядом).
Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.
Источник