Расстрел что чувствует человек
(Продолжение, начало в №№ 4(25), 6(27))
С точки зрения психолога, в смертной казни можно выделить несколько аспектов:
- душевное состояние человека, которому угрожает приговор к смерти,
- душевное состояние приговоренного к смерти в период ожидания ответа на апелляцию,
- душевное состояние приговоренного к смерти в период ожидания приведения приговора в исполнение,
- влияние казней на людей, которые должны приводить приговор в исполнение,
- влияние казней на семью и друзей казненного,
- влияние казней на общество.
С момента вынесения смертного приговора до приведения его в исполнение проходит, как правило, очень большой срок — нередко это несколько лет. Часто это объясняется тем, что осужденный использует все существующие возможности для апелляции, но — иногда, .это просто определяется решением соответствующих инстанций. В течении всего этого периода заключенный буквально разрывается, между желанием жить (надеждой на помилование, смягчение приговора, оправдание. ) и ощущением того, что необходимо готовиться к смерти. Подавленные этим внутренним конфликтом, осужденные иногда отказываются подавать апелляцию и отдают себя во власть палача; даже подавшие апелляцию порой не выдерживают ожидания и совершают самоубийство. В то же время возможность отмены смертного приговора весьма реальна.
Часто приговоренных к смерти помещают в изолированные камеры — «камеры смертников». Их рассматривают как людей без будущего, и даже условия содержания нередко оставляют желать много лучшего, так что это само по себе становится пыткой. Отделенные от внешнего мира, осужденные теряют всякий интерес к жизни, отказываются встречаться с родственниками и друзьями, что приводит к «смерти личности». Для этого состояния характерны глубокая депрессия, апатия, потеря чувства реальности, физическая и умственная деградация. Многие ожидающие приведения смертного приговора в исполнение не способны думать ни о чем другом: они представляют себе процесс казни, свое поведение в это время, думают, будет ли казнь болезненной. Эти мысли становятся навязчивыми, некоторых осужденных преследуют кошмары, в которых этап за этапом проходит процесс казни.
«Если приговоренным к смерти приходится ждать длительное время, прежде чем они узнают, будет ли приговор приведен в исполнение или нет, . если неопределенность продолжается несколько лет. психологические последствия этого могут быть сравнимы лишь с сильными душевными страданиями, которые часто приводят к серьезным физическим расстройствам. Можно спросить, совместимо ли подобное состояние дел с требованиями об уважении достоинства человека и его физической и духовной целостности», (доклад в Комиссии по правам человека при ООН, 1988г.).
В случае когда приведение приговора в исполнение становится делом решенным, начинается подготовка к преданию осужденного смерти. Чтоб не допустить самоубийства, которое не дало бы возможности государству «покарать преступника», за ним может быть установлено особое наблюдение; осужденный может быть переведен в одиночную камеру, что еще больше усиливает чувство изолированности в последние дни его жизни.
Казнь и подготовка к ней осуществляются в соответствии с установленными процедурами, которые детально расписаны в инструкциях для администраций тюрем. Эти детали (например, снятие мерки для костюма, в который осужденный будет одет во время казни, подготовка свидетельства о смерти и т.д. придают казни характер ритуала. В связи с тем, что в любой момент может последовать распоряжение об отсрочке приведения приговора в исполнение, некоторым осужденным приходиться проходить через начальные этапы этой процедуры несколько раз.
В Конвенции ООН о недопустимости пыток и другого жестокого, негуманного или унизительного обращения или наказания (1984 г.) пытка определяется как сильная боль или страдания, физические или моральные, причиняемые человеку должностным лицом или другим с его согласия для достижения конкретных целей. Смертную казнь называют одной из форм пытки: она предполагает причинение сильной боли или страданий, как моральных, так и физических, о которых говорится в определении ООН. Процесс вынесения смертного приговора и приведения его в исполнение затрагивает очень широкий круг людей. В их числе и государственные служащие — полицейские, прокуроры, судьи, врачи, тюремные надзиратели. Для многих из них участие в этом процессе — тяжелое бремя.
Жестокость смертной казни распространяется на семью и друзей казненного, нередко затрагивая и чувства родственников жертвы преступления, за которое человек был казнен: долгий апелляционный процесс, внимание к делу прессы лишь мешают им обрести спокойствие и продлевают страдания. Некоторые семьи заявляют, что казнь преступника не принесет им облегчения, ведь такое же горе, как то, что переживают они, будет переживать и его семья, у государства нет права причинять такие страдания. Круг людей, причастных так или иначе к смертной казни, расширяется за счет проведения публичных казней (это практикуется в Ираке, Иране, Китае, других странах). Вид казни, как правило, действует ожесточающе, и полиции нередко приходится принимать меры, чтобы навести порядок в возбужденной, начинающей вести себя агрессивно толпе.
«Можно не сомневаться, что подобные зрелища оказывают на умы обычных людей ожесточающее воздействие. В то же время вызывает большое сомнение сдерживающее воздействие таких казней. Удивительно, что администрация не учитывает долгосрочных социальных последствий выставления жестокости на всеобщее обозрение. Такие наказания создают образ государства как. виновника насилия».
За что казнят в наше время?
Понятно, что любое государство стремится защитить свою целостность и безопасность, а также жизнь своих граждан, и потому установление смертной казни за шпионаж, преступление против безопасности государства, убийство, терроризм и т. д. воспринимается мировой общественностью если и не с одобрением, то, во всяком случае, с пониманием.
Но в ряде стран смертью караются также следующие поступки:
- супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Судан);
- подделка официальных документов (Ирак);
- проституция (Иран);
- недостойная жизнь на земле (Иран);
- несогласие с богом (Иран);
- употребление в четвертый раз пищи, воды и курение в дневное время в период поста рамазан (Иран);
- неоднократное употребление алкогольных напитков (Иран);
- гомосексуализм (Иран, Мавритания);
- печатание или показ порнографических материалов (Китай);
- сутенерство, содержание публичных домов(Китай);
- хищение государственного имущества (Сомали);
- поджог (Марокко и Западная Сахара);
- изготовление фальшивых денег (Албания);
- торговля на черном рынке (Мозамбик);
- загрязнение воздуха или воды при отягчающих обстоятельствах (Народно -Демократическая Республика Йемен);
- осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан);
- похищение и продажа женщин и детей (Китай);
- колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда).
В новом уголовного законодательстве высшая мера наказания имеет следующий вид:
Статья 59. Смертная казнь
1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
Статьи предусматривающие смертную казнь.
Статья 105. Убийство
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Статья 357. Геноцид
В США 11 июля 1990 года сенат утвердил законопроект, предусматривающий смертную казнь за 34 преступления, связанных с нарушением федеральных законов. Смертная казнь предусматривается для убийц, продавцов наркотиков и боссов наркобизнеса, которые приказали убить какое-нибудь официальное лицо, свидетеля, присяжного заседателя или членов их семей. Среди преступлений, карающихся смертной казнью, -убийство заключенного, отбывающего пожизненный срок заключения, кроме того, смертная казнь предусмотрена за организацию убийства президента, члена кабинета, члена Верховного суда или любого другого представителя федеральных органов, за государственную измену и шпионаж, за перевозку взрывных устройств с намерением организовать убийство, а также за угон самолетов, ограбление банков, поджог федеральной собственности, повреждение транспортных средств, в случае если это повлекло чью-то смерть.
Что чувствует человек, ожидающий казни
Этот вопрос следует разделить на две части.
1. Что чувствует человек, приговоренный к смерти, при долгом ожидании.
2. Что чувствует человек непосредственно перед казнью.
Большинство осужденных на смерть воспринимают приговор как глубочайшую трагедию, но бывает и диаметрально противоположная реакция. Когда американец Леонард Лоус (штат Миссури) узнал о смертном приговоре, его охватил неудержимый смех. Он отказался пода(дать прошение о помиловании или какие-либо апелляции по своему делу.
Долгое ожидание казни иногда приводит к парадоксальным случаям. Так, в ноябре 1986 года на Ямайке двое осужденных, которые ждали казни более 5 лет, покончили с собой в своих в камерах. Американец Перри Смит, ожидавший казни в тюрьме штата Канзас в 1960-1965 годах, пытался покончить с собой путем голодовки. С. П. Мельгунов пишет о татарине в Бутырской тюрьме, который перерезал себе горло куском стекла в минуты, ожидания увода на расстрел. Как отметил в 1988 году в докладе Комиссии по правам человека специальный докладчик по вопросу о пытках, если «приговоренным к смерти приходится ждать длительное время, прежде чем они узнают, будет приговор в приведен в исполнение или нет», и «если неопределенность. продолжается несколько лет. психологические последствия этого могут быть сравнимы лишь с сильными душевными страданиями, которые часто приводят к серьезным физическим расстройствам. «.
Несколько примеров из жизни обитателей камер смертников
«В страшную камеру под сильным конвоем нас привели часов в 7 вечера. Не успели мы оглядеться, как лязгнул засов, заскрипела железная дверь, вошло тюремное начальство в сопровождении тюремных наблюдателей.
— Сколько вас здесь? — окидывая взором камеру, обратилось к старосте начальство.
— Шестьдесят семь человек.
— Как шестьдесят семь? Могилу вырыли на девяносто человек, — недоумевающе, но совершенно спокойно, эпически, даже как бы нехотя протянуло начальство.
Камера замерла, ощущая дыхание смерти. Все как бы оцепенели.
— Ах, да, — спохватилось начальство, — я забыл, тридцать человек будут расстреливать из Особого отдела.
Потянулись кошмарные, бесконечные, длинные часы ожидания смерти. Бывший в камере священник каким-то чудом сохранил нагрудный крест, надел его, упал на колени и начал молиться. Многие, в том числе один коммунист, последовали его примеру. В камеру доносились звуки расстроенного рояля, слышны были избитые вальсы, временами сменявшиеся разухабисто-веселыми русскими песнями, раздирая и без того больную душу смертников, — это репетировали культпросветчики в помещении бывшей тюремной церкви, находящейся рядом с нашей камерой. Так по злой иронии судьбы переплеталась жизнь со смертью».
Источник
Спасение
Что чувствует человек перед расстрелом?
Никогда не узнаешь, пока не попробуешь сам.
Когда-то давно, еще в школе, рассказывая об одном революционере, нам зачитывали его воспоминания об ощущениях перед казнью — ему повезло, в последний момент его помиловали. Кажется, он описывал распределение последних секунд перед смертью на различные необходимые дела. Так или иначе, учитель тогда спросил у нас: если бы у вас оставалось семь секунд до расстрела, что бы вы делали?
Сейчас мне кажется, что это было не очень-то педагогичное и корректное задание для того возраста.
Я помню, что вслух разбил семь секунд на короткие отрезки времени. Если не ошибаюсь, тогда я отвел две секунды на прощание с окружающими (соратниками?), две — на размышления, вознесение молитвы и подобное, еще две секунды приходились на последние движения и попытки встать поудобнее, а последнюю секунду я оставил в качестве расходной: если где-то не уложусь в срок.
Таков был мой ответ перед классом. Про себя же я думал, что упал бы на колени, зарыдал, принялся бы в голос умолять кого-то о спасении, обнял бы первого попавшегося, завалился бы на землю, в последний раз увидел бы небо.
Потом, уже после школы, я рассказал все это одной девушке. Она немного подумала, а потом ответила: «Эмоциональных привязывают к столбам». У нее было очень интересное отношение к жизни. Она прекратила общение первой.
Тогда, в школе, я думал, что хорошо представляю себе ощущения перед расстрелом. Как свои, так и некоторых других хорошо известных мне людей. Ха.
Никогда не узнаешь, пока не попробуешь сам.
Они не стали завязывать нам глаза, и это было особенно неприятно. В расстреле самое мерзкое — то же, что и в удалении родинки лазером. Не можешь предсказать, в какой момент ударит, но знаешь, что точно попадет. И точно неприятно, хотя сами ощущения представить тоже не можешь.
Только ждать конца с завязанными глазами куда как легче. С закрытыми — уже совсем не то. А смотреть в лица расстрельной команде — и вовсе жуткое времяпрепровождение. Особенно если тебе осталось жить несколько минут.
Оказывается, на самом-то деле, в последний момент время ужасно растягивается. Семь секунд или восемь — не знаю, но ощущение такое, как будто ждешь уже минут десять. Самое страшное: ты безумно не хочешь умирать, но подсознательно, глубоко-глубоко, еле слышно для самого себя, ты подгоняешь команду. Ждешь, когда же все это уже закончится. Как школьная сценка, в которой тебе дали совершенно дурацкую роль, и ты выходишь, нелепо и неестественно улыбаясь, говоря окружающим: «Я понимаю, что это идиотизм, но. », и гонишь время, желая, чтобы твоя часть наконец-то прошла, а твои ноги, а потом и все тело, напрягаются, и время начинает течь медленнее.
А интуицией ты чувствуешь, что можешь спастись. Впрочем, здесь, наверное, я уже зря говорю за всех. Но у меня было именно это ощущение. Интуиция бьется на задворках сознания и кричит: «У тебя есть шанс, есть!». А ты хочешь верить, но никак не можешь понять, где он, этот шанс, и больше всего боишься, что он есть, а ты упустишь его по собственной глупости и нерасторопности.
«Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства». Это не моя идея. Это я в свое время прочитал в одной книге.
От земли поднимается странный сладковатый запах. Я поворачиваю голову влево, потом вправо. Едва ли кому-нибудь когда-нибудь утром в голову приходила мысль: «А что, если завтра вечером я буду стоять в ожидании расстрела?». Мне так точно не приходила. Кто бы мог подумать, что элементарный поход в магазин за чернилами может так обернуться?
Никогда не узнаешь, пока не попробуешь сам.
Источник