Рассказы с описанием эмоций

Сказки, которые учат понимать эмоции

Для дошкольника научиться распознавать и проявлять свои чувства — ничуть не менее важный навык, чем, например, освоить чтение. И даётся это умение иногда намного сложнее. Например, некоторые эмоции дети относят к разряду «плохих» и делают вид, что их нет: прячут страхи, обиды, злость… Психологи Ольга и Олег Хухлаевы предлагают сделать мир эмоций ближе и понятнее с помощью сказок. Публикуем отрывок из их книги «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». Эти сказки вы можете почитать вместе и обсудить.

«Замороженная страна»

Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.
Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.

Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.
Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:
— Вот попадете в замороженную страну.
— Нет такой страны, — отвечали ребята. — Англия есть, Франция есть. А замороженной — нету. Мы в волшебство и сказки не верим.
Услышала эти слова злая волшебница:
— Как же это в меня не верят? Надо их наказать.
Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.
Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.
Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?
А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.
Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля.
— А мне книги читать не интересно, — ответила она. — Мне ничего не интересно.
Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замёрзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то всё получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?

Вопросы для обсуждения:
1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?
2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?
3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?
4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?

«Маша и медведь»

Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих.
Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошим и никого не огорчать.

Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.
Одна беда была у Маши. Когда её ругали, она из девочки превращалась в палочку. Всё тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.
А самое скверное — для Маши было неважно. Кто её ругал и за что. Девочка всё равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что её ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.
Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, её поругают, она тут же в палочку превратится.
Шёл как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понёс домой.
А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.
— Ты кто? — спросил медведь ласково.
— Я— Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал её, поэтому она тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.
— Нет, Это не дело, — ответил медведь.— я тебе дам свой ноготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнёт, превращайся в медведь. Ррр… — вот так будешь делать.
Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвёл он её обратно к школе.
А там уже её учителя и воспитатели ждут.
— Куда ты подевалась? — стали кричать они на неё.
Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр…
Отошли от неё учителя и воспитатели Не понравилось им, что на них рычат, а не мочла слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та её за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?
Но мама только улыбнулась:
— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — «я с тобой не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».
— Здорово, — сказала Маша. — Так ещё лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Всё лучше, чем становиться палочкой.

Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
2. Почему она не могла им ответить?
3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругаются?

Интересно почитать. , : «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей»

Родители ждут от детей успехов — в творчестве, учёбе, спорте. И прикладывают усилия, чтобы развивать интеллект, физические возможности. А вот внутренним переживаниям ребёнка уделяют куда меньше внимания. Но умение справляться с нахлынувшими чувствами, способность наладить отношения с другими людьми — это очень важные навыки: без них жить счастливо вряд ли получится. В необычной книжке три раздела… со сказками: короткие истории помогут научиться проявлять свои чувства, развить навыки общения, усвоить ценности, принятые в семье, — и всё это без назидательных разговоров и скучных «лекций» от мамы и папы.

Читайте также:  Как перестать чувствовать запахи навсегда

Источник

Рассказы с описанием эмоций

Эмоции персонажей — очень важная вещь, которую необходимо грамотно прописывать. Именно эмоции делают героев живыми, заставляют узнать их лучше, сопереживать им и понимать их. Не будет эмоций — герой будет пустышкой. А если герой будет картонной пустышкой, то никакого интереса к нему от читателей вы не дождётесь.

Герои испытывают эмоции и чувства под различными внешними факторами. У писателя задачи две: правильно распознать, что будет уместно именно в данной ситуации (обида или злость, к примеру), и правильно эти чувства показать. Автор должен поставить себя на место персонажа и самостоятельно испытать все эмоции, прежде чем их описывать, чтобы сцена выглядела достоверной и не наигранной.

Когда вы поняли, какие эмоции овладевают вашими героями в данной сцене, и прогнали их через себя для большего погружения в персонажа, самое время приступить к написанию. И здесь главное не оступиться и не совершить одну из самых главных ошибок начинающих авторов — не писать, что герою грустно, а говорить об этом. Показывать, словно наблюдая за персонажем со стороны, погружать, чтобы читатель и сам ощутил себя на месте героя.

«Еве было грустно. Она сидела на сырой земле и лила горячие слёзы. Так плохо ей не было ещё никогда».

«Еву трясло изнутри. Она пыталась успокоиться, но ей становилось только хуже: руки не слушались и дрожали, ноги и вовсе обмякли и усадили девушку на сырую землю. Обхватив саму себя, Ева стала покачиваться — она не могла сидеть на одном месте, но и совершенно не знала, что ей теперь делать. Крепко зажмурившись и скривившись от головной боли, девушка сорвалась и заплакала. Солёные капли текли за шиворот, капали на колени. но боль никак не утихала. Не выдержав, Ева закричала и ударила кулаком о землю. Ещё раз — громче и отчаяннее. Она подавилась своими же слезами и зашлась в кашле. Ей не становилось легче. Ей хотелось перестать. Она не хотела плакать. Но слёзы текли, а тело трясло — ни то от жара, ни то от холода — и так больно было в груди, будто сердце сжала чья-то тяжёлая, холодная рука. Так плохо Еве не было ещё никогда».

Второй текст явно эмоциональнее и насыщеннее, нежели первый. Он позволяет не просто узнать о чувствах героини, а погрузиться в них, испытать и почувствовать на себе. Позволяет читателю ощутить себя на месте персонажа. А когда эмоциям предшествуют события, что привели к такому исходу. Это именно то, чего нужно добиться при описании чувств и эмоций.

По сути, вот и весь секрет живого текста и живых героев. Вы должны следовать простой схеме: [Понять, какие эмоции испытывает герой —> Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя —> Передать эмоции читателю, описав то, что испытывает герой].

Чтобы стало ещё понятнее (а заодно во избежание некоторых ошибок), давайте разберём поэтапно каждый пункт:

Читайте также:  Это упражнение поднимет настроение

Понять, какие эмоции испытывает герой.

Казалось бы — что здесь сложного? Но некоторые спотыкаются уже на этом пункте. Их герои злятся по мелочам и плачут по тем же причинам, из-за чего теряют всякую реалистичность и кажутся вспыльчивыми клубками неуравновешенности.

— Я тебя ненавижу! Понял?! ПОНЯЛ.

Самая распространённая ошибка среди новичков. Увы, Caps Lock и множественные знаки препинания не передадут всей краски так, как это может сделать простое описание эмоций, и лишь сделают текст неграмотным, а героя — неуравновешенным.

Именно во избежание этого вы должны представить сложившуюся с героями ситуацию и поставить себя на их место. Только так вы поймёте, какие эмоции они испытывают, и прочувствуете всю их глубину.

Всего насчитывается шесть-восемь основных эмоций: восторг, восхищение, ужас, изумление, горе, отвращение, гнев, настороженность. Именно из этих эмоций своё начало берут остальные — ведь их, естественно, куда больше:

Колесо эмоций Роберта Плутчика — оно наиболее понятно показывает взаимосвязь между эмоциями и их формирование.

Есть ещё подобная таблица:

И это тоже не всё — недаром люди и сами порой не понимают чувств, что испытывают.

Немного разберём каждую категорию эмоций, чтобы лучше их понимать:

> Восторг/радость — удовлетворение своих потребностей, нужд. Усиливает желание познавать мир и искать удовольствия (для получения ещё большей радости и наслаждения). Неожиданная радость позволит испытать восторг. Люди обычно описывают радость как незабываемое чувство полёта, лёгкость и окрылённость. Им хочется смеяться и прыгать — прилив энергии и сил во время радости рвётся наружу — учащается сердцебиение. Улыбка и искрящиеся глаза — яркий пример восторга или радости.

> Восхищение/доверие — чувство удовлетворения, восторга, очарованности перед кем-то (реже чем-то). Оно укрепляет отношения и мотивирует людей на подвиги, заставляет стремиться к тому же уровню / тем же навыкам / и прочее, что и у предмета восхищения. При этих чувствах люди обычно теряют дар речи, у них замирает сердце, они пристально наблюдают за предметом своего обожания чуть ли не влюблёнными глазами (эти чувства, кстати, нередко путают). Однако восхищение может сыграть и злую шутку: иногда человек, испытывая его перед кем-то, слепо тому доверяет, толком ничего о нём не зная.

> Ужас/страх — реакция защиты против опасности, предупреждение возможной угрозы/испытываемой боли/страданий и чего-то ужасного. В страхе некоторые люди теряют способность мыслить здраво, паникуют, не видят очевидных решений проблемы. Сердце у них «опускается в пятки», возможно, кружится голова и немеют ноги. От предмета своих страхов (будь то человек или необходимость что-то сделать) люди обычно бегут, стараются расширить дистанцию. И чем больше эта дистанция, тем меньше остаётся страха. Тем не менее, это очень сильная эмоция, которая заставляет человека бороться и совершать победы, а также зачастую спасает ему жизнь.

> Изумление/удивление — временная реакция на что-то необычное, неожиданное, внезапное. Обычно люди реагируют на это резко — отскакивают, — или наоборот замирают, не в силах пошевелиться. Если человек во время удивления тревожен или о чём-то переживает, то он скорее всего испугается (яркий пример формирования из разных эмоций новых).

> Горе/грусть — реакция на утрату чего-то ценного/дорогого, приносящего удовольствие. Таким образом человек, потерпевший потерю, пытается заполнить внутреннюю пустоту грустью. Если кто-то думает, что так делать плохо — вовсе не так. Если пустоту ничем не заполнять, человек вообще может впасть в депрессию. По этой же причине с грустью нельзя затягивать. Люди, испытывающие эти чувства, становятся поникшими, у них «сжимается или ноет сердце» и опускаются руки — желание что-то делать пропадает сразу — к горлу подступает ком, хочется плакать. Зачастую грустные люди проводят время в одиночестве, чтобы пережить трагедию и успокоиться.

> Отвращение/неудовольствие — реакция отторжения от чего/кого -либо. Это могут быть и люди, и предметы, и запахи, чувства — абсолютно что угодно. Человеку от предмета своего отвращения хочется поскорее отдалиться, так как находиться рядом с ним ему крайне неприятно. Эти чувства, однако, могут пойти на пользу — так, если человек испытывает отвращение к чему-то, что несёт вред, они наоборот ему помогают и защищают его. Так же отвращение тесно связано с человеческими рефлексами — так неприятное зрелище или противные запахи могут довести до рвоты, менее отторгающие же вещи наверняка заставят человека невольно скривиться или отпрянуть.

> Гнев/злость — эмоции, которые проявляются в людях в виде «последней капли» — у человека лопнуло терпение или он сорвался — это отсюда. Они охватывают человека с головой и сами начинают его контролировать — таким образом в порыве гнева человек зачастую не понимает, что он делает. Ему хочется кричать и всё «рвать и метать» — внезапно появившаяся энергия так и просится наружу, и нередко (особенно если человек не в силах себя контролировать) заставляет делать действительно страшные вещи. После парочки разбитых тарелок и ударов кулаками о стену люди могут резко успокоиться и сесть плакать от так называемого бессилия.

Читайте также:  Депрессия после новогодних праздников 2021

> Настороженность/ожидание — состояние человека, когда он предчувствует или знает, что его подстерегает какая-то опасность или внезапность (не обязательно плохая). В этом случае он насторожен, более внимателен ко всему, что его окружает, и всегда на-чеку. Если во время испытания этих эмоций его постигнет что-то положительное (радостная весть) — он испытает, соответственно, восторг. Если же это будет что-то отрицательное (опасность или мрачные вести) — он испытает потрясение или ужас (ещё один пример формирования одних эмоций из других). В настороженном состоянии люди обычно серьёзны и не могут принимать шуток, потому что сосредоточенны совершенно на другом.

Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя.

Когда вы поняли, какие эмоции испытывают ваши герои, самое время прогнать сложившуюся ситуацию и эти эмоции через себя. Прочувствовать всё, что чувствуют персонажи, понять причину появления у них именно этих эмоций, для описания всего с такой реалистичностью, чтобы читатели и сами испытали это. Второй пункт очень тесно переплетается с первым, поэтому вы точно не прогадаете.

И вот, когда вы знаете, что испытывают ваши герои, самое время перейти к самому написанию:

Передать эмоции читателю, описав, что испытывает герой.

Именно описав, а не сказав. Вы не просто кидаете в читателя чувством: «злость», «раздражение», «счастье». а описываете его:

«Ноздри Генри широко раздувались, нервно дёргалась бровь. Он еле держал себя в руках и готов был накинуться на всех в любую секунду. От прилива эмоций и сил у него даже запунцовели уши и вспотели ладони — разминая кулаки, Генри предвкушал славную битву».

Лично я, чтобы было проще, представляю сложившуюся ситуацию и самого героя, а потом «выхватываю» из собственного поле зрения детали и описываю эмоции именно через них. Сначала рассказываю о том, что творится внутри персонажа — «герой чувствовал опустошённость и закипающую злобу, он еле держал себя в руках и готов был накинуться на всех в любую секунду — ему было уже всё равно, лишь бы поставить этих напыщенных индюков на место», а потом, прямо как в фильмах, рассказываю о внешних признаках эмоций, что он испытывает: камера показывает на лицо героя (если он злится, значит, у него широко раздуваются ноздри и нервно дёргается бровь), опускается ниже (герой разминает кулаки или постукивает ногой), и так далее. Самое главное здесь — поэтапность (то есть не стоит торопиться), и детали (именно они придают жизнь нашим персонажам и книге в целом).

Ничего сложного, если разобраться. Следование такой схеме очень быстро войдёт в привычку и вы уже не будете задумываться об этом. Важно только не допускать однообразия и не забывать, что все персонажи — разные, и эмоции они могут испытывать по-разному. Именно поэтому так важны детали и подробности — благодаря им читатель не только чувствует себя на месте героев, но и узнаёт их лучше.

Давайте-ка под конец перечислим важные моменты, чтобы вы ничего не забыли:

> Следуйте схеме [Понять, какие эмоции испытывает герой —> Прогнать ситуацию и эти эмоции через себя —> Передать эмоции читателю, описав, что испытывает герой];

> Ставьте себя на место героя, чтобы лучше прочувствовать его эмоции;

> Описывайте эмоции, а не говорите их;

> Работайте с персонажем поэтапно: начиная от его внутренних ощущений и заканчивая внешними признаками — с головы до ног;

> Обращайте внимание на детали — они притягивают и могут многое рассказать о персонаже;

> Не допускайте однообразия — помните, что все герои разные и могут по-разному переживать одни и те же события и по-разному проявлять одни и те же чувства (именно чувства (длительные и осознанные состояния) вроде любви, вины, ревности, а не эмоции (кратковременные реакции на какие-то события/объекты) вроде страха, удивления, радости);

> . не смотря на это, важно также понимать, что эмоции испытывают все люди. Сдерживать их — да, могут научиться некоторые личности, но даже у самого чёрствого человека что-то там, да клюнет. Дети в свою очередь крайне открыты и эмоции сдерживать не привыкли — говорят, как есть, и показывают всё, что чувствуют. Подростки же испытывают много стресса и часто волнуются. Они чаще закрываются в себе и переживают эмоции в одиночку. Пожилые показывают меньше эмоций в силу своего опыта — многое повидавшие, они уже не реагируют на вещи так бурно и эмоционально. Помимо возраста человека важно также учитывать его характер и, соответственно, жизненный опыт (допустим, взрослый человек способен хандрить неделями, переживать и лить слёзы над проблемой, в то время как тот же подросток, успевший в жизни повидать множество трагедий, уже менее ярко отреагирует на ту же проблему, будет в состоянии взять себя в руки и трезво оценить ситуацию).

Вам осталось лишь это усвоить, запомнить, и отныне стараться применять на практике. Надеюсь, данная глава смогла помочь вам разобраться с описанием чувств и эмоций персонажей.

Источник

Оцените статью