- Урок литературы в 6 классе «Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа «Радость». Урок внеклассного чтения. план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Рассказ А.Чехова «Радость»
- А. П. Чехов «Радость» отзыв и анализ произведения какие, что писать?
Урок литературы в 6 классе «Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа «Радость». Урок внеклассного чтения.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Одна из основных целей урока — обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как «юмор» и «сатира». Обучающиеся развивают умение сценически точно передавать особенности стиля А.П. Чехова. На уроке учимся выделять главную мысль произведения, развиваем коммуникативные навыки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rasskazy_chekhova.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе «Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа «Радость».
Урок внеклассного чтения»
Цели: — на основе, на примере рассказа Чехова «Радость» обобщить и
систематизировать знания об особенностях стиля писателя;
— учиться находить особенности стиля в тексте;
— закрепить знания о понятиях «юмор», «сатира»;
— развивать умения сценически точно передавать особенности языка
и поэтики автора;
— развивать умение выделять основную мысль текста;
— воспитывать умение чувствовать плохое и хорошее, достойное и
унизительное в человеке;
— развивать коммуникативные навыки учащихся.
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
Мы изучили произведение Чехова «Хирургия»; говорили об особенностях стиля писателя. Сегодня на уроке на основе, на примере рассказа Чехова «Радость», которое надо было прочитать дома, мы попытаемся обобщить и систематизировать знания о манере письма Антона Павловича Чехова, закрепить умение находить характерные особенности его произведений, закрепить знания о понятиях «юмор» и «сатира».
II. Выявление особенностей стиля писателя. Беседа по вопросам. Обобщение в виде таблиц.
1. Объём произведений.
— Рассмотрите, каково произведение Чехова «Радость» по объёму содержания. (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица
— краткость, сжатость, ёмкость, лаконичность
Чехов не раз любил повторять: «Краткость – сестра таланта».
2. Название произведений.
— На слайде вы видите названия некоторых произведений писателя.
«Хирургия», «Радость», «Мечты», «Счастье», «Огни», «Страх», «Бабы», «Ведьма», «Шуточка»
— Рассмотрите эти названия. Какие они? (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
— простые, краткие, яркие.
3. Сюжет произведений.
— Что лежит в основе сюжета произведения «Радость»? Каков сюжет произведения? Что вам показалось интересного? (В основе сюжета не биография героя или решение какой-либо проблемы, а некая очень определённая бытовая, острая, необычная ситуация, ситуация, которая вызывает смех)
— Что нам говорит название рассказа? Определяет ли название тему? (Речь пойдёт о какой-то радости)
— Чему радуется герой в этом рассказе? (Радуется тому, чему не следовало бы и радоваться. Ему должно быть стыдно)
На доске вывешивается таблица.
4. Повествование в произведениях.
— Как автор ведёт повествование в рассказе?
— Найдите в произведении подробности, описания, рассуждения, пейзажные зарисовки. (Повествование лишено подробностей, пространственных описаний, авторских рассуждений. Отсутствует пейзаж. В рассказах нет предварительных описаний обстановки, экскурсов прошлое героя. Повествование быстрое, динамичное)
Как говорил В. Набоков: «Человек входит в рассказ без стука, он не мешкает». А ещё, надо отметить, что внешне нить повествования ведёт автор, но всё описывается так, как это видит главный герой рассказа. Автор не вмешивается, и его точка зрения открыто в тексте не проявляется. Так создаётся объективность чеховской прозы.
На доске вывешивается таблица.
— действие начинается сразу
— нет подробностей, описаний, рассуждений
— объективность чеховской прозы
— Обратите внимание на имена и фамилии героев. Что необычного заметили?
— Какие герои в рассказах Чехова? (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
— «говорящие» имена и фамилии
— карикатурный показ какой-либо черты характера
— Вспомните, что такое синтаксис. Охарактеризуйте произведение с точки зрения синтаксиса.
— Какие предложения встречаются в рассказе Чехова?
— Есть в рассказе диалоги? (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
7. Язык, речь персонажей.
— Какова речь героев? Охарактеризуйте её. (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
Язык, речь персонажей.
-смешивание различных речевых стилей
Именно эти особенности характерны рассказам Чехова.
III. Инсценировка рассказа.
Рассказы писателя похожи на пьесы, на сценки. Это как «кусочек жизни» без начала и конца. Давайте убедимся в этом.
— Сумели ли ребята передать комизм произведения?
IV. Работа с иллюстрациями.
— Какой эпизод из рассказа запечатлён на рисунке?
V. Работа с понятиями «юмор», «сатира».
— Рассказ, безусловно, вызывает смех, так как в нём содержится юмор. Что такое юмор? (Юмор – вид комического, способ изображения жизни в смешном, ироническом виде. Это добродушный смех, который не уничтожает человека. Это одна из форм комического, наиболее жизнеутверждающая. Юмористический смех не отрицает жизненного явления)
VI. Слово учителя.
Юмор был одним из основных свойств характера писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы.
Воспитание чувства юмора зависит от развития у человека способности воспринимать смешное.
Говорят, что смех – это чисто человеческое качество, отличающее людей от животных.
Один юморист сказал: «Мозги наши настроены на определённые рельсы. И когда эти рельсы резко меняют направление, человек смеётся».
В анекдоте вся «соль» заключается в неожиданном переломе предшествующей логики, в неожиданном конце. Попробуем определить, что смешного в изречениях польского писателя Ежи Леца: «Всё в руках человека. Поэтому их надо мыть как можно чаще», «Если уж набрал в рот воды, то по крайней мере никого потом не оплёвывай».
Максим Горький говорил: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Но вернёмся к рассказу.
VII. Беседа по вопросам.
— Понравился ли вам рассказ «Радость»? Чем?
— Попробуйте определить основную мысль произведения. Для этого вспомним, что такое основная мысль.
— Можно ли назвать рассказ сатирическим? Докажите. Давайте вспомним, что такое сатира. (Сатира – вид комического, способ изображения жизни в обличительном ключе. Писатель высмеивает пороки человека или общества. В сатире смех жгучий, искореняющий. Сатира смеётся над опасным, вредным для людей, высмеивает человеческие пороки, несовершенство мира. Для героя главное – слава. Но слава его отрицательная. У героя нет понимания, что прославиться можно только хорошими делами. Человек не может гордиться тем, что унизительно. Слава должна быть светлой. Писатель обличает никчёмность. У героя нет смысла жизни. Он не различает плохое и хорошее, достойное и унизительное)
VIII. Слово учителя.
Воспитательное значение рассказов Чехова огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу, какой должна моя жизнь.
К.И. Чуковский заметил, что юмористика Чехова прошла через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели всё хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше. И это благодаря особенностям стиля писателя, свойству чеховской манере письма.
Источник
Рассказ А.Чехова «Радость»
ЭКСПЛИКАЦИЯ
Человеческие пороки – это то, что губит миллионы людей. На самом деле, если понимать, откуда берут начало все пороки, причины их возникновения, то можно избавиться от любого из них и победить в себе любую отрицательную привычку. Сложность заключается только в том, что нужно меняться и работать над собой, но многие ленятся это делать.
Прочитав рассказ Антона Чехова «Радость» я поняла, что хоть это и юмористическая история, но речь идёт о серьёзной проблеме глупых людей, которые хотят прославиться, выставляя всем напоказ далеко не лучшие свои качества и это очень часто можно наблюдать в современном обществе, только называем теперь это «дешёвым» пиаром.
Основной темой рассказа является высмеивание человеческих недостатков.
Идея заключается в том, чтобы обратить внимание и заставить задуматься, что часто люди чувствуют свою серьёзность и важность в обществе, а на самом деле выглядят глупо, комично и нелепо и нужно не бояться прийти на помощь таким людям, чтобы они больше не выставляли себя в «дурном» свете. А ведь не нужно целенаправленно добиваться признания общества, следует поставить высокие цели, добиться их своим упорством и общество само тебя признает.
Музыкальное оформление: музыка из телевизионной передачи Каламбур, рубрики «Деревня дураков».
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК
Рассказ А.Чехова «Радость»
Было двенадцать часов ночи.Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страничку романа. Братья-гимназисты спали.
— Откуда ты? — удивились родители.
— Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это. это даже невероятно!
Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.
— Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите! Сестра спрыгнула с постели и, накинув на себя одеяло, подошла к брату.
— Что с тобой? На тебе лица нет!
— Это я от радости, мамаша! Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом! Мамаша! О, господи!
Митя вскочил, побегал по всем комнатам и опять сел.
— Да что такое случилось? Говори толком!
— Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всё известно, ничего не укроется! Как я счастлив! О, господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!
Папаша побледнел. Мамаша взглянула на образ и перекрестилась. Гимназисты вскочили и, как были, в одних коротких ночных сорочках, подошли к своему старшему брату.
— Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает! Вы, мамаша, спрячьте этот нумер на память! Будем читать иногда. Поглядите!
Митя вытащил из кармана нумер газеты, подал отцу и ткнул пальцем в место, обведенное синим карандашом.
Отец надел очки.
Мамаша взглянула на образ и перекрестилась. Папаша кашлянул и начал читать:
— «29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров.
— Видите, видите? Дальше.
…коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии…
— Это я с Семеном Петровичем. Всё до тонкостей описано! Продолжайте! Дальше! Слушайте!
. и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина дер. Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку.
— Это я об оглоблю, папаша. Дальше! Вы дальше читайте!
. который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь».
— Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!
Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.
— Побегу к Макаровым, им покажу. Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу. Побегу! Прощайте!
Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу.
Источник
А. П. Чехов «Радость» отзыв и анализ произведения какие, что писать?
Чехов «Радость» отзыв для читательского дневника
Чехов «Радость» отзыв
Чехов рассказ «Радость» отзыв
Чехов рассказ «Радость» анализ произведения
Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.
Рассказ Пантелеева «Честное слово».
Главные герои: маленький Мальчик, имя героя неизвестно. Сержант, в коротких штанишках. Мальчика можно охарактеризовать как честного, храброго, принципиального. Надёжен в своих решениях, и поступках; Автор, рассказчик. Простой писатель, который любит посидеть в парке с книжкой, в хорошую погоду; молодой Майор, военный. Добрый и весёлый.
Отзыв о рассказе.
Прочитав данный рассказ, он мне очень понравился. Из рассказа, я могу выделить героя Мальчика. Мальчик этот, обладал сильной волей, которой не обладают многие взрослые люди. Мальчик, уже с самого детства знал, как важно быть ответственным. Рассказ учит нас тому, что даже в самых маленьких делах, и просто в мелочах, нужно быть верным слову. Мальчик не считал должным, что можно даже в игре поступится своими принципами. Свою честь нужно беречь с самого юного возраста, и никогда не привыкать обманывать других, и себя. Если обманите раз, то потом последует следующий обман. Если вчитываться внимательно в рассказ, то можно многие хорошие моменты подчеркнуть для себя.
Рассказ Драгунского «Первый день» является одним из интересных и трогательных рассказов, вошедших сборник под общим названием «Денискины рассказы».
В этой книге автор передаёт переживания мальчика первоклассника, который идёт в школу впервые.
Дениска с волнением ждёт этого дня, плохо спит, рано просыпается, в школе он учит новые слова, знакомится с одноклассниками и учительницей, ему всё интересно.
Мне понравилось то, что в этом рассказе автор точно передаёт переживания мальчика первоклассника.
Ещё мне понравилось то, что Дениска начал учебу в школе с очень хорошим настроем.
Он, вернувшись домой, старательно стал выполнять домашнее задание и только после его выполнения отправился на улицу гулять.
Также мальчик стал ответственно относиться к своему режиму дня и лёг спать раньше, чтобы не проспать школу.
Мне понравилось, что рассказ написан просто, тем не менее он учит ответственному отношению к школьным годам.
План к рассказу.
- Дети отправились в деревню к бабушке.
- Трудный путь через поле.
- Страхи детей.
- В гостях у бабушки.
- Детям становится скучно и они тайком уходят.
- Приближение грозы.
- Пожар в кузнице.
- Дети продолжают свой путь домой во время грозы и дождя.
- Незнакомый дедушка помогает детям добраться до дома.
- Председатель колхоза отчитывает отца детей за равнодушие.
- Дети рады, что они снова дома.
Рассказ повествует о путешествии двух деревенских детей, старшей сестры и ее младшего брата, в другую деревню в гости к бабушке. Мне понравилось, что старшая сестра проявляет такую заботу о брате, несет его на руках, прикрывает голову своим платком. Но непонятно странное поведение детей, которые сбежали от бабушки, даже не поев блинов. Сестра пошла на поводу у брата, решив с ним вернуться домой. Этим они обидели бабушку. Началась гроза в поле, но дети не вернулись почему-то к бабушке. Они сильно промокли и были испуганы грозой. Спас их незнакомый дедушка, который донес их под дождем прямо до дома. Вот председатель колхоза поступил правильно, отругав отца детей за беспечное к ним отношение. Считаю, что нужно быть благоразумным в трудных ситуациях, не стоит рисковать, когда в этом нет необходимости.
Отзыв о литературном произведении заключается в личной его оценке, это не рецензия, которая исследует представленный автором материал.
В отзыве не предусматриваются оценки стилистики произведения, структуры, это только личная оценка всего рассказа.
Рассказ «Кочерыжка» не оставляет нам быть равнодушным к самому сюжету. Автор смог полностью раскрыть идею в этом коротком произведении. В центре сюжета рассказа мальчик, который потерял мать и был подобран Василием.
Основное действо рассказа переноситься в деревню, к матери Василия, куда он его переправляет.
Ребенок растет, осознавая, чего стоят неимоверные усилия тех людей, которые его окружают – его кормить, одевать, воспитывать.
Есть сцены рассказа, читая которые, накатываются слезы,
Автор сумел раскрыть идею рассказа, ведь право жить и быть счастливым у нас никто не может отобрать. Главное верить!
К рассказу Чехова «Налим» можно такой отзыв составить:
Рассказ смешной, забавный, написан очень увлекательно и динамично. Забавно наблюдать за стараниями целой толпы людей по поимке одной рыбины. Совершенно разные — от плотника до кучера и барина они соревнуются в умении голыми руками налима ловить. Удачливее всех как раз барин оказался, но свой трофей он удержать не смог. Ловкая рыба выскользнула из рук, она нажд всеми посмеялась. Умаялись мужики, намокли, чуть не утонули, ведь ловили на глубине и все без толку. А почему? А потому, что не своим делом они занимались. Да еще и советы друг другу раздавали, изображая специалистов по ловле рыбы.
Произведение не большое по объему, поэтому советую всем прочитать этот рассказ Чехова и поразмыслить о том, стоит ли увлекаться такой идеей, поддерживать глупые занятия другим и самому в них впрягаться непонятно ради чего.
Источник