Раскрыть эмоции играя музыкальных инструментах пассивная которой человек расслабляется наоборот

Содержание
  1. 8.2. Музыкальные эмоции
  2. Читайте также
  3. Музыкальные ритмические занятия
  4. Слушаем музыкальные звуки
  5. Совет 24 Музыкальные инструменты
  6. 4 Дети и эмоции
  7. Занятие 28. Эмоции
  8. Занятие 29. Эмоции
  9. Что такое эмоции?
  10. Чувства и эмоции
  11. Новые эмоции
  12. Музыкальные развивающие игры
  13. 2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
  14. Моделируем эмоции
  15. Блокирующие эмоции
  16. Эмоции («Э» в ЛИМЭС)
  17. Спровоцировать выход эмоций, расслабиться и снять тревожность. Арт-терапевтка – о том, как с помощью музыки наладить свой эмоциональный фон
  18. Вера Прохорчик
  19. детский и семейный психолог, арт-терапевтка, гештальт-терапевтка
  20. Правда ли, что музыка влияет на наш эмоциональный фон?
  21. Как работает музыкальная терапия?
  22. А как мне применять музыкотерапию самому?
  23. Что слушать, чтобы успокоиться, уменьшить тревожность или поднять тонус?
  24. Выбор музыки зависит и от возраста, поэтому о детях поговорим отдельно
  25. А как слушать музыку правильно, чтобы получить терапевтический эффект?

8.2. Музыкальные эмоции

8.2. Музыкальные эмоции

Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывает эмоционально активное или пассивное отношение.

Эмоции играют в музыке главенствующую роль. Эта роль предопределяется звуковой и временной природой музыки, способной передать переживание в движении, в процессе развития со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность. Музыка может передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.

Восприятие и исполнение музыки оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека благодаря свойствам звука. Звук несет колоссальный объем информации для человека. Об этом блестяще написал А. Шнабель: «Жизнь звуку дана в человеке; в нем звук стал стихией, стремлением, представлением и целью… Человеку открылось, что созданный им звук способен утолить духовную жажду и, очевидно, призван… возвышать радость и смягчать страдание. Так родилось предназначение и стремление человека творить из этой трансцендентной субстанции, из этой звучащей вибрации с помощью своего интеллекта вечно подвижный, ощутимый и все же неосязаемый мир… Результат этого творчества, который есть не что иное, как последовательность звуков, мы и называем музыкой» [16. С. 313].

Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.

Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.

Такие свойства звука, как тембр, регистр, громкость, артикуляция, направление движения мелодии, ее акцентуация в сочетании с темпом движения преобразуются в музыкальную интонацию. Не случайно Б. В. Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла».

Свойства музыкальной интонации подобны речевой интонации, которая доносит смысл высказывания. Однако чувства несравненно более полно могут быть выражены средствами музыки, чем сформулированы словами. Поэтому очень сложно перевести в словесную форму содержание музыки. «Этот перевод неизбежно будет неполным, грубым и приблизительным», – писал Б. М. Теплов [14. С. 100]. Основное различие между речевым высказыванием и музыкальной речью состоит в том, как выражается содержание, смысл. В речи содержание передается через значение слов языка; в музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. Если основной функцией речи является функция обозначения, то основной функцией музыки является функция выражения (Б. М. Теплов). Похожие мысли высказывает А. Шнабель: «Среди всех искусств музыка занимает исключительное и несоизмеримое с другими видами положение. Она – везде – становление и в силу этого никогда не может быть “схвачена”. Ее невозможно описать, от нее нет никакой практической пользы; ее можно только переживать…» [16. С 297].

Изучая вопросы, связанные с музыкальным переживанием, Б. М. Теплов делает следующие весьма значимые выводы.

1. Переживание музыки является эмоциональным переживанием и выступает как разновидность невербального знания, как единство «аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский). «Внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» [14. С. 113]. В то же время переживание музыки связано с ее пониманием (т. е. формы, структуры, строения музыкальной ткани и т. д. ). Поэтому понимание музыки становится эмоциональным. «Музыка есть эмоциональное познание» [там же].

2. Музыкальное переживание есть переживание эмоциональное и познавательное одновременно. Познать музыку можно с помощью других методов и средств познания: сравнения с другими видами искусства, пространственными и цветовыми ассоциациями, идеями, символами. В сочетании с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки раздвигается до широчайших пределов. При этом музыка углубляет имеющиеся знания и придает им новое качество – эмоциональную насыщенность.

Способность человека к переживанию музыки Б. М. Теплов считал признаком музыкальной одаренности, музыкальности, а ядром музыкальности – «эмоциональную отзывчивость на музыку».

Сферу эмоций музыканты обычно передают различными словами, используемыми как синонимы: чувство, настроение, ощущение, аффект, волнение и т. п. Различия между ними проявляются в интенсивности проявления эмоции: например, ощущение – слабее, волнение – сильнее.

Или различия приобретают стилистический характер. «Аффект» употребляют применительно к теории аффектов в музыке XVII–XVIII в. ; «чувство» – по отношению к стилевому направлению сентиментализма в музыке XVIII в. ; «ощущение, волнение, настроение» – для характеристики романтической музыки XIX века.

Читайте также:  Деятельность человека обусловленная эмоциональным состоянием индивида

Кроме этого, эмоциональное и суггестивное воздействие музыки связано с временной протяженностью музыкального произведения. На этой взаимосвязи основана теория аффектов в европейской музыке эпохи барокко: один «аффект», одно чувство выдерживается на протяжении всего произведения или его крупной части. Этот аффект может усиливаться или ослабляться, но меняться на другой он не может. Так А. Кирхнер в труде «Musurgia universalis» приводит восемь аффектов, которые должна вызывать музыка: любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость [15]. Именно поэтому произведения И. С. Баха, связанные с долгим развитием одного аффекта, оказывают глубокое эмоциональное впечатление на слушателей.

XIX век принес новые открытия: музыка, способная передать внутренний мир человека, развитие или превращение его чувств, становится ведущим видом искусства, подражать которому стремится литература, поэзия, живопись. Неслучайно многообразие эпитетов, поэтических образов, программных названий, подчеркивающих характер музыкальных эмоций, встречается в творчестве Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, русских композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского и др.

В музыке XX века, несмотря на антиромантические тенденции, продолжается воплощение новых эмоций: тревоги, гнева, сарказма, гротеска.

Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что музыка содержит богатейший спектр различных эмоций, среди которых выделяют: 1) жизненные эмоции окружающего мира; 2) эмоции, адекватные эмоциям других видов искусства; 3) специфические музыкальные эмоции [15].

В связи с этим становится понятной сложность изучения проблемы музыкальных эмоций и отсутствие разработанной теории. Исследуя теорию музыкального содержания, В. Н. Холопова предлагает следующую классификацию важнейших типов музыкальных эмоций.

1. Эмоции как чувство жизни.

2. Эмоции как фактор саморегуляции личности.

3. Эмоции восхищения мастерством искусства.

4. Субъективные эмоции музыканта-практика – композитора, исполнителя.

5. Изображаемые в музыке эмоции (эмоции воплощаемого в музыке образа).

6. Специфические природные эмоции музыки (эмоции природного музыкального материала).

Эмоции в музыке сохраняют связь с жизненными эмоциями, но выражаются в образах фантазии. При этом главенствующим является специфический природный музыкальный материал, к которому относятся: а) моторно-ритмическая сфера; б) певческая или вокальная сфера, переносимая в звучание тембров музыкальных инструментов; в) речевая или декламационная сфера.

Моторно-ритмическая сфера воздействует ритмической периодичностью, разнообразием акцентов, мелодическими вершинами и кульминациями, звучанием гармоний и различными градациями силы звука. Данная сфера обладает универсальным воздействием на человека, вплоть до погружения в состояние гипноза.

Певческая или вокальная сфера включает весь диапазон интонаций человеческого голоса и непрерывно пополняется интонациями речевой сферы.

Речевая или декламационная сфера содержит огромный и весьма эмоциональный материал: интонации просьбы или жалобы, страха или угрозы, восторга или негодования и др.

Специфические природные эмоции музыки взаимосвязаны с изображаемыми, т. е. с эмоциями воплощаемого в музыке образа. Изображаемые эмоции – это эмоции художественного образа, композиторского замысла. В сравнении со специфическими природными эмоциями в музыке они отличаются символичностью, условностью, носят характер аллегории, художественной идеи.

Таким образом, музыкальные эмоции представляют «иерархию художественных реакций человека на разных уровнях, от преходящего настроения, локального “аффекта”, внушенного музыкальным материалом (ритм, мелос), до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством, его шедеврами. Музыка воздействует на человека с помощью веками сложившегося в ней эмоционального обобщения», – указывает В. Н. Холопова [15. С. 144]. Эмоциональное обобщение воплощает эстетические и этические идеи искусства. На основе эмоционального обобщения в музыке возникают символы, изображающие эмоции. С помощью ассоциаций, аллегорий внушается мысль о чувстве, аффекте или настроении. Музыкальные эмоции задаются художественным замыслом произведения и оказывают влияние на человеческое мироощущение. «Эмоции в музыке – это и эмоции-волнения, и эмоции-идеи, и эмоции-образы, и эмоции-концепции» [15. С. 145].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Музыкальные ритмические занятия

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Слушаем музыкальные звуки

Слушаем музыкальные звуки Цель приведенных ниже игр и упражнений – научить ребенка вслушиваться в музыкальные звуки, эмоционально реагировать на них. Познакомьте малыша с веселой, быстрой, медленной, громкой и тихой мелодиями.При этом старайтесь вызвать у ребенка

Совет 24 Музыкальные инструменты

Совет 24 Музыкальные инструменты Подойдут даже игрушечные Хотим сразу внести ясность: мы отнюдь не призываем обучать детей музыке, и вот почему. В царские времена музыке в обязательном порядке учились дети привилегированных сословий. Крестьяне с рабочими могли об этом

4 Дети и эмоции

4 Дети и эмоции Что же на самом деле происходит? Кажется, сейчас самое время признаться. Название этой книги – «Секрет счастливых родителей» — далек от реальности!Во взрослом мире нет абсолютно счастливых людей; думаю, никто и не хотел бы стать абсолютно счастливым. Так

Занятие 28. Эмоции

Занятие 28. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.Ход занятия1. Упражнение на гласные и согласные

Занятие 29. Эмоции

Занятие 29. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.Ход занятия1. Рассматривание репродукций картин,

Читайте также:  Чувствую запахи по другому после ковид

Что такое эмоции?

Что такое эмоции? Радость, печаль, интерес, гнев – все это эмоции. Они играют в жизни человека огромную роль и могут дать заряд неисчерпаемой энергии, а могут выжать так, что никакая работа не будет под силу. Их столь важная роль сложилась в процессе эволюции. Эмоции

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции Ваше лицо по-прежнему остается объектом изучения. Пальчики исследуют ваши глаза, ноздри, рот… Малыш начинает осознавать, что он и вы – это два разных человека: если себя дергать за волосы – делается больно, а если дернуть вас, даже если сильно, то почему-то

Новые эмоции

Новые эмоции Палитра чувств малыша становится все разнообразнее. Если раньше из всей гаммы эмоций малыш выделял только положительные, то теперь в общении со взрослыми ребенок начинает уже использовать и отрицательные эмоции. Например, если малышу сейчас хочется играть,

Музыкальные развивающие игры

Музыкальные развивающие игры Когда вы играете на инструменте, вы покажите ребёнку, что звуки бывают разные по высоте. Высоту звучания нагляднее всего демонстрировать именно на клавишных.Про высокие звуки можно сказать, что это птичка летает и поет, а низкие сравнить с

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 2.1. Общая характеристика музыкальных способностей Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к

Моделируем эмоции

Моделируем эмоции Чтобы сделать чтение еще более интерактивным, я стал повторять выражения лиц персонажей книги Мо Виллемса «Делиться ли мороженым?» (Should I Share My Ice Cream?) – нашей любимицы из цикла о Слоненке и Поросенке. Ее герои сильно приподнимают брови, морщат лбы и

Блокирующие эмоции

Блокирующие эмоции Дети-интроверты склонны испытывать чувства вины и стыда, что объясняется, как я уже говорила в главе 2, особенностями их нервной системы. Это тормозящие эмоции, которые вызывают замедление активности ребенка. Без них дети не могут научиться отличать

Эмоции («Э» в ЛИМЭС)

Эмоции («Э» в ЛИМЭС) Изменения вследствие успешной учебы происходят как в интеллекте, так и в эмоциях. Эмоции могут способствовать учебному процессу, а могут мешать ему.Эмоции человека управляют его вниманием, которое, в свою очередь, управляет обучением и памятью. (Sylwester).

Источник

Спровоцировать выход эмоций, расслабиться и снять тревожность. Арт-терапевтка – о том, как с помощью музыки наладить свой эмоциональный фон

Вместе с МТС Music продолжаем нашу музыкальную рубрику Play. Сегодня обсуждаем с арт-терапевткой, как музыка влияет на наше здоровье, что слушать, чтобы наладить эмоциональный фон, и как самостоятельно устроить себе музыкальную терапию.

Вера Прохорчик

детский и семейный психолог, арт-терапевтка, гештальт-терапевтка

Правда ли, что музыка влияет на наш эмоциональный фон?

– Уже давно известно, что музыка способна благотворно влиять не только на наше настроение, но и на многие процессы организма: на дыхание, кровообращение, синхронизацию биоритмов, – рассказывает специалистка. – Музыка – это не только звуки, но и волны, которые обладают определенными вибрациями. Эти самые вибрации и оказывают влияние на нас.

Это заметили очень давно и стали использовать в самых разных сферах жизни. А позже поняли, что определенными мелодиями можно и восстанавливать здоровье, – так появилась музыкальная терапия, что в переводе означает «лечение музыкой».

Как работает музыкальная терапия?

Сама по себе музыка не передает эмоции, а вызывает их у человека, заставляя переживать определенные ассоциации и воспоминания – при помощи них и работает музыкотерапия.

К тому же во время прослушивании разных мелодий определенные участки мозга начинают активно работать в связи с воздействием музыки и ритма на мозговые структуры.

По итогу вибрация и ритмика оказывают воздействие и на физическом, и на эмоциональном уровне и выполняют основные цели музыкотерапии – эмоциональную разрядку и регулирование эмоционального состояния.

У психологов-музыкотерапевтов есть специальные подборки определенной музыки, которая так или иначе влияет на эмоциональный фон. Она может быть разной и служить для различных целей: например, для снижения тревожности и гиперактивности клиентам включают что-то спокойное и расслабляющее.

Но иногда нужно, наоборот, расшевелить человека, дать ему толчок, чтобы проявить свои эмоции. И спровоцировать их выход тоже может помочь музыка – более энергичная, активная.

Обычно сеансы проходят в кабинете с удобным креслом и пространством, в котором можно двигаться. Как правило, они не занимают много времени: иногда достаточно одного произведения длительностью в 5–30 минут, после чего человек обсуждает свои впечатления вместе со специалистом.

А как мне применять музыкотерапию самому?

На самом деле люди используют музыкотерапию в своей жизни каждый день – просто они об этом не особо подозревают. Вы делаете это даже тогда, когда выходите на улицу или едете в транспорте в наушниках. Как правило, человек включает музыку, которая соответствует его состоянию: бодрую, спокойную, депрессивную – и таким образом проживает свои эмоции.

Можно выделить три формы музыкотерапии, которые мы часто используем в повседневной жизни: образно назовем их пассивная, активная и интегративная.

Читайте также:  Эмоциональный урок изо презентация

Пассивная – это обычное прослушивание: дома, в наушниках, в машине. Активная – это когда мы участвуем в создании музыки сами: играем на музыкальном инструменте, поем. Это процесс, в котором вы становитесь активным участником, – от этого получается уже другой эффект, потому что в работу включается еще и тело.

А интегративная форма – это совмещение музыки с другими видами искусства. Например, я рекомендую свои клиентам рисовать под музыку, танцевать, делать какие-то драматические этюды, писать. Это все тоже очень положительно влияет на эмоциональное состояние.

Но для того, чтобы воздействие музыки было действительно максимально плодотворным, в звуки необходимо вслушиваться, пропускать их через себя и следить за тем, как это влияет на вас.

Нельзя сказать, какая мелодия и как точно повлияет на вас, потому что все люди разные – и все очень индивидуально. Поэтому нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем.

Нужно понимать, что эмоции, которые вызывает музыка, и изначальный посыл, который она несет, – это разные вещи. Поэтому не всегда, когда мы включаем веселую песню, наше настроение тут же поднимается. Это во многом зависит от состояния человека: один, слушая рок, получает заряд бодрости и воодушевления, другой чувствует от такой музыки напряжение и дискомфорт, а третий – агрессию и злость.

Поэтому для того, чтобы заботиться о себе и о своем здоровье, в музыкальном плане достаточно просто отслеживать, что вам нравится и что влияет на ваше состояние положительно.

Что слушать, чтобы успокоиться, уменьшить тревожность или поднять тонус?

Но, несмотря на то что в вопросе влияния музыки все очень субъективно, есть моменты, которые работают для большинства.

Например, музыка Моцарта помогает расслабиться. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии.

Звуки флейты, скрипки и фортепиано в принципе обладают расслабляющим действием, поэтому подойдет многое из классики: произведения Вивальди, Бетховен – «Симфония 6», часть 2, Брамс – «Колыбельная», Шуберт – «Аве Мария», Шопен – «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси – «Свет луны».

Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогут мажорные мелодии с темпом ниже среднего. Хорошее воздействие тут также могут оказать этнические композиции и, опять же, классика: например, «Мазурки» и «Прелюдии» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

Народная и детская музыка дает ощущение безопасности.

Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти).

Если хотите избавиться от напряженности, включите Баха – «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантату 21», Бартока – «Сонату для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера – «Мессу ля-минор».

А для поднятия общего жизненного тонуса и улучшения самочувствия слушайте активную и ритмичную музыку. Можно использовать различные марши, например Штраус – «Марш Радецкого». Их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие.

Выбор музыки зависит и от возраста, поэтому о детях поговорим отдельно

Из классики менее активным детям можно включать следующие произведения: Чайковский – «Шестая симфония», часть 3, Бетховен – «Увертюра Эдмонд», Шопен – «Прелюдия 1, опус 28», Лист – «Венгерская рапсодия 2».

А гиперактивным полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогают Бах – «Кантата №2», Бетховен – «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Для уменьшения агрессивности и непослушания детей подойдут Бах – «Итальянский концерт» и Гайдн – «Симфония».

А как слушать музыку правильно, чтобы получить терапевтический эффект?

Если вы хотите устроить себе домашний сеанс музыкотерапии, можно лечь или сесть в каком-нибудь тихом месте, закрыть глаза и постараться «отключиться».

Можно выполнять и какие-то обычные бытовые дела – но все-таки постарайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном и сделать так, чтобы никто вас не отвлекал.

Самое главное – погрузиться в музыку полностью, потому что, если слушать ее и все равно думать, например, о проблемах на работе, отвлечься не получится.

Такие сеансы могут быть продолжительностью 15–30 минут. И лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.

Можете, как на приеме у специалиста, включать себе классику, звуки природы или какую-то музыку без слов – а можете сделать собственные подборки из любимой музыки на разные случаи: например, плей-лист для того, чтобы погрустить, вывести из себя негативные эмоции и хорошенько поплакать.

Тут не будет лишним знать, что для большинства людей джаз, регги, блюз дарят ощущение легкости и безмятежности, поп-музыка дает энергию движения и состояние радости, а панк, рэп, хип-хоп и тяжелая музыка возбуждают и побуждают к активности.

Но в том, как же все-таки нужно слушать музыку, чтобы она вас радовала и влияла позитивно, нет никаких четких правил. Разве что важно быть внимательным к себе и замечать, какие эмоции и чувства вызывает то или иное произведение. А это не только про здоровье и про заботу о себе, но к тому же и отличный способ саморазвития и самопознания.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

ООО «Проспектпресс», УНП 101520868

Источник

Оцените статью