Лекция 6. Эмоционально-волевая сфера личности
6.1. Эмоциональная сфера личности.
6.1. Эмоциональная сфера личности
Общая характеристика эмоциональной сферы человека
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.
Эмоциямисчитают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него.
Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.
Физиологической основой эмоций и чувств, прежде всего, являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения).
Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.
Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.
По силе и длительности эмоциональных переживаний выделяют несколько видов эмоций, которые и образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. В качестве предмета диагностики эмоциональной сферы личности могут выступать:
- собственно эмоции, аффекты;
- чувства, страсти;
- настроение;
- стресс.
Собственно эмоции,или эмоции в узком смысле слова, носят ситуативный характер в противоположность чувствам, которые представляют собой более устойчивые эмоциональные состояния. В этом смысле эмоции — это состояния переживания какого-либо чувства.
Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называют аффектами.Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Аффект характеризуется:
- быстрым возникновением;
- очень большой интенсивностью переживания;
- кратковременностью;
- бурным выражением (экспрессией);
- безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями;
- диффузностью, при которой снижается способность к переключению внимания, суживается поле восприятия, так как контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект: «гнев застилает глаза».
Аффективные проявления положительных эмоций — это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций — это ярость, гнев, ужас, отчаяние. Иногда аффект сопровождается ступором (застыванием в неподвижной позе). Чаще аффект имеет яркие внешние проявления, которые в ряде случаев приобретают разрушительный и даже криминальный характер. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т.е. так называемый аффективный шок.
Чувствапонимаются как наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Они отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Поэтому они характеризуются устойчивостью и длительностью.
Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения. Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Например, мать может радоваться, гордиться, тревожиться, печалиться за своего ребенка — в зависимости от ситуации и реального поведения. Однако чувство любви при этом остается неизменным.
Наиболее распространенной классификацией чувств является их деление в зависимости от сферы проявления на три группы:
- Нравственныминазывают чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.
- Интеллектуальные — это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека.
- Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.
Особый вид устойчивых чувств образуют страсти. Страсть— это устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо.
Общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяжении длительного отрезка времени, — настроение. Настроение отличается от других видов эмоций двумя особенностями: оно не предметно, а личностно; оно не относится к какому-либо частному событию, а является общим состоянием. В отличие от эмоций настроение характеризуется:
- слабой интенсивностью;
- значительной длительностью;
- слабым осознанием его причины;
- влиянием на активность человека в сторону повышения или понижения.
Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т. е. о повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии воплощается в такую характерологическую особенность, как гипертимность.
Противоположностью гипертимии является гипотимия: пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера.
Особую форму переживания чувств, по своим психологическим характеристикам близкую к аффекту, а по длительности приближающуюся к настроению, представляют стрессовые состояния, или эмоциональный стресс.
В настоящее время не возникает сомнений в том, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным). С помощью стресса организм как бы мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.
При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы многих органов и систем организма — организм подготавливается к борьбе, к преодолению опасности. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде физиологических и психологических свойств — в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации, улучшении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске работы.
Еще один аспект стресса – дистресс – это эмоциональное состояние краха, потери, невозвращение прежнего статуса или роли. Надежды рушатся, появляются страдания. Такое эмоциональное состояние подрывает здоровье, человек становится пассивным, бездеятельным, возникает устойчивая депрессия. Поэтому дистресс вреден для жизни м здоровья человека (например, смерть близкого, осознание неизлечимой болезни вызывают шок).
При изучении эмоциональных проявлений личности следует учитывать значение эмоций:
- эмоции выполняют сигнальную функцию, показывая, что из происходящего значимо, что — нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться;
- также эмоции выполняют регулятивную функцию. Эмоции не только ориентируют нас по отношению к различным событиям и объектам, но и побуждают к определенным действиям — сближению или уклонению, поиску или отвержению;
- эмоции играют большую роль в энергетической мобилизации организма. Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц;
- эмоции выполняют стабилизирующую функцию. Они удерживают жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждают разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов; эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде;
- эмоции также выполняют коммуникативную функцию, раскрывающую роль эмоций в установлении контактов между людьми.
Подходы к классификации эмоций
Исследование эмоциональной сферы личности ведется в русле разных теоретических представлений. В настоящее время единая общепринятая классификация эмоций отсутствует. Используя различные критерии, можно получить и разные классификационные схемы.
Так, используя критерий оценки, можно получить разделение эмоций на положительные и отрицательные.
Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции способствуют мобилизации сил, приливу активности, энергии, подъему. Астенические — расслабляют человека, характеризуются пассивностью, созерцательностью.
Широкую известность получила классификация эмоций К. Изарда, который выделяет фундаментальные эмоции и определяет их психологические характеристики и внешние проявления. К фундаментальным эмоциям К. Изард отнес следующие: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.
Общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обуславливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим людям.
Источник
Эмоциональная и волевая сферы личности
Содержание:
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 16.07.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Вопрос о том, что такое личность, по-разному решается психологами, многообразие его ответов и часть разногласий по этому вопросу, проблема личности в психологии феноменов личности-это огромная проблема, охватывающая огромное поле исследований. Вокруг вопроса идентичности существует много споров и споров, причем не только в нашем обыденном языке, но и в системе понятий идентичности: чтобы можно было уверенно воспринимать какую-то теорию как правильную, в то же время данных, недостоверных и экспериментально подтвержденных, слишком мало, слишком много противоречивых.
Отношение человека к окружающему миру не только понимается и проявляется в поведении, но и переживается в виде эмоций. Эмоции — это форма отражения реального мира сознанием. Однако если восприятие отражает реальный мир в его непосредственном действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связь и отношение между предметами и явлениями, то эмоции не одно и то же.
Эмоциональная сфера личности
Эмоции отражаются в виде непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процессов и последствий его практической деятельности.
Человек не только испытывает эмоции, но и выражает их вовне в виде физических симптомов: мимики (изменения положения губ и бровей), пантомимы (жесты, позы), интонации голоса (голосовые мимические движения). Наблюдение за этими физическими проявлениями эмоций помогает изучить их, но не всегда раскрывает содержание переживаемых эмоций.
Эмоции, или эмоциональные переживания, обычно означают различные человеческие реакции, начиная от бурных вспышек страсти и заканчивая тонкими оттенками настроения. В психологии эмоции — это процесс, отражающий личностную значимость и оценку внешних и внутренних обстоятельств для жизни в форме переживаний.
Наиболее важной чертой чувств является их субъективность. Если такой мыслительный процесс, как восприятие или мышление, позволяет человеку более или менее объективно отражать окружающий его независимый мир,то ощущение заключается в том,что он сам является эмоцией, отражающей личностную значимость знания через вдохновение, одержимость, предубеждение и интерес.
Структура эмоционального процесса существенно отличается от структуры когнитивного процесса. Класс эмоций включает в себя настроение, эмоции, влияние, страсть, стресс. Это так называемые «чистые» чувства. Они входят во все психические процессы и состояния человека.
Самая сильная эмоциональная реакция-это влияние. Она прекрасно захватывает психику человека, создавая единую реакцию на такую ситуацию с ассоциациями и движениями, чтобы слить стимулы, оказывающие основное влияние, со всеми соответствующими.
Особенностями воздействия являются его ситуативность, общность, высокая сила и непродолжительность. Под его воздействием внимание резко меняется,его способность переключаться снижается, и в поле восприятия остаются только те объекты, которые вошли в комплекс в связи с опытом. Все остальные стимулы, которые не входят в комплекс, плохо распознаются–это одна из причин практической неконтролируемости этого состояния. В то же время возможны смягчение и полный паралич перехода к неуправляемому поведению.
Поскольку воздействие охватывает человека в целом, даже если оно не связано непосредственно с субъектом воздействия, получая выход в любой деятельности, происходит снижение силы, безразличие, корректировка воздействия, адаптивная функция заключается в формировании соответствующего следа в памяти, который определяет специфическую реакцию и дальнейшую избирательность по отношению к ситуации, вызвавшей воздействие.
Таким образом,воздействие оказывается кратковременным, а состояние сильного эмоционального возбуждения, которое протекает стремительно,приводит к фрустрации (эмоциональному переживанию человеком своей неудачи, чувству отчаяния, достижению определенной желаемой цели).
Настроения-это эмоциональные «хронические» состояния, окрашивающие все поступки человека, связанные со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующие длительное время.
Чувства — это высшие культурно обусловленные эмоции человека, связанные с определенным социальным объектом. Это стабильные психические состояния с четко определенным объективным характером. Даже устойчивое отношение к определенным объектам (реальным или воображаемым). Специфическая значимость чувств проявляется в том, что человек вообще не может испытывать эмоций. Например, без объектов привязанности или обожания человек не сможет испытывать чувства любви.
Страсть-сильное выражение страсти человека к кому-то или чему-то, сопровождающееся глубоким эмоциональным переживанием, связанным с соответствующим объектом. В отличие от влияния, страсть-это более длительное состояние. Они реагируют не только на те события, которые произошли, но и на те, которые, вероятно, произойдут, и те, которые запоминаются. Если влияние возникает в конце действия и отражает окончательную оценку ситуации, то страсть смещается к началу действия и предсказывает результат. Они носят позитивный характер, отражая события в форме обобщенных субъективных оценок.
И, наконец, стресс. Этот тип чувства очень важен в жизни человека. Здесь это связано с неспособностью адекватно и рационально действовать в сложившейся ситуации, которая вызвана непредвиденной стрессовой ситуацией. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряженности и уровнем обобщенности.
Фокус эмоций-это не результат деятельности, например, как результат соответствует мотиву деятельности, в какой мере он достигается. Важно подчеркнуть, что эмоции не только воспринимаются и понимаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, опыт показывает, что раздражителями, вызывающими соответствующие эмоции путем изменения состояния рецепторного аппарата, являются органы чувств.
Поскольку эмоции отражают отношение человека к объекту, они содержат некоторую информацию о самом объекте, которая обязательно является объективностью чувства. В этом смысле отражение объекта является когнитивным компонентом эмоций, а отражение состояния человека в данный момент-его субъективным компонентом. Это означает двойную обусловленность чувств: с одной стороны, потребность человека определять свое отношение к объекту чувств, а с другой — отражать определенные характеристики этого объекта.
Объективная и субъективная — мы можем реализовать свои вероятностные и прогностические функции в регуляции поведения человека, отражать вероятностные события двух основных компонентов эмоции, которые определяют чувство предчувствия, являющееся важной составляющей любого обучения. Например, чувство страха заставляет ребенка избегать огня, который когда-то обжег его. Эмоции также могут предсказывать желаемые события.
Мы уже обращали внимание на то, что когда человек эмоционально возбужден, это сопровождается определенными физиологическими реакциями, такими как изменение артериального давления, сахара, частоты пульса, дыхания, мышечного тонуса и т. д. Н. Ланге предполагает, что эти изменения истощают сущность эмоции, но более глубокие органические изменения, которые позже происходят экспериментально в эмоциональных реакциях, являются сущностью эмоции, поэтому необходимые биологические компоненты не исчерпывают эмоцию.
Было неясно, для чего нужны эти физиологические изменения. Тогда эти реакции не являются существенными для переживания эмоций, и на основании всего этого для повышенной мышечной активности (при борьбе или беге), которая обычно возникает после сильной эмоциональной реакции, мы пришли к выводу, что эмоции осуществляют мобилизацию энергии организма. Этот взгляд позволяет понять биологическую ценность врожденных эмоций.
Павлов объяснил причины тесной связи эмоций и мышечных движений следующим образом: Невозможно представить себе разъяренное животное, лежащее часами. У наших предков все эмоции переносились на работу мышц. Когда Лев злится, например,он превращается в драку, а страх зайца сразу же переходит в бегство. Им удалось в страхе убежать от опасности, а в гневе они сами напали на врага, после чего защитили жизнь своих детей».
Г. Н. Ланге дает очень выразительное описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева в своей работе. Радость сопровождается усилением иннервации мышц внешнего движения, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже, она краснеет, становится теплой, кровообращение ускоряется, жест организации счастливого человека, дети прыгают и хлопают в ладоши, поют и смеются. Счастливый человек, находящийся в хорошем настроении, создаст оптимальные условия для питания всех тканей организма, поэтому удовольствие сделает вас моложе.
Напротив, физиологические симптомы грусти характеризуются парализующим действием на мышцы произвольных движений, а также чувством усталости, так как в случае утомления наблюдаются медленные и слабые движения и мышцы глазниц расслабляются, поэтому глаза выглядят великолепно. Пока мышцы расслабляются, сосуды сокращаются, а ткани кровоточат.
Человек постоянно испытывает чувство холода и озноба, очень чувствителен к холоду, мелкие кровеносные сосуды в легких уменьшаются, в результате чего легкие освобождаются от крови. В этом положении человек чувствует нехватку воздуха, напряжение и тяжесть в груди, и он делает долгий глубокий вдох, пытаясь успокоить свое состояние. Он идет медленно, его руки болтаются, голос слабый и тихий. Такой человек будет счастливо оставаться неподвижным.
Беспорядок очень стар, потому что он сопровождается изменениями на клеточном уровне-кожи, волос, ногтей, зубов и т.д. Например, известно, что в побежденной армии существует большая подверженность болезням, чем в победоносной армии. Так что, если вы хотите сохранить свою молодость подольше, не нарушайте равновесие мелочами, чаще радуйтесь, стремитесь сохранить хорошее настроение.
Однако биологическая составляющая адаптивной функции такого сложного психического процесса способствует своевременной и полноценной мобилизации энергии организма в экстремальных ситуациях.
Эмпирическая составляющая эмоций
Теоретическая позиция Анохина подчеркивает функцию стабилизации эмоций и глубокую связь с процессом прогнозирования ситуаций на основе следов памяти. Он говорил, что эмоциональные переживания закрепляются в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных пределах и предотвращающий деструктивный характер отсутствия или избытка критических факторов, а положительные эмоции появляются тогда, когда представления о будущих полезных результатах, извлеченные из памяти, совпадают с результатами завершенных поведенческих актов. Разногласия приводят к негативному эмоциональному состоянию.
Эмпирическая составляющая эмоций дает возможность человеку адаптироваться к существованию информации в неопределенной среде. После выполнения каких-то строго определенных действий в заданное время он окажется в цели, достижение которой явно не вызывает сомнений.
Эмоции возникают при недостатке информации, необходимой для достижения цели, что способствует поиску новой информации и повышает шансы на достижение цели. Но люди вынуждены удовлетворять свои потребности в условиях хронического дефицита информации. Это обстоятельство способствовало развитию особой формы адаптации, связанной с эмоциями, которая приводит к притоку дополнительной информации за счет изменения чувствительности сенсорных входов.
Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на широкий спектр внешних сигналов. В то же время разрешение восприятия сигналов внутренней среды увеличивается, в результате из памяти извлекается больше гипотез. Это приводит к тому, что при решении задач используются менее вероятные или случайные ассоциации, которые не рассматриваются в спокойном состоянии.
Отсутствие необходимой информации для организации действия приводит к негативным эмоциям. По мнению Симонова, отсутствие необходимой для защиты информации вызывает чувство страха. В этом случае будет уместно реагировать на широкий спектр сигналов, полезность которых еще не известна. Как и мобилизация энергии, эта реакция чрезмерна и нерегулярна, но она предотвращает пропуск действительно важных сигналов, игнорирование которых стоит жизни.
Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как предвидение и предсказание неудачи при выполнении действия, которое должно быть выполнено при данном условии повторения неудачи, в сочетании с необходимостью повторять неудавшееся действие снова и снова, приводит к страху этого действия. Сознание было преодолено. Так, как известно, в соревнованиях равных по силе спортивных команд, чаще всего о конкурентах, об условиях соревнований, о спортсменах, о спортсменах, о спортсменах, которые играют в своем домашнем спортзале.
Очень часто страх, возникающий в неожиданной или неизвестной ситуации, достигает такой силы, что человек умирает. Понимая, что страх является следствием недостатка информации, вы можете преодолеть его.
Считается, что чувство удивления связано с теми же условиями, в которых иногда возникает страх. Реакция удивления рассматривается как форма страха, пропорциональная разнице между ожидаемой дозой и фактически полученной дозой. Когда вы напуганы, испытывайте страх, когда внимание фокусируется на причине необычного в предсказании угрозы. Понимая взаимосвязь между удивлением и страхом, вы сможете преодолеть страх, если перенесете фокус внимания с исхода события на анализ его причин.
Радость, радость, счастье-положительные эмоции. Удовольствие обычно возникает в результате действий, которые уже произошли, но радость часто связана с ожиданием удовольствия, что увеличивает вероятность удовлетворения потребности. Чувство радости также присуще животным, а радость и счастье возникают только в контексте человеческих межличностных отношений. Самая сильная положительная эмоция-это счастье. Человек обычно старается выбрать для себя такую деятельность, которая, по возможности, дает максимум счастья в данной ситуации, в том смысле, в каком он ее понимает.
Волевая сфера личности
Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области экономического развития, науки, техники, культуры, искусства, заключается в том, что человек очень активен и развивает физические и умственные силы, именно поэтому человек, имеющий определенные цели в своей жизни, реализующий их и прилагающий очень четкие усилия для воплощения своих планов в жизнь, должен обладать необходимой силой.
Воля-это свойство человека (процесса, состояния), проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поведением. Она проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленных целей.
Все волевые действия преднамеренны. Однако для достижения поставленной цели необходимо скоординировать необходимые действия. Без четких целей и соображений об обстоятельствах, в которых им приходится действовать, люди покоряют природу, используют свои интересы, чтобы вести образ жизни человека, и поскольку они материальны и духовны, они действуют не произвольно, а иногда организованно, то есть по сильной воле, в то же время они оценивают их и условия, при которых все они приспосабливаются к ним, изменяют их в других случаях, а в других случаях создают новые.
Признаки волевого акта:
- Волевые действия всегда связаны со стремлением, принятием решений и их реализацией;
- Волевой акт характеризуется наличием хорошо продуманных планов осуществления каких-либо действий;
- Волевой акт является результатом повышенного внимания к действию и отсутствия непосредственного удовольствия, получаемого в процессе, а также его исполнения (эмоционального, а не морального, то есть удовольствия).
Воля является действенным аспектом человеческого сознания, то есть его качеством, поскольку умственная деятельность влияет на практическую деятельность. Под влиянием волевого процесса человек может активизировать свои действия и поступки, стремиться к достижению успеха в условиях преодоления трудностей. Но благодаря воле тот же самый человек может воздержаться от любого действия или действия, замедлиться, остановиться, когда оно начинается, или позволить ему идти в другом направлении. Это очень важная и сложная черта характера.
Согласно теории Павлова, только человек обладает способностью сознательно тормозить свою деятельность. В этом случае «тормоз» — это не что иное, как активизация и зачастую более сложные волевые усилия. Если человек способен мобилизовать физические и моральные силы для борьбы с трудностями, то у него очень развита сильная воля.
Волевая деятельность всегда складывается из конкретных волевых действий, включающих все признаки и качества воли, а изучение волевых действий направлено на правильное понимание воли в целом. То есть, какова основная стадия контролируемой человеческой деятельности (или волевого процесса), осознанного и целенаправленного действия?
Первый момент волевого действия-его первая стадия — это возникновение импульсов и постановка целей, на которые это действие направлено. Вы можете ставить цели как для себя,так и для других людей, когда их ставит кто-то другой или жизненные обстоятельства.
Следующий момент волевого действия — это вторая стадия волевого процесса, стадия обсуждения и борьбы за выбор, использование, создание средств, методов и приемов достижения цели. Это связано с тем, что цели разные и ставятся в разных условиях. Чтобы ставить цели осознанно, нужно специально продумать условия, средства и другие возможности их достижения.
Если цель возникла без учета такой возможности или, тем не менее, она не полностью реализована, то она недостижима, а потому нереальна. Выявление конкретных путей и возможностей для достижения поставленных целей является основой для планирования действий и деятельности человека в целом. После постановки цели и определения средств ее достижения волей наступает следующий момент действия-третья стадия волевого процесса-решение, то есть решение следовать цели.
Этот момент волевого действия объясняется тем, что человеку не всегда легко ставить цели и определять средства их достижения. Особенно трудно это делать в экстремальных ситуациях. Четвертая стадия процесса волеизъявления-исполнение решения, которое следует в конце. Это последний момент волевого действия. Осуществить решение — значит достичь поставленной цели на практике. Это конец определенного волевого действия, являющегося элементом волевой деятельности человека.
Для того чтобы понять сложность волевой сферы индивида, необходимо учитывать, что человеческая деятельность не только произвольна, но и преднамеренна и обдуманна. Невольные действия-это те, которые в каждом конкретном случае происходят без человеческого контроля и не нуждаются в постоянном сознательном регулировании.
Первое число невольных действий должно содержать так называемые автоматические действия. Это может быть, например, оттягивание руки от чего-то, что причиняет боль, поворот головы в сторону неожиданного звука или мигающего света, совершение резких движений рукой, удержание равновесия,такой вид поведения называется автоматическим, а механизмы мышц и нервов являются врожденными. Каждое такое действие рассматривается физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как ответ на внешние или внутренние раздражители и его механизмы.
К категории невольных действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия. Они обычно состоят из ряда простых автоматических действий системы, которая обеспечивает управление некоторыми важными функциями организма.
Инстинктивное поведение есть часть человеческой деятельности, но специфически человеческое поведение, волевое поведение, то есть оно подчинено действию, зарождение и развитие которого происходит не у животного, а у человека.
Помимо простейших автоматических, безусловных рефлексов и сложных инстинктивных действий, состоящих из цепочки безусловных рефлексов, он вел себя так, как будто не имел отношения к сознательным волевым действиям, а приобретал категории, главное, что он делал.
Как один из наиболее сложных психических процессов, он создает определенное психическое состояние (активность, сосредоточенность и т. д.) в человеке. И это очень важное, более или менее устойчивое психическое свойство человека, которое зависит от эффективности мыслей и чувств,от активности выполняемых практических действий и поступков.
Современные психологи по-разному смотрят на волю. Это была бы философская позиция или как объяснить свободу и необходимость жизни. Но как бы ни были разнообразны и противоречивы эти взгляды, в целом они сводятся к двум основным областям.
Сторонники так называемой неопределенности считают, что человек абсолютно свободен, и его действия и поступки не ограничены кем-то. Согласно им, человек обладает волей быть бесконечной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия, стоящие на его жизненном пути. Тех, кто занимает эту позицию, объединяет в сущности восприятие воли, которая не зависит от материальных условий человеческой жизни. Это не научное идеалистическое направление. Такая трактовка воли не помогает, потому что она пытается учесть волю вне времени и пространства, зависит ли она от законов природы, человеческого общества и человеческой психики, а также не помогает решать практические задачи в области формирования личности, воспитания воли и так далее.
Приверженцы другого направления-детерминизма, в отличие от недетерминизма, подчеркивают материальное состояние жизни, причинно-следственные связи и естественную зависимость человека от отношений, в которые он включен. Это направление прогрессивно, потому что признает важность мира, его единство.
Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть она развивается и развивается по социальным, а не биологическим законам. В силу этой ситуации функции человеческого организма, особенно его нервной системы, включая физиологические механизмы волевого поведения, определяются, как правило, образом жизни человека и характером его деятельности.
К основным волевым качествам человека относятся целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, трудолюбие.
Цель — это способность человека подчинять свои действия целям, которых он хочет достичь, умение правильно определять методы, средства, способы и динамику сил для получения результатов своей деятельности. Самоконтроль-это волевое качество, характерное для людей, контролирующих свои мысли и чувства, поступки и поступки. Люди, обладающие самоконтролем, уравновешенны и последовательны.
Она заключается в способности человека не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь его от достижения цели. Если человек несправедливо отказывается от своего мнения и склоняется к точке зрения других, вместо того чтобы без нужды просить о помощи или действовать самостоятельно и творчески, то обычный путтер, однако, негативизм (неоправданное желание действовать против кого-то) может быть ошибочно оценен как независимый. Негативизм — это не признак силы, а признак слабости в человеке.
Решительность — это качество сильной воли человека, позволяющее ему принимать своевременные, рациональные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Если человек в трудной ситуации растерялся, и ему захотелось счастливого стечения обстоятельств и неожиданной помощи, его нельзя назвать решительным. Такой человек обычно неуверен в собственных силах, недооценивает способности и силы других людей и, как правило, сомневается в успешном исходе дела.
Без настойчивости, без упорства, без стояния на своем и без борьбы за выполнение принятых решений нет решимости, самоконтроля, целеустремленности.
Энергия-это волевое качество, которое представляет собой способность человека действовать быстро и с большим напряжением физических и психических сил. Проводя мероприятия для достижения этой цели, энергичный человек, как правило,не отступает от трудностей, он не размагничивает, а, наоборот, мобилизует их. Такой человек всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Инициатива — это волевое качество, которое позволяет человеку действовать творчески. Это позитивная и смелая гибкость человеческого поведения и поведения, отвечающего времени и условиям. Инициатива проявляется прежде всего целенаправленно и не подвержена влиянию спонтанных импульсов. Инициатива, как правило, связана с напряжением физических и психических сил человека, который ее проявляет.
Заключение
Результативность — это качество волевого человека, заключающееся в активном, добросовестном и систематическом исполнении принятых решений. Руководитель чувствует необходимость завершить работу, которую он начал или оставил ему.
Личность развивается не только в зависимости от ситуации, но тем не менее. Отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и содержат определенную дисгармонию.
Когда молодой человек всерьез задумывается о будущем своей деятельности и, помимо изучения объема знаний, необходимых для достижения своих интересов и целей, приобщается к определенным видам деятельности, он неизбежно определяет собственное самоопределение, то есть свою полезность обществу.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник