Раскрась свои чувства интерпретация
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.
Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.
Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом .
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.
Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.
Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.
Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея — символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки — символизируют эмоциональную деятельность;
• руки — символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.
Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.
Источник
Тест «Волшебная страна чувств» (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева)
Главная > Инструкция
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника
1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)
Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.
Дата проведения обследования_______________________
Волшебная страна чувств
Рис. 1.
Рис.1.Волшебная страна чувств
Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое — то чувство живет в красном домике, какое — то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.
Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой — где написано слово «Домики».
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)
Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».
Источник
Мастер — класс «Раскрась свои чувства»
план-конспект занятия по теме
Цель мастер — класса : выявление с помощью рисуночных тестов личностных особенностей ребенка и его уровня эмоционального состояния на определенном этапе развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер — класс » Раскрась свои чувства».
Цель : выявление с помощью рисуночных тестов личностных особенностей ребенка и его уровня эмоционального состояния на определенном этапе развития .
Задачи : 1. Выявление через цветовую гамму уровня тревожности ,
взаимодействия ребенка с другими , его коммуникативных
2. Развитие навыков управления эмоциями .
3. Воспитание эстетического вкуса .
Оборудование : схематичное изображение человечка , карточки с условными обозначениями цветов , цветные карандаши : желтый , оранжевый , зеленый , красный , коричневый , черный .
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП . ЗНАКОМСТВО ДРУГ С ДРУГОМ .
ОБРАЗОВАНИЕ ПАР (3 ПАРЫ — 6 ЧЕЛОВЕК ).
ЗАДАНИЕ : РАССКАЗАТЬ ДРУГ О ДРУГЕ .
2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА О ЗНАЧЕНИИ ЦВЕТОВ . ВСЕ , ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ — ЭТО РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР .
ЗЕМЛЯ ОДНА , А ЦВЕТЫ НА Ней РАЗНЫЕ . МЫ , УЧИТЕЛЯ , С РАННЕГО ДЕТСТВА УЧИМ ДЕТЕЙ РАСПОЗНАВАТЬ ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА , ЗНАКОМИМ СО СПЕКТРОМ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ . ЦВЕТА ЗАНИМАЮТ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ .
1) У КАЖДОГО НАРОДА СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАЧЕНИЯМ ЦВЕТОВ . Например , у БУРЯТСКОГО НАРОДА — ПРИСУЩИЕ 5 ЦВЕТАМ ХАДАКИ , КОТОРЫЕ ЗАЩИЩАЮТ ЖИЛИЩЕ ( ДОМ ) ЧЕЛОВЕКА ОТ УЩЕРБА , ОБЕСПЕЧИВАЮТ МИР И БЛАГОПОЛУЧИЕ В ДОМЕ :
— ЗЕЛЕНЫЙ ХАДАК — ПОЖЕЛАНИЕ БОГАТСТВА , БЛАГОПОЛУЧИЯ .
— СИНИЙ ХАДАК — ПОЖЕЛАНИЕ МИРА И ДРУЖБЫ .
— КРАСНЫЙ ХАДАК — ПОЖЕЛАНИЕ НЕГАСНУЩЕГО , НЕУГАСАЮЩЕГО ОЧАГА .
— БЕЛЫЙ ХАДАК — ПОЖЕЛАНИЕ БЛАГОНРАВИЯ , ЧИСТОТЫ ПОМЫСЛОВ , ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ И СЧАСТЬЯ .
— ЖЕЛТЫЙ ХАДАК — ЗАЩИТА ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ , НЕГАТИВНОЙ СИЛЫ .
2) ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТНЫХ ПОЛОС НАГРУДНОЙ ЧАСТИ МУЖСКОГО БУРЯТСКОГО КОСТЮМА ( ДЭГЭЛ ):
— ВЕРХНЯЯ ПОЛОСА СИНЕГО ЦВЕТА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ НЕБО И ЧИСТОТУ ПОМЫСЛОВ , СИЛЬНЫЙ ДУХ МУЖЧИНЫ .
— СРЕДНЯЯ ПОЛОСА ЧЕРНОГО ЦВЕТА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ЗЕМЛЮ И БОГАТСТВО , БЛАГОСОСТОЯНИЕ .
— НИЖНЯЯ ПОЛОСА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СПОКОЙНУЮ ЖИЗНЬ , ЗАЩИТУ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ , ЗАВИСТИ , ПЛОХИХ МЫСЛЕЙ .
3) ТАКЖЕ КРАСКИ ПОМОГАЮТ НАМ УЗНАТЬ О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА . ДЛЯ ТОГО , ЧТОБЫ ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ РЕБЕНКА , ПСИХОЛОГИ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ , И МЫ , УЧИТЕЛЯ , НА УРОКЕ РИСОВАНИЯ МОЖЕМ БЫТЬ В РОЛИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА .
3. УПРАЖНЕНИЕ » КОМПЛИМЕНТ «.
КАЖДОГО УЧАСТНИКА ПРОСЯТ ПОЯСНИТЬ , ЧТО ОН ЧУВСТВУЕТ , КОГДА ЕМУ ГОВОРЯТ ЧТО — ТО ПРИЯТНОЕ . ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТО , ЧТО ЧУВСТВА У НИХ РАЗНЫЕ , НО СХОЖИЕ И ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗГОВОР ПОЙДЕТ ИМЕННО О ЧУВСТВАХ .
4. ЗАДАНИЕ » РАСКРАСЬ СВОИ ЧУВСТВА «.
У ДЕТЕЙ СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧКА И ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ .
ИНСТРУКЦИЯ : ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ , ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕЧЕК — СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ , В КОТОРОГО ВЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ . ЭТОТ ЧЕЛОВЕЧЕК , КАК И СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ , МОЖЕТ ИСПЫТЫВАТЬ РАЗНЫЕ ЧУВСТВА , И ЕГО ОЩУЩЕНИЯ ЖИВУТ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ ЕГО ТЕЛА .
РАСКРАСЬТЕ ЭТИ ЧУВСТВА :
ГНЕВ , РАЗДРАЖЕНИЕ — КРАСНЫМ ;
ЧУВСТВО ВИНЫ — КОРИЧНЕВЫМ ;
Потом участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают , почему они использовали тот или иной цвет .
5. АНАЛИЗ РИСУНКОВ . ЗНАЧЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ .
Если ребенок раскрашивает « человечка » розовым , желтым и зеленым и другими спокойными цветами , то можно говорить о том , что его состояние достаточно стабильно и гармонично , он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия .
Если большая часть рисунка окрашена черным , возможно , этот ребенок нуждается в психокоррекции . Бывает , что черные , коричневые и ярко — красные пятна узко локализованы в определенном месте тела . Если цветовые пятна находятся в области головы , то можно предположить , что ребенок о чем — то напряженно думает , какие — то мысли не дают ему покоя и даже пугают его . В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении . Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумыванию чего — нибудь .
Если черный цвет локализован в области рук , можно предположить , что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими . Может быть , он просто замкнут или его отвергают другие дети .
Иногда черные руки может нарисовать ребенок , которому часто говорят , что у него « руки как крюки » или « не трогай , не прикасайся , отойди от меня ». В любом случае такому ребенку необходимы принятие и поддержка , а также дополнительные психотехнические упражнения . Можно более активно включать ребенка в упражнения на групповое взаимодействие .
Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног . Такое может встречаться в рисунках детей , ощущающих себя недостаточно уверенно и защищенно .
Если черное , коричневое или ярко — красное пятно появилось в области груди , можно предположить , что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения , беспокойство .
Данные анализа являются конфиденциальной информацией , которая не обсуждается с детьми . Результаты анализа рисунков можно использовать для индивидуальной работы , а также ориентироваться на них при подборе партнеров и ролей в упражнениях во время занятий .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Я –король своих чувств»
Тематическая неделя «Я — король своих чувств». Эмоции в жизни детей . Может ли человек управлять своими чувствами? Для старших дошкольников и младших школьников.
Мастер-класс «Формирование чувства гуманности у младших школьников»
Цели и задачи: развитие внутригрупповых отношений; умение работать в группах, по заданию:развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми;учить работать с толковым сл.
Воспитание чувства ответственности за свою безопасность
Конспект занятия по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» Тема: Мои чувства. Радость.
Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.Обучать распознаванию и описанию своих чувств. Активизировать коммуникативные способности детей. Формировать уверенность в себе и с.
Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье».
Цель — обсуждить с родителями одну из задач воспитания детей — формирование ответственной личности, раскрыть понятие «ответственность», познакомить с треми уровнями ответственности. В конце родит.
Конспект урока «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)» 2 класс (Неменский)
Тема: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)».
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Человек выражает свои чувства, мысли.. » 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Человек выражает свои чувства, мысли.. » 2 класс.
Источник