Консультация для родителей детей 2–3 лет «Развитие эмоционального интеллекта у детей 2–3 лет»
Горбачева Елена
Консультация для родителей детей 2–3 лет «Развитие эмоционального интеллекта у детей 2–3 лет»
Консультация для родителей
«Развитие эмоционального интеллекта у детей 2-3 лет»
В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта. И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей
1. Управление собственным поведением
Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.
Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.
2. Понимание чувств других людей
На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?
В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.
Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.
Как развить эмоциональный интеллект у ребенка
Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.
«Похоже, тебе сейчас очень весело»
«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»
«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен»
«Я вижу, что ты очень растерян»
«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев»
Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.
Показывайте свои чувства
Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.
Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка:
«Я так горжусь твоими увлечениями»
«Я радуюсь, когда ты радуешься»
«Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок»
«Я злюсь, когда меня не слушают»
Побуждайте ребенка анализировать свое состояние
Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоциичерез альтернативные вопросы:
«Тебе весело или грустно?»
«Интересно или скучно?»
Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.
Игры для развития эмоционального интеллекта у детей 2-3 лет
Игра с образом животных
Показать какое-либо животное (мягкую игрушку) ребенку и попросить ему улыбнуться/нахмуриться вместо игрушки. Если это лев или тигр предложить порычать сердито вместо него. А за кошку можно ласково мурлыкать. Лягушка может весело квакать. Очень важно выделять слова, описывающие эмоцию.
Сесть напротив зеркало с ребенком и вместе стоить рожицы, которые выражают разные эмоции: веселые, хмурые, удивленные, расстроенные. Дети в этом возрасте -большие повторюшки, они с удовольствие играют в эту игру.
Чтение литературы – это еще один метод развития эмоционального интеллекта. Здесь очень важно правильно читать (рассказывать): читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.
Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет»ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.
Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.
Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь — мы вступаем на путь познания Развивая мысль — мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие — одна из важнейших.
Источник
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
марина костенко
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Эмоции (от лат. Emovea — потрясаю, волную) — состояние, которое возникает у человека в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.
Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия — «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) — это способность распознать собственные чувства и эмоции, понимать эмоции и чувства других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Благодаря эмоциональному интеллекту мы понимаем, почему в конкретной ситуации почувствовали, например, раздражение и повели себя неким образом.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре еёсоставляющие:
1. Управление эмоциями. Мы чувствуем эмоции в каждый момент жизни. Они сопровождают и часто определяют наши поступки, отношения с близкими и коллегами. Если мы не понимаем, как именно наши эмоции могли повлиять на наши мысли или действия, мы будем делать много необдуманных поступков, будем обижаться и чувствовать вину, будем постоянно иметь дело с неоправданными надеждами (допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.
Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.
2. Понимание того, почему у меня возникают именно эти эмоции и именно в этой ситуации. То есть умение устанавливать причинно-следственные связи между обстоятельствами и эмоциями. Это помогает либо избавиться от причины (а не эмоции, которая есть следствием, либо реально подготовиться и настроиться, что во многом уменьшит силу эмоциональной реакции, которая возникла.
3. Ответственность за свои эмоции. Как часто мы слышим «Он меня обидел» или «Меня ничего не радует». Родители склонны перекладывать ответственность на детей за свои эмоциии чувства на ребенка: «Ты обидел маму» или «Папа рассердился из-за тебя». Часто мы ищем внешние источники улучшения настроения. На самом деле, только мы сами решаем, какие эмоции чувствовать в этот самый момент, реагировать ли на обидные слова ребенка, злится ли на ребенка. Хотите обижаться – обижайтесь, злиться – злитесь. Никто не может вызвать у нас какие-либо эмоции, если мы сами того не захотели.
4. Понимание эмоций и чувств других людей и уважение к ним, либо эмпатия. Именно эмпатия во многом помогает создать гармоничные отношения. Важно понимать, что наше поведение или слова могут обидеть другого человека или он может неправильно их понять. Понимая эмоции другого человека, мы можем оказать эмоциональную поддержку, найти подход.
Развитие эмоционального интеллекта помогает безопасно проходить неприятные эмоции и переключаться на более приятные, находить радость даже в мелочах.
Это вовсе не означает, что человек с высоким EQ никогда не грустит, не злится, не расстраивается. Он просто может адекватно выйти из этого состояния, не сделав «плохо» ни себе, ни тем, кто вокруг. В идеале, родители должны этому учить детей с самого маленького возраста.
В чем смысл и значение развития эмоционального интеллекта?
Это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Конечно, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.
Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Итак, развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.
Как мы знаем, одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Высокий уровень развития логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:
1. умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
2. способностью сознательно влиять на свои эмоции;
3. умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
4. способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
5. способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
У детей слабо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Таким образом, в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Поэтому перед нами стоит определенные задачи по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.
Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.
Первый блок — направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; умение различать оттенки настроений, их соотнесение с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей.
Второй блок — формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения.
Третий блок — направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д., произвольному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Как развивать эмоциональный интеллект и научить этому ребенка?
1. Развивать свой собственный EQ.
Мы воспитываем не словами, а действиями.Не получится так: «Сын, я терплю, терплю, а потом как сорвусь на всех, но ты таким не будь, ты должен вести себя иначе».
Для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями, для начала надо научиться их распознавать и проговаривать. Поэтому сначала мы учим ребенка называть то, что сейчас чувствуем с позиции «Я»: «Я злюсь», «Мне неприятно», «Я радуюсь». Пока ребенок еще не разговаривает, мы озвучиваем его эмоцию: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе неприятно»,а не свою: «Меня обидели», «Ты меня разозлил».
2. На следующем этапе мы учим определять причинно-следственные связи между событиями, что произошли, своими эмоциями и действиями.Здесь уже идет анализ: «Я разозлилась, потому что… И поэтому я…» — вот полная картина.
С детьми можно обсуждать различные ситуации: реальные и из историй, книг, мультиков. Читая сказки, необходимо обратить внимание на настроение, эмоции, мысли, действия героев.
3. На последнем этапе мы находим альтернативный способ поведения или реакции, путь или возможность выхода из ситуации, которая сложилась.
— нарисуйте «когда я злюсь», «когда я радуюсь», «я – счастливый», «мне грустно»;
— картинки с эмоциями (для детей и родителей).
1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. // Вопросы психологии, 2007,-N 5. (С. 57-65).
2. Изотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).
3. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).
4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Педагогика, 1986.
Источник