- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Ин. 16:22
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Филарет Московский
- Блаж. Феофилакт Болгарский
- Евфимий Зигабен
- Лопухин А.П.
- От Иоанна святое благовествование, глава 16 Иоанна, гл 16
- Толкование на От Иоанна 16:22
- Толкование на От Иоанна 16:22 / Ин 16:22
- Филарет (Дроздов) (1782−1867)
- Евфимий Зигабен (
- Радости вашей никто не отнимет
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 16:22
Свт. Иоанн Златоуст
и вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас
См. Толкование на Ин. 16:21
Свт. Филарет Московский
и вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас
Вникните в обетование радости, данное Апостолам, а в лице их и всем нам: «паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше». По нашему понятию, надлежало бы сказать: вы Меня увидите, и возрадуется сердце ваше; ибо мы радуемся тогда, когда мы видим, кого любим: а то, что видит нас Он, может для нас оставаться без всякаго действия; ибо когда не видим Его мы, тогда не от чего возрадоваться сердцу нашему. Вопреки сему Господь сказал: Я увижу вас, и возрадуется сердце ваше; – так как бы все дело зависело от того, что Он увидит учеников Своих, и как бы не было никакой примечательной разности в том, увидят ли они Его, или нет. Что же хочет сказать чрез сие Премудрость Божия? – То, что как свет сего видимаго мира исходит от солнца, которое есть око сего мира: так свет душ и радость сердец исходит из очей Сына Божия Иисуса Христа, Который есть Солнце мира невидимаго; что, как солнце, когда восходит и зрит на землю, сим самым дает благотворный свет земным существам, поколику каждое из них способно принимать оный; так Богочеловек Иисус, когда призирает на души и сердца, – особенно после того, как Он в истинную весну и новое утро мира восшел от земли в прославленном уже Своем человечестве, которое, быв возвышено чрез страдания, сделалось, так сказать, прозрачным для живущаго в нем исполнения Божества, и котораго язвы суть отверстыя двери Божественнаго света, – таковым Своим присутствием дарует благодатный свет душам, и радость сердцам, по мере их духовной способности принимать оный, то есть, по мере веры и любви; что, как наслаждение светом солнца не зависит определительно от того, видит ли кто над собою круг солнца, или нет, но и тот, кто для сего не возводит и не напрягает ока, пользуется светом, и даже тот, кто сидит в тени, или стоит под облаком: так наслаждение светом Христовым и радостию о Господе не привязано к тому необходимо, зрит ли кто Христа, образно являющагося, телесным даже очам, но и тот, кто не дерзает возвести взора на высоту славы Его, по смирению, и тот, кто стоит под облаком веры, и тот, кто покоится в тени надежды, также могут наслаждаться духовным светом и небесною радостию, и еще иногда безопаснее, нежели зритель необыкновенных явлений, для которых надобно иметь орлиное око, чтобы не быть омрачену избытком света.
Слово в день Святыя Пасхи (1827 г.).
Блаж. Феофилакт Болгарский
Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас
См. Толкование на Ин. 16:19
Евфимий Зигабен
И вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас
Никто не отнимет у вас, потому что больше Я уже не буду умирать, и вы уже не будете разлучаться со Мною. Но каким образом Иисус Христос сказал, что женщина радуется потому, что родился человек в мир, между тем как она радуется не этому, а тому, что у нее родился сын? Так сказал Иисус Христос сообразно с теми словами, которые Бог сказал в начале: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1, 28); значит, прежде всего для мира рождается человек, а после уже и для услуги родителям. Слова эти могут иметь вместе с тем и некоторое таинственное значение: пройдя через смерть, как бы через своего рода утробу, и уничтожив скорбь о смерти, Иисус Христос родился новым Человеком в новый мир, сделался первенцем из мертвых в Царстве Небесном.
Лопухин А.П.
Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас
Источник
От Иоанна святое благовествование, глава 16 Иоанна, гл 16
Это сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
Но Я сказал вам это для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказал вам о том; не говорил же этого вам сначала, потому что был с вами.
А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: „Куда идешь?“ Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.
И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.
Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить.
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Все, что имеет Отец, – Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу».
Тут некоторые из учеников Его сказали друг другу: «Что это Он говорит нам: „Вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня“ и „Я иду к Отцу“?» Итак, они говорили: «Что это Он говорит: „вскоре“? Не знаем, что говорит».
Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: «О том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: „Вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня“?
Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
До сих пор Я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
В тот день будете просить во имя Мое. И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу».
Ученики Его сказали Ему: «Вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой.
Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Поэтому веруем, что Ты от Бога исшел».
Иисус отвечал им: «Теперь веруете?
Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мной.
Это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир».
Источник
Толкование на От Иоанна 16:22
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 16:22 / Ин 16:22
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
и вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас
Вникните в обетование радости, данное Апостолам, а в лице их и всем нам: «паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше». По нашему понятию, надлежало бы сказать: вы Меня увидите, и возрадуется сердце ваше; ибо мы радуемся тогда, когда мы видим, кого любим: а то, что видит нас Он, может для нас оставаться без всякаго действия; ибо когда не видим Его мы, тогда не от чего возрадоваться сердцу нашему. Вопреки сему Господь сказал: Я увижу вас, и возрадуется сердце ваше; — так как бы все дело зависело от того, что Он увидит учеников Своих, и как бы не было никакой примечательной разности в том, увидят ли они Его, или нет. Что же хочет сказать чрез сие Премудрость Божия? — То, что как свет сего видимаго мира исходит от солнца, которое есть око сего мира: так свет душ и радость сердец исходит из очей Сына Божия Иисуса Христа, Который есть Солнце мира невидимаго; что, как солнце, когда восходит и зрит на землю, сим самым дает благотворный свет земным существам, поколику каждое из них способно принимать оный; так Богочеловек Иисус, когда призирает на души и сердца, — особенно после того, как Он в истинную весну и новое утро мира восшел от земли в прославленном уже Своем человечестве, которое, быв возвышено чрез страдания, сделалось, так сказать, прозрачным для живущаго в нем исполнения Божества, и котораго язвы суть отверстыя двери Божественнаго света, — таковым Своим присутствием дарует благодатный свет душам, и радость сердцам, по мере их духовной способности принимать оный, то есть, по мере веры и любви; что, как наслаждение светом солнца не зависит определительно от того, видит ли кто над собою круг солнца, или нет, но и тот, кто для сего не возводит и не напрягает ока, пользуется светом, и даже тот, кто сидит в тени, или стоит под облаком: так наслаждение светом Христовым и радостию о Господе не привязано к тому необходимо, зрит ли кто Христа, образно являющагося, телесным даже очам, но и тот, кто не дерзает возвести взора на высоту славы Его, по смирению, и тот, кто стоит под облаком веры, и тот, кто покоится в тени надежды, также могут наслаждаться духовным светом и небесною радостию, и еще иногда безопаснее, нежели зритель необыкновенных явлений, для которых надобно иметь орлиное око, чтобы не быть омрачену избытком света.
Источник: Слово в день Святыя Пасхи (1827 г.).
Евфимий Зигабен (
И вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас
Никто не отнимет у вас, потому что больше Я уже не буду умирать, и вы уже не будете разлучаться со Мною. Но каким образом Иисус Христос сказал, что женщина радуется потому, что родился человек в мир, между тем как она радуется не этому, а тому, что у нее родился сын? Так сказал Иисус Христос сообразно с теми словами, которые Бог сказал в начале: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1, 28); значит, прежде всего для мира рождается человек, а после уже и для услуги родителям. Слова эти могут иметь вместе с тем и некоторое таинственное значение: пройдя через смерть, как бы через своего рода утробу, и уничтожив скорбь о смерти, Иисус Христос родился новым Человеком в новый мир, сделался первенцем из мертвых в Царстве Небесном.
Источник
Радости вашей никто не отнимет
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Накануне Пасхи в своем блоге я поздравил всех, кто заходит на мою интернет-страницу, с Воскресением Христовым: «С каждым годом жизни, дарованной нам Богом, Пасха Христова прирастает в нас благодатью, воспламеняет в душах наших искру веры и учит всепобеждающей любви. Переживая пасхальную радость, мы учимся жить в будущем веке. Христос воскресе, друзья!»
Среди множества откликов на это поздравление было одно, которое обратило на себя внимание: «Вы правда верите, что где-то что-то “прирастает”. Или я сплю, или вы живете в четвертом измерении? Кругом озверение и тоска с безысходностью, бабы бьются за детей в одиночестве, мужики спиваются, дети колются, народ дичает, по телику порнография, в газетах тоже. Так чему же радоваться? Вы реально можете соотнести эту новость о том, что Христос воскрес, с тем, что творится кругом, и не сойти с ума? Или одно другому не мешает и не пересекается?»
Прочитал, и захотелось тут же ответить: быстро, четко и лаконично. Но не вышло скорого ответа. Ибо слишком многогранна наша «радость с Богом», слишком сложно ее описать. Неверующему человеку непонятно, что наша духовная радость и страдания неразрывно связаны друг с другом, что они зависят друг от друга и неразделимы по существу. Даже в самых «просвещенных кругах» многим кажется, что подобное состояние есть извращение слабого, недалекого ума и что мы, искренне принимая и исполняя апостольское: участвуете в Христовых страданиях (1 Пет 4:13), занимаемся самобичеванием и самоистязанием. Люди не понимают ни наших белых священнических облачений на погребении, ни радостной улыбки человека, идущего на Исповедь.
Сострадает ли священник семейству, куда пришла смерть? Конечно, сострадает! Но все погребальное богослужение, весь чин отпевания наполнены радостным утверждением благостной вечной жизни того, кто с Богом жил и с Богом отошел в вечность.
Испытывает ли верующий человек стыд, неловкость и горе от своих грехов, идя на Исповедь? Испытывает. Но, уже отойдя от исповедального аналоя и вдруг вспомнив о том, что забыл «еще один грешок», он опять рвется к нему. Именно потому, что знает: Бог простит, если искренне, без оправданий и страха мы выложим свои прегрешения, вольные и невольные. Уверенность же всегда радостна.
Разве можно сравнить Таинство Исповеди и просто обычное «прости» за свои поступок перед тем, кого ты обидел, подвел или обманул? Степень радости после этого — разные, несравнимые. Бог после Покаяния не будет ни упрекать, ни констатировать: «А помнишь, как ты Меня подвел?» И никогда мы не услышим от Него мирского определения: «Нет у Меня к нему веры». Он всегда верит и всегда прощает.
Вот поэтому и радостны мы, когда пост приходит, и именно поэтому на Исповедь светлую рубашку надеваем и новую красивую косынку на себя накидываем — чтобы радость эту украсить.
Осознание радостного понимания, что в твоей жизни не только есть друзья и родные, но и присутствует Сам Бог, Который дарует жизнь вечную, обязательно влечет за собой сильное желание делиться этой радостью с другими. Она столь необыкновенно хороша, что хранить ее только для себя самого — мало.
Фото Iustin Campanu
Чем больше в сердце человека Бога, тем больше в нем радости. Тогда, даже если он переживает испытания или по уши увяз в жизненных хлопотах, а на лице усталость, в глубине души он не перестает ощущать радость. Тогда становится понятной и та радость, которую испытывали апостолы и многие мученики за веру, и абсолютно естественно звучат в его душе апостольские слова: преизобилует радостью при всей скорби (2 Кор 7:4).
На заре прошлого века священномученику Илариону Троицкому, по всей видимости, тоже пришлось услышать подобный вопрос-крик о непонятной радости, когда в мире все так тяжко и некрасиво. Вот что ответил подвижник: «“Радость жизни монахи погубили”, — говорят. Крайняя неправда! У монахов радость-то и есть, тихая, чистая, именно веселие души добродетельной. Ведь тот угар, то опьянение жизнью, которое принято называть “радостями жизни”, — все это нечто мрачное, влекущее за собой пресыщение и болезнь похмелья… Скажи, друг, много ли ты видел мирян, плачущих от радости? Ну а мы, монахи, от радости, от умиления плачем и благодарим Господа за Его милость. Слезы умиления знает каждый монах, и перед этими слезами бледными и жалкими кажутся ему мирские радости».
Произошла путаница (и по нашей вине!) понятий «наслаждение» и «радость». Это разные слова. Христианин радуется почти всегда. Отличие же «радостей современного мира» от христианской радости в том, что христианин центром жизни делает Христа, а не собственные удовольствия и наслаждения. Здесь нет попытки, поставить себя выше окружающих… Просто если искренне веришь, то возрадуется сердце ваше… и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин 16:22–23).
Об авторе:
Протоиерей Александр Авдюгин — настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область, Украина.
Источник