Радуйтесь в Господе
На Вход Господень в Иерусалим
Когда Христос входил в святой город Иерусалим, народ встречал Его и радовался. Люди делали это совершенно искренне, в простоте сердца постилали на дороге пред Ним свои одежды, срезали ветви и бросали Ему под ноги. Они держали пальмовые ветви в руках, кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Христианство – это вообще радостная вера, это жизнь в радости, искренней и чистой, той радости, которой исполнены люди, встречающие Христа, грядущего на страдания и вольную смерть для того, чтобы освободить и спасти потомков Адама от власти диавола. Христиане всегда должны быть исполнены радости, как были ей исполнены дети, восклицавшие в храме: «Осанна Сыну Давидову!»
Часто мы утрачиваем эту простую радость и любовь и погружаемся в темные волны страстей и в омут мрачной информации. О чем сейчас в основном говорят люди, о чем друг друга информируют? К сожалению, больше всего говорят о чем-то плохом: о произошедших трагедиях, потрясениях, смертях, убийствах, насилии… И мы сами, привыкнув к такому, начинаем все время искать чего-то темного, больного, унылого и мрачного. А если радуемся чему-то, то в основном чужому греху или страданию, либо злорадствуем о том, чего плохого произошло с кем-то. Такая в человечестве сложилась атмосфера, и мы слишком привыкли к этому, буквально сроднились со злом. Этим питаемся, этим живем, погружаясь в тоску, тревогу и уныние, и совсем уже не задумываемся о том, что должны всегда радоваться о Христе Иисусе, Господе нашем.
В сегодняшний праздник апостол именно о радости напоминает нам: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4: 4). В чем же проявляется эта наша радость? «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4: 6–7), – говорит апостол.
Итак, мы должны всегда блюсти наши сердца и помышления, хранить во Христе Иисусе. Помнить о том, что мы всегда радуемся, за все благодарим, за всех молимся, всем помогаем, обо всех помним, несем любовь в этот мир и тем самым пребываем неразлучно со Христом.
После праздника Входа Господня в Иерусалим наступает Страстная седмица. Это дни молитвенной скорби: мы вспоминаем предательство Христа, Его страдание и распятие. Но также это прямая и ясная дорога к воскресению Христову и к победе над смертью. И скорбь эта тоже для нас радостная, она неразрывно соединяет нас со Христом страдающим, но и со Христом побеждающим, воскресшим и избавляющим человечество.
Многие, оглянувшись назад, видят, как стремительно пролетел Великий пост. Сейчас вообще все происходит стремительно, череда событий вокруг летит все быстрей и быстрей. Так что мы даже не успеваем понять, что произошло! И столько всего происходит потрясающего наше сознание, что мы буквально утрачиваем способность осознавать самое главное, держать память о Боге в уме и сердце.
Обернувшись на пролетевшие дни поста, понимаем, как нерадиво их провели, но, встречая сегодня с радостью Христа, приобретаем возможность за Страстную неделю хоть в чем-то исправить свою жизнь, очистить свою душу и приготовить себя к встрече с Воскресением.
Настраивая нас на дни Страстной седмицы, праздничное апостольское чтение напоминает: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Фил. 4: 8–9).
Бог мира будет с нами, несмотря на все треволнения и беспокойства, на потрясения окружающего мира. Пусть и в последний, казалось бы, момент, но Господь принимает всякую нашу жертву с любовью, лишь бы мы были также чисты, искренни и открыты, как были дети, кричавшие Христу: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!»
Источник
«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости
Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.
Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.
Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.
В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ).
Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис. 35:10 ).
С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ).
Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»1
Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» ( Ин. 11:15 ). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:11 ).
И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ).
Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин. 16:20 ).
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна»2.
Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» ( Мф. 25:21 ). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В другом месте он указывает радость как «плод духа» ( Гал. 5:22 ).
Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль»3.
Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ).
Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств»4.
Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12:10 )…
Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби»5.
Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ) со словами «блаженны плачущие» ( Мф. 5:4 )? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость»6.
Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем»7.
Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего»8.
Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.
Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» ( Иов. 20:5 )
Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые»9.
Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное»10.
Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее»11.
В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он»12.
Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу»13.
Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие»14.
О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу»15.
Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” ( Пс. 95:11–13 )… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин. 16:22 )»16.
Примечания:
1 Андрей Критский, святитель. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
2 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 79 (1).
3 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к римлянам. 22:1.
4 Иустин (Попович), преподобный. Толкование на 1‑е Послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. 5.
5 Василий Великий, святитель. Беседа 4.
6 Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 737.
7 Антоний Великий, преподобный. Послание братиям, обитающим повсюду. 5.
8 Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 550.
9 Августин Иппонийский, блаженный. О том, как оглашать людей необразованных. 8.
10 Василий Великий, святитель. Беседа 4.
11 Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. 2: 4.
12 Повествование о действиях сердечной молитвы старца Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским. 1: 10.
13 Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и молитве. 5.
14 Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и двух образах молитвы. 10.
15 Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 33.
16 Григорий Неокесарийский, святитель. Беседа 1 на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1.
Источник