Занятие по православной культуре «Радости православия. Семья.»
план-конспект занятия по теме
Занятие по православной культуре «Радости православия. Семья.» На данном занятии дети знакомятся с качествами необходимыми для крепкой, дружной семьи. Именно создание такой семьи и предполагает православная культура. Материал расчитан на возрастную группу детей 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 17.02 КБ |
Приложение к занятию | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по православной культуре в 4 классе.
Радости православия. Семья.
- Орг. момент. Психологический настрой.
У меня в руках сердечко. Передавая, его скажите пожелание друг другу. Пусть эти пожелания согреют ваши сердца.
- Актуализация опорных знаний. Сообщение темы, постановка учебной цели.
-Что такое любовь? Работа на интерактивной доске, маршрутных листах (разноуровневые задания)
*Назовите главную книгу христиан. (Библия) На какие части она делится? Почему? (Ветхий Завет, Новый Завет)
*Какие заповеди дал людям Иисус Христос?
1.Возлюби Бога своего – всем сердцем, разумом и душой.
2.Возлюби ближнего своего.
*Видео о самарянине
-Так кто же по заповеди является ближним?
Если ближний замерз — согрей,
Если он неодет — одень
Если голоден — накорми
Если жаждет он — напои.
Если он скорбит — утешай,
Заболеет он — навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.(на интерактивной доске)
*Какое чувство вызывает любовь?( радость )(маршрутный лист )
Какие ещё православные радости можете назвать?
А кто является самыми близкими родными для нас людьми?
*Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?
Тема: Радости православия – семья
- Обобщение и систематизация знаний.
1.Сынок сидит за компьютером.
Мама: Сынок, пойди, помоги бабушке.
Сынок: (недовольно) Сейчас уровень пройду. Вечно ты мешаешь .(увлечённо играет)
2. Мама идёт к дочке. Дочка в наушниках слушает музыку и пританцовывает.
Мама: Доченька, отец скоро с работы придёт, помоги мне ужин приготовить.
Дочь, снимая наушники: Ну, сейчас, музыку дослушаю.
Мать выходит Дочь сердито закрывает за ней дверь на ключ.
Вед.: Не хотели дети помогать матери ни в чём. Быстро состарилась их мама, болезни и грустные мысли её одолевали.(Мать одевает платок и горбится)
А могло быть всё иначе. Ведь человек, который делает добро другим, сам становится счастлив.
3. Мама: Сынок, сходи в магазин за хлебом.
Сын встаёт из-за компьютера: Хорошо! Я быстро!
Мама (с улыбкой): Какой ты у меня хороший!
*Ребята, а что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья.
Словарь Ожегова С.И.: Это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами и обладающая определёнными качествами.
*Сегодня на занятии мы познакомимся с качествами необходимыми для крепкой, дружной семьи. Именно создание такой семьи и предполагает православная культура.
Физминутка. Моя семья.
*Текст «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой стр. 190 (Духовно – нравственная культура России.М2010)
-Кто был старый человек?
-Как относились к нему сын и невестка?
-За что бранила невестка старика?
-Что делал Миша? Что он сказал родителям?
-Как стали относится родители к отцу? Почему?
На интерактивной доске: Пятая заповедь Ветхого завета
«Чти отца твоего и матерь твою и долголетен будешь»
— Как понимаете слова: чти, долголетен?
*Какие качества необходимы семье из рассказа для соблюдения данной заповеди? Выберите (задание на интерактивной доске)(маршрутный лист)
- Закрепление нового способа действия.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от холода или жары. Дом давал возможность человеку создать тот мир, который соответствует его ценностям, потребностям и привычкам. Сейчас я предлагаю мальчикам построить дом, обращая внимание на качества. А девочкам создать семью с определёнными качествами. А теперь я предлагаю украсить картинку: посадить дерево, цветочную клумбу и посмотреть что получилось. Скажите радостно жить в такой семье? Ребята в православной культуре считается, что у такой дружной семьи всегда есть Ангел – хранитель (поместить на панно). Давайте подарим нашим гостям ангелочков сделанных нашими руками.
Выберите одно из утверждений (на интерактивной доске)
Источник
Урок-исследование «Православная вера» + презентация
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему
На уроке «Православная вера» дети узнают что такое «православная вера» и как она помогала людям на протяжении столетий выстоять в трудные годы их жизни, познакомятся с новыми словами духовного и исторического значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока-исследования «Православная вера» | 56 КБ |
Презентация к уроку «Православная вера» | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Православная вера»
I. Организационный момент.
1. Приветствие гостей.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня тема нашего урока «Православная вера», на уроке мы узнаем что такое православная вера и как она помогала людям на протяжении столетий выстоять в трудные годы их жизни, познакомимся с новыми словами духовного и исторического значения.
III. Проверка домашнего задания.
— На прошлом уроке мы говорили о молитве и ее значении для православного человека.
Учитель читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва».
— В минуту жизни трудную,
Теснится в сердце грусть
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть:
С души как бремя скатится
И верится и плачется,
И так легко, легко.
— О какой молитве говорится в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
— Почему ее называют главной из всех молитв?
— Прочитайте эту молитву (чтение молитвы «Отче наш»).
— Какие молитвы вы еще знаете?
— Дома вы занимались исследовательской работой. Вам было дано задание: найти молитву и показать на жизненном примере, как эта молитва помогала людям в трудную минуту.
История молитвы «Трисвятое»
Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Безсмертный, помилуй нас.
— Я узнал много интересного о молитве. Её называют Ангельскою песнию или «Трисвятое». Ангельскою песнию она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружал на небе престол Божий. Люди, верующие во Христа, стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушились дома и селения. Устрашенные царь Феодосий II и народ обратились к Богу с молитвою. Во время этого общего моления один мальчик на виду у всех был невидимою силою поднят на небо, а потом спущен опять на землю. Он рассказывал окружающему его народу, что слышал на небе, как пели Святые Ангелы! Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.
— Николай, сделай обобщение по материалу.
— Из истории молитвы мы видим, что молитва «Трисвятое помогла людям остановить стихийное бедствие.
Учитель: Молитва – это разговор с Богом, это дыхание, необходимое для духовной жизни. Через молитву мы обращаемся к Богу, и Господь слышит и помогает нам. А бывает и так, что мы обращаемся к святому о помощи, и он ходатайствует за нас перед Богом.
(На доске иконы: Матроны Московской, Николая Чудотворца, Ефросинии Колюпановской)
— Кто это? (Святые Угодники Божьи)
— Дома вы должны были узнать, в каких житейских нуждах молятся этим святым?
— Назовите святых нашей земли Тульской (Ефросиния Колюпановская)
Вывод (делают дети): из всего сказанного мы можем сделать вывод, что молитва святых Угодников Божьих помогает людям в различных житейских нуждах, нужно только почаще молиться, и просить о помощи, и, конечно же, верить.
III. Физкультминутка (под звон колоколов выполняют упражнения для глаз)
IV. Изучение нового материала.
— Тема нашего необычного урока – урока-исследования: «Православная вера».
— Сегодня мы попытаемся ответить вопрос: как православная вера помогала людям выстоять в трудные минуты их жизни?
— Что такое православная вера? (Дети высказывают свое мнение)
— Что же такое «православная вера» — Слайд 1
— Прочитайте вслух (Вера является в человеке заботой об исполнении евангельских заповедей, возрастает по мере их исполнения. Святитель Игнатий).
— Лично мы не видим Христа, нашего Спасителя, но верим, что он есть. Вера в Бога свойственна человеку как образу Божиему по природе. История религии показывает, что за все время существования людей на земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.
Но нужно, чтобы православная вера не только была, она должна расти и укрепляться.
Хороший совет дает нам святитель Феофан Затворник — Слайд 2.
— Что такое Евангелие? (Священное писание о Спасителе и спасении человечества).
— То есть когда мы слышим слово Божие, вера в нас возгорается. Мы начинаем жить благочестиво, соблюдать заповеди Божьи.
IV. Исследовательская работа по плану. Слайд 3.
— На дом вам был дан план. По нему вы занимались исследовательской работой.
— Что вы исследовали? (Как православная вера помогала людям выстоять, выжить в трудные годы).
— Обратите внимание, с какого века начинается наше исследование?
— Почему именно с X века? (В X веке было Крещение Руси) Слайд 4
— Кто занимался исследованием X века?
Владимир Святославович, великий князь Киевский. Он был внуком княгини Ольги. В молодые годы он был язычником (язычество- демонопоклонничество, вера не в единого Бога, а во множество богов), и жизнь вел нечестивую, отличаясь властолюбием.
В 987 г. он принял крещение и в 988 году разрушил в Киеве идолопоклонение и обратил в православие киевлян, положив начало распространению христианства по всей Руси.
Владимир заболел. Он внезапно ослеп. Приехала его невеста Анна и, увидев плачевное состояние жениха, прониклась жалостью к нему. «Крещение исцелит тебя», — утешала его Анна. Владимир поверил ей, крестился и … прозрел.
«Ныне познал я истинного Бога», — воскликнул исцеленный князь.
Учитель (дополняет): После крещения св. Владимир превратился в милосердного и кроткого христианина, чем заслужил себе справедливое прозвание «Владимир Красное Солнышко».
— Смотрим на план. Следующий век XIII. Слайд 5.
— Кто занимался исследованием XIII века?
Святой благоверный князь Александр – величайший полководец Древней Руси. В целом ряде сражений русские войска под руководством князя Александра, отстояли северо-западные границы Руси и защитили Русскую православную церковь от католических завоевателей. Умелой политикой Святой князь смягчил агрессивность царских ханов, добиваясь от них различных уступок в пользу русских.
1263 г. возвращаясь из Орды, он тяжело заболел, ушел в Городецкий монастырь и там скончался.
В это время во Владимире митрополит Кирилл, совершал в соборе Богослужение и увидел вдруг, как ангелы возносят душу князя Александра на небо. Взволнованный митрополит вышел на амвон ((возвышение) — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей) и сказал: «Зашло солнце земли Русской»
При отпевании князя святость его была открыта в чудесном явлении: когда митрополит хотел по обычаю вложить в руку почившего разрешительную грамоту, усопший вдруг протянул руку и взял ее сам.
Учитель дополняет: Александр Невский был причислен к лику святых не за военные заслуги, а за святость. Главное в его жизни было милосердие и человеколюбие, а не жажда власти. «Не в силе Бог, а в правде», — любил повторять Александр Невский.
— Кто занимался исследованием XIV века?
7 ученик: Слайд 6.
В 1395 году полчище, во главе с Тамерланом, приближалось к Москве. Великий князь Василий повелел привезти чудотворную икону Божией Матери из Владимира в Москву.
В тот самый час, когда москвичи встречали икону, Тамерлану, задремавшему в своем шатре, приснилось, что увидел он большую гору. С ее вершины шли святители с золотыми жезлами, а в сиянии увидел он лучезарную Деву с мечом, нацеленным на него. Тамерлан проснулся и повернул свои полчища назад.
8 ученик: Слайд 7.
В одно из нашествий татар Костромской князь Георгий Васильев страшась, что его город постигнет та же участь, что и другие города, со слезами молился перед Федоровской иконой Божией Матери. Он взял ее с собой на поле битвы. Икону несли перед ополчением. Татары, обнажив мечи, уже шли в наступление, но вдруг яркие лучи, исходящие от иконы ослепили их. Татары бросились в бегство. Божия Матерь спасла Кострому.
Ученик вывод: В период нашествия монголо-татарского ига на русские земли наш народ верил в силу Божией Матери и по своей вере получал помощь и поддержку.
— Смотрим на план XVI век. Слайд 8.
— Кто занимался исследованием этого века?
В 1553 году в Ярославле в Толгский монастырь приехал царь Иван Грозный, одолеваемый болезнью ног. После молебна (краткое общественное богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богоматери или святым) произошло исцеление царя.
С тех пор он стал покровителем Толгского монастыря. В дни бедствий ярославцы совершали крестные ходы с Толгской иконой Божией Матери, молили о помощи и получали ее.
Учитель добавляет: Главной святыней Ярославля является Толгская икона Пресвятой Богородицы. В Ярославле протекает река Толга, недалеко от реки было явление Богоматери, на этом месте был построен храм для Толгской иконы, а затем основан монастырь. Покровителем Толгского монастыря был Иван Грозный. Он подарил монастырю украшенный драгоценными камнями образ Спаса Нерукотворного.
Вера людей в помощь Божией Матери не только спасала от врагов, но и исцеляла от болезней.
— Кто занимался исследованием XVIII века?
10 ученик: Слайд 9
В 1771 году во время эпидемии моровой язвы жители Владимира пронесли крестным ходом Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы, после чего эпидемия чудесным образом прекратилась.
Ученик обобщает: православная вера помогала людям не только защищаться от врагов, но и возвращала к жизни, исцеляла.
— Кто занимался исследованием XX века?
11 ученик: Слайд 10
Случай Второй Мировой войны. Шли бои за Прагу. В подвале одного из домов, откуда не возьмись, около наших солдат оказалась женщина в белом платочке и с посохом в руке. К удивлению всех, она заговорила по-русски:
— Скорее уходите отсюда, а то погибните. Сейчас сюда ударит снаряд».
— Кто ты? – спросили опешившие солдаты.
— Я, Ксения Блаженная, — сказала и исчезла. Солдаты решили на всякий случай уйти из подвала. В него тут же ударила бомба.
Это была Ксения Петербургская.
12 ученик: Слайд 11
Из Владимирского собора северной столицы вынесли Казанскую икону Божией Матери. После молебна священники пошли с иконой к передовой. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Божия Матерь, которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени, многие из них поняли, кто помогает русским.
Учитель: Мы закончили наше исследование по векам. Давайте еще раз вернемся к нашему плану, просмотрим его и воспроизведем в памяти все те события, о которых мы услышали. И попытаемся ответить на вопрос, ответ на который так долго искали:
— Как православная вера помогала людям в трудные минуты их жизни?
Дети отвечают на вопрос, обобщают весь материал.
— Молодцы, ребята. Сегодня вы все хорошо работали на уроке, добросовестно выполнили домашнее задание. Спасибо вам за урок. Разрешите на память о нашем таком интересном уроке преподнести вам небольшой подарок. (Книгу Бориса Ганаго «Об образе Божием»)
- X век. Крещение Руси.
- XIII век. Александр Невский.
- XIV век. Помощь Пресвятой Богородицы при освобождении родной земли от монголо-татарского ига.
- XVI век. Болезнь Ивана Грозного.
- XVIII век. Эпидемия моровой язвы во Владимире.
- XX век. Помощь Казанской иконы Божией Матери и святой блаженной Ксении Петербургской во время Великой Отечественной войны.
Источник