- …И радости вашей никто не отнимет у вас…
- «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» — Ин. 16:22-24.
- Тогда Радости вашей никто не отнимет!
- И радости вашей никто не отнимет
…И радости вашей никто не отнимет у вас…
«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» — Ин. 16:22-24.
Ученики искренне любили Иисуса, и потому были опечалены Его речами об Его скором отшествии. Они не вполне понимали о чем Он говорит, и потому их печаль была вполне естественна. Иисус спешит предупредить их о том, что настанет день, когда снова увидит Своих друзей и тогда уже никто не сможет отнять у них радость общения с Ним. Иисус сразу же уточняет, что у них есть возможность иметь совершенную радость, т.е. радость, которую ничто не может омрачить, уменьшить, — эта радость непреходяща, ибо имеет вечную природу.
Хотя жизнь человека на земле весьма ограничена по времени, его душа вечна и, соответственно земному выбору человека, наследует либо вечные мучения в аду, либо вечную радость жизни с Богом, которую уже сейчас имеют небожители, т.е. жители неба, постоянно находящиеся в славе Божьей (присутствии Бога). Совершенная радость является неотъемлемой частью состояния небожителей, так как они никогда не разлучаются со Святым Богом, сотворившим их, Чье величие и милость они постоянно созерцают.
Именно это является основой радости и всякого верующего человека, спасенного кровью Иисуса Христа – радость спасения от власти греха и, как следствие этого, возможность пребывать в общении со своим Спасителем, ибо грех, который прежде стоял стеной между грешным человеком и Святым Богом, удален.
Апостол Павел говорит нам, что мы должны всегда радоваться: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4). «Всегда радуйтесь», — конкретизирует он в Послании Фессалоникийцам (1 Фес. 5:12). Эта радость не зависит от внешних причин и обстоятельств и постоянно пополняется из неиссякаемого Источника Жизни Вечной.
И все же следует признать, что существует нечто, способное лишить верующего человека этой совершенной радости.
Первой причиной потери радости является отсутствие молитвы или ее недостаточность. Как мы уже говорили, причиной радости является общение с нашим Спасителем. Вслед за словами Павла «всегда радуйтесь», следует «непрестанно молитесь». Если мы не молимся или молимся редко и мало, то, соответственно, лишаем себя полноты радости: мало получаем, потому что мало просим.
Второй причиной потери совершенной радости является грех. Да, тот самый грех, который был удален от нас через веру в Кровь Иисуса Христа при нашем покаянии. Из Слова Божьего нам известно, что «всякий рожденный от Бога, не грешит» так как избавлен (свободен) от власти греха. Но если мы не бодрствуем, не храним себя и своего спасения, то можем (нечаянно или намеренно) совершить грех. Если вы потеряли радость, следует проверить себя: нет ли в вашей жизни какой-либо неправды. Грех, будь то явный или тайный, перекрывает канал, соединяющий нас с источником радости.
Мы понимаем, что грех не является нормой жизни христианина, напротив, он противоестествен. Благодарение Богу, что все духовно возрожденные люди, исполненные Духом Святым, имеют силу жить свято и пребывать в совершенной радости, о которой говорит Иисус.
Господь наш, мы смиренно приходим к Тебе в молитве: во имя Сына Твоего Иисуса Христа веди нас по этой жизни до пришествия в Небеса, храни нас в чистоте, будь нашим Наставником и Утешителем, чтобы ничто не могло нарушить совершенной радости нашего пребывания в Тебе. Слава Тебе и Твоему Сыну ныне и во веки веков. Аминь.
Это радость: с Христом жить уж здесь на земле;
Это радость: быть с Ним там в небесной стране.
Эту радость не могут уста описать;
Эта радость пребудет всегда!
Источник
Тогда Радости вашей никто не отнимет!
Вновь мир говорит: ваша вера уныла,
Жалка, беззащитна она и слаба;
В ней даже у сильных теряется сила,
И каждый в себе видит только раба.
Какая в ней радость? Кресты, поруганья,
Распятого Бога беспомощный вид?
А первые мученики-христиане?
Вся Церковь Христа на крови их стоит!
Фундаментом служат ей мощи и кости, —
Не вера, а прямо какой-то погост!
А ваши святыни? Крест, саван да гвозди!
А ваше служение? Слёзы да пост!
Кто может разумный принять эту веру,
Когда идеал ваш — покой, тишина, —
Достоинства мёртвых. Да вы лицемеры:
Неужто вам радость совсем не нужна?
Молчит христианин, молчит, так как знает,
Что гордой душе и не нужен ответ.
Как ей объяснить, что есть радость иная,
И что в Господе нашем — блаженство и свет.
И что успевает ко всем Его милость?
Нет горя, страдания, боли людской,
Которые в радость бы не преложились,
Едва только Он прикасался рукой.
Тела Он и души лечил от проказы,
По слову Его паралитик вставал,
Воскрес сын вдовицы, из гроба встал Лазарь,
Враг жертвы свои навсегда оставлял.
Спешили в любви Его чистой омыться
И мытарь, и сребролюбивый Закхей,
Прощение в Нём получала блудница,
За мудростью шёл к Нему и фарисей.
И так же, как многим для радости жил Он,
И смерть Его радостью в нас проросла,
Она во спасение нам послужила,
И вынула жало у смерти и зла.
Крест — было ли что-либо бесчеловечней? —
Стал нашей защитой и силой теперь:
Оружие, знамя любви бесконечной,
Ключ, в вечную жизнь открывающий дверь.
И если бы Он не пошёл на распятье
По воле Своей, наш спаситель и Бог,
То мы и сейчас распинали бы братьев,
Кресты расставляя вдоль шумных дорог.
И если бы Он за людей не распялся,
В неслыханных муках о грешных моля,
Никто бы давно на Земле не остался,
В крови бы людской захлебнулась Земля.
Взгляните на божьих людей, — как спокойны,
Как благостны даже и в скорби они!
Как в жизни их ясно, осмысленно, стройно,
И их не пугают грядущие дни.
Да, радости в жизни без Господа много,
Веселье фонтаном безудержным бьёт,
Но как они быстро сгорают! В итоге
На месте их груды забот и невзгод.
Всегда эта радость подёрнута страхом,
А старость и смерть повергают вас в дрожь,
И это понятно: ты создан из праха,
И прахом поэтому в вечность уйдёшь.
Но кто возродился от Духа святого
И душу свою не считает за прах,
Для тех не окончится радость Христова
Ни здесь в этой жизни, ни на небесах.
Источник
И радости вашей никто не отнимет
Протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель Покровского храма и церкви Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области, о христианской добродетели радости.
– Отец Валериан, Священное Писание призывает нас радоваться. Но как можно радоваться, когда каждый из нас несет крест множества болезней, скорбей от «ближних» и «дальних»?
– Ну, во-первых, когда речь идет о счастье, радости – надо прежде всего определить – что это такое. Потому что подчас у нас говорят о разных вещах и даже иногда противоположных. В церкви на литургии мы каждый раз слышим, как поется третий антифон – Заповеди блаженства. Но они как будто нас не касаются. А блаженны кто? Плачущие, алчущие, жаждущие, а дальше вообще сказано – «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради». А дальше – «Радуйтесь и веселитесь!»Ничего себе… Как же понимать радость? Ведь это же не пустые слова-то.
У нас путают духовную радость – непреходящую, вечную – с временными радостями. Вот, ребенок пошел, заговорил, что-то пролепетал, сделал что-то хорошее – но все это проходит, забывается. Сколько старается иногда человек ради другого, а тот, к несчастью, потом все забывает за одно какое-то не по нему сказанное слово. И никакой благодарности нет.
Поэтому в духовном смысле речь идет о радости, о которой Господь сказал: «И радости вашей никто не отнимет у вас»(Ин. 16:22). Это вопрос, между прочим, очень серьезный. На Покров, как на все Богородичные праздники, читалось Евангелие Богородичное – о Марфе и Марии. Марфа заботилась о большом угощении, а Мария села у ног Иисусовых и слушала слово Его. В этом Евангелии как раз и сказано о едином на потребу: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее»(Лк. 10:42). Эту благую часть невозможно отнять.
Я у детей спрашивал: «Что у человека невозможно отнять»? Умение, мастерство – его не отнимешь, оно есть, в этой жизни это уже что-то стабильное, постоянное. Больше того, человек все-таки испытывает радость, когда достигает совершенства…
В этой, временной жизни, есть прообраз будущей. Как говорил святитель Николай Сербский: солнце, которое дает свет, все животворит, всегда светит и все греет, – есть символ Вечного Солнца. «Христе, Свете Истины, просвещая и освящая всякого человека, грядущего в мир». Или, как замечательно сказал один архиерей: цветы – это образ рая здесь, на земле.
Любовь Владимировна Кречетова (1903–1993), мать протоиерея Валериана
Когда человек любит, у него в сердце радость, обнимающая все. На эту тему есть замечательное стихотворение Алексея Константиновича Толстого:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму!
И одинокую тропинку,
По коей нищий я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить.
Человек радостный живет в любви. А без любви в радости жить невозможно: даже радость будет эгоистичной. Радость духовная – другая, она все объединяет и все оживотворяет. Это как раз та радость, о которой сказал Господь, когда жены-мироносицы встретили Его Воскресшего: «Радуйтесь!» Господь воскрес. Все – победа над смертью. Смерти нет. Это только временное изменение, дальше – будущая жизнь. Эту радость уже никто не отнимет, как и духовную свободу, про которую святитель Николай Сербский говорил, что и в темнице, и на свободе она одна и та же.
Почему святые испытывали состояние радости, а апостол сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»(1 Фес. 5:16–18)?
А как же это сочетать с тем, что кто-то себя так плохо ведет? Да, это скорбь, но она временна. Есть такое рассуждение на эту тему: как я могу радоваться, когда кто-то там, в аду, мучается?
– Да, батюшка, предположим, мать в раю, а ребенок в аду. Ну как тут можно радоваться?
– Дело все в том, что состояние, которое будет испытывать человек в раю, мы здесь не можем осознать. Как сказал один подвижник: «Если Ты меня помилуешь – слава Твоему милосердию. Если накажешь – слава Твоему праведному суду». И здесь до конца объяснить все невозможно, потому что это неподвластно нашему пониманию.
Протоиерей Валериан Кречетов у могилы матери
Когда-то, слава Богу, у меня все было благополучно в семье, должен был родиться четвертый сын, я стал священником. Однажды на одной из первых моих служб, во время Шестопсалмия, я испытал особое состояние. Вдруг все перестало существовать, кроме Престола и меня, стоящего перед Престолом. Хотя у меня были любимая жена, дети. Но в памяти – ничего, только предстояние пред Престолом. И так всегда… Я думаю, все, что нас связывает в земной жизни, там примет другие формы и состояния.
В земной жизни тоже много всего было. А ведь мы не так много помним, по большей части забываем, хотя какие-то моменты казались безвыходными, безнадежными. Это свойство – временность памяти – видимо, как-то сделает свое дело, и человек, устремленный к Богу, к общей радости, о плохом забудет. Помните, как Господь сказал: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).
Мы недоумеваем: как это – не помнить о ребенке? А ведь я встречал пожилых людей, которые своей собственной дочери говорили: «А ты чья будешь, деточка?» Вот тебе и память о ребенке. Да будешь ли ты помнить о ребенке-то? В заупокойных песнопениях есть слова: «Егда душа от тела имать нуждею восхититися страшными Ангелы, всех забывает сродников и знаемых, и печется о будущих судилищей стоянии».
Но уже сейчас – разве мать всегда помнит о своем ребенке? Так уж семейные пары живут только ради детей и думают только о детях? Некоторые матери устраивают свою жизнь, как хотят, нисколько не думая о своих детях. Живут, по крайней мере, стараются жить, в свое удовольствие. А тамбудет действительно радость. Не временное удовольствие какое-то, а радость духовная.
Поэтому все эти сентиментальные вопросы: «Как же будет, если ребенок твой мучается?» – задавайте тем, кто временную радость испытывает, не думая о своих детях. Пусть они отвечают на этот вопрос.
– Можно ли воспитать в себе, в детях добродетель радости? Или это дар от Бога?
– К радости надо стремиться и всегда о ней помнить. Человек, неблагодарный сердцем, все время недоволен, ему постоянно чего-то не хватает. А человек с благодарным сердцем всегда доволен и всегда радуется. Учиться нужно на простых вещах – благодарить Бога. И не в особых случаях, а постоянно – обращаться к Богу, обращаться к радости…
Действительно, живем-то – слава Богу. Сейчас смотришь – там бедствие, там катастрофа, а мы живем… Так благодарить надо Бога. Мы сейчас можем прийти в храм, а кто-то не может, сломал ногу или парализован. Так нам нужно день и ночь радоваться, а мы еще чем-то недовольны. В одних и тех же условиях одни радуются, а другие нет.
Анатолий Владимирович Жигулин – замечательный поэт с радостной душой. Я его хорошо знал, венчал. Он рассказывал: случилось так, что девять месяцев сидел в тюрьме со священником, отцом Митрофаном. Потом их разлучили, послали по этапу. И в каком-то лагере они вдруг встретились опять. Отец Митрофан увидел его: «Вот, Толя, – говорит, – то сидели в каземате, а теперь ходим!» И тот радостный идет по зоне – с ящиком. Топор, молоток у него – плотничал там, что-то ремонтировал. И радостно, что они хотя и в зоне, в тюрьме, но уже ходят. Когда человек перестраивает свою душу, получает радостное устроение, тогда он все воспринимает по-другому.
Протоиерей Валериан Кречетов
Мы знаем, что скорбями Господь очищает от грехов. Некоторые даже просят: «Господи, накажи здесь, только там помилуй». А кто-то не просит, но когда посылаются скорби, радуется. Как тот раб Божий, который просил у Бога: «Какую добродетель избрать, чтобы спастись?» Ему было показано: все спасшиеся что-то терпели безропотно. И он стал искать – от кого потерпеть. Нашел какого-то старца сварливого, с ним никто не жил. И стал к нему проситься в послушники. Тот говорит: «Пошел вон!» Он не уходит. «Ты хочешь втереться в доверие, а потом обокрасть меня?» Стал его палкой бить. А тот раб Божий и говорит: «Господи, как Ты быстро исполняешь мое прошение, уже я терплю». И был в послушании у него 13 лет. А недалеко жил старец благостный. Он послан был ему как бы в утешение. «Ну, как жизнь?» – спрашивал его иногда этот старец. «Сегодня немножечко заработал, наверное», – отвечал этот послушник. Значит, потерпел какое-то поношение. И радовался. А в другой раз говорит: «Сегодня день пропал. Старец не ругался, не дрался». Такое устроение души имел – умел радоваться в таких обстоятельствах.
Преподобный Моисей Мурин, эфиоп – пример классический. Как-то решили проверить его преуспеяние духовное. Он уже провел несколько лет в монастыре, в удаленной келье, а прежде был атаманом разбойников. Представляете, какая личность? И вот епископ велел позвать его в алтарь, а когда войдет – выгнать. Его позвали, а потом выгнали: «Пошел, пес, отсюда!» Он убрался. Опять позвали – и опять выгнали. И в третий раз позвали и снова выгнали. Потом уже Моисей был в совете старцев. Спрашивают у него: «Отче, в первый раз что с тобой было?» Он отвечает: «В первый раз смятохся и не глаголах». Второй раз – «уготовахся и не смутихся». А в третий раз – «возвеселихся». Радовался уже – ну, сейчас выгонят! Потому что все равно – и временная радость, и временная скорбь здесь кончатся.
– Батюшка, а как детей научить радоваться?
– У меня мамочка – я не видел ее унывающей, она всегда была радостная. Важен пример, прежде всего личный. Детей нужно учить радоваться. Что-то получилось – слава Богу – это хорошо. Хорошо вот это. Ну, и это тоже хорошо.
– Как учить детей переживать трудности? Например, распространенная ситуация: обижают в школе, бьют, обзывают?
– Почему важно воспитание? Для верующего человека есть пример. Господь какое поношение терпел? Избивали Его, клеветали. А Он – безгрешный.
Потом нужно объяснять сущность, которая заключается в том, что «аще добр будешь – себе и ближним своим, а аще зол будешь – сие и пожнеши»(Притч. 9:12). Кто-то плохо поступает, и для него самого это плохо. Обижает вроде тебя, а на самом деле зло к нему возвращается.
Я знаю такой случай: один раб Божий, Царствие ему Небесное, сделал замечание в магазине одному пьяному человеку, а когда вышел на улицу, тот схватил его и потащил. Этот раб Божий (а он слабенький такой) и говорит: «Думаешь бить? Сильному слабого несложно бить». И добавил: «Сегодня ты пьешь, бьешь, завтра – пьешь, бьешь, скажи – для чего ты живешь?» Тот задумался: «Не знаю, для чего живу».
Можно и ребенку – он же, несчастный, не понимает – прийти и сказать: «Ну скажи, тебе хорошо это?» Вот пример из книги «Отец Арсений», когда мальчика верующего «судили» в советской школе, но дали «последнее слово». Тот встал и сказал: «А мне жалко вас». И детский суд вынес «приговор» – невиновен. Замечательная детская реакция.
– Батюшка, иногда смотришь на все происходящее – и печаль входит в сердце.
– Нам есть пример – выше нет и быть не может. Спаситель. Сколько Он творил добра? Никого не осудил, только миловал. И Его распинают. А Матерь Божия взирала на это. У Нее «сердце оружие пройде», как сказал Симеон Богоприимец. На этой земле – да. Без такого состояния – в той или иной степени – человек не проживает. Но все равно – «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает»(Пс. 54:23).
– Бывают моменты, когда любви не хватает – к близким, к коллегам, даже к детям, наваливается какая-то усталость: хочется отгородиться от всего.
– Совершенно верно. Господь сказал: «…и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
– И что в этот момент делать? Молиться? «Господи, дай мне любви к ним?»
– Нет, не «к ним», нет! «К ним», к ребенку, к мужу, к жене – это не совсем правильно. Любовь, если она есть, она есть ко всем. Когда человек голоден – так он ест что угодно. Если любит человек – он любит. А так – этого люблю, этого не люблю… Это не любовь, это немножечко другое. Это, наверное, то самое, о чем сказал Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие».
– Можно как-то с унынием бороться?
– Молиться прежде всего. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Всякая болезнь, особенно душевная, лечится, прежде всего, молитвой». Мы же свидетельствуем – у нас не хватает сил, не хватает терпения. А где его взять? У Бога. Там всего много. Да, Господь утешает, мы просто сосредотачиваемся на своих неприятностях. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что нужно учиться не думать о своей боли, не прислушиваться к ней. Это бессмысленно по сути своей. Потому что в этот момент боль уже проходит, и все пройдет. Получается, что мы, собственно говоря, держимся за то, что от нас уже уходит, утекает как вода.
– Но если ребенок идет не по тому пути – от этого зависит его судьба в вечности. Значит, все-таки не утекает?
– Он еще идет, он еще не дошел никуда. Даже если в этой жизни у него что-то случилось, в будущей он может быть оправдан. Почему часто бывает, что дети умирают раньше родителей? Потому что родители их вымаливают. Он здесь не мог что-то осознать, был не способен понять. У него такая мера. У кого какая мера – кто знает?
– Многие современные богословы пишут, что матери на Страшном суде отвечают не только за себя, но и за своих детей.
– Нет, не полностью. Полностью – не может быть. А где его личность? Есть рассказ о явлении матери своему сыну, которого «понесло», как говорится. Она была вся в белом, но на ней было темное пятно. Она сказала: «Твои грехи на мне». Он ничего не признавал, безбожником становился, но потом обратился.
– Батюшка, иногда претыкаешься: нет сил… Что делать?
– Что делать? Просить. Мы имеем пример – выше и быть не может – Господь. Богочеловек просил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Он изнемогал. Молился до пота кровавого. Помните, Ангел укреплял Его? Богочеловек изнемогал, а что уж говорить про нас? Этого смущаться не надо. Об этом речь идет все время: когда человек в вере, с Богом, тогда все у него – благодать, «немощных врачующая, оскудевающих восполняющая». Оскудевает любовь – благодать восполняет это оскудевающее. Поэтому-то и нужен нам Спаситель, без Него мы не можем ничего.
– А как не впасть в уныние при покаянии? Чтобы печаль по Богу не превратилась в грех отчаяния?
– У святых отцов есть пример на эту тему: два человека впали в один и тот же грех, и их затворили. Один вышел весь изможденный, иссохший, а другой – радостный. Сказано: Господь принял покаяние обоих. Один сокрушался, считал себя недостойным, а другой радовался тому, что Господь его еще терпит.
Это от устроения зависит. Но печаль не должна быть чрезмерной. Потому что когда Великим постом поют«Покаяния отверзи мне двери…»,потом добавляют: «…но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Как говорил преподобный Силуан Афонский: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Кто может измерить милосердие Божие?
– Какие грехи нужно помнить всю жизнь, а какие лучше забыть – чтобы радоваться?
– Подробности грехов плотских не полезно помнить, они начинают пачкать душу. А грехи, которые помнятся, – так пусть помнятся. Иногда, когда с нами что-то случается, они напоминаются. Не слушались, допустим, своих родителей, а потом дети начинают не слушаться. Старшие возмущаются. Ну а ты-то всегда слушался? Не всегда. Ну что ж: от осинки не родятся апельсинки. Яблочко от яблоньки далеко не падает. Значит, вот тебе напоминание. Как раз это помогает радоваться, смиряться – что уж тут теперь. Как отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему сказал: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка, что из себя не мог сделать?»
– Почему в современном мире – несмотря на множество развлекательных мероприятий, на относительно комфортную жизнь – радость стала большим дефицитом?
– Да потому что вера ослабела.«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»(Лк. 18:8). При потере веры жизнь становится довольно безрадостной и беспросветной. Поэт сказал: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете». Вера дает силы переносить все трудности и делает жизнь радостной.
– Отец Валериан, как все-таки сохранить радость?
– Радость сохраняется постоянной памятью о Боге и преданностью воле Божией. «Что Бог ни делает – все к лучшему». «Нет худа без добра». Такими высказываниями, изречениями народ укреплял себя в скорбных обстоятельствах.
Источник