Рассуждение тридцать третье. О радости
Радость есть приятное движение сердца по причине настоящего добра, которое сердце чувствует и приемлет; или есть часть любви, которая состоит в усердии, желании, и чувствии удовольствия.
Радость Божия означает 1) благодатное благоволение в верных своих, как пишется: я́ко обратится Господь Бог твой возвеселитися о тебе во благих, я́коже возвеселися о отце́х твоих ( Втор.30:9 ); или как говорит Исаия: и будет я́коже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе ( Ис.62:5 ). И на другом месте: и возвеселюся о Иерусалиме, и возрадуюся о людех моих ( Ис.65:19 ). 2) Радость о кающемся грешнике: радость будет на небеси о едином грешнице кающемся ( Лк.15:7 ).
Радость в человеке есть или естественная, или духовная. Естественная, когда человек радуется в счастье. Духовная бывает или в получении от Бога духовных добр в сей жизни, или в надежде будущих. О сей радости говорит Давид: возвесели́ши его радостию с лицем твоим ( Пс.20:7 ).
Причина действующая духовной радости есть Дух Святый: и да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются ( Пс.5:12 ). Ибо Он чрез слово показует нам добра Небесные, сердце истинною верою упоевает, вера истинные добра подаваемые объемлет, а полученные оные добра производят в сердце радость. Посему-то Павел называет радость плодом Святаго Духа: плод духовный есть любы́, радость ( Гал.5:22 ). Как естественный свет производит собою теплоту, так свет Святаго Духа производит в душах благочестивых веселье и радость.
Причины, производящие в нас радость: 1) Божие присутствие; ибо Бог есть море, в котором погружаются наши сетования, как малая искра в Океане. Бог есть Источник всякой радости; в Нём радуются праведные, как говорит Давид: душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении его ( Пс.34:9 ). 2) Надежда избавления от Вавилона греховного, о коем говорится у Исаии: изыди от Вавилона, бежай от халдеев, глас радости возвестите, даже до последних земли; глаголите: избави Господь раба своего Иакова ( Ис.48:20 ). 3) Сообщество с Ангелами на Небесах: радуйтеся же, я́ко имена ваша написана суть на небесех ( Лк.10:20 ). 4) Просвещение и оправдание: да возрадуется душа моя о Господе, облече́ бо мя в ризу спасения и оде́ждею веселия оде́я мя ( Ис.61:10 ). 5) Богопочитание производит в благочестивых радость. Так Давид говорит: возвесели́хся о ре́кших мне, в дом Господень по́йдем ( Пс.121:1 ).
И где требуется радость? Требуется радость α) в отношении Креста; Крест же – значит напасти, гонения, утеснения, беды, несчастья; в сем-то Кресте радоваться, есть знак ученика Божия. Так Павел о сем говорит: радуюся во страданиях моих ( Кол.1:24 ). β) В смерти. γ) До́лжно радоваться, если видим грешника обращающегося на путь истинны; поелику о сем бывает радость и на Небесах. δ) До́лжно радоваться, когда падаем во искушения. О сем советует св. Апостол Иаков: всяку, – говорит, – радостъ имейте братия моя, егда́ во искушения впа́даете разли́чна ( Иак.1:2 ). ε) До́лжно радоваться, когда приносим жертву Богу; так радовался весь Иерусалим при Езекии царе, егда праздновали пасху: и возра́довася, – пишется, – вся церковь, священницы и Леви́ти, и все множество Иудино и обретшиися из Иерусалима, и пришелцы пришедшии от земли Израилевы и обитающии во Иудеи. И бысть веселие ве́лие во Иерусалиме; яко от дний Соломона, сына Давидова царя Израилева, не бысть таковый праздник во Иерусалиме ( 2Пар.30:25–26 ). ζ) До́лжно радоваться, когда молитву деем; так о себе Павел к Филиппийцам пишет: всегда во всякой молитве моей за всех вас с радостию молитву мою творя́ ( Флп.1:4 ). μ) До́лжно радоваться, когда радуется во благоденствии ближний наш; поелику , кто не сорадуется ближнему своему, тот не имеет любви к нему. Так радовались соседи и ужики Елисаветины, когда она родила сына: и слышаша, – пишется, – окрест живущии, и ужики ея́, яко возвеличил есть Господь милость свою с нею: и ра́довахуся с нею ( Лк.1:58 ).
Истинная радость состоит в едином Боге. Что́ бо есть радость, ежели не удовольствие, из рассматривания добра почерпаемое? Но какое добро может быть превосходнейшее, как Бог? Изрядно о сем говорит Бернард: „та одна радость есть истинная, которая не от твари, но от Творца почерпается, которую, когда иметь будешь, то никто взять её от тебя не может, в сравнении с коею всякая другая приятность есть сетование, всякое удовольствие есть печаль, всякая сладость – горесть» 103 .
Но при всём том радость, которую благочестивые почерпают от Бога, не может быть в сей жизни совершенная. 1) Со стороны Божией. Бог есть добро пресовершенное: но радость наша в сей жизни бесконечная быть не может. 2) Со стороны радующегося человека, коего сердце совершенно чисто не может быть, да сверх того, граница радости будет в другой жизни по мере славы, какую кто воспримет. Сердце наше есть малый сосуд; может ли убо вместить в сей жизни неисчерпаемое море радости Небесной? 3) Радость благочестивых бывает смешена с печалью. Давид радовался о Боге, но многажды и сетовал. Инде печалился о грехах: Господи, да не яростию твоею обличи́ши мене ( Пс.6:2 ). – Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь ( Пс.6:3 ) – и душа моя смяте́ся зело ( Пс.6:4 ), – или: беззаконие мое познах, и греха моего не покрых ( Пс.31:5 ), – или: яко беззакония моя превзыдо́ша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс.37:5 ), – или: яко беззаконие мое аз знаю ( Пс.50:5 ), – или: не отврати лица твоего от мене : в о́ньже аще день скорблю ( Пс.101:3 ). Инде печалится, что враги ругаются ему: внегда́ сокрушатися косте́м моим, поноша́ху ми врази́ мои; внегда́ глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? ( Пс.41:11 ). Инде о пришельствии своём сетует: увы́ мне, яко прише́лствие мое продолжи́ся ( Пс.119:5 ). Так благочестивые по различию предметов, иногда радуются, иногда сетуют.
Но чтоб ещё такое возмущало веселье и радость праведников? 1) Бог иногда возмущает радость их, когда лице Своё скрывает, и помощь отлагает. О сем сетует Пророк Иеремия, и к Богу взывает: покрылся еси́ облаком, да не до́йдет к тебе молитва ( Плч.3:44 ). И Давид о сем сетует: доколе, – говорит, – Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвраща́еши лице́ твое от мене ́? ( Пс.12:2 ) Или он же вопиет ко Богу: отвратил же еси́ лице́ твое́, и бых смуще́н ( Пс.29:8 ). И на другом месте: вску́ю, Господи, отре́еши душу мою? отвраща́еши лице́ твое́ от мене ́? ( Пс.87:15 ) 2) Радость благочестивых возмущает диавол, когда искушает их. Так Иов, лишившись всего имения, коего орудием был диавол, в печали своей проклинал день рождения своего: да погибнет день, в о́ньже родихся ( Иов.3:3 ) и проч. 3) Радость благочестивых возмущается, ежели вера бывает гонима, как Апостол Пётр пишет: о не́мже радуйтеся, ма́ло ныне, аще ле́по есть, прискорбни бывше в различных напастех, да искушение ва́шея веры многочестне́йше злата ги́бнуща, огнем же искуше́на, обря́щется в похвалу́ и честь и славу, во откровении Иисус Христове ( 1Пет.1:6–7 ). 4) Радость благочестивых возмущают грехи, в которые они впадают. Давид говорит: несть мира в косте́х моих от лица́ грех моих ( Пс.37:4 ).
Радость праведных, хотя и не может быть (как сказано) совершенна, однако она есть радость истинная; и хотя радость их иногда и возмущается, хотя они и сетуют, но не можно сдаться, чтобы не чувствовали и в самое то время духовной радости. Когда Бог на время отнимает от них Свою помощь, то и тогда они радуются. Ибо ведают, что вма́ле наказани бы́вше, великими благодетелствовани будут ( Прем.3:5 ); a по сему надеются, что вечер водворится плачь, и зау́тра радость ( Пс.29:6 ). Когда диавол искушает их, они и тогда не могут не радоваться; поелику надеются благодатью Божиею победить злокозненного сего змия. Когда за веру гонимы бывают, и тогда радуются, ведая, что Бог искушает веру их, и что не даст искуситься паче, нежели могут. Когда падают во грехи, то, хотя о падении сем сетуют, но радуются, что имеют Ходатая такого, иже и ныне ходатайствует о них. Они заслугою Его спасены быть чают. Вот сколь превосходна есть радость, которую благочестивые имеют, – и всегда иметь могут.
Не таковая радость есть злых человеков; поелику и самые причины, производящие в них радость, суть беззаконны и предосудительны.
1) И о чём радуются нечестивые? Они радуются ο том, когда сделают какое зло. Состояние их оплакивает премудрый из царей. О! говорит: веселящиися о злых и радующиися о развращении злем ( Притч.2:14 ). В Сардонии древле вошло в обыкновение, что сыновья, состарившихся родителей своих, приносили в жертву Сатурну, и чтоб не слыхать их вопля, – смеялись и взаимно обнимались 104 : так злочестивые радуются, когда собственные свои души посвящают диаволу, и порочными своими весельями и пьянством, убеждения совести своей делают недействительными. Один из святых о силе человеческой говорит: „то делаю, что мой разум осуждает и ненавидит, и увеселяет злыми, и о смерти, овладевшей моим сердцем, радуюсь до бесконечности» 105 . Повествует Диоскорид, что находится такая трава, именем Сардоа, которая отнимает у человека разум, и смехом его умерщвляет: так всегдашнее стремление к греху потемняет разум, и пустыми мирскими увеселениями и радостями – причиняет смерть 106 .
2) И о чём радуются нечестивые? Они радуются о том, когда видят ближних своих, впадших в несчастье. Так Флистимляне веселились, насмехались ослеплённому Самсону ( Суд.16:25 ). Так Семей радовался о несчастии Давида, бегающего от Авессалома, сына своего ( 2Цар.16:7 ). Так радовались Вавилоняне о пленении Иудеи и Иерусалима: восплескаша, – плачет Иеремия, – рукама о тебе вси минующии путем, позвизда́ша и покива́ша главою своею о дщери Иерусалимли ( Плч.2:15 ). Но таковая радость есть предосудительна; ибо α) непозволительна. Послушаем, какое в сем случае наставление подаёт Сирах: не ругайся человеку су́щу в горести души́ его; есть бо смиря́яй и вознося́й ( Сир.7:11 ). β) поелику всегда наказывается: руга́яйся, – говорит Соломон, – убогому раздражает сотво́ршаго его, ра́дуяйся же о погибающем не обезвини́тся ( Притч.17:5 ). Так о Вавилонянах, радовавшихся о несчастии Иудеев, говорит Бог чрез Пророка Иеремию: и будет земля Халде́йска в разграбление, вси грабителе ея́ наполнятся, глаголет Господь; зане́ веселистеся́ и велере́чивасте, расхищающе наследие мое, скака́сте бо яко телцы́ на траве и бодо́сте якоже волы́ ( Иер.50:10–11 ).
3) И о чём ещё радуются нечестивые? Они радуются о мире и прелестях его. Прелести же мирские суть: богатство, чести, сладострастие, по оному: все, е́же в мире, похоть плотска́я и похоть очес и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ). Но долговременна ли сия радость? Столько, сколько и мир; а мир? Слушай того же Богослова: и мир, – говорит, – прехо́дит, и похоть его ( 1Ин.2:17 ). Итак:
α) Кратка есть радость нечестивых, а посему и есть ложная: веселие нечестивых падение страшно, обрадование же беззаконных пагуба ( Иов.20:5 ).
β) Кратка есть радость мира сего. Ежели рассмотрим естество радости, обрящем, что она есть ничто, и одна суета. Соломон о себе говорит: смеху реко́х, погрешение; и веселию: что́ сие твори́ши? ( Еккл.2:2 ) Веруй Соломону. Искусивыйся вся весть. Он испытал все роды мирских весёлостей, но что сам о себе говорит? возвели́чих творение мое, созда́х ми до́мы, насади́х ми винограды ( Еккл.2:4 ); и призре́х аз на вся творения моя, яже сотвори́ста ру́це мои, и на труд, и́мже труди́хся твори́ти, и се, вся суета и произволе́ние духа, и несть изобилие под солнцем ( Еккл.2:11 ). Сладострастие и пьянство есть похоть мира сего. Но, скажи, пожалуй, как долговременно веселье от них почерпаемое? Не о них ли можно сказать: вкушая вкуси́х ме́ду мало, и се, аз умираю ( 1Цар.14:43 ). Богатство есть похоть мира сего; но что говорит Екклесиаст? кое мужество имущему е (богатство)? яко начало, еже видети очима своима ( Еккл.5:10 )? Какая же радость взирать точию на богатство? Чести и достоинства суть похоть мирская, но что они суть? воззри на пары, восходящие от воды, и научись: они ныне восходят к небесам, а утре спадут на землю паки. Достоинства и чести подобное им свойство имеют. Мир точно так приписывает нам достоинства и чести, как Филипп, Македонский царь, лекарю Менекрату. Еллиан повествует: „что он Менекрата весьма горделивого, и приписывавшего себе наименование Юпитера, позвавши на пир, посадил его на возвышенном месте, и вместо кушанья, поставил пред ним кадило с фимиамом» 107 : так-то и мир ругается с нас, поставляя пред нами вместо истинного удовольствия, один только дым честей и достоинств.
γ) Кратка есть радость мира сего в сравнении с радостью духовною. Рабы Божии имеют радость внутреннюю, которая рождается от доброй совести, и ожидания блаженства вечного, в рассуждении которой внешняя радость есть ничто. О сем говорит Господь в Откровении: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя ( Откр.2:17 ). Сие значит внутреннюю радость. Сокровенна же потому, что её никтоже весть, токмо приемляй. Мир почитает, что благочестивые люди никакой радости не имеют; но, если бы грешники вкусили хотя однажды от манны сей, – поистине за ничто бы сочли всякую мирскую радость. Радость бо внутренняя гораздо превосходит внешнюю. Она есть беспорочная, святая, истинная, николиже отъемлемая: но не такова радость мирская или внешняя.
δ) Кратка есть радость мира сего; поелику весьма недолго продолжается. В книге пророка Ионы пишется: и повеле́ Господь Бог тыкве, и возрасте́ над главою Иониною, да будет сень над главою его, е́же осенити его от злых его, и возрадовася Иона о тыкве радостию великою. И повеле́ Господь Бог че́рвию раннему во у́трие, и подъяде́ тыкву, и и́зсше ( Ион.4:6–7 ). Тыква оная означает мирские добра, роскошь, богатство, чести, которые несколько времени осеняют, и увеселяют нас. Но уже ли из сих добр есть хотя одно, которое бы пребывало? Сего дня зеленеет тыква, заутра – иссыхает. Сего дня нас увеселяет честь, заутра – находит бесчестие. Сего дня зеленеет богатство, а заутра – истребляется. „Веселящиеся о мире сем, – говорит Гугон, – подобны мореплавателям, которые в благополучную погоду веселятся, играют в тимпаны и гусли; но, вдруг восставшею непогодою – разбиваются, и волнами пожираются». И сие-то есть, о чём говорит праведный Иов: взе́мше псалти́рь и гусли, и веселятся гласом песни; сконча́ша во благих житие свое, в покои же адове успо́ша ( Иов.21:12–13 ).
Духовная радость в благочестивых со дня на день увеличивается: а за плотскою, внешнею мирскою – всегда следует печаль и погибель. Якоже глас, – говорит Екклесиаст, – терния под котлом, тако смех безумных; и сие суета ( Еккл.7:6 ). Веселился Аман, когда зван был на пир царицею: и изыде, – пишется, – Аман от царя зело́ радостен и весел ( Эсф.5:9 ); но уж с пира поведён был на виселицу: и повешен бысть Аман на древе, еже угото́ва Мардохею ( Эсф.7:10 ). Веселился Олоферн о Иудее, как пишется: и возвеселися Олоферн o ней, и пи вина много зело, ели́ко не пи никогдаже в день един, отне́лиже родися ( Иудиф.12:20 ); но той же ночи – лишился главы своей. Веселье мира сего приманивает нас, но вскоре потом и живота лишает. „Радуется, – говорит Августин, – рыба, когда, уды не видя, приманку пожирает; но как рыболов её привлекать к себе станет, во-первых, раздираются внутренняя её, на конец с самою пищею, о коей веселилась от всякой радости к снедению влекома бывает. Тако бывает со всеми теми, кои во временных добрах поставляют блаженство своё; ибо они прияли уду, и с нею ходят» 108 . Придёт время, когда почувствуют, каковые мучения они с жадностью поглотили: якоже бо рыбы, – говорит Екклесиаст, – уловляемы во мрежи зле, и аки птицы уловляемы в сети: якоже сия́, уловляются сы́нове человечестии во время лукаво, егда́ нападет на ня внеза́пу ( Еккл.9:12 ).
Христианине! из представленного рассуждения видел ты, коль суетна есть и вредна радость мира сего. Блюди убо, да не радуясь с ним, – с ним же и осудишься. „Минутное есть, – говорит св. Григорий, – услаждение, но вечное мучение» 109 . Да сие и по достоянию, как тот же Григорий: „достойно, чтоб тот человек всегда печалился, который, оставивши Творца, радости в себе искал». Ежели ты будешь искать радости себе в мире, то радости Небесной не получишь. „Трудно, да и невозможно, – пишет св. Иероним, – чтоб кто и настоящими, и будущими наслаждался благими; чтоб и здесь чрево, и тамо исполнял душу; чтобы от утех прешёл к утехам; чтоб и в сем, и в том веке был первый; чтобы и на Небеси, и на земли прославлялся» 110 . Кто веселится в сей жизни о мире, тот будет рыдать в будущей, как говорит Бог чрез пророка Исаию: се, работающии ми возрадуются, вы же посрамите́ся: се, работающии ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопие́те в болезни сердца вашего и от сокрушения духа воспла́четеся ( Ис.65:14 ).
Есть другая радость, которая не осуждает, но оправдает; не наказует, но ублажает. Сия радость есть та, о коей говорит Божественный Апостол Павел: радуйтеся всегда о Господе, и паки реку́ радуйтеся ( Флп.4:4 ). Радуйтесь, то есть о Господней вере, благодати, благочестии, надежде, награждении, вам обещанном. Радуйтесь не потому, что вы богаты, благородны, премудры, всё бо сие есть от мира сего; но радуйтесь, что вы христиане, имеете Христа Господа, искупившего вас от смерти, обогатившего вас благодатью, призвавшего вас в Небесную славу. Радуйтесь всегда о сем, как во время благоприятное, так и во время противное, как во время гонения, так и во время мира. И Анзельм говорит: „радуйтесь не о веке сем, но о Господе; ибо ка никто не может двема господинома работати, так никто не может и о веке сем и о Господе радоваться; ибо противны суть сии две радости. Мирская радость есть ненаказанное нечестие». И потому далее говорит: „радоваться до́лжно не в нечестии, но в добродетели, не в приманчивой суете, но в надежде вечности». Василий святой вопрошает: „какая есть радость, которая бывает в Боге? и что́ есть такое, что мы делая, можем радоваться?» 111 И сам ответствует: в сем радоваться, что бывает по заповедям Божиим есть радоваться о Господе; почему, когда мы заповеди Божии исполняем, или за имя Господне нечто претерпеваем, радоваться, и поздравлять друг друга должны». Ежели, о христианине! будешь иметь сию радость, радость от Бога почерпаемую, не будешь иметь нужды в мирской радости.
Слово Божие, и испытатели врачебной силы утверждают, что печаль прекращает жизнь человеку; радость – продолжает: тебе, чтоб продолжать жизнь духовную, потребна радость от Бога почерпаемая, дабы не быть мёртву прегрешении, мёртву верою, мёртву надеждою, мёртву любовию. Радость Божия нужна и полезна, дабы можно было с удовольствием жить, охотно в добродетельных подвигах успевать, все напасти, беды, и гонения, какие в Церкви воинствующей от мира бывают, терпеливо сносить. Ибо α) при руководстве её можешь, христианине! путешествовать в вечность с великим удовольствием, как говорит Августин: „никто не может обмануться в увеселениях своих, коего радость есть Христос; ибо то веселие есть вечное, коего предмет есть добро вечное» 112 . β) При руководстве её будешь охотно успевать в добродетельных подвигах; ты будешь удивляться с радостью Божиим совершенствам, святости, кротости, милосердию, долготерпению, правде; а посему охотно будешь им подражать. Ты постараешься приобрести святость по оному: будите святи, якоже аз свят есмь ( 1Пет.1:16 ). Ты будешь кроток по оному: научитеся от мене , яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Ты будешь милосерд, ибо и Отец твой милосерд есть ( Лк.6:36 ). Долготерпеть будешь; поелику щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс.102:8 ). Ты будешь праведен, зане праведен Господь и правды возлюби́, правоты́ виде лице его ( Пс.10:7 ). Видишь ли, какое ты сокровище чрез радость от Бога почерпаемую приобрящешь? Видишь ли, как вообразится в тебе образ Божий? Какое благополучие потерянную обрести маргариту сию! но при руководстве радости Божия – обрящешь. γ) При руководстве её все напасти, беды и гонения будешь сносить во благодушии, поелику ты будешь истинный последователь Того, о Коем пишется: не тако ли подобаше пострадати Христу и внити в славу свою? А посему в таких противных случаях с Павлом восклицать станешь: радуюся во страданиих моих ( Кол.1:24 ).
Старайся, о христианине! иметь радость сию. Она есть надёжный путеводитель к вечности. Но прежде, нежели будешь оную иметь, надобно первее стараться приобрести. Как же приобрести радость сию? Когда постараешься толико любезным быть Христу, чтобы со дерзновением мог сказать Ему: да ло́бжет мя от лобзаний уст своих: яко бла́га сосца́ твоя́ паче вина ( Песн.1:1 ). Сосцы Христовы, по толкованию многих, здесь не телесные, но духовные разумеются. Они суть Евхаристия, в которой Он Плотию Своею, как бы пищею питает, и Кровию Своею, как бы млеком напоевает. Посему-то Златоуст к народу говорит 113 : „кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы его? Какой пастырь, и когда членами своими овец своих питал? Многие матери, после рождения детей своих, для вскормления отдавали другим кормилицам: но Христос сего сделать не захотел, но Собственным Телом нас питает, и Себе присоединяет». Некоторые чрез сосцы Христовы разумеют сладчайшее Его учение и благодать, коими Он как бы сосцами верных Своих питает. Сими сосцами, то есть учением Евангельским и благодатью все верные упоены будучи, могут дерзновенно сказать ко Христу: блага сосца твоя паче вина. Под именем вина разумеется всякое мирское услаждение. И так верные, светом Евангелия озарённые, и благодатью просвещённые, сказать могут ко Христу: всё, что ни есть в мире, каковую радость и увеселение ни представил бы, – ничто есть пред учением Евангельским и благодатью Твоею, о сладчайший Иисусе! Что бо может быть драгоценнее сих двоих источников, в нихже верные почерпать могут жизни спасение? Слово Божие верных освящает по оному: уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам ( Ин.15:3 ). Что благодать Божия ко спасению путеводительствует, явственно из того, что без неё верные спастись не могут. По сей-то причине все почти Апостолы, и при начале, или при конце посланий своих, обращаемым и обратившимся к вере Христовой, желают приобщения Благодати Божией.
Христианине! буде убо приобщаешься ты Тела, и Крови Христовой достойно, или буде ты приседишь с Мариею при ногу Иисусову, слушая со благоговением Евангелия, или в вере его твёрд и нелицемерен пребываешь, знай: что ты приседишь источникам Израилевым, и пьёшь от духовного камене Христа радость такую, яже не отнимется от тебя. Так аще в жизни сей о Господе возрадуешься, то возрадуется там, „где, – как Августин говорит, – радость без печали, здравие без болезни путь без труда, свет без тьмы, жизнь без смерти, добро без зла» 114 .
Источник