Радость воспитания тренинг для родителей

Тренинг для родителей «Радость воспитания».
консультация на тему

Тренинг предназначен для родителей с целью просвещения.

Скачать:

Вложение Размер
Тренинг для родителей Радость воспитания 624.4 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕНИНГ для родителей «УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ».

Необходимо вовремя дать знания родителям о стилях семейного воспитания и способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми.

Цель: ознакомление родителей со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения. Задачи :ус.

Тренинг для педагогов «Духовно-нравственное воспитание» можно использовать на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях по духовно-нравственному воспитанию.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме.

Игровые тренинги по правовому воспитанию по содержанию русских народных сказок (подготовительная к школе группа).ЦЕЛЬ: поставить самого ребенка на место героя сказки и «проиграть» возможны.

Источник

Тренинг для замещающих родителей «Радость воспитания»

Прокофьева Татьяна Николаевна , социальный педагог
Мурманская область, г. Мончегорск

Цель: повышение компетентности замещающих родителей. Задачи: • помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка • способствовать становлению родительской компетентности • формировать умения и навыки конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Тренинг для замещающих родителей «Радость воспитания»

помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка

способствовать становлению родительской компетентности

формировать умения и навыки конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Оборудование: мяч, цветы и бабочки из бумаги, ватман А1 раскрашенный в зеленый цвет, доска, ленточки, фломастеры, листы бумаги формата А4.

Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться.

Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Мы будем называть свое имя и бросать друг другу мяч, задавая вопросы. Вопросы могут быть абсолютно любыми: какое у вас сегодня настроение, какие качества цените в людях, какое время года вам больше всего нравится и т.д.?

Приветствие «Передай мяч»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать к совместной деятельности, помочь родителям узнать друг друга.

Ну вот мы с вами и пообщались, и заново познакомились! А теперь давайте сформулируем правила, по которым мы будем общаться.

Формирование правил группы.

Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях.

На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга!

Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.

Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.

Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.

Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? (Участники называют имена своих детей и рассказывают, почему выбрано такое имя).

Упражнение «Бабочки и цветы»

Цель: найти положительные качества своего ребенка.

Инструкция: участникам раздаются бумажные цветы и бабочки. На лепестках цветов следует написать положительные качества своего ребенка, на крыльях бабочки – ласковые слова, которыми родители называют своих детей. Затем цветы и бабочек приклеивают на «поляну» (зеленое панно из ватмана, расположенное на доске).

— Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?

— Легко ли вам было заполнять? Почему?

Несомненно, мы очень любим своих детей и желаем им только самого лучшего. И с высоты своего жизненного опыта именно мы изо всех вил стараемся руководить жизнью наших детей, разрешая или запрещая им что-либо.

Игровое упражнение «Запрет».

Цель: помочь участникам осознать необоснованность запретов для ребенка и найти конструктивный выход из положения.

Инструкция: ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Итак, вы ребенок, а я — мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не пачкался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой), запрещаю прикасаться к валяющимся веткам на улице, собирать камни (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс.

Обсуждение упражнения с замещающими родителями для решения сложных ситуаций:

— Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги;

— Не завязывать руки — помыть руки после прогулки;

— Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

— Не завязывать рта — выслушать ребенка.

Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Сказкотерапия «Фиолетовый котенок» (Д. Соколов)

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. Ведь хороший, Фиолетовый котенок, а тут, ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

— Нечего с ним цацкаться? — Рычал кабан. Макни его головой в солнечный Ушат или просто в речку!

— Ишь ты, все котята как котята, а этому лунный свет подавай! Он просто глупый, — каркала ворона. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает еще? — Удивлялся котенок.

— У меня есть брат, — сказала Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя? Конечно, хочу.

— Тогда не ложись спать, когда я стану исчезать на небе, ты немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

— Ух, какой ты теплый! — Воскликнул котенок.

— А я знаю твою сестру Луну!

— Передавай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретитесь. А то мы редко с ней видимся.

Фиолетовый котенок теперь в один момент стал мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

— Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?

Вывод: действительно ли это сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности, это вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир, его кругозор. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что луна нашла правильный подход в воспитании.

Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому бывает так, что мы не можем сдержать эмоций и кричим на ребенка. Что же чувствуют дети в этот момент?

Упражнение «Возвращение в детство»

Цель: помочь участникам понять чувства ребенка на направленную агрессию.

Инструкция: участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: Что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? O чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать?

Рефлексия: обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию o негативных последствиях наказаний.

Вывод: следует всегда контролировать свои эмоции, не позволять им управлять собой, ведь таким образом мы делаем несчастными не только себя, но и своих детей!

Мы обсудили как контролировать свои эмоции, не позволять негативу выплескиваться наружу, а сейчас займемся творчеством.

Упражнение «Испорченный рисунок»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость формирования окружения ребенка.

Инструкция: группа работает в двух подгруппах (семья). Каждая подгруппа с помощью фломастеров создает «прекрасное» будущее для своих детей на рисунке. Затем подгруппы меняются своими работами. Задача следующей подгруппы – «окружения» испортить рисунок. Нельзя рвать, мять, делать дырки. Работы возвращаются к «семьям». Задача «семей» — исправить испорченное.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Дети живут в семье. Но есть еще и окружение – учителя, одноклассники, друзья, соседи, бабушки с дедушками. И это окружение тоже влияет на становление нашего ребенка. Влияние может быть нейтральным, положительным или негативным. Мы должны быть внимательны по отношению к своим детям и замечать то влияние, которое оказывают на него окружающие.

Помните наше предыдущее упражнение «Запреты»? Не запрещать, но объяснять и помогать!

Рефлексия: высказывания участников о мероприятии.

Упражнение «Я хочу тебе подарить…»

Работа в режиме большого круга: участники по очереди обращаются к сидящему справа и дарят ему свой воображаемый подарок.

Источник

Тренинг для родителей «Радость воспитания»
консультация (младшая группа) на тему

Радость воспитания

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_roditeley_radost_vospitaniya.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Радость воспитания»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
— Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы;
— Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков;
— Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением;
— Стать счастливым и спокойным родителем.
Форма проведения: занятие.
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги на каждого участника, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры, смайлик мячик, широкая лента или платочек – 6 шт.

Ведущий: В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: «Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком»? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы подруг, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье, а нередко даже приводит к разводу родителей!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменить взрослое отношение к особенностям детского поведения и проблемам детства. О том, как строить общение и сотрудничество между взрослыми и детьми. Обсудим, как можно научиться быть успешным родителем, педагогом.
1. Приветствие «Передай пакет»
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра будет продолжаться пока все листочки в пакете не закончатся.
(Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?)
2. Правила
Сообщение психолога о правилах работы группы (под¬готовить на отдельном плакате).
Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы. Перечень правил:
• Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях.
• На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга! Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом
• Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.
• Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.
• Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
• Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.
• Наказание

3. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)
Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить, предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.
Откройте дневники и заполните первую страницу.
Имя_____________________________________________________________________________
Ваше кредо______________________________________________________________________
Ваши семейные ценности__________________________________________________________
Для эффективности работы предлагаю вам заполнить визитки со своим именем.
4. Беседа «Вспомним своих родителей»
Ваш ребенок стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя. Вы можете даже не догадываться, что усвоили представления о родительской роли задолго до того, как обзавелись детьми. Разумеется, вы усвоили это представление, наблюдая за поведением собственных родителей (или других людей, заботившихся о вас) и оценивая их отношение к вам и друг к другу. Вспомните поведение ваших родителей, когда вы были подростками. Насколько сильное влияние могло оказать поведение ваших родителей в тот период на ваше нынешнее отношение к собственным детям.
— Какими были ваши родители? Были ли они любящими, жестокими, нежными, бесстрастными, строгими, снисходительными, честными?
— Каким было преобладающее выражение их лиц? Улыбались ли они, хмурились или избегали смотреть в глаза?
— Как они обращались с вами, когда сердились? Кричали они на вас, бранили или наказывали вас, и если да, то, каким образом?
— Отдавали ли они предпочтение кому-либо из детей, если у вас были братья или сестры?
— Вспомните самое плохое и самое хорошее, что вам приходилось слышать от них. Как они выражали свой гнев, страх, любовь, печаль?
— Пытались ли они манипулировать вами? Если пытались, то, каким образом, — заставляя вас испытывать чувство вины, пугая вас, подкупая вас, расточая вам фальшивые комплименты?
— Какими были их жизненные девизы или семейные пословицы (Например, «Тише едешь – дальше будешь».) Полезными или сковывающими оказались для вас эти изречения?
— Доверяли ли вы своим родителям? Лгали ли они вам?
— Соревновались ли они с вами или друг с другом?
— Было ли у вас ощущение, что, в общем и целом, они находятся на вашей стороне?
— Что вам особенно не нравилось в них? Почему?
— Что вам особенно нравилось в них? Почему?
Ваши ответы дадут вам возможность больше узнать о том, какими были ваши родители. Воспользуйтесь этой информацией для более полного осознания своего сходства с ними или отличия от них.
Просмотрите свои ответы и спросите себя: «В чем я могу копировать их?». Какие ваши манеры, жесты или тон голоса напоминают родительские. Спросите себя также: «В чем я сознательно стараюсь быть непохожим на них?».
Это упражнение является примером того, как решения, принятые нами на основе раннего опыта, становятся частью нашего мира и оказывают сильное влияние на развитие нашей личности.
5. Упражнение «Что я возьму из опыта своих родителей».
Цель: проанализировать опыт собственного воспитания и определить позитивные и негативные стороны влияния семейного воспитания.
(Вначале выполнения упражнения ведущий просит группу вспомнить истории из своего детства, методы воспитания родителей, которые применяли к ним родители в детстве).
Ведущий: Предлагаю вам разделить лист на две части. В одной половинке листа запишите, положительный опыт, который вы возьмете из опыта своих родителей (не менее 3 пунктов), в другой половине листа напишите отрицательный опыт, который вы никогда не будете использовать в своем родительстве.
Вывод: опыт собственного родительства формируется на основе моделей семейного воспитания.
6. Упражнение «Карта родительских ролей»
Цель: повышение уровня родительской компетентности.
Ведущий: Быть родителем – очень сложная и многосторонняя задача. Нам известно, что ребенку нужны любовь, забота и ограничения. А что это обозначает в действительности? Быть родителем – это роль человека на всю жизнь. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношений с ребенком, но каждый родитель получает начальные навыки для этого процесса из своего родного дома и из окружающей среды, в которой он вырос. Быть ответственным родителем – это необходимость для нормального развития ребенка, а также немаловажная задача с позиций общества, может быть, самая важная с точки зрения жизни.
Рассмотрим с вами «Карту родительских ролей». Отметьте, пожалуйста, какие роли, по Вашему мнению, выполняет родитель в воспитании ребенка? Распределите круг на сектора и отметьте эти роли. Пронумеруйте их в порядке значимости для вас.
7. Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура — треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
— Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
— Мама, а кто такой дядя Юра?
— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
— Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
— Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
— Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
— Не завязывать рта — выслушать ребенка;
— Не завязывать руки — помыть руки после прогулки;
— Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги;
— Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
8. Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем»
На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.
• зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
• желтый – зону «Относительная свобода»;
• красный – зону «Запрещено».
Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.
Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
9. Работа с набором «Спектро-граффити» («Спектрокарты» У. Халкола, А. И. Копытин)
Ведущий: вашему вниманию представлены фотографии. В течение 5-10 минут внимательно рассмотрите фотографии и выберите из них одну или две, которые отвечают на вопрос «Что является для вас наиболее важным в жизни в настоящий момент?» после выбора член группы садится на свое место, показывает и комментирует свою фотографию. Просьба не прерывать рассказ вопросами и обсуждениями, каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию. После того, как все участники расскажут про выбранные фотографии, мы можем перейти к вопросам и комментариям.
10. Завершающее упражнение «Пожелания по кругу»

Источник

Читайте также:  Рисунки чтобы снять стресс
Оцените статью