Радость во христе имею

Истинная радость во Святом Духе

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим.14:17)

Дорогие друзья в прошлое воскресение, мы рассматривали вопрос о то, что есть мир совести, как одно из благ сопутствующих и проистекающих из оправдание, усыновления и освящения. Сегодня, мы рассмотрим, что есть радость во Святом Духе.

Этот вопрос настолько важен для христиан, что непонимание сути и важности этого блага, приводит христиан к пагубным заблуждениям в отношение состояния их собственной души.
Поэтому нашей задачей, прежде всего является понимание сути данного вопроса, то есть нам необходимо провести линию между истинной радостью во Святом Духе и той радостью, которой обладают лицемеры и которая не имеет под собой никаких праведных оснований.

Прежде всего нам надо дать определение, что есть радость во Святом Духе и мы со смирением должны признать, что наше определение, выраженное словами будет всего лишь оттенком, того что есть радость во Святом Духе, так как эту радость нельзя высказать словами.

Что такое духовная радость? Радость, в общем смысле, это приятное чувство, восходящее из наслаждения или надежды наслаждения желаемым предметом. «Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали».

Духовная радость, происходит из надежды наслаждения духовными благословениями. И мы, таким образом, рассмотрим:

1. Кто является причастниками этой радости.
2. В чем они находят радость.
3. Основание этой радости.
4. Автор этой радости.
5. Средства используемые Духом Святым для передачи этой радости в сердца святых.
6. Разница между истинной радостью и радостью присущей лицемерам.

1. Кто является причастниками этой радости.
Радость во Святом Духе, присуща только святым, то есть только тем, кто принадлежит к избранным. Только они могут наслаждаться духовными благословениями во Христе Иисусе, и никто другой не может иметь этой духовной радости. (Филип.4:4). Каждый человек обладает чувственной радостью, то есть человек радуется тем вещам, что доставляют удовлетворение его чувствам (Деян. 14:17) Мирской человек, может иметь радость, но эта радость является греховной, так как он радуется греху. (Притчи15:21)

Лицемеры могут иметь мнимую радость, которая по сути своей является плотской радостью в духовных вещах. И Христос очень ясно говорит о ней «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». (Матф.13:20,21) И только избранные могут иметь истинную духовную радость, или радость во Святом Духе, потому что эта радость, является примечательным качеством тех кто является подданными царства Христа.

И тем не менее, не смотря на то, что эта радость присуща только избранным, они имеют ее не всегда. Псалмопевец свидетельствует об этом, говоря «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня». (Пс.50:14) Дитя Божие может ходить во тьме, и не видеть солнца, не имея при этом явных признаков спасительного интереса во Христе – в таком состоянии избранный грешник не может иметь этой радости. Истинной является то, что в нем остается семя радости, даже тогда когда он находится в самом удручающем духовном состоянии, так что о нем говорят, что он более мертв нежели жив. Но все таки, семя радости даст всходы в должное время. Хотя для некоторых, это радостное время может настать только в вечности и то это весьма, редкий, по моему мнению, случай в особенности в новозаветные времена. (Евр.2:15)

2. В чем избранные находят радость.
Главной радостью верующих является Бог во Христе. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». (Фил.4:4) «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение». (Рим.5:11) Они взирают на Него и помнят о Боге во Христе, потому что самое страшное, что может увидеть грешник, это увидеть Бога без Христа-Примирителя, ибо тогда Он явится им, как «Бог – огонь поедающий». И в этом случае грешник никогда не будет иметь радости в абсолютном Боге, так как только во Христе, грешник может найти примирение с Богом. Только тогда и только через Христа, грешник может обрести главную радость.

Это состояние радости в Боге, сопровождается драгоценными духовными привилегиями, которыми они могут наслаждаться в этой жизни, такие как оправдание, усыновление и освящение, мир с Богом, мир совести, доступ к Богу во Христе и общение с Ним. В этих благах они справедливо могут радоваться.

Этими привилегиями они владеют в надежде, и Писание свидетельствует об этом, говоря: «через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». (Рим.5:2) У них есть надежда на пребывание в небесах и вечную славу, и эта надежда вкладывает в их сердца триумфальную песнь. Это не глупость и не спешка, это уверенная надежда, которая не постыжает, так как верен Обещавший.

3. Основание этой радости.
То, что является желаемым для сердца избранного, так же является подходящим для него, и поэтому, когда он получает эти духовные блага, он радуется тому, что получил их. «Исполнившееся желание — как древо жизни». (Прит.13:12) Если вы хоти обрадовать голодного, то вы должны дать ему пищи, и проклятый нуждается в прощении. Святость и общение с Богом являются бесполезными для не возрожденного человека, так как Бог не является желанием его сердца, так же как и святость небес не подходит для его ума и поэтому он не имеет в них радости, ибо те кто чужд благодати не имеют в ней радости, но с верующими все наоборот.

Верующие заинтересованы в получении этих благ, они прежде всего заинтересованы в Боге, потому что Он является их главным желанием и счастьем. Святой говорит «Господь мой и Бог мой!» (Иоан.20:28) Один имеет радости в своем дачном домике, чем в чьем-то дворце, так как может сказать это мой дом. Агарь не возрадовалась о колодце воды, до тех пор пока, Господь не отверз ей глаза, чтобы увидеть этот колодец. И хотя прощение незамечено пришло к человеку, все же он не возрадуется о нем до тех пор пока не поймет, что оно у него есть. Таким образом осознание нашего интереса во Христе так же необходимо для нашей духовной радости.

4. Автор этой радости.
Автором этой радости является Дух Святой, и поэтому эта радость называется «радость в Духе Святом». «Радость во Святом Духе».(Рим.14:17) Это означает, что Дух Святой производит эту радость в сердце человека, являя человеку любовь Божию, как елей на израненное сердце. Именно Он возрождает грешника и дает силы увядающей душе, именно Дух Божий снимает с избранного вретище, и облачает его в одежды радости.

Читайте также:  Что чувствует человек когда умирает от кровотечения

5. Средства используемые Духом Святым для передачи этой радости в сердца святых.
Средства, которыми Дух Святой, соделывает возрожденного человека радостным, являются Слово Божие и Таинства. Это кладези спасения для народа Божия. «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». (Ис.12:3)

Слово Божие и таинства являются внешними средствами благодати.
Слово Божие приносит грешнику весть о спасении, приходящем с небес для бедных грешников. Оно открывает неисчислимые богатства для души. «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль». (Пс.118:162) И никакое земное богатство не может даровать такую радость в сердце человека, как слово обетования, когда Дух Святой проливает на него свет.

Таинства, являются печатью и подтверждением слова благодати обращенного к душе. Это мы можем увидеть на примере евнуха, «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь». (Деян.8:39) И многие тысячи, нашли радость в таинствах, которую они не могли найти в земных вещах до тех пор. И это не удивительно, потому что таинства являются печатью небес, которой удостоверен завет между Богом и его народом.

Внутренним средством благодати является вера. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою». (Рим.15:13), «Веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною». (1Пет.1:8) Вера принимает и применяет ту благую весть, которую несет Слово и подтверждается в Таинствах. Дух Господень производит веру и укрепляет ее, таким образом мир, который провозглашается по отношению к верующему, твердо поддерживается верующим, и от этого его сердце наполняется радостью.

6. Разница между истинной радостью и радостью присущей лицемерам.
То, что лицемер может находить радость в духовных вещах, явно следует из Священного Писание, как мы это можем увидеть из притчи, о семени упавшем при дороге. Так же это подтверждается многими душами попавшими в заблуждение, которые могут иметь некоторую радость так же как и печаль, но все же это не дает им право притязать на радость в Духе Святом.

Истинная духовная радость появляется в сердце человека, обычно, после того как Слово совершило свою работу в сердце человека, когда оно разделило сердце человека и его грех. И о таких сказано «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». (Матф.5:4), «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». (Пс.125:5) Но обманчивая радость, появляется еще до того, как сердце грешника очищено от греха. Вот вам простой пример, земледелец с большим трудом обрабатывает землю пропалывая и поливая, и ожидает всходов пшеницы, в то время как, сорняки не нуждаются в прополке и поливке, и они всходят без труда.

Истинная духовная радость появляется в сердце человека, через Слово, когда оно правильно понимается, но ложная радость, приходит без участия Слова Божия и через заблуждения. Каналом божественного общения является Слово Божие. И та радость, которая приходит через притворное откровение, сны или воображение, без участия Слова и вопреки ему, в наивысшей степени вероятности является всего лишь продуктом разгоряченной фантазии и людей надо предупреждать об опасности этих вещей и чтобы они не впали в заблуждение. Именно написанное Слово является колодцем из которого мы черпаем духовную радость. «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». (1Иоан.1:4) И если бы даже ангел, говорил о радости, тому кто на нее не имеет права согласно Писанию, то это было бы просто обманом. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». (Ис.8:20)

Истинная духовная радость пребывает, а ложная радость увядая исчезает, так как не имеет корня. Ложная радость приходит только на время. «Вы хотели малое время порадоваться при свете его». (Иоан.5:35) И дитя Божие так же может терять радость, но в этом как раз и заключается разница. Иногда основание для радости может быть вне поля зрения верующего, так что он теряет ориентиры. Все же основание лицемера для радости, преходящи, он заинтересован в Боге, только потому, что надеется приобрести благосклонность Бога и привилегии евангелия, тем не менее его радость останется бесплодной и послужит для него осуждением.

Истинная духовная радость смиряет душу, и наполняет ее высокими духовными размышлениями о Боге, а заблуждающиеся всегда будут кичится своей важностью и ложной искренностью. «И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». (Быт.28:17), «Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу». (Исх.34:8) Когда Бог обращается к человеку, это производит в человеке такое действие, что человек осознает свою незначительность и то, что Христос для него является все во всем. Чем больше человек пребывает в присутствии Божием, тем больше он любит Бога.

Истинная духовная радость освящает, то есть она соделывает верующего более чувствительным к святости и предрасполагает его к ней, ложная радость никогда не будет способствовать освящению. Заблуждение является прикрытием и кормильцем для внутренних похотей, которые находят мирное пристанище под его навесом. Истинная духовная радость наоборот укрепляет верующего на пути исполнения долга и послушания Богу. «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое». (Пс.118:32) И таким образом эта радость делает человека более расположенным к моральным обязанностям по отношению к Богу и человеку.

А что же, неосвященные? Не освященные не могут разделить этой радости с освященными, ибо это благо проистекает из оправдания к которому они не причастны. Эта привилегия присуща только избранным. Это тот хлеб который нельзя взять у детей и дать его псам. Вы можете наслаждаться вашим богатством и радостями этого мира, и говорить «это все мое», но вы не можете сказать «Бог все, во всем для меня».

Когда искусственные реки пересыхают, то радость нечестивых пропадает, а с народом Божиим все наоборот. Он говорит «Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора?» (Иов.6:13) Основания для радости верующих находятся вне достижения человека, и поэтому никто у них не может их забрать.

Наиболее беспочвенным является предубеждение по отношению к вере. Нечестивые могут насладиться миром, но не могут насладиться прощением. Верующий имеет все причины радоваться, а нечестивый ни одной.

Необращенные грешники, пусть радость веры Христовой, привлечет вас к Нему, придите ко Христу, поверьте в Него, чтобы вам получить оправдание. Отвергните всякий грех и стремитесь исполнить все, что ведет к той истинной радости в Духе Святом.

В заключении, Пусть верующие, стремятся к духовной радости и поддерживают ее, чтобы им быть полезными для Царства Христа и получить утешение на этом узком и тернистом пути в небесную страну.
Аминь.

Источник

«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости

Среди мир­ских людей рас­про­стра­нено пред­став­ле­ние о пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах как об унылых типах, чуж­да­ю­щихся всего того, чему раду­ются неве­ру­ю­щие.

Читайте также:  Удалили шейку матки что чувствует мужчина

Может быть, пра­во­слав­ные и уда­ля­ются от того, в чем почи­тают радость люди неве­ру­ю­щие, – впро­чем, лишь от того, что свя­зано с грехом, – но не уда­ля­ются от самой радо­сти, ведь одна из биб­лей­ских запо­ве­дей гласит: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И раду­ются пра­во­слав­ные хри­сти­ане, конечно, не тому и не так, чему и как раду­ются неве­ру­ю­щие.

Чтобы понять, в чем состоит осо­бен­ность пра­во­слав­ного пони­ма­ния радо­сти, имеет смысл обра­титься к словам Свя­щен­ного Писа­ния и святых отцов.

В Свя­щен­ном Писа­нии радость ука­зы­ва­ется как то, что свой­ственно Самому Богу. Так, Пре­муд­рость Божия гово­рит: «Я была при Нем худож­ни­цею, и была радо­стью всякий день, весе­лясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ).

Неуди­ви­тельно, что вос­со­еди­не­ние отпав­шего чело­ве­че­ства с Богом мыс­лится в кате­го­риях обре­те­ния вечной радо­сти, о чем пред­ска­зы­вали еще вет­хо­за­вет­ные про­роки: «И воз­вра­тятся избав­лен­ные Гос­по­дом, придут на Сион с радост­ным вос­кли­ца­нием; и радость вечная будет над голо­вою их; они найдут радость и весе­лье, а печаль и воз­ды­ха­ние уда­лятся» ( Ис. 35:10 ).

С этим свя­зано то, что явле­ние на земле Спа­си­теля сопро­вож­да­ется воз­ве­ще­нием радо­сти как архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, явив­шимся Деве Марии, так и позд­нее, в ночь Рож­де­ства, пас­ту­хам, кото­рым «сказал ангел: не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ).

Как пишет свя­ти­тель Андрей Крит­ский, «явля­ется Бог на земле, Бог с небес, Бог между чело­ве­ками, Бог во чреве Девы – Тот, Кото­рого не вме­щает вся все­лен­ная. Теперь при­рода чело­ве­че­ская начи­нает пред­вку­шать радость и полу­чает начало обо­же­ния… Гав­риил служит таин­ству и взы­вает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, про­ис­шед­шая от пле­мени Дави­дова, воз­вра­тила Собою ту радость, кото­рую поте­ряла пра­ма­терь… В самом деле, была ли и будет ли для рода чело­ве­че­ского какая-нибудь радость более той, как быть при­част­ни­ком Боже­ствен­ного есте­ства, быть в соеди­не­нии с Богом, быть с Ним едино по при­чине соеди­не­ния, и притом ипо­стас­ного?»1

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос испы­ты­вал радость, о чем гово­рил апо­сто­лам: «Раду­юсь за вас» ( Ин. 11:15 ). И более того, Он сви­де­тель­ствует о жела­нии поде­литься Своей радо­стью с уче­ни­ками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна» ( Ин. 15:11 ).

И Он же учит их рас­став­лять верные ори­ен­тиры в радо­сти: «Однако же не тому радуй­тесь, что духи вам пови­ну­ются, но тому радуй­тесь, что имена ваши напи­саны на небе­сах» ( Лк. 10:20 ).

Гос­подь также указал, что радость Его уче­ни­ков отлична и даже про­ти­во­по­ложна радо­стям мира сего: «Вы вос­пла­чете и возры­да­ете, а мир воз­ра­ду­ется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин. 16:20 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так объ­яс­няет эти слова: «Чтобы пока­зать, что после печали бывает радость, и что печаль рож­дает радость, и что печаль крат­ко­вре­менна, а радость бес­ко­нечна, Гос­подь обра­ща­ется к при­меру из обык­но­вен­ной жизни и гово­рит: “Жен­щина, когда рож­дает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит мла­денца, уже не помнит скорби от радо­сти, потому что родился чело­век в мир” ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы пока­зать, что печаль вре­менна, а радость посто­янна»2.

Вхож­де­ние в Цар­ство Божие Гос­подь Иисус Хри­стос опре­де­ляет как вхож­де­ние в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость гос­по­дина твоего» ( Мф. 25:21 ). Также и апо­стол Павел опре­де­ляет Цар­ствие Божие как «радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В другом месте он ука­зы­вает радость как «плод духа» ( Гал. 5:22 ).

Апо­стол Павел дает и запо­ведь: «Радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ). Ком­мен­ти­руя ее, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет: «Для того, чтобы радо­ваться с раду­ю­щи­мися, душе нужно более любо­муд­рия, нежели для того, чтобы пла­кать с пла­чу­щими. К послед­нему влечет нас сама при­рода, и нет такого камен­ного чело­века, кото­рый бы не плакал при виде несчаст­ного; но для того, чтобы, видя чело­века в бла­го­по­лу­чии, не только ему не зави­до­вать, но еще раз­де­лять с ним радость, нужна душа очень бла­го­род­ная. Потому [апо­стол] и сказал об этом раньше. Ничто так не рас­по­ла­гает нас к любви, как то, когда мы раз­де­ляем друг с другом и радость, и печаль»3.

Нако­нец, апо­стол Павел запи­сал извест­ные слова: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ).

Наи­бо­лее полно эту запо­ведь, равно как и вообще смысл хри­сти­ан­ской радо­сти, рас­крыл пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич): «Всегда радуй­тесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеж­дены. А когда все это побеж­дено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уни­что­жить нашу радость? Вы – совер­шен­ные гос­пода этой вечной радо­сти до тех пор, пока доб­ро­вольно не пре­да­ди­тесь греху, стра­сти и смерти. Радость кипит в наших серд­цах от Его истины, мило­сер­дия, правды, любви, вос­кре­се­ния, от Церкви и святых Его. Но есть еще боль­шее чудо: радость кипит в серд­цах наших от муче­ний за Него, насме­шек ради Него и смерти за Него. В муче­ниях за неиз­мен­ного Гос­пода наши сердца испол­ня­ются неиз­ре­чен­ной радо­стью, поскольку эти муче­ния впи­сы­вают наши имена на небеса, в Цар­ство Божие. На земле, в чело­ве­че­ском роде, не суще­ствует истин­ной радо­сти без победы над смер­тью, а победы над смер­тью не суще­ствует без вос­кре­се­ния, а вос­кре­се­ния – без все­силь­ного Бого­че­ло­века Христа, поскольку Он есть един­ствен­ная истин­ная радость для всех людей. Вос­крес­ший Бого­че­ло­век Хри­стос, Побе­ди­тель всех смер­тей, вечный Творец жизни и Осно­ва­тель Церкви, непре­станно изли­вает эту единую истин­ную радость в души Своих после­до­ва­те­лей посред­ством святых таинств и доб­ро­де­те­лей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера испол­нена этой вечной радо­стью, поскольку радость веры во Христа есть един­ствен­ная истин­ная радость для чело­ве­че­ского суще­ства… Эта радость – плод и порож­де­ние древа еван­гель­ских доб­ро­де­те­лей и подви­гов, а древо это пита­ется бла­го­да­тью святых таинств»4.

Достойны вни­ма­ния также объ­яс­не­ние и совет к прак­ти­че­скому испол­не­нию этой запо­веди, данный свя­ти­те­лем Васи­лием Вели­ким, кото­рый гово­рит: «Апо­стол при­гла­шает всегда радо­ваться, но не вся­кого, а того, кто подо­бен ему самому, не живет во плоти, но имеет живу­щего в себе Христа; потому что обще­ние с высо­чай­шим из благ никак не допус­кает сочув­ствия с тем, что бес­по­коит плоть… Вообще душа, одна­жды объ­ятая любо­вью к Создав­шему и при­вык­шая уве­се­ляться тамош­ними кра­со­тами, радо­сти своей и бла­го­ду­шия не про­ме­няет на раз­но­об­раз­ное пре­вра­ще­ние плот­ских стра­стей; но скорб­ное для других уве­ли­чит ее весе­лье. Таков был апо­стол, кото­рый бла­го­во­лил в немо­щах, в скор­бях, в изгна­ниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12:10 )…

Итак, если когда слу­чится с тобою что-либо непри­ят­ное, прежде всего, настроив к тому мысли, не под­вер­гайся сму­ще­нию, а упо­ва­нием на буду­щее облег­чай для себя насто­я­щее. Как боль­ные гла­зами, отвра­щая взоры от пред­ме­тов, слиш­ком бле­стя­щих, успо­ка­и­вают их, оста­нав­ли­ва­ясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смот­реть непре­рывно на скорб­ное и не зани­маться насто­я­щими горе­стями, но воз­во­дить взор свой к созер­ца­нию истин­ных благ. Так в состо­я­нии будешь всегда радо­ваться, если жизнь твоя всегда обра­щена будет к Богу; и упо­ва­ние на воз­да­я­ние облег­чит житей­ские скорби»5.

Читайте также:  Всю трясет после стресса

Воз­ни­кал вопрос о том, как соче­та­ются слова «всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ) со сло­вами «бла­женны пла­чу­щие» ( Мф. 5:4 )? Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, кото­рую рож­дает пока­я­ние; при­знаки же пока­я­ния суть: пост, псал­мо­пе­ние, молитва, поуче­ние в слове Божием. Радость есть весе­лость по Богу, кото­рая бла­го­при­стойно обна­ру­жи­ва­ется при встрече с дру­гими и в лице и в слове. Пусть сердце сохра­няет плач, лице же и слово – бла­го­при­лич­ную весе­лость»6.

Раду­ются ангелы, раду­ются и святые. О первом засви­де­тель­ство­вал Сам Гос­подь: «Так, говорю вам, бывает радость у анге­лов Божиих и об одном греш­нике каю­щемся» ( Лк. 15:10 ). О втором – пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий: «Когда мы совер­шен­ству­емся в пра­вед­но­сти, то достав­ляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Созда­те­лем»7.

Это есть истин­ная радость, святая. Но бывает извра­щен­ная, ложная, сата­нин­ская радость, о чем пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий: «Не отча­и­вайся, ибо это достав­ляет радость диа­волу, кото­рою да не даст ему Бог воз­ра­до­ваться, но скорее да вос­пла­чется о спа­се­нии твоем чрез Христа Иисуса, Гос­пода нашего»8.

Из этих слов видно, что сата­нин­ская радость, кото­рую также назы­вают зло­рад­ством, пред­став­ляет собой иска­же­ние, выво­ра­чи­ва­ние наизнанку запо­веди «радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ), то есть диавол раду­ется над пла­чу­щими в отча­я­нии и плачет над име­ю­щими святую радость.

Подоб­ная извра­щен­ная радость, в отли­чие от истин­ной радо­сти, не вечна: «Весе­лье без­за­кон­ных крат­ко­вре­менно, и радость лице­мера мгно­венна» ( Иов. 20:5 )

Должно ска­зать, что не только зло­рад­ство, но и вообще земные, плот­ские радо­сти нельзя урав­ни­вать или отож­деств­лять со святой хри­сти­ан­ской радо­стью. Как сви­де­тель­ствует бла­жен­ный Авгу­стин, «ника­кая вре­мен­ная радость не может нисколько срав­ниться с радо­стью вечной жизни, какую будут иметь святые»9.

Более подробно об этом гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «Будучи отчуж­дены от Бога грехом, снова воз­званы мы к обще­нию с Богом, осво­бож­ден­ные кровью Еди­но­род­ного от бес­чест­ного раб­ства… Как же всего этого не при­зна­вать доста­точ­ною при­чи­ною к непре­кра­ща­ю­щейся радо­сти и к непре­стан­ному весе­лью, а напро­тив того, думать, что тот, кто пре­сы­щает чрево, забав­ля­ется зву­ками сви­рели, спит, рас­про­стер­шись на мягком ложе, тот один про­во­дит жизнь, достой­ную радо­сти? А я бы сказал, что име­ю­щим ум при­лично о таком [чело­веке] пла­кать, убла­жать же должно тех, кото­рые насто­я­щую жизнь про­во­дят в надежде буду­щего века и насто­я­щее обме­ни­вают на вечное»10.

Глу­бо­кий смысл суще­ство­ва­ния земных, плот­ских радо­стей рас­кры­вает в своей «Испо­веди» бла­жен­ный Авгу­стин: «Стра­сти кипели во мне, несчаст­ном; увле­чен­ный их бурным пото­ком, я оста­вил Тебя, я пре­сту­пил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смерт­ных ушел? Ты всегда был рядом, мило­серд­ный в жесто­ко­сти, посы­пав­ший горь­ким-горь­ким разо­ча­ро­ва­нием все недоз­во­лен­ные радо­сти мои, – да ищу радость, не зна­ю­щую разо­ча­ро­ва­ния. Только в Тебе и мог бы я найти ее»11.

В аске­ти­че­ской пра­во­слав­ной лите­ра­туре име­ются сви­де­тель­ства о том, что хри­сти­а­нин, веду­щий под­лин­ную духов­ную жизнь, обре­тает выше­ука­зан­ную святую радость. Напри­мер, пре­по­доб­ный Зосима Вер­хов­ский, говоря о прак­тике Иису­со­вой молитвы, опи­сы­вает в каче­стве одного из первых ее дей­ствий то, когда подвиж­ник, «сидя долгое время, в одну только молитву углу­бив­шись… вдруг вне­запно восчув­ствует ни с чем не срав­ни­мую радость услаж­да­ю­щую, такую, что уже более и молитва не тво­рится, но только чрез­мер­ною любо­вью ко Христу пла­ме­неет он»12.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит, в свою оче­редь, ука­зы­вает, что это духов­ное чув­ство бывает разных видов: «Радость имеет два раз­ли­чия, именно: есть радость спо­кой­ного харак­тера, кото­рая име­ну­ется бие­нием, воз­ды­ха­нием и рас­суж­де­нием духа, и есть бурная сер­деч­ная радость, назы­ва­е­мая игра­нием [духа], вос­тор­жен­ным дви­же­нием, или тре­пе­та­нием, или вели­че­ствен­ным взле­том живого сердца в боже­ствен­ную воз­душ­ную сферу»13.

Вместе с тем святые отцы пре­ду­пре­ждают, что, пыта­ясь соблаз­нить подвиж­ника, диавол во время молитвы может фаль­си­фи­ци­ро­вать радость, и это ложное чув­ство все­вать в него, дабы выдать за истин­ное: «Иногда враг внутри при­род­ных чресл меч­та­тельно видо­из­ме­няет духов­ное как хочет, пред­ла­гая одно вместо дру­гого. Он… вместо весе­лья воз­буж­дает живот­ную радость и мок­рот­ное насла­жде­ние, отчего явно про­ис­хо­дят само­мне­ние и тще­сла­вие»14.

О том, как отли­чить духов­ную святую радость от лживой бесов­ской, пишет бла­жен­ный Диадох: «Если душа непо­ко­ле­би­мым дви­же­нием вос­пла­ме­нится к любви Божией, влеча в глу­бину сей неиз­ре­чен­ной любви и само тело, то это есть дей­ство Свя­того Духа. Будучи вся пре­ис­пол­нена при­ят­ных чувств от неиз­ре­чен­ной оной боже­ствен­ной сла­до­сти, она и не может в ту пору помыш­лять ни о чем другом, а только чув­ствует себя обра­до­ван­ной некоей неис­то­щи­мой радо­стью. Если же при таком воз­буж­де­нии ум вос­при­мет некое сомни­тель­ное коле­ба­ние или какое нечи­стое помыш­ле­ние… то нужно знать, что такое уте­ше­ние – от пре­льсти­теля и есть только при­зрак радо­сти. Такая радость наве­ва­ется извне и явля­ется не как каче­ство и посто­ян­ное рас­по­ло­же­ние души; видимо, тут враг хочет опре­лю­бо­дей­ство­вать душу»15.

Истин­ная радость доступна для чело­ве­че­ства только во Христе и через Христа, бла­го­даря Его вопло­ще­нию, смерти, вос­кре­се­нию и воз­не­се­нию. О ней гово­рил свя­ти­тель Гри­го­рий Чудо­тво­рец: «Днесь Адам обнов­лен и, воз­не­сен­ный на небо, ликует с анге­лами. Днесь вся все­лен­ная объята радо­стью, так как совер­ши­лось при­ше­ствие Свя­того Духа к людям… Днесь испол­ни­лось пред­ре­че­ние Давида, кото­рое гово­рит: “Да весе­лятся небеса и да тор­же­ствует земля… да воз­ра­ду­ются поля и все дерева дуб­рав­ные от лица Гос­подня, потому что грядет” ( Пс. 95:11–13 )… Гос­подь наш Иисус Хри­стос воз­ве­стил неис­ся­ка­е­мую радость всем веру­ю­щим в Него. Ибо Он гово­рит: “Увижу вас, и воз­ра­ду­е­тесь, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” ( Ин. 16:22 )»16.

При­ме­ча­ния:

1 Андрей Крит­ский, свя­ти­тель. Слово на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы.
2 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Еван­ге­лие от Иоанна. 79 (1).
3 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Посла­ние к рим­ля­нам. 22:1.
4 Иустин (Попо­вич), пре­по­доб­ный. Тол­ко­ва­ние на 1‑е Посла­ние к фес­са­ло­ни­кий­цам свя­того апо­стола Павла. 5.
5 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
6 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 737.
7 Анто­ний Вели­кий, пре­по­доб­ный. Посла­ние бра­тиям, оби­та­ю­щим повсюду. 5.
8 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 550.
9 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. О том, как огла­шать людей необ­ра­зо­ван­ных. 8.
10 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
11 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. Испо­ведь. 2: 4.
12 Повест­во­ва­ние о дей­ствиях сер­деч­ной молитвы старца Васи­лиска, запи­сан­ное его уче­ни­ком схи­мо­на­хом Зоси­мой Вер­хов­ским. 1: 10.
13 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и молитве. 5.
14 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и двух обра­зах молитвы. 10.
15 Диадох Фоти­кий­ский, бла­жен­ный. Подвиж­ни­че­ское слово. 33.
16 Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский, свя­ти­тель. Беседа 1 на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 1.

Источник

Оцените статью