Радость творчества развитие художественного творчества детей 5 7 лет
Ольга Анатольевна Соломенникова
Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Под общей редакцией:
доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.
Соломенникова Ольга Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования; руководитель экспериментальной работы в дошкольных учреждениях г. Москвы и Московской области.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, В.Я.Езикеева, Н.С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, В. Н. Чуракова, 3. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А.Некрасова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я.Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П. Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
«Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства, – пишет Т. С. Комарова, – соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу».
Наличие художественно-творческих способностей у детей 5–7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Источник
Проект «Радость творчества» для детей старшей группы
оксана лагузина
Проект «Радость творчества» для детей старшей группы
Комитет образования Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №16 «Ромашка»
г. Балаково Саратовской области
Педагогический проект для детей старшей группы
Тема: «Радость творчества»
Автор проекта:
Лагузина Оксана Васильевна
Воспитатель старшей группы № 8
МАДОУ детский сад №16
1. Паспорт проекта
2. Обоснование актуальности и востребованности проекта
3. Цель, задачи, ожидаемый результат
4. Механизм взаимодействия по реализации проекта
5. План мероприятий по реализации проекта
6. Результаты проекта
1. Паспорт проекта
Авторы проекта: воспитатели
Участники проекта: воспитатель, дети и родители старшей группы №8
Название проекта: «Радость творчества»
Срок реализации проекта : краткосрочный. Месяц ноябрь
Вид проекта: Познавательно-творческий.
К сожалению, на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются очень редко, не учитывается их высокая значимость.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие. Игровая деятельность.
— для детей: беседы и образовательная деятельность, познавательные мероприятия, игровая деятельности, художественная литература.
— для педагога: методическая литература, использование интернет – ресурсов.
— для родителей: беседы, консультации,совместное творчество.
2. Обоснование актуальности и востребованности проекта
Актуальность проекта: Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в изодеятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности.
3. Цель, задачи, ожидаемый результат
Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Образовательная: Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
Развивающая: Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, интерес к изобразительному искусству.
Воспитательная: Воспитание аккуратности и усидчивости. Вызвать положительное настроение.
В результате выполнения проекта будут достигнуты:
Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с разными изобразительными материалами.
4. Механизм взаимодействия по реализации проекта
Механизм взаимодействия по реализации проектавключает в себя следующие этапы:
1. Знакомство родителей с целями и задачами проекта;
2. Ознакомление с интернет – ресурсами и методической литературой;
3. Проведение консультаций, изготовление буклетов.
4. Совместное выполнение родителей с детьми творческих работ.
Организация деятельности с детьми:
1. Организация образовательной деятельности;
2. Организация игровой деятельности;
5. План мероприятий по реализации проекта
Реализация проектаподразделяется на 3 этапа:
I этап – подготовительный
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Подбор программно-методического обеспечения, раздаточного материала.
3. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования»
II этап — основной
1 -Реализация плана проекта.
2 – Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»
3 –Дидактические игры: «Составь узор», «Дорисуй предмет»
4- Беседа с детьми о нетрадиционных техниках рисования.
5- НОД Рисование ватными палочками «Золотая рыбка»
6- Консультация для родителей «Развиваем творчества у детей дома»
7- Беседа с детьми «Кто такие художники»
8- НОД Рисование ладошками «Осьминожки»
9- НОД Рисование пластиковой вилкой
III этап – заключительный.
Фотовыставка «Всей семьей рисуем дома»
6. Результаты проекта:
В процессе изобразительной деятельности развивается мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива.
Таким образом, проект является мощным импульсом для развития творческой личности ребенка, а также способствует развитию взаимопонимания между ребенком и воспитателем.
«Да здравствует радость творчества!» Консультация для педагогов и родителей дошкольного возраста ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА! Поём Опыт вокального искусства, пусть и самый неумелый, помогает научиться слушать себя, выделять из.
Фотоотчет о подготовке к VI городскому фестивалю детского творчества «Рождественская радость» Педагогический коллектив МБДОУ Детский сад № 31 «Звёздочка» города Рязани использует в своей работе православную тематику, сохраняя культурные.
Фотоотчёт «Час двигательного творчества для детей старшей группы» Фотоотчёт «Час двигательного творчества» Лето – время отпусков, но мой отпуск ещё впереди. Дети подготовительной группы выпущены, отчёты.
Фотоотчёт «Экскурсия в храм «Всех скорбящих Радость» с детьми старшей группы Воспитанники старшего дошкольного возраста посетили Храм. Во время посещения Храма дети проявили активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривали.
Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.
Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .
Проект «Детство — это свет и радость» для детей второй младшей группы Тип проекта: культурно – досуговая деятельность. Время проведения: 31.05 – 3.06.2016 г. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проект для детей старшей группы «День птиц» Паспорт проекта Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский. Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети старшей.
Проект для детей старшей группы «Витаминный калейдоскоп» Проект «Витаминный калейдоскоп» Актуальность темы: Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его.
Проект «Выше неба» для детей старшей группы Автор: Бонева Анастасия Николаевна. Тип проекта: информационно- практико- ориентированный, кратковременный, групповой. Участники проекта:.
Источник