Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями как пишется

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями как пишется

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда — могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Первая осень школьной жизни. На участке старшие школьники отвели для нас несколько десятков квадратных метров земли. Мы разрыхлили почву — труд этот привычен для сельского ребенка. Говорю малышам: «Здесь мы посеем озимую пшеницу, соберем зерно, смелем его. Это будет наш первый хлеб». Дети хорошо знают, что такое хлеб, и стремятся трудиться, как их отцы и матери; в то же время в деле, которое мы затеваем, есть что-то романтическое, есть элемент игры. Мечта о первом хлебе, вдохновляет, помогает преодолевать трудности. А трудности немалые: дети носят маленькими корзинками перегной, смешивают его с почвой, роют канавки для рядков пшеницы, отбирают по зернышку семена. Посев превращается в на стоящий праздник. Воодушевление трудом охватывает всех детей. Нива засеяна, но никто не идет домой. Хочется мечтать, мы садимся под деревом, и я рассказываю сказку о золотом пшеничном зернышке. Думаю о сказке и о том, чтобы труд был для моих воспитанников в годы детства не только детской, но и первой гражданской радостью. Чтобы через труд, как через широкую тропинку, ребенок входил в общественную жизнь, познавал людей и самого себя, переживал первое чувство гражданской гордости. Я никогда не забывал, что труд не должен быть легким делом. Мерой напряжения физических и духовных сил детей определяется тот очень важный процесс, который называется зрелостью. Благодаря труду ребенок взрослеет. Надо найти эту меру трудности, определить ее так, чтобы труд был детским и в то же время чтобы постепенно ребенок переставал быть ребенком. Многолетний опыт убедил, что эта воспитательная цель достигается при условии, когда детский труд содержит в себе важнейший элемент производительности взрослых: получение материального результата, включение его в отношения членов коллектива. До появления всходов пшеницы ребята волнуются: скоро ли зазеленеет наша нива? А когда появились всходы, мальчики и девочки каждое утро бегали посмотреть: быстро ли растут зеленые стебельки? Зимой мы засыпали ниву снегом, чтобы пшенице было тепло. Весной дети переживали радостное волнение, наблюдая, как всходы сплошным ковром покрывают землю, как пшеница выходит в стрелку и колосится. Малыши близко к сердцу принимали судьбу каждого колоска. Жатва была еще более радостным праздником, чем посев. В школу ребята пришли празднично одетые. Каждый ученик бережно срезал пшеницу, связывал ее в маленький сноп. Снова праздник труда — обмолот. Собрали все до зернышка, ссыпали в мешок. Дедушка Андрей смолол пшеницу, принес белую муку. Мы попросили маму Тины спечь нам хлеб. Ребята помогали ей: мальчики носили воду, девочки подавали дрова. Вот они, 4 больших белых каравая, — наш труд, наши заботы и волнения. Чувство гордости волнует детские сердца. Пришел долгожданный день — праздник первого хлеба. На праздник ребята пригласили дедушку Андрея, всех родителей. Разостлали белые вышитые скатерти, девочки разложили ароматные кусочки хлеба, дедушка Андрей поставил тарелки с медом. Родители едят хлеб, хвалят детей, благодарят за труд. Этот день остался в памяти детей на всю жизнь. На празднике не говорили громких слов о труде и человеческом достоинстве. Главное, чем взволновал ребят праздник, — это переживание чувства гордости: мы вырастили хлеб, мы принесли радость родителям. А человеческая гордость за свой труд — важнейший источник нравственной чистоты и благородства. Наш праздник первого хлеба привлек внимание других классных коллективов. Учащиеся каждого класса хотели вырастить свой хлеб. Ребята не давали покоя классным руководителям: почему у других есть праздник хлеба, а у нас нет? Это событие вызвало в педагогическом коллективе много раздумий. Все увидели, что самое простое дело — обработка почвы, внесение удобрений — может стать для детей таким же желанным, как прогулка в лес, чтение интересной книги. Учителя рассказывали, что лодыри, у которых, казалось, ничем не пробудить интереса ни к какому делу, в этом труде стали неузнаваемыми. Им захотелось работать. «В чем же дело?» — думали мы. И все сошлись на том, что главное — в чувствах, в воодушевлении благородной целью. Трудолюбие — это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя — свои усилия, свое имя. Радость труда — могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир. Праздник первого хлеба дети решили отмечать ежегодно. На следующую осень своей школьной жизни они взяли новый участок и, вырастив озимую пшеницу, опять пригласили в гости родителей, а также своих маленьких друзей — дошкольников. Даже тогда, когда мои воспитанники стали юношами и девушками, они с большим волнением убирали пшеницу с маленького школьного участка, мололи зерно, пекли хлеб — во всем этом была романтика, игра. Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота — не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда — это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом, — говорят в народе. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. В первую весну своей школьной жизни ребята посадили «Сад матери» — 31 яблоню и столько же кустов винограда. «Дети, — говорю своим воспитанникам, — это будет сад для наших матерей. Мама — самый дорогой, близкий для вас человек. Через 3 года яблони и виноград принесут первые плоды. Первое яблоко, пер вые гроздья винограда — это будет наш подарок матери. Принесем им радость. Помните, что у ваших матерей много забот. Заплатим за их заботы радостями». Труд в «Саду матери» одухотворялся мечтой — принести радость старшим, родителям. Отдельные дети еще не знали всей глубины этого благородного человеческого чувства — любви к родной матери. Я стремился у каждого ребенка пробудить это чувство. Галя посадила дерево для мачехи, Сашко — для бабушки, Витя — для тети. Никто не относился к труду равнодушно. Весной и летом дети поливали растения, уничтожали вредителей. Яблони и виноградные кусты зазеленели. На третий год появились первые цветы завязались первые плоды. Каждому хотелось, чтобы плоды на его дереве созрели побыстрее. Для меня было большим счастьем то, что Толя, Тина, Коля радовались: на их деревьях созревали сочные яблоки, на виноградных кустах наливались янтарные гроздья. Дети срывали созревшие плоды, несли их матерям. Это были незабываемые дни в жизни ребят. Помню, какой лаской засветились глаза у Коли, когда мальчик снял с дерева яблоки, чтобы понести их матери. На 2 году школьной жизни труд детей был одухотворен благородными чувствами: Каждый ребенок посадил на приусадебном участке родителей плодовые деревья для матери, отца, дедушки и бабушки. «Вот яблоня мамы, папы, бабушки или дедушки», — с гордостью говорили дети. Сашко посадил яблони в память отца и матери; Галя и Костя выращивали фруктовые деревья в память матерей, не забыли они и своих неродных матерей — им тоже посадили по яблоньке. Ни к какой работе дети не относились с такой трогательной заботой, как к уходу за этими деревьями. Все с нетерпением ожидали, когда яблони зацветут. Дождаться первых плодов от яблони, снять их, понести матери — это не просто трудовые процессы, которые ребята выполняли один за другим. Это ступеньки нравственного развития, поднимаясь по которым, дети переживают красоту того, что они делают. Самое святое и прекрасное в жизни человека — это мать. Очень важно, чтобы дети чувствовали нравственную красоту труда, который приносит радость матери. Постепенно у нас в коллективе родилась и утвердилась прекрасная традиция — осенью, когда земля и труд дают человеку щедрые дары, мы стали отмечать осенний праздник матери. Каждый ученик приносил матери в этот день то, что создал своим трудом, о чем мечтал целое лето, а то и несколько лет: яблоки, цветы, колосья пшеницы, выращенные на крохотном участке (у каждого ребенка на приусадебном участке родителей был уголок любимого труда). «Берегите своих матерей», — эту мысль мы утверждали в сознании мальчиков и девочек, готовя их к осеннему празднику матери. Чем больше духовных сил вложил ребенок в труд во имя радости матери, тем больше человечности в его сердце. Родился у нас и весенний праздник матери. Мы нашли в лесу глухую поляну, которую дети назвали Земляничной — летом здесь много ягод. Большую радость переживали дети в минуты общения с этим чудесным уголком. Своей радостью им хотелось поделиться с матерями. И вот у ребят родилась мысль: первый цветок, украсивший землю, — маме. Так возник весенний праздник матери. Дети несли матерям в этот день не только нежные колокольчики подснежника, но и цветы, выращенные в теплице. В проведении праздников, посвященных матери, нужно избегать шумихи и «организационных мероприятий». Мы стремились к тому, чтобы чествование матери было делом семейным, интимным. Главное здесь — не громкие слова, а глубокие чувства. Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери, гласит старинное украинское изречение, приписываемое народному философу XVIII в. Григорию Сковороде. В этом изречении — большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Слова о любви к людям — еще не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости — это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности.

Читайте также:  Пятница пришла всем радость принесла

Источник

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями как пишется

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Железная крыша, давно (не)крашенная, краснела от ржавчины.

Ничего (не)соображая от ужаса, Гаврик бросился вперед.

(Не)доумевая, Ольга остановилась.

Радость труда (не)сравнима ни с каким другими радостями.

Нам нужны (не)пассивные исполнители, а активные деятели.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Железная крыша, давно не крашенная, краснела от ржавчины.

Ничего не соображая от ужаса, Гаврик бросился вперед.

Недоумевая, Ольга остановилась. (Хоть это и деепричастие, но оно без не не употребляется)

Радость труда не сравнима ни с каким другими радостями.

Нам нужны не пассивные исполнители, а активные деятели.

Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ.

По спе­ци­фи­ка­ции в за­да­нии дан­но­го типа про­ве­ря­ет­ся:

−уме­ние от­ли­чать ча­сти­цу НЕ от ча­сти­цы НИ;

−уме­ние от­ли­чать при­став­ку НЕ от при­став­ки НИ;

−уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ со всеми ча­стя­ми речи.

В связи с этим об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что усло­вие за­да­ний в за­ви­си­мо­сти от его целей может су­ще­ствен­но раз­ли­чать­ся. При этом также от­ме­ча­ем, что в ти­по­вых за­да­ни­ях ЕГЭ (ав­то­ры Цы­буль­ко И.П., Львов, Его­ра­е­ва) про­ве­ря­ет­ся лишь уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ с раз­ны­ми ча­стя­ми речи, а в за­да­ни­ях дру­гих ав­то­ров, в том числе Се­ни­ной, ММИО (Стат­Град) пред­став­ле­ны и за­да­ния на выбор НЕ или НИ. Ре­дак­ция РЕ­ШУ­ЕГЭ также счи­та­ет не­об­хо­ди­мым рас­ши­рять типы дан­но­го за­да­ния в пре­де­лах спе­ци­фи­ка­ции те­ку­ще­го года.

Также об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ряд пра­вил, при по­мо­щи ко­то­рых про­ве­ря­ет­ся на­пи­са­ние, не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе. Такие пра­ви­ла от­ме­че­ны знач­ком *.

12.1 Слит­ное и раз­дель­ное на­пи­са­ние ча­стиц НЕ и НИ.

Ча­сти­ца НЕ пи­шет­ся раз­дель­но:

1) Если есть или под­ра­зу­ме­ва­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с име­на­ми, на­ре­чи­я­ми и при­ча­сти­я­ми.

Читайте также:  Что ты делаешь когда чувства гаснут

Сле­ду­ет раз­ли­чать пря­мое про­ти­во­по­став­ле­ние, при ко­то­ром один из двух при­зна­ков, на­зван­ных при­ла­га­тель­ны­ми, от­ри­ца­ет­ся, а вто­рой—утвер­жда­ет­ся, и про­ти­во­по­став­ле­ние с усту­пи­тель­ным от­тен­ком зна­че­ния, при ко­то­ром оба при­зна­ка, на­зван­ные при­ла­га­тель­ны­ми, при­пи­сы­ва­ют­ся пред­ме­ту, т. е. име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, но без от­ри­ца­ния.

Ср: Озеро не глу­бо­кое, а мел­кое (от­ри­ца­ет­ся при­знак ‘глу­бо­кое’ и утвер­жда­ет­ся при­знак ‘мел­кое’ ).—Озеро не­глу­бо­кое, но ши­ро­кое (утвер­жда­ют­ся оба при­зна­ка : ‘и мел­кое, и ши­ро­кое’; ‘хотя мел­кое , но ши­ро­ко е’) .

1) Это не сча­стье, а горе. Река не мел­кая (глу­бо­кая). Ты мне не друг. Шли не быст­ро, а мед­лен­но. Не смол­ка­ю­щий, а на­рас­та­ю­щий гул.

2) *С при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о и при­ча­сти­я­ми, сло­ва­ми на -мый, если про­ти­во­по­став­ле­ние под­ра­зу­ме­ва­ет­ся и от­ри­ца­ние уси­ли­ва­ет­ся сло­ва­ми:

а) вовсе не, от­нюдь не, да­ле­ко не, ни­чуть не, ни­ма­ло не;

б) от­ри­ца­тель­ны­ми ме­сто­имен­ны­ми сло­ва­ми: ни­сколь­ко не, никак не, ни­ко­го не, ни­ко­му не, никем не, ни­ко­гда не, ни­ку­да не, ни­ка­кой не, ни­че­го не, ни­че­му не, ничем не и т. п.

Для удоб­ства по­яс­не­ний на­зы­ва­ем их о т р и ц а т е л ь н ы м и уси­ли­те­ля­ми.

а) Это вовсе не прав­да; Этот слу­чай вовсе не уни­ка­лен; Это от­нюдь не оче­вид­но; Она да­ле­ко не храб­рая; Че­ло­век он ни­чуть не глу­пый; Рас­ска­зы­вать об этом ни­чуть не ве­се­ло; Ни­ма­ло не смущён; Она вовсе не об­ра­зо­ван­нее мужа;

б)Слу­чай никак не под­хо­дя­щий; Ни­ку­да не год­ный про­ект; Ни­ка­кой он мне не при­я­тель; ни­сколь­ко не за­вист­ли­вый, ни­ко­му не нуж­ный, ни в коем слу­чае не бес­по­лез­ный, ни на что не год­ный, ни к чему не спо­со­бен, ничем не ин­те­рес­ный; Он ни­сколь­ко не кра­си­вее своей сест­ры;

3) *С крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми, ко­то­рые не упо­треб­ля­ют­ся в пол­ной форме.

3) не рад, не дол­жен, не прав, не виден, не на­ме­рен, не рас­по­ло­жен, не готов, не обя­зан, не нужен, не со­гла­сен.

4) С пол­ны­ми при­ча­сти­я­ми при на­ли­чии за­ви­си­мых слов (кроме слов уси­ли­те­лей сте­пе­ни, спи­сок смот­ри­те) или про­ти­во­по­став­ле­ния (по об­ще­му пра­ви­лу) 4) Вид­не­лись ещё не убран­ные поля ржи. Не сме­ю­щий­ся, а пла­чу­щий ребёнок.

4) *С от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им- толь­ко при на­ли­чии за­ви­си­мо­го слова в тво­ри­тель­ном па­де­же. 4) Не лю­би­мый мною пред­мет пред­сто­я­ло сда­вать в этом году.

Этот слу­чай тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных по­яс­не­ний. Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром – слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок – не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при­мер­но то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом – не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, невос-пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, неот-чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т.д.

5) С гла­го­ла­ми, де­е­при­ча­сти­я­ми, крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми, с чис­ли­тель­ны­ми, со­ю­за­ми, ча­сти­ца­ми, пред­ло­га­ми: 5) не был, не мог, не узнав­ши, не ве­ле­но, не убран, не один, не пять, не то . не то, не толь­ко, не над нами.

6) *С на­ре­чи­я­ми и сло­ва­ми ка­те­го­рии со­сто­я­ния

а) в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

б) в роли ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го ска­зу­е­мо­го

6) дви­гал­ся не гром­че, го­во­рил не быст­рее

мне не надо, ей не нужно

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом с уда­ре­ни­ем

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом без уда­ре­ния

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слит­ное на­пи­са­ние НЕ и НИ.

Ча­сти­ца не пи­шет­ся слит­но:

1) Если слово без НЕ не упо­треб­ля­ет­ся.

а) Су­ще­стви­тель­ные: не­бы­ли­ца, не­ва­ляш­ка, не­ве­же­ство, не­веж­да, не­взго­да, не­ви­даль, не­ви­дим­ка, не­воль­ник, не­го­дяй, не­до­тро­га, недуг, не­за­буд­ка, не­на­висть, не­на­стье, не­по­лад­ки, не­по­се­да, не­ря­ха, не­смышлёныш, не­удач­ник, не­христь;

б) при­ла­га­тель­ные и на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от них: не­бреж­ный, не­взрач­ный, не­воз­вра­ти­мый, не­вре­ди­мый, не­из­беж­ный, не­из­мен­ный, не­ле­пый, не­об­хо­ди­мый, не­по­бе­ди­мый, не­пре­стан­ный, не­раз­луч­ный, не­ска­зан­ный, не­скон­ча­е­мый, не­смол­ка­е­мый, не­со­мнен­ный, не­срав­нен­ный, не­су­раз­ный, не­счаст­ный, не­ук­лю­жий, не­стер­пи­мый, не­по­ко­ле­би­мый, не­пре­ре­ка­е­мый, не­укро­ти­мый; не­бреж­но, не­ле­по, не­об­хо­ди­мо, не­со­мнен­но;

в) гла­го­лы: не­взви­деть, не­взлю­бить, не­го­до­вать, не­до­мо­гать, не­сдоб­ро­вать, не­на­ви­деть, не­здо­ро­вить­ся, не­мо­жет­ся, не­до­уме­вать, нейдёт, неймётся;

г) на­ре­чия и дру­гие не­из­ме­ня­е­мые слова: нев­мо­го­ту, нев­мочь, нев­терпёж, не­вдомёк, не­взна­чай, нев­про­во­рот, нель­зя, не­на­ро­ком, не­ужто,не­хо­тя; не­смот­ря на, не­взи­рая на (пред­ло­ги)

2) *НЕ яв­ля­ет­ся ча­стью при­став­ки НЕДО, ко­то­рая придаёт гла­го­лам зна­че­ние не­пол­но­ты , не­до­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-ни­будь нор­мой». Это же пра­ви­ла ра­бо­та­ет и в при­ча­сти­ях, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой НЕДО. При­став­ка НЕДО- часто бы­ва­ет ан­то­ни­мич­на при­став­ке ПЕРЕ-: не­до­со­лить — пе­ре­со­лить, не­до­вы­пол­нить- пе­ре­вы­пол­нить, не­до­лить — пе­ре­лить, не­до­дать- пе­ре­дать.

2) Ребёнку очень НЕ­ДО­ста­ва­ло за­бо­ты ро­ди­те­лей. Во время войны дети НЕ­ДО­еда­ли и НЕ­ДО­сы­па­ли. Рож­де­ствен­ский слиш­ком верил в свои силы, счи­тая себя ге­ни­аль­ным, но НЕ­ДО­оце­нил спо­соб­но­стей сво­е­го про­тив­ни­ка.

3) С су­ще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о, -е, когда об­ра­зу­ет­ся новое слово, новое по­ня­тие, часто с от­ри­ца­тель­ным ка­че­ством.

3) не­сча­стье (беда), нелёгкий (труд­ный), нелёгок, не­кра­сив, не­да­ле­ко (близ­ко), не­по­да­ле­ку

4) *В со­че­та­нии с при­ла­га­тель­ны­ми и на­ре­чи­я­ми слова, обо­зна­ча­ю­щих сте­пень ка­че­ства: очень, край­не, весь­ма, чрез­вы­чай­но, явно, до­воль­но (до­воль­но-таки), до­ста­точ­но, во­пи­ю­ще, ис­клю­чи­тель­но, в выс­шей сте­пе­ни не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на слит­ное или раз­дель­ное на­пи­са­ние, по­это­му НЕ пи­шет­ся слит­но.

Для удоб­ства по­яс­не­ний на­зы­ва­ем их у с и л и т е л я м и сте­пе­ни. 4) Весь­ма не­при­ят­ное про­ис­ше­ствие. Была при­ду­ма­на со­всем не­ин­те­рес­ная игра. Он го­во­рил до­воль­но-таки не­по­нят­но.

5) С пол­ны­ми при­ча­сти­я­ми при от­сут­ствии за­ви­си­мых слов или *когда за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми яв­ля­ют­ся уси­ли­те­ли сте­пе­ни 5) Мы шли по не­освещённым ули­цам го­род­ка. При­нял со­всем не­об­ду­ман­ное ре­ше­ние.

6) *В от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов или пе­ре­ход­ных гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им-. Это не при­ча­стия, так как при­ча­стия с суф­фик­са­ми -ем, -им долж­ны быть толь­ко не­со­вер­шен­но­го вида, они же на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Читайте также:  Ведущие твц настроение роман демченко жена

6) не­увя­да­е­мый, не­ис­ся­ка­е­мый, не­при­ми­ри­мый, не­пре­одо­ли­мый, не­укро­ти­мый, не­ис­чер­па­е­мый, не­со­кру­ши­мый.

7) в от­ри­ца­тель­ных и не­опре­делённых ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях в за­ви­си­мо­сти от уда­ре­ния, Е или И, но слит­но.

7) нЕ­ко­го-ни­ко­гО, нЕ­че­го-ни­че­гО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕ­от­ку­да-нИ­от­ку­да, нЕ­за­чем-ни­за­чЕм, не­ко­гда-ни­ко­гдА.

12.3. Ча­сти­цы НЕ и НИ от­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию:

Для пра­виль­но­го вы­бо­ра ча­стиц НЕ и НИ сле­ду­ет учи­ты­вать их смыс­ло­вые раз­ли­чия. От­ра­зим их в таб­ли­цах.

Ос­нов­ные слу­чаи упо­треб­ле­ния от­ри­ца­тель­ных ча­стиц

Писем и те­ле­грамм не было.

Брат не похож на об­ман­щи­ка.

Не луна, не звез­ды ин­те­ре­су­ют меня, а толь­ко ме­тео­ри­ты.

На небе ни об­лач­ка.

Во рту ни ро­син­ки.

Ча­сти­ца НЕ ис­поль­зу­ет­ся Ча­сти­ца НИ ис­поль­зу­ет­ся
1) для уси­ле­ния от­ри­ца­ния, вы­ра­жен­но­го ча­сти­цей НЕ

Ни писем, ни те­ле­грамм не было.

Брат не похож ни на об­ман­щи­ка, ни на шут­ни­ка.

Меня не ин­те­ре­су­ют ни звёзды, ни луна.

2) для вы­ра­же­ния утвер­жде­ния с от­тен­ком дол­жен­ство­ва­ния (двой­ное от­ри­ца­ние):

Он не мог не по­зво­нить.

Мы не могли не за­ме­тить.

3) для вы­ра­же­ния не­воз­мож­но­сти в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях:

Не до­гнать тебе бе­ше­ной трой­ки!

Не бы­вать войне-по­жа­ру!

3) для эмо­ци­о­наль­но­го вы­ра­же­ния за­пре­та, при­ка­за, дол­жен­ство­ва­ния:

Ни звука! Ни дня без строч­ки!

4) при вы­ра­же­нии не­уве­рен­но­сти, опа­се­ния или вос­хи­ще­ния:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не уда­рил!

Ну чем не герой!

4) для вы­ра­же­ния не­опре­делённо­сти:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фра­зео­ло­гиз­мах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в во­про­си­тель­но-вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях при вы­ра­же­нии под­черк­ну­то­го утвер­жде­ния:

Кто не про­кли­нал стан­ци­он­ных смот­ри­те­лей, кто с ними не бра­нил­ся!

Разве не прав­да, что мы по­ум­не­ли?

С Вашим со­сто­я­ни­ем как не же­нить­ся? (Л. Тол­стой)

5) в при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях с обобщённо-уси­ли­тель­ным зна­че­ни­ем (с со­юз­ны­ми сло­ва­ми: кто бы ни.. , что бы ни .. , где бы ни .. и т.д.).

Чем бы дитя ни те­ши­лось, лишь бы не пла­ка­ло.

Когда его ни спро­си, за сло­вом в кар­ман не по­ле­зет.

Слож­ные слу­чаи раз­гра­ни­че­ния НИ и НЕ

1.В при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях. Срав­ни­те:

НЕ вы­ра­жа­ет от­ри­ца­ние:

Когда брат не при­хо­дил, все чув­ство­ва­ли скуку.

Не бы­ва­ет войн, где сол­да­ты не по­ги­ба­ют.

НИ вы­ра­жа­ет утвер­жде­ние с от­тен­ком обоб­щен­но­сти:

Когда бы брат ни при­хо­дил, он все­гда вно­сил ожив­ле­ние и ра­дость.

Где бы сол­да­ты ни по­гиб­ли, их сле­ду­ет пом­нить и чтить.

2. В обо­ро­тах не один и ни один; не раз и ни разу. Срав­ни­те:

Не вы­ра­жа­ет от­ри­ца­ние:

Не один из нас (т.е. мно­гие) был готов к вос­хож­де­нию.

Не раз (т.е. много раз) при­хо­ди­лось мне встре­чать­ся с диким зве­рем. Ни вы­ра­жа­ет уси­ле­ние от­ри­ца­ния:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к вос­хож­де­нию.

Ни од­но­го раза (т.е. ни­ко­гда) не при­хо­ди­лось мне встре­чать­ся с диким зве­рем.

3. В ме­сто­имен­ных обо­ро­тах. Срав­ни­те:

Вы­де­ли­тель­ные обо­ро­ты с НЕ со­дер­жат зна­че­ние скры­то­го про­ти­во­по­став­ле­ния и упо­треб­ля­ют­ся в утвер­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях (ср.: не кто иной, а .. )

Не кто иной, как дятел, глухо сту­чал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древ­няя пе­ще­ра.

Эти обо­ро­ты упо­треб­ля­ют­ся в от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях и слу­жат для уси­ле­ния от­ри­ца­ния: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на вер­ную тропу.

Ничто иное, кроме му­зы­ки, меня не увле­ка­ло так силь­но.

Со­став­ные уси­ли­тель­ные обо­ро­ты с ча­сти­цей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бы­ва­ло и др.

Раз­ли­ча­ет­ся на­пи­са­ние не с от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми на -мый и с при­ча­сти­я­ми на -мый; при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов пер­вые пи­шут­ся слит­но (как и оты­мен­ные при­ла­га­тель­ные), вто­рые — раз­дель­но, на­при­мер:

а) не­оби­та­е­мый с дав­них пор ост­ров, не­рас­тво­ри­мые в воде кри­стал­лы, не­раз­ли­чи­мые в тем­но­те фи­гу­ры людей;

б) не по­се­ща­е­мые охот­ни­ка­ми за­по­вед­ни­ки, не чи­та­е­мые не­спе­ци­а­ли­ста­ми жур­на­лы, не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок.

К при­ла­га­тель­ным на -мый от­но­сят­ся слова, об­ра­зо­ван­ные от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов (на­при­мер: не­за­ви­си­мый, не­про­мо­ка­е­мый, не­сго­ра­е­мый) или от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида (на­при­мер: не­ис­пра­ви­мый, не­осу­ще­стви­мый, не­раз­ру­ши­мый). На эти слова рас­про­стра­ня­ют­ся общие пра­ви­ла на­пи­са­ния не с при­ла­га­тель­ны­ми, т. е. они пи­шут­ся слит­но и при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов (при­ме­ры см. выше), а также в крат­кой форме (на­при­мер: ост­ров не­оби­та­ем, бо­лезнь не­из­ле­чи­ма, эти стра­ны эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мы). Од­на­ко оста­ет­ся в силе пра­ви­ло раз­дель­но­го на­пи­са­ния при­ла­га­тель­ных с не, если в ка­че­стве по­яс­ни­тель­ных слов вы­сту­па­ют ме­сто­име­ния и на­ре­чия, на­чи­на­ю­щи­е­ся с ни, или со­че­та­ния да­ле­ко не, вовсе не, от­нюдь не (см. выше, п. 6, при­меч. 1. под­пункт 2), на­при­мер: ни с чем не срав­ни­мое впе­чат­ле­ние, ни от кого не за­ви­си­мые стра­ны, от­нюдь не рас­тво­ри­мые кри­стал­лы; это яв­ле­ние ни из жизни, ни из ис­кус­ства не устра­ни­мо. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют слова, ко­то­рые без не не упо­треб­ля­ют­ся, на­при­мер: никем не­по­бе­ди­мая армия, ни для кого не­по­сти­жи­мый слу­чай, ни при каких усло­ви­ях не­по­вто­ри­мый экс­пе­ри­мент.

Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром — слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок — не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при-мерно то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом — не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, не­вос­пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, не­от­чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т. д.

Источник

Оцените статью