- Коллектор библейской книги
- Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн
- Уверенность в спасении, надежность и радость спасения Уитнесс Ли
- УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ, НАДЁЖНОСТЬ И РАДОСТЬ СПАСЕНИЯ
- УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
- «Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего».
- Так говорит Бог
- Об этом свидетельствует Святой Дух
- Это подтверждает наша любовь к братьям
- Другие сайты
- О Коллекторе библейской книги
- Как поддерживать радость спасения
- 1. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы грешим
- 2. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы огорчаем обитающего в нас Духа
- Как нам восстановить и поддерживать радость нашего спасения?
- 1. Сразу же исповедать свои грехи
- 2. Ежедневно принимать Божье Слово как духовную пищу
- 3. Всё время говорить с Господом в молитве
- 4. Регулярно общаться с другими христианами
- О проекте
- Сообщество проекта
- Ознакомительный email-курс
- Всегда радуйтесь
- Введение
- 1. Два типа «радости» и «печали»
- 1.1. Мирская радость
- 1.2. Чрезмерная печаль
- 1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
- 1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
- 2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
- 3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости – в Боге
- 4. Радость в общении с ближними
- 5. Радость прощения как мотив доброделания
- 6. Житейские радости
- Заключение
Коллектор библейской книги
Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн
ИНФОРМАЦИЯ ПО КНИГЕ
Уверенность в спасении, надежность и радость спасения Уитнесс Ли
ISBN: 978-5-487-00305-8
Печатное издание: купить в магазине
УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ, НАДЁЖНОСТЬ И РАДОСТЬ СПАСЕНИЯ
УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
Если вы приняли Христа недавно, возможно, время от времени у вас появлялись сомнения в реальности этого переживания; возможно, вы сомневались в том, что вы действительно спасены. Без такого твёрдого основания, как настоящая уверенность в спасении, новому христианину будет трудно расти и переживать глубины христианской жизни. Однако в Библии говорится, что можно совершенно точно и безоговорочно знать, что вы спасены. Каким образом? Прочитаем 1 Ин. 5:13:
«Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего».
Здесь не говорится: «чтобы вы думали» — или: «чтобы вы надеялись»; здесь говорится: «чтобы вы знали». Нам не нужно ждать, пока мы умрём, чтобы убедиться в этом; эта уверенность дана нам, чтобы мы наслаждались ей сегодня.
Каким образом мы можем обрести уверенность в спасении? Существует три доказательства.
Так говорит Бог
Первым доказательством для уверенности в спасении является Божье Слово. Слово человека может быть ненадёжным, но слово Бога верно и твёрдо. Бог не может лгать (Евр. 6:18; Числ. 23:19). Всё, что говорит Бог, утверждено навеки (Пс. 118:89).
Сказанное Богом — это не предположения. В Его Слове нет никакой неопределённости, никакой неясности. Сегодня оно приходит к нам в письменном виде, в виде Библии.
Библия — это Слово Самого Бога, вдохновлённое Им (2 Тим. 3:16). Мы можем принимать это Слово, верить ему и полагаться на него.
Что же говорит Бог о спасении? Он говорит, что путь спасения — это Личность, Иисус Христос (Ин. 3:16; 14:6; Деян. 10:43; 16:31). Он говорит, что всякий, кто поверит, что Иисус Христос воскрес из мёртвых, и своими устами исповедует Иисуса Господом, будет спасён. Он говорит, что всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён (Рим. 10:9-13).
Вы сделали это? Вы уверовали в Христа, открыто исповедовав, что Он ваш Господь? Вы призвали Его имя? Если да, то вы действительно спасены. Так говорит Бог. Поэтому так оно и есть.
Об этом свидетельствует Святой Дух
О том, что мы спасены, говорит не только Божье Слово вне нас; внутри нас есть свидетельство, говорящее о том же. Дух внутри подтверждает нам то, что снаружи говорит Библия. В 1 Ин. 5:10 говорится: «Тот, кто верит в Сына Божьего, имеет свидетельство в самом себе».
Иногда, приняв Христа, мы не чувствуем себя спасёнными. Однако, если мы обратимся к самой глубокой части своего существа, к своему духу, мы обнаружим некое внутреннее свидетельство, или подтверждение, того, что мы дети Божьи. «Сам Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи» (Рим. 8:16). Если вы сомневаетесь в том, что у вас есть это внутреннее свидетельство Духа, попробуйте провести простой эксперимент. Попытайтесь уверенно провозгласить: «Я не являюсь Божьим сыном!» Вы увидите, что даже прошептать такую ложь очень трудно. Почему? Потому что находящийся в вас Святой Дух свидетельствует: «Ты являешься Божьим сыном!»
Это подтверждает наша любовь к братьям
Третьим доказательством для нашей уверенности является наша любовь к братьям и сёстрам в Христе. В 1 Ин. 3:14 говорится: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев». Несомненно, спасённый человек ощущает любовь к тем, кто тоже спасён. У вас появляется желание общаться, наслаждаться Христом вместе с другими. Это естественный результат вашего спасения, один из наиболее явных признаков спасённого человека. Такая любовь выше дешёвой, эгоистичной «любви» сегодняшнего века. Такая любовь нелицеприятна; мы любим всех: и тех, кто похож на нас, и тех, кто не похож. Это настоящее единство и гармония, к которым так стремится мир. Но когда мы принимаем Христа, всё это становится нашим. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1). Таково свидетельство спасённого человека.
Благодаря этим трём доказательствам: Божьему Слову, внутреннему свидетельству Духа и нашей любви к братьям — мы можем знать и быть уверены в том, что мы действительно спасены.
Примечание: Мы просим не копировать, не загружать и не переиздавать материалы этого сайта ни электронными, ни какими-либо другими средствами. Авторские права на все материалы принадлежат «Коллектору библейской книги» и Living Stream Ministry. Мы надеемся, что все наши посетители отнесутся к этой просьбе с уважением.
* Мы будем признательны вам, если вы сообщите нам об ошибке или опечатке в тексте. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент и нажать сочетание клавиш Ctrl+Enter
Загрузка этого материала, даже для личного пользования, запрещается.
Ваш IP адрес: 185.151.241.146 [14:51:20, 12 октября 2021]
Другие сайты
О Коллекторе библейской книги
«Коллектор библейской книги» — некоммерческая организация, основная задача которой — публикация служения Вочмана Ни и Уитнесса Ли на русском языке. Следуя по стопам этих двух служителей Господа Иисуса Христа, которые верно хранили наследие служения, полученного церковью от Господа, мы видим свою цель в том, чтобы распространять богатство Христово, снабжая всех верующих духовной пищей, которая даст им рост в божественной жизни ради созидания Тела Христова.
© 1998-2021 Религиозная организация евангельских христиан «Коллектор библейской книги».
Все права защищены. Воспроизведение в целом или частично без разрешения запрещено.
Источник
Как поддерживать радость спасения
Когда любовь Господа Иисуса впервые коснулась нас и мы покаялись и исповедали Его имя, нас наполнила глубокая радость, какой мы никогда прежде не испытывали. Что за радость быть прощённым и родиться заново! Бог хочет, чтобы все Его дети продолжали радоваться Его замечательному спасению на протяжении всей своей жизни. Это должно быть нормальным переживанием каждого верующего, что видно из Первого послания Петра 1:8: «Вы ликуете радостью несказанной и полной славы».
Мы пережили такое замечательное спасение, и теперь у нас есть доступ ко всем богатствам Христа. Мы должны переполняться несказанной радостью. Но, хотя мы никогда не потеряем нашего вечного спасения, иногда мы можем потерять радость нашего спасения. Как это происходит? Давайте рассмотрим две возможные причины этого.
1. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы грешим
Несмотря на то что мы спасены, все мы по-прежнему грешим, не оправдываем ожиданий Господа и не слушаемся Его. Грехи, которые мы совершаем, являются причиной, по которой мы теряем нашу радость. После того как мы согрешили, мы чувствуем, что что-то не так. Мы ощущаем преграду, которая встаёт между нами и Господом. В Книге пророка Исайи 59:2 говорится:
Наши грехи отделяют нас от Бога, потому что Бог праведен. Он не может мириться с грехом. По этой причине даже небольшой проступок создаёт преграду между нами и Богом. Большие или маленькие, наши грехи являются причиной, по которой мы теряем радость нашего спасения.
2. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы огорчаем обитающего в нас Духа
В Послании к римлянам 8:9 ясно говорится, что «Дух Божий обитает в вас». Когда мы приняли Господа Иисуса как нашего Спасителя, Он не просто искупил нас; Он также пришёл, чтобы обитать в нас как Дух. Мы больше не одни; в нас живёт другая Личность, у которой есть собственные мысли, чувства и предпочтения. Если мы живём в согласии с Господом, который живёт внутри нас, то Он счастлив. А когда Он счастлив, мы тоже счастливы.
В Послании к эфесянам 4:30 Павел говорит:
В Восстановительном переводе Нового Завета в первом примечании к этому стиху объясняется, что значит огорчать Святого Духа:
Допустим, мы хотим пойти в какое-то место. Но когда мы думаем о том, чтобы пойти туда, мы чувствуем беспокойство. Это чувство говорит нам, что Господь не хочет идти туда. Мы можем попытаться убедить себя, что в этом нет ничего плохого, однако чувство беспокойства никак не уходит. Господь Иисус просто не хочет идти туда. Но допустим, что, вместо того чтобы согласиться с Господом и послушаться Его, мы всё равно идём. Когда мы не ходим согласно Ему, мы огорчаем Его и делаем Его несчастным. А когда Он огорчён, нам невозможно быть счастливыми.
Как нам восстановить и поддерживать радость нашего спасения?
Довольно часто мы, христиане, ощущаем, что радость у нас не очень реальная. Мы можем даже восклицать, как Давид: «Господь, возврати мне радость Твоего спасения!» Что мы можем сделать в таких случаях, чтобы восстановить нашу радость, и что в первую очередь нужно, чтобы не терять её?
Подобно нежному цветку, расцветающему при условии хорошей почвы, воды и солнца, наша радость сохраняется в хороших условиях. Вот четыре здоровые привычки, которые обеспечивают хорошие условия, чтобы сохранить нашу радость.
1. Сразу же исповедать свои грехи
Независимо от того, являются ли наши грехи небольшими проступками или серьёзными преступлениями, мы должны исповедать их Господу. Это также связано с тем, что мы огорчаем Духа. Когда совесть говорит нам, что мы согрешили, нам не нужно ждать, чтобы исповедоваться Господу. В Первом послании Иоанна 1:9 сказано: «Если мы исповедуем свои грехи, то Он верен и праведен, чтобы простить нам грехи и очистить нас от всякой неправедности». Мы исповедуем, и Бог верен и праведен, чтобы простить нас и очистить нас. Когда проблема грехов решена и наше общение с Ним восстановлено, мы снова переживаем радость спасения.
Научиться без промедления исповедовать свои грехи — это хорошая привычка, которую необходимо выработать. Нет никаких причин ждать. Чем скорее мы исповедуем Господу свои грехи и неудачи, тем скорее мы сможем снова наслаждаться сладостным общением с Ним.
2. Ежедневно принимать Божье Слово как духовную пищу
Все мы знаем, какими недовольными или раздражительными мы можем быть, когда мы не поели и испытываем физический голод или даже просто не наелись. Мы испытываем то же самое, когда не едим духовно. Если мы ежедневно проводим время, находя отраду в Его Слове, и слова, которыми мы наслаждаемся, становятся весельем и радостью нашего сердца, снабжая нас на протяжении всего дня.
Физическая пищи доставляет нам определённое удовольствие, но вкушение Слова Божьего приносит нам истинное и длительное внутреннее удовлетворение. Ежедневная привычка принимать Божье Слово как духовную пищу поможет нам сохранить радость в Божьем спасении.
3. Всё время говорить с Господом в молитве
Когда мы приходим к Господу, нам не нужно вставать на колени и с серьёзным видом произносить формальную, выученную наизусть молитву. Мы можем просто открывать наше сердце и говорить Господу Иисусу лично. В любое время, днём или ночью, мы можем говорить с Ним. В Евангелии от Иоанна 16:24 Господь Иисус говорит:
Когда мы говорим Ему в молитве обо всём, это приносит нам радость. Мы можем молиться, даже просто призывая имя Господа.
4. Регулярно общаться с другими христианами
Общение с другими христианами тоже помогает нам поддерживать радость в Господе, потому что одна из самых больших радостей христианской жизни – это собираться с теми, кто любит Иисуса.
Что касается общения верующих, в Первом послании Иоанна 1:3-4 апостол Иоанн показывает нам, что христианское общение – это вопрос не обязанности или обряда, а радости:
Когда мы собираемся с другими верующими, чтобы читать Библию, говорить о Христе и славить Господа, это освежает и воодушевляет нас и делает нашу радость полной.
Давайте будем стремиться к тому, чтобы вырабатывать у себя эти здоровые привычки в своей повседневной жизни. Исповедуя свои грехи, наслаждаясь Божьим Словом, разговаривая с Господом в молитве и собираясь с другими христианами, мы можем поддерживать переполняющую нас радость в нашей христианской жизни.
Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.
О проекте
Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.
Сообщество проекта
Ознакомительный email-курс
После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».
Источник
Всегда радуйтесь
«Радуйтесь всегда в Господе;
и еще говорю: радуйтесь» ( Фил.4:4 )
Введение
Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения «Свете тихий…» говорится вовсе не о «тихом», а о «радостном» свете (ilaron – веселый, радостный [1, c. 627])).
Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой – восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» ( Еккл.7:4 ), «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 ), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.
1. Два типа «радости» и «печали»
Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни.
1.1. Мирская радость
Действительно, «мирская радость» часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой «радости концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость» неприемлема для христианина: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ).
1.2. Чрезмерная печаль
С другой стороны, «чрезмерная печаль» ( 2Кор.2:7 ) также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни» 2. По словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» ( 2Кор.7:10 ).
1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
Если же говорить о «печали и радости» в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является «печалью ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению», в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней «суровостью» и «угрюмостью» очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: «те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость» (Невидимая брань) [3, cc. 27–28].
Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто «вид благочестия» ( 2Тим.3:5 ), «принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям» ( Мф.6:15-18 ) – а иногда и самим себе – кающимися. Подобный самообман и лицемерие во «всплеске эмоций» не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего «я». Таким образом «сетование» не довлеет само по себе – оно лишь средство к достижению Богообщения: «печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией», – говорит авва Исаия [4, c. 200]. А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. Серафима Саровского «не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».
1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:14 ). Даже пост – время сугубого покаяния – должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: «так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» ( Зах.8:19 ), «им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» ( Ис.61:3, 58:14 ).
2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: «радуйся, Благодатная!» ( Лк.1:28 ). В греческом тексте слово χαρά (корень слова «радость») звучит дважды: в слове «радуйся» (χαῖρε) и в слове «Благодатная» (κεχαριτωμένη). Получается, что-то напоминающее русское «радуйся, обрадованная» или «радуйся, полная радости» [5, c. 30] – ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и «радости вечной» ( Ис.35:10 ). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ( Лк.2:10-11 ).
Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым «праздником праздников и торжеством всех торжеств» для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: «радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.15:11; 16:22 ).
3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости – в Боге
Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, – она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» ( Авв.3:17-18 ). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их «с великою радостью» ( Иак.1:2 ). «Радуйтесь и веселитесь», – говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его ( Мф.5:11-12 ) – в этом и заключается феноменальность христианства: христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью» ( 2Кор.7:4 ), причем «радостью неизреченною и преславною» ( 1Пет.1:8 ). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе» [6, c. 269].
Таким образом, именно благодать Божия является источником «радости о Господе», той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается» на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является «плодом Духа» ( Гал.5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе» является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом ( Рим.14:17 ). «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся», – говорит преп. Серафим Саровский 7, который всей своей жизнью показал возможность «совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» ( Соф.3:17 ).
4. Радость в общении с ближними
В притчах Христовых Пастырь, найдя потерянную овцу, берет «ее на плечи свои с радостью» ( Лук.15:5 ), а женщина, обретшая потерянную драхму не только сама радуется, но и призывает подруг и соседок разделить эту радость ( Лук.15:9 ), причем под образом последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у которых «бывает радость об одном грешнике кающемся» ( Лук.15:10,7 ), но и все христиане. «Братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» ( Фил.4:1 , 1Фес.2:20 ) – так обращался ап. Павел к современным ему христианам. «Радость моя», – приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт. Феофана Затворника: «Будьте со всеми так же приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы не угрюмничали» 8. Эта мысль хорошо иллюстрируется жизнью преп. Амвросия Оптинского, который прошел тяжелый путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества, имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить [9, c. 11].
5. Радость прощения как мотив доброделания
Но радость Божья не может лишь декларироваться устами христианина – она обязательно проявляется деятельно. В этом заключается ее важная, можно сказать, психологическая особенность и преимущество перед просто «печалью», которая зачастую неплодотворна и ведет к пассивности и духовному застою. Как в случае Иуды Искариота, такая печаль может привести даже к самоубийству. Напротив, человек, переживший в своем сердце радость прощения, духовно окрыляется («не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас» ( Неем.8:10 )) и активно стремится поделиться ею с окружающими. Хорошей иллюстрацией этому служит следующая притча Христова: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Подобным образом и Закхей, узнав, что Господь хочет побывать в его доме, «принял Его с радостью» ( Лк.19:6 ). И, как следствие этой встречи человека с Богочеловеком, он самим делом являет свое покаяние, обещая воздать тем, кого обидел, вчетверо – даже сверх требований Закона Моисеева.
6. Житейские радости
Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных «житейских мелочах» он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки имеет источником Божию благость: «когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем» [10, c. 89].
Заключение
Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние – это радость. Эта «радость о Господе» имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, «радуясь с радующимися и плача с плачущими» ( Рим.12:15 ). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут «в радость Господина» своего ( Мф.25:21 ), а «печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35:10 ).
Использованная литература:
Источник