Радость спасенья что это такое

Содержание
  1. Коллектор библейской книги
  2. Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн
  3. Уверенность в спасении, надежность и радость спасения Уитнесс Ли
  4. УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ, НАДЁЖНОСТЬ И РАДОСТЬ СПАСЕНИЯ
  5. УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
  6. «Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего».
  7. Так говорит Бог
  8. Об этом свидетельствует Святой Дух
  9. Это подтверждает наша любовь к братьям
  10. Другие сайты
  11. О Коллекторе библейской книги
  12. Как поддерживать радость спасения
  13. 1. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы грешим
  14. 2. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы огорчаем обитающего в нас Духа
  15. Как нам восстановить и поддерживать радость нашего спасения?
  16. 1. Сразу же исповедать свои грехи
  17. 2. Ежедневно принимать Божье Слово как духовную пищу
  18. 3. Всё время говорить с Господом в молитве
  19. 4. Регулярно общаться с другими христианами
  20. О проекте
  21. Сообщество проекта
  22. Ознакомительный email-курс
  23. Всегда радуйтесь
  24. Вве­де­ние
  25. 1. Два типа «радо­сти» и «печали»
  26. 1.1. Мир­ская радость
  27. 1.2. Чрез­мер­ная печаль
  28. 1.3. Печаль ради Бога и под­мены на пути к ней
  29. 1.4. Радость духов­ная как след­ствие искрен­него пока­я­ния
  30. 2. Тема пере­мены плача в радость в Свщ. Писа­нии
  31. 3. Фено­ме­наль­ность хри­сти­ан­ской радо­сти. Источ­ник истин­ной радо­сти – в Боге
  32. 4. Радость в обще­нии с ближ­ними
  33. 5. Радость про­ще­ния как мотив доб­ро­де­ла­ния
  34. 6. Житей­ские радо­сти
  35. Заклю­че­ние

Коллектор библейской книги

Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн

ИНФОРМАЦИЯ ПО КНИГЕ

Уверенность в спасении, надежность и радость спасения Уитнесс Ли

ISBN: 978-5-487-00305-8
Печатное издание: купить в магазине

УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ, НАДЁЖНОСТЬ И РАДОСТЬ СПАСЕНИЯ

УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ

Если вы приняли Христа недавно, возможно, время от времени у вас появлялись сомнения в реальности этого переживания; возможно, вы сомневались в том, что вы действительно спасены. Без такого твёрдого основания, как настоящая уверенность в спасении, новому христианину будет трудно расти и переживать глубины христианской жизни. Однако в Библии говорится, что можно совершенно точно и безоговорочно знать, что вы спасены. Каким образом? Прочитаем 1 Ин. 5:13:

«Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего».

Здесь не говорится: «чтобы вы думали» — или: «чтобы вы надеялись»; здесь говорится: «чтобы вы знали». Нам не нужно ждать, пока мы умрём, чтобы убедиться в этом; эта уверенность дана нам, чтобы мы наслаждались ей сегодня.

Каким образом мы можем обрести уверенность в спасении? Существует три доказательства.

Так говорит Бог

Первым доказательством для уверенности в спасении является Божье Слово. Слово человека может быть ненадёжным, но слово Бога верно и твёрдо. Бог не может лгать (Евр. 6:18; Числ. 23:19). Всё, что говорит Бог, утверждено навеки (Пс. 118:89).

Сказанное Богом — это не предположения. В Его Слове нет никакой неопределённости, никакой неясности. Сегодня оно приходит к нам в письменном виде, в виде Библии.

Библия — это Слово Самого Бога, вдохновлённое Им (2 Тим. 3:16). Мы можем принимать это Слово, верить ему и полагаться на него.

Что же говорит Бог о спасении? Он говорит, что путь спасения — это Личность, Иисус Христос (Ин. 3:16; 14:6; Деян. 10:43; 16:31). Он говорит, что всякий, кто поверит, что Иисус Христос воскрес из мёртвых, и своими устами исповедует Иисуса Господом, будет спасён. Он говорит, что всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён (Рим. 10:9-13).

Вы сделали это? Вы уверовали в Христа, открыто исповедовав, что Он ваш Господь? Вы призвали Его имя? Если да, то вы действительно спасены. Так говорит Бог. Поэтому так оно и есть.

Об этом свидетельствует Святой Дух

О том, что мы спасены, говорит не только Божье Слово вне нас; внутри нас есть свидетельство, говорящее о том же. Дух внутри подтверждает нам то, что снаружи говорит Библия. В 1 Ин. 5:10 говорится: «Тот, кто верит в Сына Божьего, имеет свидетельство в самом себе».

Иногда, приняв Христа, мы не чувствуем себя спасёнными. Однако, если мы обратимся к самой глубокой части своего существа, к своему духу, мы обнаружим некое внутреннее свидетельство, или подтверждение, того, что мы дети Божьи. «Сам Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи» (Рим. 8:16). Если вы сомневаетесь в том, что у вас есть это внутреннее свидетельство Духа, попробуйте провести простой эксперимент. Попытайтесь уверенно провозгласить: «Я не являюсь Божьим сыном!» Вы увидите, что даже прошептать такую ложь очень трудно. Почему? Потому что находящийся в вас Святой Дух свидетельствует: «Ты являешься Божьим сыном!»

Это подтверждает наша любовь к братьям

Третьим доказательством для нашей уверенности является наша любовь к братьям и сёстрам в Христе. В 1 Ин. 3:14 говорится: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев». Несомненно, спасённый человек ощущает любовь к тем, кто тоже спасён. У вас появляется желание общаться, наслаждаться Христом вместе с другими. Это естественный результат вашего спасения, один из наиболее явных признаков спасённого человека. Такая любовь выше дешёвой, эгоистичной «любви» сегодняшнего века. Такая любовь нелицеприятна; мы любим всех: и тех, кто похож на нас, и тех, кто не похож. Это настоящее единство и гармония, к которым так стремится мир. Но когда мы принимаем Христа, всё это становится нашим. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1). Таково свидетельство спасённого человека.

Благодаря этим трём доказательствам: Божьему Слову, внутреннему свидетельству Духа и нашей любви к братьям — мы можем знать и быть уверены в том, что мы действительно спасены.

Примечание: Мы просим не копировать, не загружать и не переиздавать материалы этого сайта ни электронными, ни какими-либо другими средствами. Авторские права на все материалы принадлежат «Коллектору библейской книги» и Living Stream Ministry. Мы надеемся, что все наши посетители отнесутся к этой просьбе с уважением.
* Мы будем признательны вам, если вы сообщите нам об ошибке или опечатке в тексте. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент и нажать сочетание клавиш Ctrl+Enter

Загрузка этого материала, даже для личного пользования, запрещается.
Ваш IP адрес: 185.151.241.146 [14:51:20, 12 октября 2021]

Другие сайты

О Коллекторе библейской книги

«Коллектор библейской книги» — некоммерческая организация, основная задача которой — публикация служения Вочмана Ни и Уитнесса Ли на русском языке. Следуя по стопам этих двух служителей Господа Иисуса Христа, которые верно хранили наследие служения, полученного церковью от Господа, мы видим свою цель в том, чтобы распространять богатство Христово, снабжая всех верующих духовной пищей, которая даст им рост в божественной жизни ради созидания Тела Христова.

Читайте также:  Выполнение натюрморта выражающего то или иное эмоциональное состояние

© 1998-2021 Религиозная организация евангельских христиан «Коллектор библейской книги».
Все права защищены. Воспроизведение в целом или частично без разрешения запрещено.

Источник

Как поддерживать радость спасения

Когда любовь Господа Иисуса впервые коснулась нас и мы покаялись и исповедали Его имя, нас наполнила глубокая радость, какой мы никогда прежде не испытывали. Что за радость быть прощённым и родиться заново! Бог хочет, чтобы все Его дети продолжали радоваться Его замечательному спасению на протяжении всей своей жизни. Это должно быть нормальным переживанием каждого верующего, что видно из Первого послания Петра 1:8: «Вы ликуете радостью несказанной и полной славы».

Мы пережили такое замечательное спасение, и теперь у нас есть доступ ко всем богатствам Христа. Мы должны переполняться несказанной радостью. Но, хотя мы никогда не потеряем нашего вечного спасения, иногда мы можем потерять радость нашего спасения. Как это происходит? Давайте рассмотрим две возможные причины этого.

1. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы грешим

Несмотря на то что мы спасены, все мы по-прежнему грешим, не оправдываем ожиданий Господа и не слушаемся Его. Грехи, которые мы совершаем, являются причиной, по которой мы теряем нашу радость. После того как мы согрешили, мы чувствуем, что что-то не так. Мы ощущаем преграду, которая встаёт между нами и Господом. В Книге пророка Исайи 59:2 говорится:

Наши грехи отделяют нас от Бога, потому что Бог праведен. Он не может мириться с грехом. По этой причине даже небольшой проступок создаёт преграду между нами и Богом. Большие или маленькие, наши грехи являются причиной, по которой мы теряем радость нашего спасения.

2. Мы теряем радость нашего спасения, потому что мы огорчаем обитающего в нас Духа

В Послании к римлянам 8:9 ясно говорится, что «Дух Божий обитает в вас». Когда мы приняли Господа Иисуса как нашего Спасителя, Он не просто искупил нас; Он также пришёл, чтобы обитать в нас как Дух. Мы больше не одни; в нас живёт другая Личность, у которой есть собственные мысли, чувства и предпочтения. Если мы живём в согласии с Господом, который живёт внутри нас, то Он счастлив. А когда Он счастлив, мы тоже счастливы.

В Послании к эфесянам 4:30 Павел говорит:

В Восстановительном переводе Нового Завета в первом примечании к этому стиху объясняется, что значит огорчать Святого Духа:

Допустим, мы хотим пойти в какое-то место. Но когда мы думаем о том, чтобы пойти туда, мы чувствуем беспокойство. Это чувство говорит нам, что Господь не хочет идти туда. Мы можем попытаться убедить себя, что в этом нет ничего плохого, однако чувство беспокойства никак не уходит. Господь Иисус просто не хочет идти туда. Но допустим, что, вместо того чтобы согласиться с Господом и послушаться Его, мы всё равно идём. Когда мы не ходим согласно Ему, мы огорчаем Его и делаем Его несчастным. А когда Он огорчён, нам невозможно быть счастливыми.

Как нам восстановить и поддерживать радость нашего спасения?

Довольно часто мы, христиане, ощущаем, что радость у нас не очень реальная. Мы можем даже восклицать, как Давид: «Господь, возврати мне радость Твоего спасения!» Что мы можем сделать в таких случаях, чтобы восстановить нашу радость, и что в первую очередь нужно, чтобы не терять её?

Подобно нежному цветку, расцветающему при условии хорошей почвы, воды и солнца, наша радость сохраняется в хороших условиях. Вот четыре здоровые привычки, которые обеспечивают хорошие условия, чтобы сохранить нашу радость.

1. Сразу же исповедать свои грехи

Независимо от того, являются ли наши грехи небольшими проступками или серьёзными преступлениями, мы должны исповедать их Господу. Это также связано с тем, что мы огорчаем Духа. Когда совесть говорит нам, что мы согрешили, нам не нужно ждать, чтобы исповедоваться Господу. В Первом послании Иоанна 1:9 сказано: «Если мы исповедуем свои грехи, то Он верен и праведен, чтобы простить нам грехи и очистить нас от всякой неправедности». Мы исповедуем, и Бог верен и праведен, чтобы простить нас и очистить нас. Когда проблема грехов решена и наше общение с Ним восстановлено, мы снова переживаем радость спасения.

Научиться без промедления исповедовать свои грехи — это хорошая привычка, которую необходимо выработать. Нет никаких причин ждать. Чем скорее мы исповедуем Господу свои грехи и неудачи, тем скорее мы сможем снова наслаждаться сладостным общением с Ним.

2. Ежедневно принимать Божье Слово как духовную пищу

Все мы знаем, какими недовольными или раздражительными мы можем быть, когда мы не поели и испытываем физический голод или даже просто не наелись. Мы испытываем то же самое, когда не едим духовно. Если мы ежедневно проводим время, находя отраду в Его Слове, и слова, которыми мы наслаждаемся, становятся весельем и радостью нашего сердца, снабжая нас на протяжении всего дня.

Физическая пищи доставляет нам определённое удовольствие, но вкушение Слова Божьего приносит нам истинное и длительное внутреннее удовлетворение. Ежедневная привычка принимать Божье Слово как духовную пищу поможет нам сохранить радость в Божьем спасении.

3. Всё время говорить с Господом в молитве

Когда мы приходим к Господу, нам не нужно вставать на колени и с серьёзным видом произносить формальную, выученную наизусть молитву. Мы можем просто открывать наше сердце и говорить Господу Иисусу лично. В любое время, днём или ночью, мы можем говорить с Ним. В Евангелии от Иоанна 16:24 Господь Иисус говорит:

Когда мы говорим Ему в молитве обо всём, это приносит нам радость. Мы можем молиться, даже просто призывая имя Господа.

4. Регулярно общаться с другими христианами

Общение с другими христианами тоже помогает нам поддерживать радость в Господе, потому что одна из самых больших радостей христианской жизни – это собираться с теми, кто любит Иисуса.

Что касается общения верующих, в Первом послании Иоанна 1:3-4 апостол Иоанн показывает нам, что христианское общение – это вопрос не обязанности или обряда, а радости:

Когда мы собираемся с другими верующими, чтобы читать Библию, говорить о Христе и славить Господа, это освежает и воодушевляет нас и делает нашу радость полной.

Давайте будем стремиться к тому, чтобы вырабатывать у себя эти здоровые привычки в своей повседневной жизни. Исповедуя свои грехи, наслаждаясь Божьим Словом, разговаривая с Господом в молитве и собираясь с другими христианами, мы можем поддерживать переполняющую нас радость в нашей христианской жизни.

Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.

Читайте также:  От чего мы чувствуем перепады температуры

О проекте

Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.

Сообщество проекта

Ознакомительный email-курс

После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».

Источник

Всегда радуйтесь

«Радуй­тесь всегда в Гос­поде;
и еще говорю: радуй­тесь» (
Фил.4:4 )

Вве­де­ние

Призыв апо­стола к «все­гдаш­ней радо­сти» нередко вызы­вает неко­то­рое недо­уме­ние и сму­ще­ние: как же воз­можно сми­рен­ному хри­сти­а­нину, посто­янно пре­бы­ва­ю­щему в состо­я­нии сер­деч­ного сокру­ше­ния и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радо­ваться»? Непо­ни­ма­ние, как же сов­ме­щать эти два, каза­лось бы, несов­ме­сти­мых состо­я­ния души, при­во­дит зача­стую к пол­ному отри­ца­нию самой воз­мож­но­сти при­сут­ствия какой-либо радо­сти в жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Иногда само упо­ми­на­ние о радост­ном чув­стве в цер­ков­ной среде при­зна­ется недо­пу­сти­мым (напри­мер, в гре­че­ском тексте зна­ме­ни­того пес­но­пе­ния «Свете тихий…» гово­рится вовсе не о «тихом», а о «радост­ном» свете (ilaron – весе­лый, радост­ный [1, c. 627])).

Для «обос­но­ва­ния» такого «без­ра­дост­ного» миро­воз­зре­ния часто при­во­дятся мно­го­чис­лен­ные места Свщ. Писа­ния и тво­ре­ний свв. Отцов, с одной сто­роны осуж­да­ю­щих радость и весе­лье, а с другой – вос­хва­ля­ю­щих сето­ва­ние о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме весе­лья» ( Еккл.7:4 ), «горе вам, сме­ю­щи­еся ныне! ибо вос­пла­чете и возры­да­ете» ( Лк.6:25 ), «Бла­женны пла­чу­щие ныне, ибо восс­ме­е­тесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подоб­ной эклек­ти­че­ской экзе­гезы Свщ. Писа­ния можно прийти к выводу, что любые про­яв­ле­ния радо­сти в прин­ципе недо­пу­стимы, а скорбь душев­ная явля­ется несо­мнен­ной доб­ро­де­те­лью.

1. Два типа «радо­сти» и «печали»

Тем не менее, опыт Церкви гово­рит о суще­ство­ва­нии двух родов «радо­сти» и «печали»: «о Гос­поде», т.е. име­ю­щие свой источ­ник в Боге, и «мир­ские», веду­щие к отрыву от Боже­ствен­ной жизни.

1.1. Мир­ская радость

Дей­стви­тельно, «мир­ская радость» часто несов­ме­стима не только с пока­ян­ными чув­ствами, но и вообще с памя­то­ва­нием о Боге: «Но вот, весе­лье и радость! Уби­вают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой «радо­сти концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость» непри­ем­лема для хри­сти­а­нина: «Сокру­шай­тесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обра­тится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ).

1.2. Чрез­мер­ная печаль

С другой сто­роны, «чрез­мер­ная печаль» ( 2Кор.2:7 ) также осуж­да­ется Цер­ко­вью, ибо гра­ни­чит с про­яв­ле­ни­ями таких смерт­ных грехов как уныние и отча­я­ние. По словам архим. Кирилла «Пав­лова), «чело­веку в унынии все в жизни пока­зы­ва­ется лишь с темной сто­роны. Он ничему не раду­ется, его ничто не удо­вле­тво­ряет, обсто­я­тель­ства кажутся ему неснос­ными, на все он ропщет, по вся­кому поводу раз­дра­жа­ется – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние при­во­дит к дру­гому, более опас­ному душев­ному состо­я­нию, назы­ва­е­мому отча­я­нием, когда чело­век нередко допус­кает мысль о преж­де­вре­мен­ной смерти и даже почи­тает ее уже суще­ствен­ным благом на пути своей земной жизни» 2. По словам ап. Павла «печаль мир­ская про­из­во­дит смерть» ( 2Кор.7:10 ).

1.3. Печаль ради Бога и под­мены на пути к ней

Если же гово­рить о «печали и радо­сти» в рели­ги­оз­ном кон­тек­сте, то необ­хо­димо при­знать, что насто­я­щим хри­сти­а­ни­ном может стать и явля­ется лишь тот чело­век, кото­рый видит свое духов­ное и нрав­ствен­ное несо­вер­шен­ство, свою гре­хов­ность, стра­дает от нее и ищет исце­ле­ния. Только такой, сми­рив­шийся внутри себя чело­век спо­со­бен к пра­виль­ной, спа­са­ю­щей вере во Христа. Именно это явля­ется «печа­лью ради Бога», кото­рая «про­из­во­дит неиз­мен­ное пока­я­ние ко спа­се­нию», в то время как неуме­рен­ная скорбь о грехах, сопро­вож­да­е­мая внеш­ней «суро­во­стью» и «угрю­мо­стью» очень часто сви­де­тель­ствует скорее об ущерб­но­сти пока­я­ния или же об его полном отсут­ствии: «те, кото­рые почи­тают доб­ро­де­те­лью чрез­мер­ную печаль, быва­ю­щую у них после учи­не­ния греха, не разу­мея, что это про­ис­хо­дит у них от гор­до­сти и само­мне­ния… они изум­ля­ются, как встре­ча­ю­щие нечто неожи­дан­ное, мятутся и мало­ду­ше­ствуют, ибо видят падшим и про­стер­тым на земле тот самый исту­кан, т. е. себя самих, на кото­рый воз­ла­гали все свои чаяния и надежды. Посему когда (сми­рен­ный) впа­дает в какое бы то ни было пре­гре­ше­ние, хотя чув­ствует тяготу этого и печа­лится, однако ж не мятется и не колеб­лется недо­уме­ни­ями, ибо знает, что это слу­чи­лось с ним от его соб­ствен­ного бес­си­лия, опыт кото­рого в паде­нии для него не неожи­дан­ная новость» (Неви­ди­мая брань) [3, cc. 27–28].

Внеш­нее сето­ва­ние часто есть лишь при­знак само­лю­бо­ва­ния. Ведь намного проще вместо подвига само­ис­пы­та­ния, веду­щего к сер­деч­ному сокру­ше­нию и к обнов­ле­нию души, иметь просто «вид бла­го­че­стия» ( 2Тим.3:5 ), «при­ни­мая на себя мрач­ные лица, чтобы пока­заться людям» ( Мф.6:15-18 ) – а иногда и самим себе – каю­щи­мися. Подоб­ный само­об­ман и лице­ме­рие во «всплеске эмоций» не имеют ника­кого отно­ше­ния к истин­ному пока­я­нию, кото­рое есть пово­рот, обра­ще­ние к Богу в глу­бине своего «я». Таким обра­зом «сето­ва­ние» не довлеет само по себе – оно лишь сред­ство к дости­же­нию Бого­об­ще­ния: «печаль по Богу не ввер­гает чело­века в отча­я­ние, напро­тив того, при­но­сит радость и утвер­ждает чело­века в воле Божией», – гово­рит авва Исаия [4, c. 200]. А все внеш­ние про­яв­ле­ния пока­я­ния явля­ются лишь сред­ством или след­ствием этой личной встречи чело­ве­че­ской души со своим Спа­си­те­лем. По слову преп. Сера­фима Саров­ского «не в дела­нии только их состоит цель нашей хри­сти­ан­ской жизни, хотя они и служат необ­хо­ди­мыми сред­ствами для дости­же­ния ее. Истин­ная же цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в стя­жа­нии Духа Свя­того Божьего».

1.4. Радость духов­ная как след­ствие искрен­него пока­я­ния

И как бы есте­ствен­ным след­ствием обра­ще­ния к Богу явля­ется радость духов­ная: «Воз­врати мне радость спа­се­ния Твоего и Духом вла­ды­че­ствен­ным утверди меня» ( Пс.50:14 ). Даже пост – время сугу­бого пока­я­ния – должен про­яв­ляться не в духов­ным бес­пло­дии, а в особом подъ­еме на пути к Богу. И Бог Сам обра­щает это время сето­ва­ния в радость: «так гово­рит Гос­подь Саваоф: пост … соде­ла­ется для дома Иудина радо­стью и весе­лым тор­же­ством; только любите истину и мир» ( Зах.8:19 ), «им вместо пепла дастся укра­ше­ние, вместо плача – елей радо­сти, вместо уны­лого духа – слав­ная одежда, и назо­вут их силь­ными прав­дою, насаж­де­нием Гос­пода во славу Его» ( Ис.61:3, 58:14 ).

2. Тема пере­мены плача в радость в Свщ. Писа­нии

Можно заме­тить, что тема пере­мены плача в радость явля­ется одной из клю­че­вых в Свщ. Писа­нии. Особо изоби­луют подоб­ными обе­то­ва­ни­ями мес­си­ан­ские про­ро­че­ства Вет­хого Завета. И вот, при­хо­дит испол­не­ние обе­то­ва­ний и архан­гел Гав­риил взы­вает к Деве Марии: «радуйся, Бла­го­дат­ная!» ( Лк.1:28 ). В гре­че­ском тексте слово χαρά (корень слова «радость») звучит дважды: в слове «радуйся» (χαῖρε) и в слове «Бла­го­дат­ная» (κεχαριτωμένη). Полу­ча­ется, что-то напо­ми­на­ю­щее рус­ское «радуйся, обра­до­ван­ная» или «радуйся, полная радо­сти» [5, c. 30] – ведь с при­хо­дом Христа миру дей­стви­тельно была даро­вана пол­нота радо­сти и «радо­сти вечной» ( Ис.35:10 ). Эту же радост­ную весть принес ангел и виф­ле­ем­ским пас­ту­хам «не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Дави­до­вом Спа­си­тель, Кото­рый есть Хри­стос Гос­подь» ( Лк.2:10-11 ).

Читайте также:  Смерть от обезвоживания что чувствует

Пасха же Хри­стова без вся­кого сомне­ния явля­ется самым радост­ным, самым свет­лым «празд­ни­ком празд­ни­ков и тор­же­ством всех тор­жеств» для всех пра­во­слав­ных хри­стиан. В этот свет­лый день каждый при­об­ща­ется небес­ной радо­сти по обе­то­ва­нию Христа: «радость Моя в вас пре­бу­дет, и… радо­сти вашей никто не отни­мет у вас» ( Ин.15:11; 16:22 ).

3. Фено­ме­наль­ность хри­сти­ан­ской радо­сти. Источ­ник истин­ной радо­сти – в Боге

Эта Боже­ствен­ная радость не обу­слов­лена ника­кими житей­скими фак­то­рами, наобо­рот, – она помо­гает пере­не­сти все житей­ские испы­та­ния: по слову про­рока Авва­кума «хотя бы не рас­цвела смо­ков­ница и не было плода на вино­град­ных лозах, и мас­лина изме­нила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рога­того скота в стой­лах, – но и тогда я буду радо­ваться о Гос­поде и весе­литься о Боге спа­се­ния моего» ( Авв.3:17-18 ). Ап. Иаков сове­тует при впа­де­нии в раз­лич­ные иску­ше­ния при­ни­мать их «с вели­кою радо­стью» ( Иак.1:2 ). «Радуй­тесь и весе­ли­тесь», – гово­рит Хри­стос Спа­си­тель муче­ни­кам за Имя Его ( Мф.5:11-12 ) – в этом и заклю­ча­ется фено­ме­наль­ность хри­сти­ан­ства: хри­сти­ане «при всей скорби… пре­и­зоби­луют радо­стью» ( 2Кор.7:4 ), причем «радо­стью неиз­ре­чен­ною и пре­слав­ною» ( 1Пет.1:8 ). Св. Игна­тий Бого­но­сец в Посла­нии к эфе­ся­нам назвал ее «радо­стью непо­роч­ною о Иисусе Христе» [6, c. 269].

Таким обра­зом, именно бла­го­дать Божия явля­ется источ­ни­ком «радо­сти о Гос­поде», той пас­халь­ной радо­сти, кото­рая напол­няет любя­щее сердце и «изли­ва­ется» на всех окру­жа­ю­щих. Чело­век ста­но­вится как бы про­вод­ни­ком бла­го­дати Божией. По сви­де­тель­ству ап. Павла такая радость явля­ется «плодом Духа» ( Гал.5:22 в пер. еп. Кас­си­ана), причем именно «радость во Святом Духе» явля­ется одним из при­зна­ков воца­ре­ния Бога в сердце чело­ве­че­ском ( Рим.14:17 ). «Когда Дух Божий снис­хо­дит к чело­веку и осе­няет его пол­но­тою Своего наития, тогда душа чело­ве­че­ская пре­ис­пол­ня­ется неиз­ре­чен­ной радо­стью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни при­кос­нулся», – гово­рит преп. Сера­фим Саров­ский 7, кото­рый всей своей жизнью пока­зал воз­мож­ность «сов­ме­сти­мо­сти» горечи пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния с глу­бо­кой радо­стью «о Гос­поде». То, что такая радость имеет свое начало в Боге под­твер­ждает и то, что Самому Богу при­пи­сы­ва­ется радость о Своем народе: «Гос­подь Бог воз­ве­се­лится о тебе радо­стью, будет мило­стив по любви Своей, будет тор­же­ство­вать о тебе с лико­ва­нием» ( Соф.3:17 ).

4. Радость в обще­нии с ближ­ними

В прит­чах Хри­сто­вых Пас­тырь, найдя поте­рян­ную овцу, берет «ее на плечи свои с радо­стью» ( Лук.15:5 ), а жен­щина, обрет­шая поте­рян­ную драхму не только сама раду­ется, но и при­зы­вает подруг и сосе­док раз­де­лить эту радость ( Лук.15:9 ), причем под обра­зом послед­них под­ра­зу­ме­ва­ются не только Ангелы Божии, у кото­рых «бывает радость об одном греш­нике каю­щемся» ( Лук.15:10,7 ), но и все хри­сти­ане. «Братия мои воз­люб­лен­ные и вожде­лен­ные, радость и венец мой» ( Фил.4:1 , 1Фес.2:20 ) – так обра­щался ап. Павел к совре­мен­ным ему хри­сти­а­нам. «Радость моя», – при­вет­ство­вал пре­по­доб­ный Сера­фим каж­дого при­хо­дя­щего к нему. При этом случае полезно вспом­нить настав­ле­ние свт. Фео­фана Затвор­ника: «Будьте со всеми так же при­вет­ливы, бла­го­душны и веселы, как и всегда. Только от смеха, сме­хо­твор­ства и вся­кого пусто­ре­чия воз­дер­жи­вай­тесь. И без этого можно быть и при­вет­ли­вою, и весе­лою, и при­ят­ною. Нико­гда ни под каким видом не угрюм­ни­чайте. Когда Спа­си­тель сказал постя­щимся, чтобы умы­ва­лись, голову пома­зы­вали и при­че­сы­вали, то разу­мел именно чтобы не угрюм­ни­чали» 8. Эта мысль хорошо иллю­стри­ру­ется жизнью преп. Амвро­сия Оптин­ского, кото­рый прошел тяже­лый путь мона­ше­ских иску­сов, ступил на стезю стар­че­ства, имел дар слез­ный, но при этом сохра­нил свой весе­лый нрав. Только шутил он не о мир­ском и не для того, чтобы пове­се­литься, а чтобы под­дер­жать, уте­шить, при­обод­рить [9, c. 11].

5. Радость про­ще­ния как мотив доб­ро­де­ла­ния

Но радость Божья не может лишь декла­ри­ро­ваться устами хри­сти­а­нина – она обя­за­тельно про­яв­ля­ется дея­тельно. В этом заклю­ча­ется ее важная, можно ска­зать, пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность и пре­иму­ще­ство перед просто «печа­лью», кото­рая зача­стую непло­до­творна и ведет к пас­сив­но­сти и духов­ному застою. Как в случае Иуды Иска­ри­ота, такая печаль может при­ве­сти даже к само­убий­ству. Напро­тив, чело­век, пере­жив­ший в своем сердце радость про­ще­ния, духовно окры­ля­ется («не печаль­тесь, потому что радость пред Гос­по­дом – под­креп­ле­ние для вас» ( Неем.8:10 )) и активно стре­мится поде­литься ею с окру­жа­ю­щими. Хоро­шей иллю­стра­цией этому служит сле­ду­ю­щая притча Хри­стова: «Еще подобно Цар­ство Небес­ное сокро­вищу, скры­тому на поле, кото­рое, найдя, чело­век утаил, и от радо­сти о нем идет и про­дает всё, что имеет, и поку­пает поле то» ( Мф.13:44 ). Подоб­ным обра­зом и Закхей, узнав, что Гос­подь хочет побы­вать в его доме, «принял Его с радо­стью» ( Лк.19:6 ). И, как след­ствие этой встречи чело­века с Бого­че­ло­ве­ком, он самим делом являет свое пока­я­ние, обещая воз­дать тем, кого обидел, вчет­веро – даже сверх тре­бо­ва­ний Закона Мои­се­ева.

6. Житей­ские радо­сти

Сле­дует отме­тить, что и в повсе­днев­ной жизни не всякую радость можно отож­де­ствить с грехом. Если чело­век вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щий мир как чудес­ное тво­ре­ние Божие, а ближ­них как детей Его, то и в обыч­ных «житей­ских мело­чах» он будет радостно заме­чать про­яв­ле­ние бла­го­сти Божией. Так что такая радость опять-таки имеет источ­ни­ком Божию бла­гость: «когда бла­го­дать Божия с чело­ве­ком, тогда всякое явле­ние в мире пора­жает душу своею непо­сти­жи­мою чудес­но­стью, и душа от созер­ца­ния види­мой кра­соты при­хо­дит в состо­я­ние чув­ство­ва­ния Бога, живого и див­ного во всем» [10, c. 89].

Заклю­че­ние

Таким обра­зом, рас­смот­ре­ние про­блемы сов­ме­ще­ния в духов­ной (и житей­ской) жизни хри­сти­а­нина пока­ян­ных чувств с непре­стан­ной радо­стью пока­зы­вает, что эти два состо­я­ния не про­ти­во­ре­чат, а орга­нично допол­няют друг друга, ибо в конеч­ном счете пока­я­ние озна­чает, что про­ще­ние дает воз­мож­ность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому пока­я­ние – это радость. Эта «радость о Гос­поде» имеет духов­ную при­роду, ибо дару­ется бла­го­да­тью Свя­того Духа. Но чело­век не должен удер­жи­вать этот дар в себе. Познав пас­халь­ную радость он должен его дарить окру­жа­ю­щим, «раду­ясь с раду­ю­щи­мися и плача с пла­чу­щими» ( Рим.12:15 ). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут «в радость Гос­по­дина» своего ( Мф.25:21 ), а «печаль и воз­ды­ха­ние уда­лятся» ( Ис.35:10 ).

Исполь­зо­ван­ная лите­ра­тура:

Источник

Оцените статью