Радость путаница чуковский жанр

Содержание
  1. Анализ произведения Путаница Чуковского творческая работа учащихся по чтению (4 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Корней Иванович считал, что детские стихи должны быть игровыми. «…Почти каждую свою тему поэт, пишущий для младших дошкольников, должен воспринимать как игру»,- убеждал писатель и подтверждал свои слова ссылкой на популярные народные песенки «Ладушки», «Каравай», порожденные игрой.
  5. Чуковский пользовался приемом олицетворения, переносил человеческие свойства на вещи, животных, насекомых: и животные, и вещи ведут себя здесь, как люди, и, как люди, наделены даром речи. Но вдруг в этом привычном сказочном мире происходит что- то не похожее даже на сказку, разрушает обычные связи и отношения. Такие сюжеты – небылицы встречаются в фольклоре многих народов. Чуковский был первым, кто стал использовать их в своих произведениях. Он даже придумал для таких стихов – шуток название «перевёртыши».
  6. Итак, стихотворение К.И.Чуковского «Путаница». Уже в названии можно увидеть, что стихотворение весёлое, озорное, запутанное. Начало действия в сказке совпадает с первой строкой. Сама завязка — это опасность, возникающая неожиданно, как в настоящей приключенческой повести.
  7. Во всех волшебных сказках животные говорят человеческим голосом — так уж у них там, в волшебных сказках, принято. Но воробышек, мычащий коровой, — где это видано, где это слыхано?
  8. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  9. Особенности стихотворных сказок К.И. Чуковского. Малые жанры в его творчестве
  10. «Путаница» — читательский дневник по сказке К. Чуковского
  11. Описание книги для читательского дневника
  12. Главные герои и их краткая характеристика
  13. Краткое содержание и сюжет
  14. Очень краткое содержание для читательского дневника
  15. План пересказа
  16. Основная мысль
  17. Чему учит
  18. Отзыв и что понравилось

Анализ произведения Путаница Чуковского
творческая работа учащихся по чтению (4 класс) на тему

Анализ стихотворения К.И.Чуковского «Путаница»

Скачать:

Вложение Размер
работа Тони 18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ произведения Корнея Ивановича Чуковского «Путаница».

Выполнила: Похожельская Тоня, ученица 4 класса

Учитель: Черноярова Н.С.

Корней Иванович Чуковский известен как автор множества произведений о детях и для детей. В основном это сказки, которые носят характер ненавязчивого поучения и призывают детей к послушанию, стремлению к чистоте, гигиене, учат быть смелыми и решительными в трудных ситуациях.

«Прежде чем написать первую сказку, — пишет Чуковский, — я лет пятнадцать изучал малышей…» В результате своего исследования Чуковский установил, что речь маленького ребенка строится почти целиком на глаголах, так как дети воспринимают в первую очередь действие, а не качество предмета. Отсюда он сделал вывод: «не загромождать стихов прилагательными», а использовать глаголы. Насыщена действенными глаголами и сказка «Путаница».

Корней Иванович считал, что детские стихи должны быть игровыми. «…Почти каждую свою тему поэт, пишущий для младших дошкольников, должен воспринимать как игру»,- убеждал писатель и подтверждал свои слова ссылкой на популярные народные песенки «Ладушки», «Каравай», порожденные игрой.

Чуковский пользовался приемом олицетворения, переносил человеческие свойства на вещи, животных, насекомых: и животные, и вещи ведут себя здесь, как люди, и, как люди, наделены даром речи. Но вдруг в этом привычном сказочном мире происходит что- то не похожее даже на сказку, разрушает обычные связи и отношения. Такие сюжеты – небылицы встречаются в фольклоре многих народов. Чуковский был первым, кто стал использовать их в своих произведениях. Он даже придумал для таких стихов – шуток название «перевёртыши».

Итак, стихотворение К.И.Чуковского «Путаница». Уже в названии можно увидеть, что стихотворение весёлое, озорное, запутанное. Начало действия в сказке совпадает с первой строкой. Сама завязка — это опасность, возникающая неожиданно, как в настоящей приключенческой повести.

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим как поросята,

Движение не прекращается ни на минуту и развивается стремительно.

И коровой замычал:

Во всех волшебных сказках животные говорят человеческим голосом — так уж у них там, в волшебных сказках, принято. Но воробышек, мычащий коровой, — где это видано, где это слыхано?

Развеселившиеся зверята всё больше и больше выходят из рамок нормального поведения.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

Читатели чувствует, что это обязательно должно привести к развязке, причём не очень хорошей. Герои стихотворения – весёлые зверята, непослушные и шаловливые. Им противопоставлен Заинька – серьёзный и умный. Он уговаривает зверят вести себя правильно, но непослушные котята, утята и другие зверята и не думают прислушиваться к голосу разума. И вот кульминация произведения:

К морю синему пошли,

Море синее зажгли

Случился большой пожар. Долго испугавшиеся звери тушили море пирогами и блинами, и сушёными грибами.

А когда они справились с опасностью, началось веселье, радость и ликование.

На страницах сказок Чуковского множество сцен неудержимо бурного веселья, и нет ни одной сказки, которая не заканчивалась бы весельем.

И в «Путанице» звери тоже радуются:

Вот обрадовались звери:

Засмеялись и запели,

И мы, читатели, тоже рады, что зверята наконец – то одумались и стали вести себя правильно.

Стихотворение «Путаница» — это «перевёртыш», похожий на народную сказку своим волшебным сюжетом. В этой сказке, как и в любой другой есть положительный герой и в конце побеждает добро, благоразумие. Автор использует действенные глаголы, чтобы передать нарастающее напряжение сюжета. Сказка содержит ясное предупреждение и поучение для нас, детей, — если все будут вести себя правильно, то ничего страшного не случится.

Вместе с героями сказки мы, дети, переживаем, когда им грозит опасность, и радуемся, когда опасность исчезла. Такое предупреждение гораздо понятнее детям, чем долгие и нудные нотации взрослых.

Чуковский писал: «…Цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою… чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек — не человек». (Чуковский К. «Об этой книжке» )

По – моему, в сказке «Путаница» Корнею Ивановичу Чуковскому ненавязчиво удалось не только призвать детей к послушанию, но и «пробудить в детской душе» человечность — «способность сопереживать, сострадать, сорадоваться…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Очень подробное описание детского спектакля-сказки на английском языке по мотивам произведений К.Чуковского и песен и стихов «Матушки Гусыни». Много музыки и песен, тацевальных миниа.

Методическая разработка к уроку литературного чтения. Современные дети всё реже берут книги в руки, а игра позволяет учителю заинтересовать учеников. Данная разработка представлена презентацией с разл.

Сценарий музыкального спектакля по произведению К.Чуковского «Муха-Цокотуха» 2 «А» класс.

Презентация для начальных классов «Викторина по сказкам» посвящена творчеству К. И. Чуковского. Работа преследует цель познакомить школьников с творчеством и жизнью писателя, показать детям увлекатель.

представлена викторина для 3х классов в группе продленного дня.

для уроков внеклассного чтения, внеурочной работы.

Расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Источник

Особенности стихотворных сказок К.И. Чуковского. Малые жанры в его творчестве

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве.

Из гимназии будущего поэта исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем.

Вопросами дет­ской литературы Чуковский стал заниматься в 1907 году — как критик, заявивший о бездарности творений некоторых известных в те годы детских писательниц.

Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка «Крокодил», опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

Сказки и стихи Чуковского составляют целый ко­мический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по име­ни любимого персонажа автора). Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сю­жетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его визитной кар­точкой:

Жил да был Крокодил.

«Корнеева строфа» — это разностопный хорей, это точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл. Впрочем, автор иногда переходил и к другим стихотворным раз­мерам, резко меняя ритм и интонацию стихов.

Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм. Поэтику стихотворных сказок К. Чуковского определяет прежде всего то, что они адресованы самым маленьким. Перед автором стоит сверхзадача — доступным языком рассказать человеку, только-только вступающему в мир, о незыблемых основах бытия, категориях настолько сложных, что и взрослые люди до сих пор занимаются их толкованием. В рамках художественного мира К.Чуковского эта задача блестяще решается с помощью поэтических средств: язык детской поэзии оказывается безгранично ёмким и выразительным и в то же время хорошо знакомым и понятным каждому ребёнку. Для стихотворной речи сказок Чуковского характерна близость к разговорной, простой речи. Все это позволяет создать иллюзию разговорной речи: как будто мама и не стихи читает, а рассказывает что-то очень интересное. Такая свобода облегчает восприятие стихов на слух, делает их подвижными, живыми. Смена действий и впечатлений передается изменением ритма стихотворной речи.

Изменчивость сказочного мира — ещё одно характерное свойство поэтики сказок К. Чуковского. Исследователи отмечают, что за время развития сюжета сказочная Вселенная несколько раз «взрывается», действие принимает неожиданный оборот, картина мира меняется. Эта изменчивость проявляется и на ритмическом уровне: ритм то замедляется, то ускоряется, длинные неторопливые строчки сменяются короткими отрывистыми. В связи с этим принято говорить о «вихревой композиции» сказок К. Чуковского.

Маленький читатель легко вовлекается в этот круговорот событий, и таким образом автор даёт ему представление о динамике бытия, о подвижном, вечно меняющемся мире. Устойчивыми оказываются только этические категории, представления о добре и зле: злые герои неизменно погибают, добрые — побеждают, спасая не только отдельного персонажа, но и весь мир.

Многие художественные приемы, найденные в «Крокодиле», были использованы в дальнейшем Чуковским и в других его сказках.

«Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце»образу­ют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и пост­роены по единой схеме.

В трилогии сказок использована единая система художествен­но-речевых средств: повторы, параллелизмы, постоянные эпите­ты, уменьшительно-ласкательные формы и т.п.

«Мойдодыр» и «Федорино горе»могут считаться дилогией на тему гигиены.

Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрос­лого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль тре­бует серьезных доводов, сама же по себе она абстрактна и сомни­тельна. Чуковский верно уловил первую психологическую реак­цию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивле­ние. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Герою приходится изме­ниться — и внешне, и внутренне. Возвращение дружбы и симпа­тии, организованный в тот же час праздник чистоты — справед­ливая награда герою за исправление.

«Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной: «Скачет сито по полям, / А корыто по лугам». Автор довольно долго держит читателя в напряженном изумле­нии. Только в третьей части появляется Федора, причитая и маня сбежавшую утварь обратно. Если в «Мойдодыре» неряха — ребе­нок, то в этой сказке — бабушка. Читатель, уже усвоивший урок «Мойдодыра», может понять недостатки других, в том числе и взрослых.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»(все — 1926 год) обра­зуют свою триаду сказок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. Их последовательное расположение следует за меняю­щимся отношением к небылице или путанице. В «Чудо-дереве» небыличное превращение сулит всем радость, особенно детям. В «Путанице» веселое непослушание зверей, рыб и птиц, взду­мавших кричать чужими голосами, в конце концов грозит бедой: «А лисички / Взяли спички, / К морю синему пошли, / Море синее зажгли». «Телефон» написан от лица взрослого, уставшего от «дребедени» звонков. Сказка разворачивается чередой почти сплошных диало­гов. Телефонные собеседники — то ли дети, то ли взрослые — всякий раз ставят героя в тупик своими назойливыми просьбами, нелепыми вопросами. Маленькие читатели невольно становятся на сторону измученного героя, незаметно постигая тонкости хо­рошего воспитания.

В «Мухе-Цокотухе» спасителем выступает не рогатый жук, не больно жалящая пчела, а неведомо откуда взявшийся комар, и даже не комар, а комарик, да к тому же маленький комарик, и, чтобы его малость была еще заметней, он предстает перед нами в свете маленького фонарика:

Вдруг откуда-то летит

И в руке его горит

Неизменно повторяющийся в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной справедливости.

Источник

«Путаница» — читательский дневник по сказке К. Чуковского

Сказку «Путаница» детский писатель Корней Чуковский написал в 1924 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Корней Иванович Чуковский
Название произведения: «Путаница»
Жанр: сказка в стихах
Год написания: 1924
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Котята — зачинщики путаницы, решившие хрюкать.
Утята — поддержали котят и стали квакать.
Заинька — паинька, примерный зверь.
Лисички — сестры-поджигатели.
Крокодил — добровольный пожарный.
Кит — огромный паникер.
Бабочка — просто волшебница.

Краткое содержание и сюжет

Все началось с котят, которые вдруг раздумали мяукать и захотели хрюкать. Тогда утята заквакали, свиньи замяукали, куры стали крякать, а воробушек замычал коровой.

Даже медведь не остался в стороне и закукарекал. Только заинька вел себя хорошо, был паинькой, и даже пытался остальных зверей образумить. Он уговаривал их прекратить балаган, потому что не могут лягушата летать под облаками, а ворона не станет коровой.

Однако заиньку никто не слушал. Они только все больше веселились. Уже и рыбы стали гулять по полю, а жабы полетели в небо. Мыши поймали в мышеловку кошку, а лисички взяли спички и подожгли синее море. Море загорелось, началась паника. Кит стал кричать и звать на помощь, крокодил принялся тушить море пирогами и грибами. Побежали звери с водой: курчонки если бочонки, ерши -ковши, лягушата — ушаты.

Но как ни старались звери потушить море, пожар не утихал. Но вдруг прилетела бабочка и помазала над морем крыльями. Море и потухло.

Все звери обрадовались и снова начали лопотать по-своему: кошки замурлыкали, птицы зачирикали, мухи зажужжали, лошади заржали.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Когда котята решили хрюкать, их поддержали остальные звери. Началась страшная путаница. Только зайчик пытался всех образумить, но его никто не слушал. Лисички подожгли море и оно загорелось. Кит стал звать на помощь, и звери тушили море все вместе. Бабочка махнула крыльями и потушила море.

План пересказа

  • Предложение котят
  • Поддержка утят
  • Начинается путаница
  • Увещания зайки
  • Лисички и спички
  • Паника в море
  • Тушение моря
  • Эффект бабочки
  • Всеобщая радость

Основная мысль

Будь самим собой, не старайся казаться тем, кем ты не являешься.

Чему учит

Сказка учит веселиться, развлекаться, беззаботности и легкомыслию. Учит знать меру, не перегибать палку. Учит общими усилиями справляться с бедами.

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась эта сказка, и я одобряю поведение зверей. Иногда надо сбросить с себя накопившуюся усталость, для чего просто побаловаться. Конечно, в любом безумстве надо знать меру, и баловаться со спичками все равно было нельзя.

Источник

Читайте также:  Какие чувства испытывает человек который любит себя
Оцените статью