Радость в Господе
Один из самых популярных стихов Писания записан в книге пророка Неемии: «И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас» (Неемия 8:10).
Почему радость так важна? Потому что «радость пред Господом — подкрепление для вас!» Радость даёт силу. А сила нужна нам для того, чтобы бороться. Вы призваны «подвизаться добрым подвигом веры» (1 Тимофею 6:12). Я ощущаю, что многие люди в теле Христа устали бороться добрым подвигом веры. Им трудно бороться, потому что они утратили радость.
Возможно, вы устали бороться за ваш брак. Вам надоел ваш муж (жена). Вы думаете, что он (она) вас больше не любит, а если так, то зачем бороться за его (её) любовь. Вы готовы признать поражение.
Возможно, вам надоело быть больным и всё время уставать. Вы так давно болеете, что уже забыли, каково это – быть здоровым. Было время, когда болезнь отступила, но, похоже, она снова наступает. Вы думаете: «Какой смысл, мне нужно принять эту болезнь и учиться жить с ней. Мне никогда не поправиться».
А может быть, у вас серьезные финансовые проблемы? Прошло время, но мало что изменилось. Вы начинаете разочаровываться. Вы думаете, что вам никогда не удастся уплатить по всем счетам.
У вас могут быть проблемы с вашими детьми. Вы задаете себе вопрос: «Смогут ли они когда-нибудь исправиться?». Вы устали от их сопротивления. Вы спрашиваете: «Интересно, изменит ли их когда-нибудь Бог?»
ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ У ВСЕХ
Я знаю, как вы себя чувствуете. Будучи пастором, я постоянно встречаюсь с проблемами. Я стараюсь быть хорошим пастором. Я учу Слову, консультирую по поводу разных ситуаций, навещаю больных и т.д. Но, должен сказать, что всегда есть люди, которым не нравится то, что я делаю. Они жалуются:
«Я не наполняюсь духовно». «Пастор не проведал меня в больнице». «У пастора не было времени поговорить со мной, когда мне было это так необходимо». «Люди в церкви недружелюбны». «В церкви никому до меня нет дела».
После всего этого, мне часто хочется сдаться: «Какой смысл пытаться быть хорошим пастором. Люди этого не ценят». Мне хочется сказать: «Забудь о них!» Конечно же, это говорит моя плоть, а не сердце.
Сердце моё говорит: «Они не знают, что делают. Они сами себя расстраивают. Они не хотят меня обидеть. Я буду радоваться». Именно это нам и нужно делать: Радоваться!
РАДУЙТЕСЬ ВСЕГДА
В Филиппийцам 4:4 сказано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» . Как часто вы должны радоваться? Ответ: Всегда! Вы должны радоваться всегда, потому что радость очень легко потерять. Вы не можете использовать радость, которая была у вас вчера. Радость может дать вам силу только тогда, когда вы её постоянно обновляете.
Вы не можете использовать радость, которая была у вас вчера. Радость может дать вам силу только тогда, когда вы её постоянно обновляете.
Радость, которая была у вас на прошлой неделе, не сможет дать вам силу сегодня. Радость даст вам силу сегодня, только если у вас она сегодня есть. Именно поэтому так важно радоваться всегда!
Вы можете сказать: «Ну, мне сегодня не до радости». Но Бог не сказал: «Радуйтесь только тогда, когда вы хотите радоваться». Нет! Он сказал: «Всегда радуйтесь!» Бог, несомненно, знает, что вы не всегда хотите радоваться. Но вам нужно радоваться всегда для того, чтобы у вас была сила бороться.
В Иакова 1:2 сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» . Великая радость – это не счастье. Если углубиться в происхождение слова счастье, то оно буквально означает «выпавшая человеку хорошая доля, благоприятный жребий». Другими словами, счастье – это выпавший случай. Следовательно, счастье основано на том, что случается или происходит. Если происходит что-то хорошее, мы счастливы. Однако Бог говорит нам о том, что великая радость происходит даже во времена тяжелых испытаний — даже когда отказывают тормоза, когда болеют дети, когда вас увольняют с работы или когда ваш муж (жена) в плохом настроении.
Поэтому запомните, когда вы радуетесь, вы побеждаете искушения (проблемы).
Почему апостол Иаков считает, что впадать в искушения – это великая радость? Потому что радость дает нам силы, чтобы бороться с искушениями, а если вы поборите искушения, вы победите. Иаков продолжает: «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (ст. 4). Иаков имел в виду «побеждать искушения», а не «принимать искушения». Поэтому запомните, когда вы радуетесь, вы побеждаете искушения (проблемы).
НО И ТОГДА Я БУДУ РАДОВАТЬСЯ
Мне нравится стих из Аввакума 3:17:
«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах…» (Похоже, у него были проблемы.) Посмотрите, что сказано в следующем стихе:
Обратите внимание, он не собирается смириться со своими проблемами, а что-то с ними сделать.
Он говорит: «но и тогда я буду РАДОВАТЬСЯ О ГОСПОДЕ И ВЕСЕЛИТЬСЯ О БОГЕ СПАСЕНИЯ МОЕГО» (ст. 18).
Он собирается РАДОВАТЬСЯ, потому что «Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (ст. 19).
Аввакум не собирался оставаться побежденным. Возможно, он выглядел побежденным, но он собирался таким оставаться. Можно быть побежденным, а можно быть победителем. Разница в вашем отношении.
Благодарное сердце поможет вам быть победителем. Именно такое отношение было у пророка. Ничего хорошего не происходило в его жизни – ни плодов, ни урожая, ни овец, ни рогатого скота, но он продолжал радоваться.
Говоря современным языком, Аввакум мог сказать: «Хотя бы в моём холодильнике не было продуктов, а на счету не было денег, хотя бы моё физическое состояние ухудшалось, а боль становилась сильнее, хотя бы мои дети были наркоманами, а моя жена не ценила бы меня, то и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего».
Какими бы ни были обстоятельства, вы можете радоваться!
Но и тогда я буду РАДОВАТЬСЯ О ГОСПОДЕ И ВЕСЕЛИТЬСЯ О БОГЕ СПАСЕНИЯ МОЕГО.
ИСТОЧНИКИ СПАСЕНИЯ
Давайте посмотрим еще на один стих из Писания: «Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. И В РАДОСТИ БУДЕТЕ ПОЧЕРПАТЬ ВОДУ ИЗ ИСТОЧНИКОВ СПАСЕНИЯ» (Исайя 12:2-3).
Вы знаете о том, что есть источники спасения? (Обратите внимание слово источники использовано во множественном числе) Когда вы получили спасение, вы унаследовали множество источников. Каждый источник наполнен уникальным благословением:
Один источник называется: ИСЦЕЛЕНИЕ, другой: УСПЕХ ОТ БОГА, третий: ЗДРАВЫЙ УМ. Есть даже источник с названием: ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Чем больше вы смотрите на унаследованные вами источники, тем больше радуется ваше сердце.
Обратите внимание, Писание говорит, что вы в радости будете черпать из источников спасения. А для того чтобы черпать из источников, вам нужна сила. Не имея силы, вы не сможете черпать из источников. Поэтому пророк Исайя говорит: «в радости будете почерпать воду из источников спасения» . Для того чтобы черпать из источников исцеления, успеха, благоразумия и восстановления семейных отношений, нужна радость. Без неё вы не сможете ничего черпать из этих прекрасных источников.
Радость помогает вам оставаться сильным и дает возможность черпать из источников спасения.
Возможно, вы болеете. Но помните, что Бог дал вам источник исцеления. Но, только имея радость, вы сможете черпать из этого источника. Так что хоть вы и больны, продолжайте радоваться.
А может, вашу жизнь накрыла бедность? Имея радость, вы сможете черпать из источника под названием «успех от Бога».
Вы также можете испытывать страх, беспокойство и депрессию. И здесь вам поможет источник под названием «здравый ум», но снова-таки, если будете это делать с радостью!
Не расстраивайтесь. Не сдавайтесь.
Дьявол может атаковать вас (в конце концов, не зря его называют князем века сего), но у него нет власти украсть у вас радость. Радость – это духовная сила, которая находится внутри вашего человеческого духа. Сатана может посягать на ваше тело, финансы и семью, как мы знаем из книги Иова, но он не может касаться вашего духа. Ваш дух находится для него вне досягаемости. А поскольку он не может достать до вашего духа, он не может отнять у вас радость.
Сатана не может украсть вашу радость, потому что она является частью вашего духовного мира. Если вы утратили вашу радость, так это только потому, что вы сами её отдали. Но если вы будете хранить вашу радость, сатана вынужден будет пропустить к вам предназначенные для вас благословения.
Источник
Библия Онлайн
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с не желаемыми вещами, которые делают нас пассивными, печальными и утруждают нас. Даруем вам 19 стихов о радости, что помогут вам как можно быстрее выйти из страданий и жить в радости с Богом каждый день!
«Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает» ( Притч. 15:13).
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22)
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 фес. 5:16-18).
«Утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12 ).
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4 ).
«(15-11) Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс. 16:11).
«Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24).
«Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1 Петр. 1:8).
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11).
«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
Бог говорит: «Мир в сердце человека, в котором нет места Богу, покрыт мраком, безнадежен и пуст. И поэтому появилось много социологов, историков, политиков, предлагающих социологические теории, теории эволюции человека и другие теории, которые противоречат истине о том, что Бог создал человека, чтобы заполнить разум и сердце человека. Таким образом, тех, кто верит, что все создано Богом, становится все меньше, а тех, кто верит в теорию эволюции человека, — все больше. Все больше людей относятся к упоминаниям о работе Бога и Его словах во время Ветхозаветного периода, как к мифам и легендам. В сердце своем люди становятся безразличны к достоинству и величию Бога, к убеждению о том, что Бог существует и владычествует надо всем. Выживание человечества и судьба стран и народов больше для них не важна. Человечество живет в пустом мире, озабоченном лишь тем, чтобы есть, пить и развлекаться… Мало кто решается узнать, где Бог выполняет Свою работу сегодня, как Он главенствует и устраивает будущее человека. Таким образом, человеческая цивилизация неосознанно становится еще более неспособной удовлетворить желания человека, и многие люди чувствуют, что, живя в таком мире, они менее счастливы, чем те, которых уже нет. Даже люди из бывших цивилизованных стран жалуются на это. Как бы правители и социологи ни ломали свои головы для сохранения человеческой цивилизации, если нет руководства Бога, это все бесполезно. Никто не может заполнить пустоты в сердце человека, так как никто не может стать жизнью человека, и никакая социальная теория не избавит человека от пустоты, от которой он страдает. Наука, знания, свобода, демократия, отдых, комфорт – все это лишь временная передышка. Даже с этими вещами человек неизбежно будет грешить и оплакивать несправедливость общества. Эти вещи не могут ослабить человеческое стремление и желание исследовать. Так как человек был создан Богом, бессмысленные жертвы и исследования человека могут привести только к еще большему огорчению. Человек будет существовать в постоянном страхе, не будет знать, как смотреть в будущее человечества или как идти тем путем, который лежит перед ним. Человек начнет бояться даже науки и знания, бояться еще больше чувства пустоты внутри него. Живешь ли ты в свободной стране или в стране, не соблюдающей человеческие права, в этом мире ты абсолютно не сможешь избежать судьбы человечества. Будь ты правителем или управляемым, ты никак не сможешь избавиться от желания исследовать судьбу, загадки и будущее человечества. И тем более тебе не удастся избежать обескураживающего чувства пустоты. Такие явления, обычные для всего человечества, социологи называют социальными явлениями, и пока нет таких великих людей, которые могут решить данные проблемы. В конце концов, человек – это просто человек. Положение и жизнь Бога не сможет заменить никто из людей. Человечество не просто нуждается в справедливом обществе, где каждый накормлен, свободен и имеет равные с другими права, оно также нуждается в спасении и Божьем обеспечении жизни. Только когда человек получает спасение Бога, когда Бог предоставляет ему жизнь, тогда нужды человека, его желание исследовать и духовная пустота могут быть удовлетворены».
Источник
«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости
Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.
Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.
Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.
В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ).
Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис. 35:10 ).
С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ).
Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»1
Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» ( Ин. 11:15 ). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:11 ).
И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ).
Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин. 16:20 ).
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна»2.
Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» ( Мф. 25:21 ). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В другом месте он указывает радость как «плод духа» ( Гал. 5:22 ).
Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль»3.
Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ).
Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств»4.
Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12:10 )…
Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби»5.
Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ) со словами «блаженны плачущие» ( Мф. 5:4 )? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость»6.
Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем»7.
Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего»8.
Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.
Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» ( Иов. 20:5 )
Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые»9.
Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное»10.
Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее»11.
В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он»12.
Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу»13.
Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие»14.
О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу»15.
Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” ( Пс. 95:11–13 )… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин. 16:22 )»16.
Примечания:
1 Андрей Критский, святитель. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
2 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 79 (1).
3 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к римлянам. 22:1.
4 Иустин (Попович), преподобный. Толкование на 1‑е Послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. 5.
5 Василий Великий, святитель. Беседа 4.
6 Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 737.
7 Антоний Великий, преподобный. Послание братиям, обитающим повсюду. 5.
8 Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 550.
9 Августин Иппонийский, блаженный. О том, как оглашать людей необразованных. 8.
10 Василий Великий, святитель. Беседа 4.
11 Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. 2: 4.
12 Повествование о действиях сердечной молитвы старца Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским. 1: 10.
13 Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и молитве. 5.
14 Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и двух образах молитвы. 10.
15 Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 33.
16 Григорий Неокесарийский, святитель. Беседа 1 на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1.
Источник