Радость печаль гнев страх брезгливость

« Головоломка »

Жанр: комедия, семейный

Мультфильм « Головоломка » — смотреть онлайн бесплатно:

Райли с родителями проживает в небольшом городе. Девочка ходит в школу, проводит время с близкими друзьями, играет в хоккей. Поведение героини определяют пять базовых эмоций, главной из которых является Радость. Редко Райли даёт волю другим четырём эмоциям – Печали, Гневу, Брезгливости и Страху. Поэтому жизнь девочки безоблачна, а воспоминания в виде симпатичных хрустальных шариков – позитивные.

Но вот происходят перемены. Отец сообщает, что семье предстоит переезд в более шумный город Сан-Франциско. Райли понимает, что придётся бросить прежнюю школу, друзей, хоккейные тренировки и обживаться на новом месте. Радость пытается проконтролировать ситуацию в голове девочки, однако Печаль вместе с другими эмоциями начинает суетиться, что приводит к негативным последствиям. Возникает настоящая головоломка!

Из-за стресса Райли ссорится с родителями, не может завести себе друзей в новой школе, от неё не в восторге учителя. Вдобавок новый дом далеко не такой уютный, как старое жильё. А тем временем в голове девочки происходят серьёзные перемены: Радость и Печаль случайно сваливаются в долговременную память, оставляя три другие эмоции управлять мозговым центром. Страх, Гнев и Брезгливость начинают попеременно проявляться, что обеспечивает девочке кучу неприятностей.

Райли больше всего хочет вернуться в старый дом. Она втайне от родителей собирается обратно в Миннесоту, несмотря на старания мамы и папы помочь ей. А тем временем Радость и Печаль пытаются вернуться в мозговой центр. Им нужно успеть до того момента, когда девочка допустит роковую ошибку и обратного пути назад уже не будет!

Источник

Чему нас учит мультфильм «Головоломка»

Терапевтичный мульт

«Головоломка» (в оригинале — Inside Out) — мультфильм об эмоциях.

Радость, Гнев, Страх, Брезгливость и Печаль — главные герои мультфильма, эмоции, которые «живут» внутри психики девочки Райли. Каждый норовит управлять пультом, чтобы руководить поведением девочки. Также каждая эмоция влияет на окраску воспоминаний, которые формируют опыт и личность ребенка в целом.

По ходу мультфильма, семья Райли переезжает в другой город и все идет наперекосяк — реальность не соответствует ожиданиям ребенка. Казалось бы, ей должно быть Печально: другой дом, город, рядом нет друзей, другая школа, родители нервничают, стресса хоть куда (еще и пицца паршивая). Но Печаль не пускают к пульту. Радость, неформальный лидер эмоций, боится, что Печаль «испортит» новый жизненный опыт Райли (что она с переменным успехом и делает).

Чему может научить мультфильм (вывод)

Вывод я помещу сразу сюда. А дальше будут идти спойлеры с психологическими комментариями.

Художественное решение, в котором каждая эмоция — отдельный персонаж, можно использовать самому — просто представлять свои эмоции, как человечков (любых, не обязательно из фильма). Отличное психологическое упражнение.

Можно дать имена своим эмоциям, придумать форму, цвет, запах, вкус или звук, или все сразу (кому как удобно — спорю, что кто-то видит свои эмоции и чувства как схемы или формулы).

Такое моделирование эмоций поможет вам в их идентификации. Это отличный инструмент для людей, которые часто вообще не понимают, что они чувствуют. Что-то чувствую, а что — непонятно, объяснить не могу (этот феномен называют алекситимией).

Можно не только представить, но даже нарисовать свои эмоции. Рекомендую руководствоваться базовым списком психолога Пола Экмана:

Подозреваю, что моделирование, представление своих эмоций — незаменимая игра для детей, которым трудно справиться со своими чувствами, а еще труднее их внятно выразить (внятно — чтобы было понятно взрослым). Кстати, поэтому психологи используют в работе с детьми разного рода игры — это позволяет увидеть их актуальное состояние. Словами же лучше изъясняются уже взрослые невротики (:

Например, разозленный ребенок, может сказать, что сейчас Гнев (как персонаж из мультика) за пультом, поэтому он (ребенок) зол.

Зачем? Такая идентификация эмоций учит нас:

  • чувствовать и переживать эмоции, не уходить от них;
  • не задавливать свои чувства;
  • осознавать свои чувства и эмоции!

Когда вы осознаете свое эмоциональное состояние, вы перестаете быть его рабом. Учитесь спонтанности и осознанности, вместо импульсивности или «эмоциональной тупости» (тут уж кто к чему склонен).

Такое вот упражнение. Пользуйтесь на здоровье.

Спойлеры

Эмоции (особенно Радость) боятся, что Печаль сделает только хуже. На деле они не дают ребенку проявить это чувство, погрустить и «выплакать» стресс. Конфликт Печали и Радости доходит до того, что они обе «выпадают» из психики Райли. Из-за этого девочка ведет себя непредсказуемо — все чаще за пультом оказывается Гнев или Брезгливость, а Страх «дежурит» во время крайне тревожных снов. Ценности рушатся (те самые падающие замки/заводы), что грозит разрушением личности окончательно.

Гнев, Страх и Брезгливость захватывают пульт и приводят девочку к нерациональному решению — сбежать от родителей.

Читайте также:  Что чувствует самолет при падении самолета

После череды приключений Печаль дают встать за пульт управление Райли. И девочки плачет, делится с родителями своим состоянием. Вопреки переживаниям других эмоций, становится не хуже, а только лучше. Печаль выражена: она не отрицается, не задавливается и не гипертрофируется. Она является как есть, как здоровая и естественная эмоция.

В семье и в душе Райли наступает согласие.

А воспоминания и другие элементы, формирующие опыт и личность (те самые шарики) становятся разноцветными. Это означает, что чувства Райли стали сложными . Как и полагается при взрослении. Череда одноцветных шариков в начале фильма — верный признак инфантилизма, нормального в детстве, но не во взрослости. Благодаря переживанию объективного стресса и здоровому выражению своих чувств, Райли стала взрослеть и перешла на новую ступень — подростковый возраст. Жаль только, что, похоже, об этом не будет полнометражного мультфильма.

Сергей Кононенко, клинический психолог.

Источник

Татьяна Шередеко
Психологический ресурс

+7(926)0136836

Психика изнутри. «Головоломка»: удачи и провалы

«Никогда не гадали, глядя на человека, что там у него в голове?»– начинается трейлер. Конечно, гадали!
И не только про другого, но и про себя.
И не только мы с вами, но еще и множество философов, психологов, биологов.
И не только гадали, но и исследовали.

По миру шагает первая полнометражная экранизация структуры психики – мультфильм Inside Out, в русском переводе «Головоломка». Понятно, что такие культурные явления формируют мифологию, которая зачастую очень прочно входит в привычные представления. Так что интересно поговорить о том, в чем авторы и психологическая наука и практика совпадают (хотя бы частично), а в чем – совсем нет.

Сначала об удачах «Головоломки»
[тут начинается спойлер, так что если вы еще не видели мультик, самое время прекратить читать]

Есть такие психические явления, в которых каждый из нас узнает себя. Что из них взяли авторы этого мультфильма?
— Эмоции – всем знакомы переживания тех пяти отобранных эмоций, которые показаны в «Головоломке»: радости, печали, гнева, страха, брезгливости (отвращения).
— Множество голосов, назовем их так – еще психологи их зовут субличности, разные Я, векторы, внутренние структуры, матрицы, каждая из которых обеспечивает выживание своими способами. И чем их больше, тем сложнее внутренний мир. Разные эмоции – это психофизиологические паттерны, рисунки нейронных связей, которые становятся все более наезженной колеей. Во многом они обусловлены генетически.
— Стресс при смене привычного – переезд семьи героев в другой город и трудности в связи с ним как травмирующий опыт для девочки, которая не была готова с этим справиться, а близкие не помогли.
— Здоровые привязанности – к родителям, к дому, к подруге. Абсолютное большинство людей знают об этом по своему опыту переживания отношений и их завершения.
— Ведущая роль одной внутренней части в каждый момент – в мультике это эмоции. Чаще всего у руля стоит Радость у девочки, Печаль у мамы и Гнев у папы. С таким очевидным главенством одной структуры не все психологи согласятся, но на практике в каждое мгновенье одна внутренняя часть часто заметно активнее проявляется.
— Выпадения внимания по типу ухода от реальности – как это было на «хоккей» у папы или мечты-сожаления о бразильском летчике у мамы.
— Внутренние конфликты – здесь они показаны как конфликты эмоций у пульта управления, очень зрелищно.
— Конфликты в семье – тоже знакомое многим явление. Механика этого процесса изнутри довольно точно отражает, как эмоции одного подогревают эмоции другого, и результат по шкале взаимопонимания стремится даже не к нулю, а к отрицательным значениям.
— Образы эмоций девочки и ее родителей – все мамины похожи на маму, а папины – на папу. У девочки же эмоции наиболее отличаются друг от друга. Например, по половому признаку – Страх и Гнев мужского пола, а Радость, Брезгливость, Печаль – женского. Возможно, я додумываю, но это особенно интересно как метафора освоения эмоций. Родители уже эмоции о-свои-ли (сделали своими, на себя похожими), девочка же пока нет. (Возможно в этих образах есть намеки на тему полоролевой идентичности, но эта тема не раскрывается в мультике, не буду множить сущности.)
— Воспоминания и их воспроизведение – такой опыт есть у каждого.
— Базовые воспоминания – не все психологи считают, что такие первичные составляющие опыта есть, но в согласии с этой идеей точно находятся и перинатальная, и трансперсональная психология. Гипотеза заключается в том, что на базовые воспоминания как на основу собирается снежный ком нашего опыта. И если слепить искривленный изначальный, то так на него и будет наматываться криво.
— Образ мыслей как поездов – мы мыслим с помощью речи, то есть обычно это происходит последовательно. Этот процесс действительно похож на поезда со множеством вагонов (об инсайтах-озарениях умолчу, в фильме их нет; больше не буду упоминать о том, что могло бы быть, но не вошло в сценарий, здесь в этом не вижу смысла).
— Фантазии – например, такой результат работы воображения, как выдуманный друг Бинго-Бонго и страна воображения во внутреннем мире.
— Страхи как конкретные закрепленные личные образы – у девочки это ужасный большой клоун, частый герой американских фильмов про зомби и ужастиков.
— Навязчиво крутящиеся в голове песни/слова/мелодии – вроде рекламной песенки «Мята плюс лайм» у Райли.
— Бессознательное и его граница – конечно, вся картина бессознательного сложена из разрозненных темных сторон, да и охранники какие-то слишком беспомощные, но главное достоинство в том, что бессознательное в принципе представлено. Тюрьма психики под охраной психических защит и довольно прочные границы-ворота.
— Субдепрессивное состояние – подавленность без потери физической активности. Вот что происходило с девочкой Райли, когда «пропали» в долговременных воспоминаниях Радость и Печаль и снизилась общая чувствительность.
— Идея фикс или сверхценная идея – такой была идея уехать обратно, завладевшая на время девочкой. Райли считала, что следуя ей можно вернуть состояние внутреннего благополучия.
— Ценности – здесь значимые вещи в жизни Райли – это рядоположенные «острова», которые претерпевают за время показанных событий огромную трансформацию.
— Собственно трансформация, внутренние изменения – особенно интересно было показать именно такой кризисный период, когда разрушается что-то внутри, а какие-то новые структуры появляются и выстраиваются.
— Проживание или переживание чувств – проживание Грусти было ключиком к состоянию закрытости девочки. Позволить себе грустить, побыть в этом, понять, что она скучает, страдает – все это помогло Райли в сложной ситуации. По-моему, это проживание и есть самая большая ценность фильма.

Читайте также:  Обои рабочий стол депрессия

Все эти феномены в той или иной форме описаны в психологии. Их появление в массовом сознании отрадно. В магазинах появятся игрушки, раскраски и прочие вещи с Радостью, Печалью, Гневом, Отвращением, Страхом. Именно эти чувства получили свою официальную прописку в коллективном бессознательном. Именно их люди станут различать и называть лучше всех остальных. Что ж, пусть так. Это гораздо лучше, чем предыдущий самый распространенный вариант в ответ на вопрос о переживаемых чувствах давать оценку: «Что ты сейчас чувствуешь?» – «Нормально всё», «Хорошо», «Более-менее» и т.п.


Провальные или антинаучные идеи

1. Состав эмоций
Сразу бросается в глаза, особенно психологу, что эмоций лишь пять. Режиссер в интервью говорит, что они встречали варианты от 3х до 27. Выбор состоялся: радость, печаль, страх, гнев, отвращение.
Я пользуюсь десятками описаний эмоциональных состояний. Безусловно, какие-то из них можно объединить. Например, словно на одной оси лежат волнение, тревога, испуг, страх, паника, ужас. Или на другой – раздражение, недовольство, злость, гнев, ярость. Но некоторые качественно иные эмоции отсутствуют.
Как авторы умудрились избавиться, например, от вины и стыда?! От этих универсальных способов социализации, принятых в нашей культуре. С большой натяжкой еще можно предположить, что у девочки такое счастливое детство, что их еще не было. Хотя вряд ли, уже одиннадцать лет все-таки. Но родители…
Кроме того, канули в Лету и удивление, и презрение, и интерес, и горе, и удовольствие, и сомнение… Количество базовых эмоций, как показывает «Головоломка», ровно пять у всех от мала до велика и от человека до кошки. Это момент очень спорный.

Собственно, развитие эмоциональной сферы в мультфильме заключается в том, что эмоции усложняются путем их соединения. Итогом выхода из внутреннего кризиса у девочки стало появление более сложных эмоциональных состояний. Опыт стал записываться с помощью так называемых составных эмоций. Из пяти начальных. Например, такими составными некоторые психологи считают обиду, зависть, разочарование, ревность и др.

2. Рождение как начало появления эмоций
Неверно. Зафиксировано, что уже в период внутриутробной жизни ребенок испытывает и удовольствие, и неудовольствие. Малыш внутри мамы и улыбается, и проявляет признаки страдания.

3. Кто рулит
Мультфильм прочно закрепляет идею, что рулят нами эмоции. Разум в расчет вообще не берется. Вы видели в мультфильме рациональное начало? Вот и я нет.
Отражено ли как-то состояние спокойствия, внутреннего равновесия, устойчивости? Ни единого следа.
А где рефлексия, самосознание, внутренний наблюдатель?
Забыты также и воля, и самоконтроль. Кто осуществляет эмоциональную регуляцию? Похоже, сила эмоций. Кто из них сильнее, тот жмет на кнопку и затмевает сознание.
Где же место принятия решений? Процесс мышления вообще сводится лишь к поездам в одну сторону из непонятного места к эмоциям.

4. Структурно-динамическая модель психики
Конечно, внутренний мир в «Головоломке» – это модель психики с некоторыми структурами, какой-то их динамикой и взаимодействием. В психологии есть несколько довольно распространенных моделей. Например, проникнувшая уже прочно в культуру психоаналитическая модель. Или модель транзактного анализа с его Внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым. Или модели когнитивистов (Д. Канемана, У. Найссера), показывающие процесс восприятия и внимания. Или модели поведения от Павлова-Уотсона до П.К. Анохина. Или нейропсихологическая модель А.Р. Лурии о работе мозга. Или… Вобщем, возьмем любую. Ни одна модель не стала основой мультфильма. И получилась каша «Дружба», соберуха.
Психоаналитики плачут. Бессознательное есть, а где две остальные части модели психики по Фрейду – Эго и Супер-Эго? Ну, допустим Эго – это и есть поле эмоций, а где же законодательная часть, наше Супер-Эго, вместилище всех «надо» и «долженствований», «что такое хорошо и что такое плохо»?
Когда мы с Мариной Шматковой вели «Психологический театр», она как режиссер рассказывала (и мы воплощали) то, что каждый персонаж – даже тот, кто появляется на сцене один раз на пару секунд – имеет свою историю, переживания не только настоящего момента, но и всего того, что его сюда привело. За показываемым всегда стоит гораздо больше, продуманный внятный мир событий и внутренних процессов. О мире «Головоломки» сложилось впечатление, что модель психики сляпана на коленке. Связи между разными частями не только не видны, но даже и не подразумеваются. Эта непродуманность слишком очевидна.
Видимо, они выбрали показать такую идею – внутри все довольно сложно, но как именно не очень понятно.

Читайте также:  Как избавится от ненужных чувств

5. Долговременная память
Ее в мультике называют длительная. Трудности перевода. Ну, это мелочь. Устройство памяти в мультфильме таково, что процессы тотального забывания могут коснуться того, с чем девочка долгое время взаимодействовала. Например, ее выдуманного друга слоника Бинго-Бонго. Это неверно. Самый слезовыделительный момент фильма – исчезновение этого слоника в помойке забвения – это ересь. Забыть напрочь то, что попало в долговременную память, можно только при различных повреждениях мозга или под действием атрофических процессов. При черепно-мозговой травме или в старости, например. Да и то при старении воспоминания детства как раз выходят на первый план, а более поздние подвержены забыванию. Кратковременная память и собственно переход из нее в долговременную (очень важный процесс!) вообще не отражены.

6. Воспоминания
Представление, что наш опыт хранится в хронологической последовательности и помещен в шары-воспоминания, похожие на кинопленки в архиве, опровергнуто экспериментально. Мы не можем взять и снова увидеть тот же самый опыт. Каждый раз мы вспоминаем немного иначе. Если коротко, то при распаковке воспоминание изменяется нашим актуальным сейчас.

7. Ценностная структура
«Острова» Райли, которые называли сторонами личности, были независимы друг от друга. Никакой иерархии, никаких взаимосвязей между ними. Это совершенно неправдоподобно. Ибо то, что значимо для нас, в нашем внутреннем мире находится друг с другом в ясных или сложных связях. В каждой ситуации они соподчинены, и вся эта система динамична.

8. Эмоции – отдельные личности
Задача «Головоломки» сохранить чистоту проявлений каждой эмоций оказалась слишком сложна. Ведь они не просто эмоции, они еще и герои мультфильма. Поэтому Радость и огорчается, и сомневается, и недовольна. Не говоря уже о том, что она думает!

9. Формирование личности
Когда я искала картинку для этой статьи, то нашла ту, что наверху. На ней нарисована связь «Головоломки» и маршмеллоу теста, испытания детей на выдержку, когда им дают одну зефирку и велят не есть ее некоторое время. Ребенку сообщают, что если не съесть, то дадут еще одну. Этот тест очень интересно, мучительно и забавно проходят дети в возрасте около 3-4х лет. Почему? Потому что в более раннем возрасте дилемма перед ребенком не стоит. Привлекательность вкусняшки настолько велика, что социального запрета и отсроченного будущего с его наградой попросту нет, оно неактуально, зато есть зовущий кусок зефира: «Съешь меня». Ребенок его съедает при первой же возможности. Без каких-либо сомнений и угрызений совести.

В возрасте около 4х лет происходит, по А.Н. Леонтьеву, первое рождение личности, появляется соподчиненность мотивов и отсрочка удовлетворения естественных потребностей. После того, как это волевое новообразование сформировалось, для ребенка уже не составляет большого труда подождать возвращения взрослого с дополнительной зефиркой. Если до того поведение было реактивным, то после оно становится управляемым, самоуправляемым.
Так вот Райли одиннадцать. А где структуры, сдерживающие эмоции и управляющие ими? Их нет.

10. Трансляция эмоций в семье
Главные эмоции в семье Райли такие: у папы это Гнев, у мамы – Печаль, Райли невероятно везет в такой ситуации – она до 11 лет сохраняет ведущей эмоцию Радости. Остается только удивляться, как удалось преимущественно печально-гневным родителям вырастить столько радости в дочери. Почти нереально.
Можно сказать, это солнечное детство кончилось прямо при нас. У взрослых в «Головоломке» много дел, забот; они не живут радостно. В конце мультика посещают грустные мысли: «Райли тоже вырастет и станет печально-гневным взрослым? Этот эпизод выхода из кризиса – и есть начало пути к такой взрослости?»

После “Головоломки” очень захотелось придумать альтернативную модель психики, которую можно было бы показать с помощью анимации. И наверняка не только мне. Скорее всего, появятся новые произведения культуры, создающие мифологию о психических процессах. С удовольствием бы с этом поучаствовала!

А как вам этот мультфильм? Понравился? Был ценен? Чем именно?

Источник

Оцените статью