Как мне отблагодарить Всевышнего за радостное событие в жизни?
Если в жизни человека происходит какое-то радостное событие, или человек обретает благо или он спасается от беды, то в этом случае следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху, ибо если человек воздает хвалу, то он получает ещё больше благ от Всевышнего Аллаха, как Он в Коране сказал:
لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِى لَشَدِيدٌ
(смысл): «Если будете благодарны за Мои блага, я преумножу для вас эти блага. А если будете неблагодарны за блага Мои (то есть если будете отрицать их и скроете их, то) поистине, наказание Моё – сурово» – то есть Аллах лишит их этих благ и накажет за отрицание и неблагодарность за эти блага. (сура Ибрахим, 7; «Тафсир Ибн Касир»)
Что касается земного поклона в знак благодарности Всевышнему Аллаху (суджуд шукри), то от Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم إذا جاء الشئ يُسَرُّ بِهِ خَرَّ سَاجِدًا شُكْرًا لِلَّهِ تَعَالَى
«Получив какое-либо радостное известие, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в тот же момент совершал земной поклон». (Абу Давуд, Тирмизи)
Совершение суджуд шукри является желательным, когда человек получает радостную весть, когда Всевышний Аллах даёт ему благодать или в других подобных случаях.
Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет об этом следующее:
«Суджуд шукри не входит в намаз (то есть его не делают в ходе совершения намаза). Суджуд шукри желательно делать, когда человек получает ни’мат (благодать) от Всевышнего Аллаха, или когда он спасается от какой-то беды, или когда он видит человека, которого постигла беда, или человека, совершающего грех. Также желательно показать совершение суджуд шукри грешнику и скрыть его от того человека, которого постигла беда. Суджуд шукри совершают таким же образом, как и суджуд ат-тилава (земной поклон чтения Корана)».
Как совершают суджуд ат-тилава, Имам Ан-Навави описывает в той же книге следующим образом:
«Тому, кто совершает суджуд ат-тилава вне намаза, первым делом следует намереваться совершить суджуд ат-тилава, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить суджуд точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар», и дает салям.
Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе, также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего суджуд ат-тилава (также и суджуд шукри) является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза».
(«Минхадж ат-талибин»; Глава саджда ат-тилава)
Как мы поняли из вышеприведённого текста из книги «Минхадж ат-талибин», суджуд ат-тилава совершают как во время намаза, так и вне его, но, в отличие от суджуд ат-тилава, суджуд шукри в ходе намаза не совершают.
В книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) единогласны в том, что запрещается совершать суджуд шукри в ходе намаза, более того, если человек совершит его таким образом (в ходе намаза), то его намаз однозначно нарушается».
Имам Аль-Байхаки и другие передают, что Абу Бакр Ас-Сиддик и Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) также совершали суджуд шукри, а то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда не совершал суджуд шукри, они объясняют тем, что он этим желал показать необязательность его совершения, или в это время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился на минбаре и ему было неудобно совершать суджуд в таком положении.
Кроме этого, благодарить Всевышнего за радость можно, раздав садака, совершив желательный намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху. В той же книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Если человек, получивший благодать и спасшийся от бед, раздаст садака или совершит намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху, это считается благородным поступком. Подразумевается, что он делает все это и при этом совершает и суджуд шукри».
Также выразить благодарность Всевышнему Аллаху можно при помощи различных дуа и славословия. Самой лучшей формой восхваления Всевышнего Аллаха учёные считают:
الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده
«Алхамду ли-Ллахи хамдан ювафи ни’маху ва юкафиу мазидаху»
«Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которого было бы достаточно в благодарность за все Его блага, которыми Он меня наделил, и за те блага, которыми наделит в будущем».
Некоторые учёные также утверждают, что лучшим видом восхваления являются слова:
الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم
«Аль-хамду ли-Ллахи би-джами’и махамидихи куллиха ма ’алимту минха вама лям а’лям ’адада халькихи куллихим ма ’алимту минхум ва ма лям а’лям».
«Хвала Аллаху всеми видами восхваления, теми, которые я знаю и не знаю, в количестве, равном всем Его созданиям, о которых мне ведомо и неведомо».
Также передаётся и другая формула, которым воздаётся хвала Всевышнему Аллаху:
يَا رَبِّ لَكَ الْحَمْدُ كَمَا يَنْبَغِى لِجَلاَلِ وَجْهِكَ وَلِعَظِيمِ سُلْطَانِكَ
«Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника»
«О мой Господь! Хвала Тебе в той степени, которая соответствует Твоему великолепию и величию Твоей власти».
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал:
أن عبدا من عباد الله قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك ولعظيم سلطانك فعضلت بالملكين فلم يدريا كيف يكتبانها فصعدا إلى السماء وقالا يا ربنا إن عبدك قد قال مقالة لا ندري كيف نكتبها، قال الله عز وجل وهو أعلم بما قال عبده: ماذا قال عبدي قالا: يا رب إنه قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك وعظيم سلطانك، فقال الله عز وجل لهما: اكتباها كما قال عبدي حتى يلقاني فأجزيه بها
«Один человек из числа рабов Аллаха произнес: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли азыми султаника». И эти слова утомили обоих ангелов, и они не знали, как записать их. Затем эти ангелы поднялись на небеса и сказали Аллаху: «О наш Господь, поистине, один из Твоих рабов произнёс такие слова, которые затрудняют нас, нам неизвестно, как их записать». Всевышний Аллах спросил у них, зная лучше них о том, что произнес Его раб: «Что же сказал Мой раб?» Они ответили: «О наш Господь, он произнёс: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника»». Тогда Всевышний Аллах сказал им: «Записывайте эти слова так, как и произносил их Мой раб, до тех пор, пока он не встретится со мной, чтобы я вознаградил его за них». (Ибн Маджа)
Подытоживая все изложенное, можно сделать вывод, что если мы желаем поблагодарить Всевышнего Аллаха и обрести его довольство, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их, нам надо как можно чаще и больше воздавать ему хвалу, произносить эти слова, раздавать садака, совершать намазы и делать земные поклоны по каждому соответствующему случаю.
Источник
Как проявляется милость Бога?
Милость Создателя безгранична. Она сопровождает нас всю нашу жизнь. Мы даже можем не задумываться, что что-то является милостью Творца к нам.
Так в чём же проявляется милость Аллаха?
Пророки и Посланники (мир им).
Божественная милость проявляется в отправлении народам лучших людей, носителей добра и блага, Пророков и Посланников, ниспослание которых является милостью и наставлением для всех. В Священном Коране было сказано в отношении Пророка Мухаммада ﷺ :
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
(смысл): «И Мы послали тебя (о Мухаммад) только как милость для миров». (сура Аль-Анбияъ: 107)
В чём именно заключается «милость для миров»? Она заключена в обучении, наставлении, направлении, в сохранении религиозных и мирских благ. Ведь Посланник Аллаха ﷺ является примером, образцом в проявлении милосердия, даже в отношении к противникам и врагам.
Приведём некоторые эпизоды из его жизни
Одним из ярких примеров проявления милости является событие, произошедшее в день взятия Мекки. Как мы знаем, Посланник Аллаха ﷺ , будучи в Мекке, перенёс множество разных тягот: угнетения, издевательства, потерю близких и, в конце концов, изгнание со своей родины.
Спустя годы Посланник Аллаха ﷺ вступает на землю Мекки с многочисленным войском, и город был без борьбы завоёван. Мекканцы ожидали от него мести и расправы. Ведь они притесняли его разными способами.
Пророк ﷺ обратился к собравшимся мекканцам: «Как вы думаете, как я с вами поступлю?», они ответили, что хорошо поступит, ведь он щедрый брат и сын щедрого брата. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اذهبوا فأنتم الطلقاء
«Идите своей дорогой, вы свободны». (Табари, Байхаки)
Приведём другой случай
Однажды сподвижники попросили Пророка ﷺ проклясть многобожников. На что он ответил:
إني لم أبعث لعانا ، وإنما بعثت رحمة
«Я не был послан как проклинающий, я был послан как милость». (Муслим)
Ещё одна история
Как-то раз сподвижники обратились к Пророку ﷺ : «О Посланник Аллаха, племя Давс ослушалось и взбунтовалось, помолись Аллаху наслать на них проклятие».
Это означало, что если Пророк ﷺ помолится, то это племя погибнет, так как Всевышний не откажет его мольбе. Посланник Аллаха ﷺ взмолился:
اللهم اهد دوسا وائت بهم
«О Аллах, направь племя Давс на правильный путь и приведи их сюда ко мне». (Бухари, 4392; Муслим, 2524)
В будущем этот народ принял Ислам и уверовал во Всевышнего.
Такую просьбу сподвижники, ревнители Ислама высказали по причине своей слабости и немощности совместить в себе ревность и милость. Ведь это великий уровень, на коем находились Пророки (мир им).
Когда в Священном Коране встречаются аяты о милости и наказании, то можно заметить, как Всевышний по отношению к Своим рабам в большинстве случаев использует слова милости, жалости, мягкости. Рассмотрим один из таких аятов:
نَبِّىءْ عِبَادِي أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ ، وَأَنَّ عَذَابِي هُوَ الْعَذَابُ الأَلِيمَ
(смысл): «Возвести Моим рабам, что, воистину, Я – Прощающий, Милостивый. Но наказание Моё – наказание мучительное». (сура Аль-Хиджр: 49-50)
Обратите внимание на первое слово نَبِّىءْ (возвести) – это слово используется для подготовки человека к хорошей вести. Далее عِبَادِي (Моим рабам) – Всевышний отнёс рабов к Себе, снискивая любовь к ним, как это встречается неоднократно в Священном Коране.
Затем Всевышний добавил أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ (воистину, Я – Прощающий, Милостивый). В этом отрезке используется метод словесного усиления, указывающий на милость и прощение Творца.
А когда же речь пошла о наказании, то этот метод не был использован. Было сказано وَأَنَّ عَذَابِي هُوَ الْعَذَابُ الأَلِيمَ (но наказание Моё – наказание мучительное). Всевышний не сказал وَأَنِّي أَنَا الْمُعَذِّبُ أَوِ الْمُنْتَقِمُ (воистину, Я – Наказывающий, Мстящий). То есть выражение аятов наказания в таком виде тоже усиливает значение милости.
Вселенная
Милость Творца проявляется также и во Вселенной, в том, какой порядок и устои установлены в ней – полностью пригодные для жизни и при соблюдении которых человек будет находиться в гармонии, обретёт милость и счастье, как это можно заметить в отношениях человека со своим братом, или же родителей – со своими детьми, при которых между ними присутствует любовь и мягкость, или в отношении между супругами, а также в отношениях старшего с младшим. Ведь в людей изначально вложены жалость и любовь к младшим.
Один праведник рассказывает историю, как он однажды совершал намаз под предводительством имама в Мекке. Он боялся, что его намаз не будет принят из-за слабой веры. Затем он услышал плач ребенка. Он подумал, что ребенок потерялся, не найдя мать. Его сердце сжалось из-за этого дитя. И он мысленно воззвал ко Всевышнему, дабы Он смилостивился над ним из-за его жалости к ребёнку, даже если он ничего не сделал для него.
Также мы можем увидеть проявление милости Аллаха к животным. Вы видели, как птица высиживает своих птенцов, какую нежность и заботу она проявляет к ним?
Кролик выщипывает у себя пух из области брюшка, дабы выстлать им постель и устроить покрывало для своих детёнышей. Это тоже одно из проявлений милости Аллаха.
Милость Всевышнего подобна обильным и щедрым дарам. Их не удержать, не перечесть, не ограничить. Есть виды милости, о которых мы знаем, и есть те, о которых мы не ведаем. В Коране говорится:
فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاء بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
(смысл): «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали». (сура Ас-Саджда: 17)
Также милость выражается в виде божественной защиты и сохранении человека. Об этом говорится в следующем аяте:
لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ
(смысл): «К каждому человеку приставлены ангелы, следующие впереди и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха». (сура Ар-Ра‘д:11)
Как милость Создателя выражается в виде даров, также выражается предотвращения. Если Всевышний предотвратил, запретил, отказал своему рабу в чём-то, то в этом сокрыта мудрость Аллаха.
Возможно, Всевышний уберёг его от зла, которая ожидала его вслед за этой вещью. И поэтому предотвратил. И поэтому хвала и благодарность Всевышнему за Его дары, и хвала и благодарность Всевышнему за эти предотвращения.
О тот, кто лишился богатства, красивой девушки или должности, помни же, что мудрость и милость Создателя лучше для тебя, чем твоё стремление и желание. Если же ты не достиг желаемого, то уповай на Творца.
Бывают такие ситуации, когда человек отрёкся от Всевышнего, совершает плохие поступки и мерзости, но из-за постигшей его болезни он обращается к Аллаху. И в этом случае Аллах проявляет Свою милость к этому человеку, так как в итоге он направил своё сердце к Создателю.
Даже если человек, проведший всю свою жизнь в забвении и наслаждениях, которыми Бог недоволен, в конце концов взывает к Господу из-за боязни, унижения, болезни или беспомощности, то и в таком положении Всевышний готов его принять, Он открывает ему Свои врата, дарует ему сладость веры, которая является наилучшим подарком, на котором человек завершает свой жизненный путь. Как же велика и безгранична милость Аллаха!
Ахират
Одним из проявлений милости является то, что будет происходить в Ахирате, суд над рабами, решение, в Рай они отправятся или в Ад. Всевышний в Коране сказал:
وَإِذَا الْجَحِيمُ سُعِّرَتْ ، وَإِذَا الْجَنَّةُ أُزْلِفَتْ
(смысл): «Когда Ад будет разожжён, когда Рай будет приближен». (сура Ат-Таквир: 12-13)
В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится:
تحاجت النار والجنة ، فقالت النار : أوثرت بالمتكبرين والمتجبرين . وقالت الجنة : فما لي لا يدخلني إلا ضعفاء الناس وسقطهم وعجزهم . فقال الله للجنة : أنت رحمتي أرحم بك من أشاء من عبادي ، وقال للنار : أنت عذابي أعذب بك من أشاء من عبادي
«Ад и Рай вступили в спор. Ад сказал: «Я получил в наследство великих гордецов и тиранов«. Тогда Рай сказал: «Ну, что же это такое. В меня входят только одни беззащитные, слабые и немощные люди «. Тогда Аллах сказал, обращаясь к Раю: «Ты всего лишь милость Моя: Я дарую тебя тому из рабов Моих, кому желаю «. А Аду Он сказал: «Ты всего лишь наказание Моё. Я наказываю тобою, кого пожелаю из рабов Моих«». (Бухари, 4850; Муслим, 2846)
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن الله يقول لأهل الجنة : يا أهل الجنة ! فيقولون : لبيك ربنا وسعديك والخير في يديك ! فيقول : هل رضيتم ؟ فيقولون : وما لنا لا نرضى يا رب ، وقد أعطيتنا ما لم تعط أحدا من خلقك ؟! فيقول : ألا أعطيكم أفضل من ذلك ؟ فيقولون : يا رب ، وأي شيء أفضل من ذلك ؟ فيقول : أحل عليكم رضواني ، فلا أسخط عليكم بعده أبدا
«Всевышний Аллах обратится к обитателям Рая: «О обитатели Рая«, – и они скажут: «Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, а всё благо у Тебя«. Тогда Он спросит их: «Довольны ли вы?«, – и они скажут: «Как мы можем быть недовольны, о Господь наш, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих созданий«. Тогда Он скажет: «Поистине, Я дарую вам и то, что лучше этого«. Они спросят: «О Господь наш, а что же лучше этого? «, – и Он скажет: «Я ниспошлю вам Своё довольство, и после этого уже никогда не буду гневаться на вас». (Бухари, 6549; Муслим, 2829)
Задумайтесь о безграничной милости Создателя, которую Он проявляет к уверовавшим в Него рабам, поселяет их в прекрасный Рай со всеми его благами, дарами, красотами, радостями для глаз и сердец и даже лицезрением Всевышнего.
И поэтому Всевышний призывает нас в Священном Коране:
قلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
(смысл): «Скажи (о Мухаммад): «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершали грехи), не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью, какими бы они ни были. Ведь, поистине, Он – Прощающий, Милостивый«». (Сура Аз-Зумар: 53)
Обратите внимание, как Всевышний, ни в ком и ни в чём не нуждающийся, говорит нам, которые зависимы от Него: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха».
Одним из лучших методов призыва к истине является донесение до них слов о величайшей божественной милости, о том, что Всевышний открывает врата надежды и желаний, чтобы человек не отчаивался, не терял надежды.
Удивительные слова сказал Умар бин Абдул-Азиз (да будет доволен им Аллах): «О Аллах, если я не способен донести до людей Твою милость, то Твоя милость способна дойти до меня, ведь Твоя милость охватывает всё, а я один из них, так охвати и меня Своей милостью, о самый Милостивый!».
Суфьян бын Уяйнат (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ад был создан как милость, дабы устрашить им рабов».
Учёные утверждают, что Шариат основан на милости в предписаниях и запретах, в воздаяниях и наказаниях, в дозволенности и недопустимости.
О тот, Кто известен Своей милостью в отношении к рабам, не отдаляй нас от Своей милости, не поручай нас никому, помимо Тебя, не наказывай нас за наши грехи, не позорь нас за наши упущения!
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Источник