Психология каждого человека уникальна. Однако всех из нас можно условно разделить на два больших лагеря. Одни искренне радуются успехам своих близких и друзей и печалятся вместе с ними из-за неудач. Другие же злорадствуют провалам. Причем последняя эмоция бывает очень сложной. Психологи попытались объяснить природу ее возникновения и раскрыли секрет, почему некоторые люди радуются чужим промахам.
Язвить и злорадствовать может каждый. Гораздо сложнее протянуть человеку руку помощи и предложить свою поддержку. Здесь одного воспитания мало. Необходим стойкий и практически железный характер. Психологи посчитали, что многие злорадствуют неудачам других людей именно из-за чувства конкуренции. Они всячески пытаются выделиться хотя бы в собственных глазах. В итоге такие личности пытаются гиперболизировать чужие недостатки и промахи, полностью нивелируя свои.
Еще одна причина появления столь сложного и многообразного чувства. Да, злорадство и некоторое наслаждение из-за чужих промахов или ошибок возникает из-за чувства справедливости. Людей, полностью довольных своим нынешним положением, единицы. При этом ощущение обделенности возникает не из-за банальной зависти. Оно формируется именно из-за того, что человек начинает считать себя незаслуженно забытым самой судьбой, а кого-то — вознагражденным. В результате такой сложной гаммы чувств и формируется неподдельная радость при малейших промахах ближнего.
Естественно, свою лепту вносит и природная агрессия человека. Почему же злорадство возникает в этом случае? Дело в том, что чей-либо промах формирует у некоторых людей ложное чувство слабости потенциальной «жертвы».
Еще одна характерная причина злорадства. Средства массовой информации, наполненные жестокостью и пошлостью, дегуманизируют человека. У многих из нас возникает ощущение, что другие люди не испытывают того же спектра эмоций и чувств, какой испытываем мы сами. В ряде случаев подобное заблуждение носит гиперболизированный вид. Например, часто дегуманизация проявляется при расовых, этнических или религиозных конфликтах.
Конечно, к теме злорадства дегуманизация относится лишь опосредованно. Вот только ее влияние усиливается с каждым годом. Люди постепенно становятся более эгоистичными и злыми. Они начинают считать, что никто, кроме них самих, не может испытывать весь спектр положительных ощущений.
Еще один возможный вариант появления злорадства. Зависть — вполне нормальное и естественное чувство человека. Однако у некоторых людей оно носит гиперболизированный вид. Из-за этого и происходит постепенное усиление собственных положительных эмоций при каком-либо промахе другого человека.
Столь большой базис возник прежде всего из-за того, что психологи не смогли до конца раскрыть точность термина «злорадство». Например, с немецкого языка его можно дословно перевести как «радость от вреда». Причем к этому чувству примешивается и двойственное мнение. Одни люди считают его недостойным. Другие же полагают, что ощущать злорадство вполне нормально.
Ученые также задались вопросом о влиянии воспитания на формирование и вероятность возникновения подобных чувств. Здесь их эксперименты проходили непосредственно на восьмимесячных малышах. Перед детьми изобразили небольшое кукольное представление. Малыши начали тянуться к марионеткам, выказывающим исключительно положительное поведение и помогающим другим куклам. При этом дети пытались ударить тех марионеток, которым во время представления досталась антисоциальная роль. Все это позволило ученым прийти к выводу, что у человека даже на ранней стадии его развития формируется ощущение социальной справедливости. Если есть положительные чувства, значит, будут и отрицательные. Без этого, как говорится, никуда. От родительского воспитания зависит только то, какую модель поведения в будущем изберет ребенок и какие чувства будут в нем превалировать.
На самом деле человеческие эмоции имеют очень сложную и глубокую природу. Разобраться в психологии личности бывает невероятно трудно. Иногда мы и сами не знаем, почем действуем тем или иным образом в какой-либо ситуации.
Источник
Зависть — разрушительное чувство. Причем оно вредит не только самому человеку, но и тем, кто его окружает. Согласитесь, неприятно осознавать, что в вашем окружении находится кто-то, кто желает вам зла, а ваши успехи воспринимает как личную трагедию. Распознать завистника можно по нескольким признаком.
Между откровенностью и неприкрытой грубостью очень тонкая грань. Завистник не упускает возможности в какой-то неприятной форме прокомментировать вашу внешность или работу, прикрываясь честностью и искренностью. Мол друзья всегда говорят правду. Если вы на постоянно слышите от кого-то обидные комментарии в свой адрес, будьте уверены, что человек вам завидует. Ему становится хорошо от того, что вам больно. А честность — это лишь прикрытие агрессии.
Завистливый человек питается чужими несчастьями и неудачами. Такие люди могут сколько угодно надевать на себя маску сочувствия, но невольная ухмылка выдаст их с потрохами. Они даже своим успехам не радуются так, как чужим проблемам. Можно сказать, что завистники — это энергетические вампиры, которые буквально питаются чужими несчастьями.
Для завистника не так важно самому добиться успеха. Для него важно, чтобы другие не поднялись на вершину. Поэтому, если в вашей жизни случится что-то хорошее, такой человек не сможет искренне разделить вашу радость. В его словах и жестах вы почувствуете раздражение и злобу.
Завистники часто прячутся под маской дружелюбия. Но, если честно, это притворство удается им не очень хорошо. Их дружба наигранная и неискренняя. Они нередко переигрывают в своих попытках показать свою благосклонность окружающим. На самом же деле, в их словах и действиях явно просматривается лицемерие и недоброжелательность.
Тот, кого завистник сделал своей жертвой, будет постоянно подвергаться саркастическим высказываниям и жестким шуточкам с его стороны. Завистнику хочется, чтобы окружающие недолюбливали этого человека. Поэтому он постоянно пытается поднять его на смех и поставить в неловкую ситуацию.
Завистник живет в состоянии постоянной конкуренции. Он постоянно сравнивает себя с теми, кто лучше и успешнее. Он стремится им подражать, пытается побить их рекорды. Можно сказать, что у такого человека нет собственного «Я». Он сознательно делает себя тенью других людей.
Завистник не желает признавать чужого превосходства, а также не хочет, чтобы другие люди чувствовали себя на высоте. Поэтому, что бы вы не сделали, каких бы высоких результатов вы не добились, завистник всегда будет пытаться обесценить ваши достижения. Он будет убеждать вас в том, что вы гораздо хуже других, а то, чем вы занимаетесь, — никому ненужная ерунда.
Завистливый человек хочет быть лучше других, но, как правило, слишком ленив, чтобы чего-то добиваться. Поэтому он предпочитает преувеличивать собственные достоинства и достижения. Он говорит о них на каждом шагу.
Источник
Замечали ли вы за собой, что подчас радуетесь неудачам и провалам других людей? Откуда берется это чувство? Ведь даже маленькие дети радуются чужим неудачам. Оказывается, злорадство связано с дегуманизацией. Вот как это работает: результаты специальных экспериментов.
Человек способен испытывать богатую гамму разных чувств. Как достойных, так и не очень. Среди последних можно выделить чувство, которое называется «радость от вреда». Это особое удовольствие, которое нам доставляют несчастья других. Знакомо? Признайтесь! Нам нравится видеть, как летит в пропасть карьера звезды, когда попадает в тюрьму давно разыскиваемый герой криминальной хроники, когда вылетает из финала футбольная команда соперников.
Как идентифицировать эту эмоцию? Она рождается в настолько богатом ситуационном диапазоне, что кажется невероятно сложным подвести ее под единую основу.
У злорадства нет общепринятого толкования. Одни убеждены, что эту эмоцию уместно рассматривать в плане социального сравнения, и акцентируют внимание на взаимодействии зависти/негодования со злорадством. Другие привязывают данную эмоцию к правосудию, справедливости (вроде того, что страдалец получил по заслугам).
Расхождения в определении злорадства говорят о его многоликости, каждая из его сторон может иметь разное происхождение.
Имеются доказательства того, что ещё в раннем детском возрасте мы начинаем испытывать чувство злорадства.
Вот пример. Дети четырех лет принимают чью-то неудачу (падение в грязную лужу или на скользком льду) тем более забавной, если указанный человек перед этим каким-то образом навредил им, например, отобрал игрушки, обидел, побил.
Специалисты пришли к выводу, что малыши двух лет, завидующие сверстникам, приходят в неописуемый восторг, если с этими ровесниками случаются неприятности. А в возрасте семи лет ребёнок более удовлетворён победой в игре, если его соперник в данном случае проиграл, чем когда они выиграли вместе.
В 2013 году было проведено интересное исследование, в рамках которого специалисты работали с девятимесячными младенцами. Учёные предоставили тем наблюдать, как «ведут себя» друг с другом куклы. Одни куклы «получали удовольствие» от видов еды, которые нравились младенцам, у других кукол вкусы были другими. Далее одни куклы начали «обижать» других. И вот тут оказалось, что малыши предпочли, чтоб страдали те куклы, которые не разделяют их вкусовых пристрастий, а не те, которым нравилась та же пища, что и испытуемым деткам.
Описанные выше исследования говорят нам, что злорадство — сложная эмоция, глубоко укоренившаяся в нашей природе. Но возможно ли свести всё великое множество видов злорадства к одному общему знаменателю? В итоге возникла мысль рассматривать злорадство как форму дегуманизации. Что такое дегуманизация? Это изображение и рассмотрение любого субъекта как того, кто человеком не является.
У большинства из нас само слово «дегуманизация» связано с чем-то негативным. Мы в связи с этим представляем себе худший сценарий: абсолютное отрицание чьей-то человечности. Чтобы было понятным, можно вызвать в себе ассоциацию с застенками, войнами и расистскими проявлениями. Так «работает», по нашему мнению, дегуманизация.
Но это не совсем так. Психологи сумели доказать, что мы, считая людьми представителей «своей» группы, одновременно — неявным путём — отрицаем человечность тех людей, которые пребывают вне нашей условной группы.
Имеется предположение, что человек ведет себя следующим образом: чем большее сочувствие он испытывает по отношению к кому-то другому, тем меньше окажется вероятность того, что №1 (назовем его так) почувствует злорадство, когда №2 будет испытывать страдание.
Испытать злорадство, направленное в чью-то сторону – им может быть соперник, враг, чужак, преступник – возможно, если этого человека так или иначе дегуманизировать. Лишь в этом случае проблемы и горести страдальца подарят удовлетворение кому-то.
Взаимосвязь между чувством злорадства и дегуманизацией может вызвать сомнения, тем более, что злорадство (как мы поняли) – достаточно универсальная эмоция. Но дегуманизация имеет место в нашем мышлении намного чаще, чем принято считать. И, скорее всего, именно она кроется за удовольствием, которое мы получаем, становясь свидетелями чьей-то неудачи.опубликовано econet.ru.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник